Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 8




1. Основные черты в главные направления средневековой философии.

2. Законы развития.

 

В первом вопросе следует определить такие понятия как теоцентризм, креационизм, теодицея, провиденциализм, откровение, телеологизм, эсхатология и др., характеризующие учение о боге (теологию) и понятия, раскрывающие место философии как служанки богословия на этапе патристики (1) и схоластики (2), а также обоснование догматов веры (I) и спор номиналистов и реалистов о природе универсалий (II). Указать ведущих представителей двух направлений схоластики – номинализма и реализма.

Второй вопрос включает рассмотрение трех законов развития (диалектики). Необходимо сформулировать содержание каждого закона: закона диалектического синтеза (закон отрицания отрицания), закон перехода количества в качество, закон диалектической противоречивости (закон единства и борьбы противоположностей). Характеристика первого закона предполагает анализ категории отрицания и диалектическое отрицание, классификацию различных типов отрицания: по характеру действия – деструктивные (разрушительные) и конструктивные (созидательные). Далее описать типы конструктивного отрицания: прогрессивные, регрессивные и нейтральные отрицания, а также виды прогрессивного отрицания: отрицание-трансформация, отрицание-снятие и отрицание-синтез.

Во втором вопросе нужно обосновать содержание закона перехода количества в качество в силу обусловленности количества качеством. Ввести категории свойство, качество, количество, мера, скачок. Различить скачки по формам движения материи, по времени протекания, по количеству систем, подсистем, включенных в скачок, по отношению к главной стороне сущности предметов, по их роли в развитии.

Затем необходимо доказать всеобщность закона единства и борьбы противоположностей; определить понятия противоположность, противоречие, развитие, самодвижение, единого и борьба; структурировать развитие противоречия (гармония, дисгармония, конфликт). Следует охарактеризовать единство и борьбу противоположностей как главную движущую силу развития и классифицировать основные типы противоречия (общедиалектические и специфически-диалектические), с их последующим делением: общедиалектические подразделить на внешние и внутренние, а специфически-диалектические на противоречия материальных систем (предметные противоречия) и диалектические противоречия познания. В подтипе специфически-диалектических противоречий можно выделить виды противоречий по другому основанию: по формам движения материи и по структурным уровням ее организации. Особо рассмотреть противоречия в обществе; определить понятие антагонистическое противоречие; конструктивное и деструктивное противоречия.

В заключении сделать вывод о диалектическом взаимодействии трех законов диалектики: закон единства и борьбы противоположностей, характеризующего источник развития, закона взаимного перехода количественных и качественных изменений, отражающего механизм, способ развития и закон отрицания отрицания, отражающего характер и форму прогрессивно направленных изменений.

Литература

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учеб. – 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2010. – С. 376 – 394; С.537-564.

2. Введение в философию. Учебное пособие для вузов/Авт. колл. Фролов И.Т. и др.- 4-е изд., пераб. и доп. - М.: Культурная революция, Республика 2007.- С.58-68.

 

3. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: учебник для вузов. – Изд. 5-е, перераб. и доп. – М.: Логос, 2010. – С.61-81.

4. Философия: учебник / под. общ. ред. В.В.Миронова. – М.: Норма, 2009.- С.53-71.

5. Философия: учебник / под. ред. В.Н.Лавриненко. – 5-е изд., пераб. и доп. -М.: Издательство Юрайт; Высшее образование, 2009.- С.47-63; С. 285-295.

 

3. Выберите правильный вариант теста:

1. Устойчивая система взглядов на мир, убеждений, представлений, верований человека, определяющих выбор определенной жизненной позиции, отношения к миру и другим людям, - это:

а) мировоззрение

б) миропонимание

в) мировосприятие

г) мироощущение

д) впечатление

2. В чем особенности философской картины мира?

а) является образом геологической действительности

б) является образом биологической действительности

в) дает целостный образ мира

г) дает социально-историческую картину

д) отражает мир с помощью различных форм сверхъестественного

3. Для Платона мир нереальный и недействительный – это мир:

а) первоматерии

б) эйдосов

в) представлений

г) мира идей

д) множества конкретных предметов

4. Аристотель относится к направлению:

а) материалистический монизм

б) дуализм

в) идеалистический монизм

г) плюрализм

д) идеализм

5. Определяющее значение для формирования философии нового времени имело:

а) развитие протестанизма как нового направления мирового христианства

б) становления абсолютной монархии

в) подъем народного и революционного движения

г) формирования наук, в первую очередь, естественных

д) секуляризации религий

6. По Канту, предмет и явления в мире, данные в восприятии, для познающего субъекта есть:

а) феномен

б) вещь в себе

в) ноумен

г) интеллектуальный синтез

д) сущее

7. Онтология как раздел философского знания – наука о всеобщем, в истории философии не называлась:

а) первая философия

б) метафизика

в) эпистемология

г) объективная логика

д) учение о сущем

8. Философию В.Соловьева называют философией:

а) отрицательного всеединства

б) абсолютного всеединства

в) положительного всеединства

г) относительного всеединства

д) объективного всеединства

9. Высшую ценность Н.Бердяев видел в:

«правильных законах» и справедливости

а) вере в Бога и любви

в) красоте

г) свободе личности и творчестве

д) поиске истины

е) добре

10. Бытие - это философская категория для обозначения:

а) всего существующего

б) общественной жизни

в) природы

г) материальной реальности

д) духовной реальности

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 389; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.