КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Учебные цели. Практическое занятие № 4
Актуальность темы. Практическое занятие № 4 Тип Споровики (Sporozoa, Apicomplexa). Класс Кокцидиеобразные (Coccidiomorpha). Отряд Кровяные споровики (Haemosporidia). Тип Книдоспоридии (Cnidosporidia) и Микроспоридии (Microsporidia).
Представители типа Sporozoa являются паразитами всех животных, начиная от простейших и заканчивая хордовыми, в т. ч. человека. Цикл развития споровиков обеспечивается переносчиками (беспозвоночными и позвоночными животными). Малярия, возбудители которой относятся к типу Sporozoa, является природноочаговым трансмиссивным заболеванием. Природно-климатические факторы Республики Башкортостан благоприятны для распространения малярии. Многие виды слизистых споровиков являются причиной массовой гибели рыб. Некоторые микроспоридии (Nosema bombycis)) ведут к массовой гибели гусениц тутового шелкопряда, вызывая болезнь, называемую пебриной. Другой вид того же рода – N. аpis вызывает «диарею» пчел, который тоже обычно завершается их гибелью. За последние годы проводятся интересные и перспективные работы, цель которых – разработка методов массового заражения микроспоридиями вредных насекомых – вредителей сельского хозяйства.
· изучить систематическое положение, географическое распространение, морфофизиологическую характеристику и медицинское значение представителей отряда Кровяные споровики (Haemosporidia); · знать способы диагностики, меры общественной и личной профилактики малярии; · изучить общую характеристику, особенности: морфологического строения, жизненных циклов и паразитизма представителей типов Книдоспоридии и Микроспоридии
В результате освоения темы занятия студенты должны уметь: ü отличать мазок крови здорового человека от больного малярией; ü на основании обнаруженных стадий развития малярийного плазмодия в эритроцитах крови человека определять вид возбудителя малярии.
Для формирования умения студенты должны знать: ü характерные черты организации типа Sporozoa; ü строение и циклы развития малярийных плазмодиев (Plasmodium vivax, Plasmodium malaria, Plasmodium falciparum, Plasmodium ovale); ü лабораторную диагностику и профилактику малярии.
3. Вопросы для самоподготовки к освоению данной темы: 1) Классификация и общая характеристика отряда Кровяные споровики (Haemosporidia). 2) Систематическое положение, строение и географическое распространение малярийного плазмодия. 3) Виды малярийных плазмодиев, паразитирующих в организме человека. 4) Малярия как трансмиссивное природно-очаговое заболевание: цикл развития малярийного плазмодия. 5) Патогенное действие и симптоматика малярии в зависимости от стадии жизненного цикла возбудителя. 6) Лабораторная диагностика, меры общественной и личной профилактики малярии. 7) Успехи борьбы с малярией в СССР и задачи противомалярийной службы на современном этапе. 8) Общая характеристика, классификация и особенности: морфологического строения, жизненных циклов и паразитизма представителей типов Книдоспоридии и Микроспоридии.
4. Вид занятия: лабораторно-практическое 5. Продолжительность занятия: 3 часа (135 минут). 6. Оснащение: 6. 1. Дидактический материал: видеофильм «Паразиты человека», мультимедийные атласы, таблицы, схемы, рисунки, учебные пособия, наборы контролирующих тестов по теме. 6. 2. Технические средства обучения: ноутбук, мультимедийный проектор, микроскопы. 6. 3. Микропрепарат: стадии эритроцитарной шизогонии малярийного плазмодия в толстой капле крови (Pl. vivax и Pl. falciparum). 6. 4. Микропрепарат: Кокцидии, Pl. vivax в мазке крови человека, больного малярией.
7. Содержание занятия: 7. 1. Контроль исходного уровня знаний и умений: Письменный ответ: задание № 6(6 – 9)нас. 22 – 23 (Практикум по зоологии беспозвоночных: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /В.А.Шапкин, З.И.Тюмасева, И.В.Машкова, Е.В.Гуськова. – 2-е изд., испр. –М.: Издательский центр «Академия», 2005).
7. 2. Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия. Проведение устного опроса, решение ситуационных задач. Вопросы для обсуждения на с. 23 (Практикум по зоологии беспозвоночных: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /В.А.Шапкин, З.И.Тюмасева, И.В.Машкова, Е.В. Гуськова. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2005).
7. 3. Демонстрация преподавателем методики практических приемов по данной теме. Преподаватель знакомит студентов с планом и методикой проведения практической работы.
7. 4. Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя. 7. 4. 1. Изучить по таблицам цикл развития малярийного плазмодия.
7. 4. 2. Изучить по таблицам и зарисовать: 1) Малярийный плазмодий в эритроцитах человека (толстая капля крови) а) Plasmodium vivax (№ 10) б) Plasmodium falciparum (№ 11)
2) Рассмотреть по таблице и зарисовать (схематично) стадии жизненного цикла малярийного плазмодия – возбудителя 3-х дневной малярии. 7. 4. 3. Заполнить таблицу № 3 «Сходства и различия стадий жизненного цикла трех представителей класса Споровики» на стр. 22 (Практикум по зоологии беспозвоночных: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /В.А. Шапкин, З.И.Тюмасева, И.В.Машкова, Е.В. Гуськова. – 2-е изд., испр. –М.: Издательский центр «Академия», 2005).
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 489; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |