КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Учебные цели. Практическое занятие № 5
Актуальность темы. Практическое занятие № 5 Тип Инфузории, или Ресничные (Ciliоphora). Класс Ресничные инфузории (Ciliata). Класс Сосущие инфузории (Sucoria). Филогения подцарства Простейшие (Protozoa). К этому обширному классу (свыше 6000 видов) относятся простейшие, органеллами движения которых служат реснички, присутствующие обычно в большом количестве. Свободноживущие инфузории встречаются как в пресных водах, так и в морях. Они играют заметную роль в пищевых цепях водоема как пожиратели бактерий и некоторых водорослей. В свою очередь они служат пищей многим беспозвоночным, а также только что вылупившимся из икринок малькам рыб. В определенные периоды жизни мальков инфузории составляют основу их питания. Паразитические инфузории весьма много и они многообразны. Имеются многочисленные виды инфузорий, паразитирующие на рыбах. В толстом кишечнике человека очень редко паразитирует равноресничная инфузория Balantidium coli, вызывающая тяжелую форму колита, который излечивается с трудом. · изучить общую характеристику типа Инфузории, или Ресничные (Ciliophora). · морфофизиологическую характеристику и медицинское значение представителей классов Ресничные инфузории (Ciliata) и Сосущие инфузории (Suctoria). · Ознакомиться с методами лабораторной диагностики и мерами общественной и личной профилактики балантидиаза.
В результате освоения темы студент должен уметь: ü дифференцировать патогенных для человека представителей класса Ciliata, возбудителя балантидиаза; ü определятьтрофозоит балантидия на временном микропрепарате с каплей содержимого кишечника лягушки.
Для формирования умений студент должен знать: ü характеристику и классификацию типа Инфузории, или Ресничные (Ciliophora); ü морфологию и жизненный цикл патогенных для человека представителей типа Ciliophora;, лабораторную диагностику балантидиаза.
3. Вопросы для самоподготовки к освоению данной темы: 1) Общая характеристика и классификация типа Инфузории, или Ресничные (Ciliophora). 2) Общая характеристика и классификация классов Ресничные инфузории (Ciliata) и Сосущие инфузории (Suctoria). 3) Способы и формы размножения инфузорий. 4) Экология свободноживущих и паразитических инфузорий. 5) Систематическое положение, морфология клетки, географическое распространение, жизненный цикл, способы инвазии и патогенное действие Balantidium coli. 6) Симптоматика и лабораторная диагностика и профилактика балантидиаза. 7) Филогения подцарства Простейшие (Protozoa). 4. Вид занятия: лабораторно-практическое. 5. Продолжительность занятия: 3 часа (135 минут). 6. Оснащение: 6. 1. Дидактический материал: электронный учебник «Атлас по медицинской паразитологии», таблицы. 6. 2. Технические средства обучения: ноутбук, мультимедийный проектор, микроскопы. 6. 3. Микропрепарат: парамеция 7. Содержание занятия: 7. 1. Контроль исходного уровня знаний и умений: Письменный ответ: задание № 9 нас. 30 – 31 (Практикум по зоологии беспозвоночных: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /В.А. Шапкин, З.И. Тюмасева, И.В. Машкова, Е.В. Гуськова. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2005).
7.2. Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия. Проведение устного опроса, решение ситуационных задач. Вопросы для обсуждения на с. 31 (Практикум по зоологии беспозвоночных: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /В.А.Шапкин, З.И.Тюмасева, И.В.Машкова, Е.В. Гуськова. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2005).
7.3. Демонстрация преподавателем методики практических приемов по данной теме. Преподаватель знакомит студентов с планом и методикой проведения практической работы.
7. 4. Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя. 7. 4. 1. Изучить по таблицам и слайдам строение и стадии развития Balantidium coli. 7. 4. 2. Изучить под малым и большим увеличениях светового микроскопа парамеций, убитых йодом. 7. 4. 3. Изучить по таблицам и зарисовать в альбоме Balantidium coli: 1) Вегетативная форма балантидия ( Balantidium coli) Обозначить: 1 – оболочку 2 – цитоплазму 3 – цитостом 4 – цитофаринкс 5 – макронуклеус 6 – микронуклеус 7 – заглоченные бактерии 8 – пищеварительную вакуоль 9 – заглоченный эритроцит
2) Зарисовать микропрепарат:парамеция Обозначить: 1 – оболочку 2 – цитоплазму 3 – цитостом 4 – цитофаринкс 5 – макронуклеус 6 – микронуклеус 7 – заглоченные бактерии 8 – пищеварительную вакуоль 7. 4. 4. Заполнить таблицу № 4 «Некоторые экологические особенности инфузорий» на стр. 30 (Практикум по зоологии беспозвоночных: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /В.А. Шапкин, З.И.Тюмасева, И.В.Машкова, Е.В. Гуськова. -2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2005).
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 550; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |