Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учебные цели. Практическое занятие № 10




Актуальность темы.

Практическое занятие № 10

Класс Сосальщики (Trematoda). Медицинское значение представителей класса Trematoda.

Возбудители трематодозов – биогельминтозов характеризуются сложным развитием с участием двух, а иногда и трех различных животных, поэтому биогельминтозы могут распространяться лишь в тех географических зонах, где имеются соответствующие виды промежуточных и дополнительных хозяев. Следовательно, профилактика трематодозов должна опираться на результаты изучения особенностей их эпидемиологии в каждой природно-климатической зоне. Поэтому знание особенностей морфологии, цикла развития, локализации в человеке и патогенного воздействия является необходимым для диагностики и эффективного лечения трематодозов.

 

· изучить морфофункциональные особенности сосальщиков, связанные с эндопаразитическим образом жизни

· изучить особенности циклов развития, путей инвазии, патогенного действия сосальщиков: печеночного, кошачьего, легочного, ланцетовидного, кровяных

· изучить основы лабораторной диагностики и профилактики фасциолеза, описторхоза, парагонимоза, дикроциолеза и шистосомозов

В результате освоения темы студент должен уметь:

ü дифференцировать представителей класса Trematoda, имеющих медицинское значение: Fasciola hepatica, Clonorchis sinensis, Opisthorchis felineus, Paragonimus westermani, Dicrocelium lanceatum, Schistosoma haematobium, Schistosoma mansoni, Scistosoma japonicum;

ü отличать на микропрепарате пищеварительную, выделительную, половую систему фасциолы;

ü отличать яйца печеночного, кошачьего, ланцетовидного сосальщиков в препарате со смесью яиц гельминтов человека.

 

Для формирования умений студент должен знать:

ü морфологические характеристики, цикл развития, путь инвазии и локализацию сосальщиков;

ü лабораторную диагностику трематодозов;

ü строение и размеры яиц трематод: печеночного, кошачьего сосальщиков, ланцетовидного и кровяных сосальщиков.

3. Вопросы для самоподготовки к освоению данной темы:

1) Характерные черты организации класса Сосальщики (Trematoda). Внешнее и внутреннее строение и размножение трематод. Классификация и представители трематод.

2) Систематическое положение, морфология, географическое распространение, цикл развития, патогенное действие печеночного сосальщика (Fasciola hepatica).

3) Лабораторная диагностика, меры общественной и личной профилактики фасциолеза.

4) Систематическое положение, морфология, географическое распространение, цикл развития, патогенное действие кошачьего сосальщика (Opisthorchis felineus).

5) Лабораторная диагностика, меры общественной и личной профилактики описторхоза.

6) Систематическое положение, морфология, географическое распространение, цикл развития, патогенное действие легочного сосальщика (Paragonimus westermani).

7) Лабораторная диагностика, меры общественной и личной профилактики парагонимоза.

8) Систематическое положение, морфология, географическое распространение, цикл развития, патогенное действие ланцетовидного сосальщика (Dicrocelium lanceatum).

9) Лабораторная диагностика, меры общественной и личной профилактики дикроцелиоза.

10) Систематическое положение, морфология, географическое распространение, цикл развития, патогенное действие кровяных сосальщиков (Schistosoma haematobium, Schistosoma mansoni).

11) Лабораторная диагностика, меры общественной и личной профилактики шистосомозов.

 

4. Вид занятия: лабораторно-практическое.

5. Продолжительность занятия: 3 часа (135 минут).

6. Оснащение:

6.1. Дидактический материал: электронный учебник «Атлас по медицинской паразитологии», таблицы, наборы контролирующих тестов.

6.2. Технические средства обучения: мультимедийный проектор, ноутбук, микроскопы.

6.3. Макропрепараты: печеночный сосальщик, печеночный сосальщик в желчных протоках печени, кошачий сосальщик.

6.4. Микропрепараты: пищеварительная, выделительная, половая система
печеночного сосальщика, яйца печеночного сосальщика, яйца кошачьего сосальщика, яйца ланцетовидного сосальщика.

 

7. Содержание занятия:

7. 1. Контроль исходного уровня знаний и умений:

Выполнение тестовых заданий.

 

 

7. 2. Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия.

Проведение устного опроса, решение ситуационных задач.

Вопросы для обсуждения на с. 68 (Практикум по зоологии беспозвоночных: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений /В.А.Шапкин, З.И.Тюмасева, И.В.Машкова, Е.В. Гуськова. – 2-е изд., испр. –М.: Издательский центр «Академия», 2005).

 

7. 3. Демонстрация преподавателем методики практических приемов по данной теме.

Преподаватель знакомит студентов с планом и методикой проведения практической работы.

 

7. 4. Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя.

7. 4. 1. Изучить по таблицам циклы развития сосальщиков: печеночного, кошачьего, легочного, ланцетовидного и кровяных.

 

7. 4. 2. Изучить и зарисовать микропрепараты:

1) Микропрепарат № 15. Пищеварительная система печеночного сосальщика (Fasciola hepatica). На рисунке обозначить ротовую присоску, глотку, главные и боковые ветви кишечника.

 

2) Микропрепарат № 16. Выделительная система печеночного сосальщика. Обозначить главный выделительный проток, боковые каналы, выделительную пору.

 

3) Микропрепарат № 17. Половая система печеночного сосальщика. Обозначить органы женской и мужской половых систем.

 

4) Микропрепарат № 18. Яйцо печеночного сосальщика. Отметить размеры яиц, крышечку и бугорок.

5) Микропрепарат № 20. Яйцо кошачьего сосальщика. Отметить размеры яиц, крышечку и бугорок.

 

6) Микропрепарат № 21. Ланцетовидный сосальщик.

7) Микропрепарат № 20. Яйца ланцетовидного сосальщика. Отметить размеры яиц, крышечку и бугорок.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 404; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.