Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учебные цели




Актуальность темы.

Практическое занятие № 11

Класс Ленточные черви (Cestoidea). Медицинское значение представителей класса Cestoidea.

Класс Cestoda, или Ленточные черви, объединяют самых специализированных представителей паразитических плоских червей, обладающих крайне разнообразными и очень совершенными адаптациями к паразитическому образу жизни. Некоторые из них могут паразитировать у человека в половозрелой стадии (бычий, свиной цепни, лентец широкий), другие - в личиночной (эхинококк, алвеококк); для карликового цепня человек одновременно является окончательным и промежуточным хозяином. Все они развиваются со сменой хозяев, т.е. относятся к биогельминтам.

Распространение цестодозов зависит от социально-экономических, экологических условий жизни и хозяйственной деятельности населения. Развитие животноводства, свиноводства и пушного звероводства создают предпосылки для распространения среди населения тениаринхоза, тениоза, эхинококкоза и альвеококкоза. Природно-климатические условия Республики Башкортостан благоприятны для прохождения всего цикла развития широкого лентеца - возбудителя дифиллоботриоза. Карликовый и крысиный гименолипедозы, а также дипилидиоз имеют повсеместное распространение. Поэтому знание особенностей морфологии, цикла развития, локализации и патогенного действия цестод, имеющих медицинское значение, необходимо для диагностики, эффективного лечения и профилактики данных гельминтозов.

· изучить структурно-функциональные адаптации ленточных червей к эндопаразитическому образу жизни;

· изучить организации циклов развития, путей инвазии, патогенного действия представителей класса Ленточные черви;

· изучить основы лабораторной диагностики и профилактики цестодозов и контагиозных гельминтозов-цестодозов.

 

В результате освоения темы студент должен уметь:

ü дифференцировать представителей класса Cestoda, имеющих медицинское значение: Taenia solium, Taeniarhynchus saginatus, Echinococcus granulosis, Alveococcus multilacularis, Hymenolepis nana, Hymenolepis diminuta, Dipylidium caninum, Diphyllobotrium latum;

ü уметь определять онкосферу тениид, яйца лентеца широкого в смеси яиц гельминтов;

ü дифференцировать зрелые членики бычьего, свиного, карликового, крысиного, тыквовидного цепней и лентеца широкого.

 

Для формирования умений студент должен знать:

ü морфологию, цикл развития и локализацию ленточных червей;

ü лабораторную диагностику тениоза, тениаринхоза, эхинококкоза, альвеококкоза, карликового и крысиного гименолипедозов, дипилидиоза и дифиллоботриоза.

ü строение финн эхинококка и альвеококка;

ü строение и размеры онкосфер тениид, яиц лентеца широкого, тыквовидного, крысиного и карликового цепней.

 

3. Вопросы для самоподготовки к освоению данной темы:

1) Характерные черты организации класса Ленточные черви (Cestoda).

2) Особенности личиночных стадий ленточных червей.

3) Систематическое положение, морфология, географическое распространение, цикл развития, патогенное действие бычьего цепня (Taeniarhynchus saginatus).

4) Лабораторная диагностика, меры общественной и личной профилактики тениаринхоза.

5) Систематическое положение, морфология, географическое распространение, цикл развития, патогенное действие свиного цепня (Taenia solium).

6) Лабораторная диагностика, меры общественной и личной профилактики тениоза и цистицеркоза.

7) Цестодозы, относящиеся к природно-очаговым заболеваниям.

8) Систематическое положение, морфология, географическое распространение, цикл развития, патогенное действие эхинококка (Echinococcus granulosis).

9) Лабораторная диагностика, меры общественной и личной профилактики эхинококкоза.

10) Систематическое положение, морфология, географическое распространение, цикл развития, патогенное действие альвеококка (Alveococcus multilocularis).

11) Лабораторная диагностика, меры общественной и личной профилактики альвеококкоза.

12) Систематическое положение, морфология, географическое распространение, цикл развития, патогенное действие лентеца широкого (Diphyllobotrium latum).

13) Лабораторная диагностика, меры общественной и личной профилактики дифиллоботриоза.

14) Контагиозные цестодозы.

15) Систематическое положение, морфология, географическое распространение, цикл развития, патогенное действие карликового (Hymenolepis папа), крысиного и тыквовидного цепней.

16) Лабораторная диагностика, меры общественной и личной профилактики гименолепидоза.

4. Вид занятия: лабораторно-практическое.

5. Продолжительность занятия: 3 часа (135 минут).

6. Оснащение:

6. 1. Дидактический материал: электронный учебник «Атлас по медицинской паразитологии», таблицы, наборы контролирующих тестов.

6. 2. Технические средства обучения: мультимедийный проектор, микроскопы.

6. 3. Макропрепараты: фрагменты стробилы бычьего и свиного цепней, лентеца широкого; финнозное мясо; эхинококковый пузырь.

6. 4. Микропрепараты:яйца широкого лентеца, онкосферы тениид, смесь яиц гельминтов; гермафродитные и зрелые членики свиного и бычьего цепней, широкого лентеца, финны бычьего и свиного цепней.

6. 5. Макропрепараты: фрагменты стробилы бычьего и свиного цепня, зараженное цистицерками свиное мясо, пузырчатая форма эхинококка.

 

7. Содержание занятия:

7. 1. Контроль исходного уровня знаний и умений:

Выполнение тестовых заданий.

 

7. 2. Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия.

Проведение устного опроса, решение ситуационных задач.

Вопросы для обсуждения на с. 77 (Практикум по зоологии беспозвоночных: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /В.А.Шапкин, З.И.Тюмасева, И.В.Машкова, Е.В. Гуськова. – 2-е изд., испр. –М.: Издательский центр «Академия», 2005).

 

7. 3. Демонстрация преподавателем методики практических приемов по данной теме.

Преподаватель знакомит студентов с планом и методикой проведения практической работы.

 

7.4. Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя.

 

7. 4. 1. Изучитьпо таблицам циклы развития цестод.

7. 4. 2. Изучить макропрепараты:

 

1) При помощи ручной лупы рассмотреть фрагменты члеников стробилы бычьего, свиного цепней, широкого лентеца. Отметить дифференциально-диагностические признаки.

2) Зараженное цистицерками свиное мясо

3) Пузырчатая форма эхинококка.

7. 4. 3. Изучить и зарисовать микропрепараты:

1) Микропрепарат № 29. Зрелый членик бычьего цепня. Обозначить матку с ответвлениями, половую сумку, каналы выделительной системы.

 

2) Микропрепарат № 26. Зрелый членик свиного цепня. Обозначить матку с ответвлениями, половую сумку, каналы выделительной системы.

 

3) Микропрепарат № 29 а. Гермафродитный членик бычьего цепня. Обозначить оотип, двухдольчатый яичник, влагалище, желточник, матку, половую сумку, семенники, семяпровод, каналы выделительной системы.

 

4) Микропрепарат № 32. Зрелый членик лентеца широкого. Обозначить матку, яичники, семенники, желточники, половую клоаку.

 

5) Микропрепарат № 35, 35 а. Зрелый членик тыквовидного цепня. Обозначить петли матки, наполненные коконами, в которые включенные зрелые яйца.

 

6) Микропрепарат № 34. Карликовый цепень. Обозначить сколекс, хоботок с крючьями, присоски, шейку, зрелые проглоттиды, матку.

 

7) Микропрепарат № 33. Яйца лентеца широкого. Обозначить размеры яиц, крышечку и бугорок.

 

8) Микропрепарат № 30. Онкосферы тениид. Обозначить размеры.

 

 

9) Микропрепарат № 26. Финна свиного цепня. Обозначить сколекс, венчик с крючьями, присоски, членики шейки и пузырек.

 

 

10) Микропрепарат № 27. Финна бычьего цепня. Обозначить сколекс, присоски, шейку и пузырек.

7. 4. 4. Заполнить таблицу №8 на с. 77 «Черты сходства и различия в строении и физиологии четырех видов цестод» (Практикум по зоологии беспозвоночных: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Шапкин, З.И. Тюмасева, И.В. Машкова, Е.В.Гуськова. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 552; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.