Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учебные цели. Практическое занятие № 12




Актуальность темы.

Практическое занятие № 12

Тип Круглые черви, или Первичнополостные черви (Nemathelminthes). Класс Собственно Круглые черви (Nematoda). Филогения типа (Nemathelminthes).

Долгое время первичнополостные черви рассматривались как единый таксон, объединяющий большое количество очень различающихся форм. Этому таксону обычно присваивают ранг типа. По сути дела, единственный признак, который мог рассматриваться как общий. Это наличие первичной полости тела, которая согласно общепринятой в течение долгого периода времени точке зрения присутствует практически у всех представителей этой обширной группы. Однако в настоящее время ее считают сборной. Первичнополостные черви представлены несколькими самостоятельными типами, далеко не всегда близкими друг к другу в филогенетическом отношении.

 

· изучить общую характеристику и классификацию типа Круглые черви (Nemathelminthes);

· изучить структурно-функциональные характеристики круглых червей в связи с паразитическим образом жизни;

· изучить строение и развитие нематод-биогельминтов и нематод-геогельминтов класса Собственно круглые черви (Nematoda).

· изучить пути передачи, особенности диагностики и профилактики аскаридоза, трихоцефалеза, энтеробиоза, анкилостомидозов, токсокароза, стронгилоидоза;

· знать пути инвазии, диагностику и профилактику аскаридоза, трихинеллеза, дракункулеза, филяриатозов

 

3. Вопросы для самоподготовки к освоению данной темы:

1) Характеристика и систематика типа Nemathelminthes.

2) Прогрессивные морфофизиологические и адаптивные черты нематод.

3) Систематическое положение, морфология, цикл развития, патогенное действие аскариды человеческой, власоглава, острицы, кривоголовки двенадцатиперстной, некатора американского, угрицы кишечной.

4) Патогенное действие личинок токсокары на организм человека.

5) Диагностика и профилактика нематодозов, вызванных геогельминтами.

6) Систематическое положение, морфология, цикл развития, пути инвазии, патогенное действие трихинеллы, ришты, нитчатки Банкрофта, онхоцерка, лоа-лоа и дирофилярии.

7) Диагностика и профилактика нематодозов-биогельминтозов.

8) Нематоды и вопрос о происхождении паразитизма.

9) Общая характеристика строения, физиологии, развития, экологии и филогении классов Брюхоресничные (Gastrotricha), Киноринхи (Kinorhyncha), Волосатики (Nematomorpha), Коловратки (Rotatoria).

10) Филогения типа Круглые черви.

В результате освоения темы студент должен уметь:

дифференцировать:

ü представителей класса Nematoda: Ascaris lumbricoides, Trichochephalus trichiurus, Enterobius vermicularis, Ankylostoma duodenale, Necator americanus, Strongyloides stercolaris, Trichinella spiralis, Dracunculus medinensis, Wuchereria bancrofti, Brugia malayi, Onchocerca volvulus, Dirofilaria repens;

ü яйца острицы;

ü яйца власоглава, аскариды (оплодотворенные и неоплодотворенные) в смеси яиц гельминтов;

ü на тотальном микропрепарате личинок трихинелл.

Для формирования умений студент должен знать:

ü характеристику и систематику типаКруглые черви (Nemathelminthes);

ü морфологические особенности и локализацию в организме человека аскариды, власоглава, острицы, кривоголовки, некатора, стронгилоидеса и личинок токсокар, трихинеллы, ришты, филярий;

ü пути инвазии, диагностику и профилактику трихинеллеза, дракункулеза, филяриатозов, а также принципы девастации гельминтозов;

ü морфологию и значение медицинской пиявки.

ü особенностей циклов развития нематод - геогельминтов и биогельминтов и трансмиссивных биогельминтов;

ü диагностику нематодозов-геогельминтозов и контагиозного гельминтоза - энтеробиоза;

ü cтроение и размеры яиц аскариды, власоглава, острицы, анкилостомид;

ü меры общественной и личной профилактики нематодозов-геогельминтозов и контагиозных гельминтозов, нематодозов-биогельминтозов, трансмиссивных биогельминтозов;

4. Вид занятия: лабораторно-практическое.

5. Продолжительность занятия: 3 часа (135 минут).

6. Оснащение:

6. 1. Дидактический материал: электронный учебник «Атлас по медицинской паразитологии», таблицы, наборы контролирующих тестов.

6. 2. Технические средства обучения: мультимедийный проектор, микроскопы.

6. 3. Макропрепараты: самка и самец аскариды человеческой.

6. 4. Микропрепараты: яйца аскариды (неоплодотворенные и оплодотворенные), власоглава и острицы; тотальные микропрепараты карликового цепня, власоглава, острицы, инкапсулированные личинки трихинеллы в мышцах.

 

7. Содержание занятия:

7. 1. Контроль исходного уровня знаний и умений:

Выполнение тестовых заданий.

 

7. 2. Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия.

Проведение устного опроса, решение ситуационных задач.

Вопросы для обсуждения на с. 87 (Практикум по зоологии беспозвоночных: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /В.А.Шапкин, З.И.Тюмасева, И.В.Машкова, Е.В. Гуськова. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2005).

 

7.3. Демонстрация преподавателем методики практических приемов по данной теме.

Преподаватель знакомит студентов с планом и методикой проведения практической работы.

 

7. 4. Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя.

7. 4. 1. Изучить по таблицам циклы развития нематодозов-геогельминтозов и нематодозов-биогельминтозов.

7. 4. 2. Изучить и зарисовать макропрепараты:

Половозрелые особи самки и самца аскариды.

7. 4. 3. Изучить и зарисовать микропрепараты:

1) Микропрепарат № 76. Острица. Обозначить везикулу, бульбус на пищеводе.

 

2) Микропрепарат № 39 а. Власоглав.

 

3) Микропрепарат № 37. Яйцо острицы. Обозначить размеры, зародыш (личинку) внутри яйца.

 

4) Микропрепарат № 39. Яйцо власоглава. Обозначить размеры, пробочки на полюсах.

 

5) Микропрепарат № 45. Оплодотворенное яйцо аскариды. Обозначить размеры, оболочки.

6) Микропрепарат № 38. Инкапсулированные личинки трихинеллы в мышцах. Обозначить мышечные волокна, капсулы, личинки трихинелл.

 

7. 4. 4. Заполнить таблицу №9 на с. 86 «Черты сходства и различия в биологии круглых червей» (Практикум по зоологии беспозвоночных: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Шапкин, З.И. Тюмасева, И.В. Машкова, Е.В.Гуськова. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 614; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.