КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Выделите каждую из пяти частей проблемного обсуждения. 9 страница
В формальных и неформальных группах существует близость или общность отношений, поведения и деятельности. Эта близость, относящаяся к сплоченности, обычно рассматривается как сила, активно действующая на членов группы, создающая условия для их закрепления в группе, соблюдения правил. Группа с нысоким уровнем сплоченности является для людей привлекательной, она обладает притягательной силой за счет следующих характеристик: - цели группы четко обозначены и понятны ее участникам; - члены группы совместимы друг с другом в психологическом (характеры, эмоциональная культура) и социальном плане (ценности, направленность, мотивация); -лидер группы обладает характеристиками лидера (признаваем всеми); - репутация группы свидетельствует о том, что она успешно выполняет поставленные перед ней задачи; - группа достаточно мала, что позволяет узнавать мнение каждого ее члена и оценить его; - члены группы испытывают чувство привязанности друг к другу, поддерживают друг друга и помогают преодолеть препятствия и барьеры на пути развития; - в группе высока степень взаимозаменяемости и поддержки. Перечисленные факторы отражают стремление людей к удовлетворению своих прежде всего социальных потребностей. Человек вступает в группу, поскольку она привлекает его внимание, для него важна мотивация причастности, потребность быть признанными и уважаемыми. При таких отношениях достаточно часто наблюдается высокая результативность деятельности. Однако степень сплоченности может иметь как позитивное, так и негативное значение в зависимости от того, насколько цели группы и ее нормы соответствуют корпоративной миссии и организационной культуре. При совпадении целей — позитивное взаимодействие и эффективный результат. При несовпадении целей или норм, поведение группы может быть негативным. В связи со сказанным, организация должна объединять людей, обладающих определенным сходством, ставить перед ними общую задачу и мотиви; вать, т. е. вознаграждать и признавать за проделанную работу. Подумай и выполни задание Добровольцы (4—5 человек) выбирают тему, по которой они дол ны принять решение. Каждый выполняет одну из функций лидерства очереди. При проведении групповой работы важно: следить за регламентом использовать шутку, говорить по очереди, не перебивая друг друга.
Ролевое поведение личности в общении
Роль — социальная функция личности; ожидаемое поведение, обусловленное статусом или позицией человека в системе межличностных отношений. Роли, так же как и группы, могут быть формальные и неформальные. Формальные служат для формирования различных социальных организаций. В процессе социального взаимодействия людей возникают также и неформальные роли, которые характеризуют социальное взаимодействие, обусловленное личностными качествами его участников. Многие люди в течение дня выполняют многочисленные роли, поэтому для понимания поведения людей в процессе взаимодействия очень важно знать, что такое роль, какие роли и для какой цели используют наши партнеры. Такая информированность может способствовать как предотвращению ролевых и межличностных конфликтов, так и совершенствованию самого процесса общения, поскольку роль имеет отношение к нормам предполагаемого поведения. Роль предполагает набор правил поведения в определенной среде, ожидаемых от человека в конкретной ситуации общения. Роль может включать отношения и ценности, а также характерные типы поведения. В любой организации имеются статус иерархий и соответствующие роли, которые, являясь официальными или неофициальными, составляют неотъемлемую часть организации (директор, завуч, учитель, ученик и т. п.). В реальной жизни мы можем одновременно или последовательно играть разнообразные роли, например: учителя (в лицее), родителя (дома), пациента (в поликлинике), пассажира (в автобусе), товарища (на неформальной встрече). Каждому положению роли присущи различные взаимосвязи. Например, положение кандидата наук в колледже подразумевает не только роль преподавателя, но и отношение к учащимся, а также различные другие роли по отношению к администраторам, учителям-коллегам, к положению в обществе. При этом у каждой группы могут быть разные ожидания: учащиеся могут ожидать высококвалифицированных занятий, коллеги — новых ис- 1Q4 иглований и публикаций, а администраторы — повышения рей- кипа организации и его влияния на ее имидж. В литературе это шпывается очертанием роли. Очертание роли — это индивидуальные ожидания определенною поведения от человека, выполняющего какую-либо определи жую роль. Например, кандидат наук в колледже имеет более i ножное очертание роли, чем начинающий учитель — выпускник ttyia, но менее сложное, чем академик в университете. Чем боль- шI- ролей играет человек и сложнее их очертания, тем сложнее индивидуальное поведение, тем больше противоречий он ощущает. Иногда они становятся причинами стресса или конфликта. В результате наличия многочисленных ролей и их очертания человек может столкнуться со сложной ситуацией, когда его деятельность в одной роли мешает деятельности в других ролях. В качестве члена группы человек испытывает сильнейшее давление отказаться от своего «Я» и обязательств перед собой в обмен на внутри- I рупповую деятельность. Когда это происходит, человек сталкивается с ситуацией, которая известна как ролевой конфликт. В процессе общения могут возникать различные ролевые конфликты: конфликт «личность—роль» (когда требования роли нарушают основные ценности, отношения и потребности человека, ишимающего определенное положение, например: когда директор колледжа выполняет одновременно функции учителя, ему бывает трудно ставить плохие оценки, так как это может повлиять на конкурентоспособность образовательного учреждения); конфликт внутри роли (возникает в том случае, когда разные люди определяют роль, руководствуясь разными требованиями, что не позволяет человеку, выполняющему эту роль, удовлетворять все требования. Например, юрисконсульт на предприятии, с одной стороны, должен соблюдать правовые нормы, с другой — защищать интересы администрации); межролевой конфликт (возникает в результате столкновения многочисленных ролей, с которыми могут быть связаны противоречивые ожидания). Психологи считают, что человек, сталкиваясь с ролевым конфликтом, испытывает психологический стресс, что может привести к появлению эмоциональных проблем при взаимодействии с другими людьми, а порой и нерешительности в принятии решений.
Интерактивное упражнение Участникам раздают листы с обозначением ролей, в которых они должны выступать в обсуждении (философ, эрудит, дипломат, скептик и т.п.). Предмет обсуждения — любой. Например фильм, спектакль, книга. Он не должен быть слишком сложным или чересчур волнующим. После 7—10 мин дискуссии окружающие должны определить, кто был в какой роли. Игроки, роль которых не узнали, считаются не справившимися с заданием.
Виды социального взаимодействия
Формы поведения участников групповой работы могут бы разными и влиять на облегчение или затруднение выполнен поставленной перед группой задачи. Зачастую этот процесс зависит от состава участников группы. Специалисты считают, что для группового решения задач лучше составлять гетерогенную группу, включающую людей разного пола и возраста, имеющих разный уровень подготовки, также разные установки и интересы, чем гомогенную, т.е. группу в которой все члены имеют между собой много общего: возраст пол, знания, подходы к проблемам и пр., что для поиска и принятия решений не всегда полезно. Как только группа приступает к выполнению своих задач, она предпринимает последовательность шагов, включающих: формулировку проблемы как вопроса о фактах, ценностях или политики (это зависит от цели); анализ проблемы; поиск вариантов решений; их оценку; выбор и принятие решения; разработку его под проект реализации. Поведение людей при совместной работе может определяться как их индивидуальными характеристиками, так и целью группы, особенностями ее организации и протекающими в ней процессами. При групповой работе необходимо поддерживающее поведение лидера для снятия излишней напряженности. Вместе с тем доминирование поддерживающего поведения может помешать принятию эффективного решения.
В групповой работе функции могут распределяться между участниками по-разному. Так, эмоциональные лидеры могут брать на себя функции поддержки, интеллектуальные — решения задачи, лидеры-организаторы могут осуществлять и те и другие функции; распределение функций между всеми участниками группы зачастую происходит спонтанно. Гибкая ролевая система, смена ролей позволяют быстрее достичь планируемых намерений. Ролевое поведение личности в группе. Роли, исполняемые членами группы, зависят от их личности, а также от требований и нужд группы. Существует четыре основных типа ролей: обеспечивающие решение поставленной задачи, поддерживающие, процедурные и эгоцентрические, способствующие или препятствующие групповому взаимодействию. Роли, обеспечивающие решение поставленной задачи. Члены группы, которые исполняют роли, обеспечивающие решение задачи, сообщают группе информацию или высказывают свою точку зрения, занимаются поиском и анализом информации или мнений. Среди них: ищущий информацию — часто ставит вопросы и пытается получить на них ответ, побуждает других участников группового взаимодействия к принятию решений; инициатор — чаще других предлагает новые решения, вносит предложения, касающиеся поставленного в группе задания; последователь — подхватывает новую идею, инициативу, расширяет и углубляет ее, помогает довести до решения; оценивающий — оценивает деятельность отдельных членов и всей группы, актуальность ситуации, сравнивает с целями, подводит итоги. Поддерживающие роли. Помогают группе развиваться и поддерживать хорошие отношения между ее членами, групповую сплоченность и эффективный уровень разрешения конфликтов мнений. Участники, которые выполняют поддерживающие роли, должны ободрять других членов группы, снимать напряжение, вносить гармонию. Среди них: поощряющий — мотивирующий и «подталкивающий других» к участию в групповом процессе, вовлекает малоактивных и молчащих членов в работу, демонстрирует своим вербальным и невербальным поведением понимание чужих идей и мнений («хорошая точка зрения», «отличная мысль»); гармонизатор — поощряет к совместной деятельности, разрешает конфликтные ситуации, пробует преодолеть противоречия между членами группы и привести всех к компромиссу, используя улыбку, остроумные реплики; снимающий напряжение — старается снять напряжение в трудных ситуациях, часто шутит, острит, балагурит, рассказывает анекдоты; блюститель правил — напоминает членам группы о про,™, шенных нормах и правилах взаимодействия, обращает вни.М на их соблюдение; «переводчик» — умело использует знания о различиях в С альной, культурной, национальной и тендерной ориентации нов группы, чтобы помочь им понять друг друга. Процедурные роли. Они помогают группе при решении проб. Среди них:; диспетчер — способствует правильному «разделению тру группе, чтобы любая дискуссия работала на конечный резул следит за регламентом, наблюдает за продвижением групп поставленной перед ней задаче; протоколист — старается записать все, что группа наработ как бы ведет протокол по процедуре принятия решения; хранитель — следит за равноправием возможностей каждого при участии в дискуссии. Анализирует невербальные сигналы на их основе предлагает выступить тому или иному члену группы. Эгоцентрические роли. Эти роли концентрируют внимание на персональных потребностях и задачах в ущерб групповым целям? Эгоцентрические роли уменьшают эффективность групповой работы. Среди них: агрессор — противостоит групповым инициативам, подвергает сомнению важность того, что происходит в группе. Добивается повышения собственного статуса, критикуя почти все или порицая других, когда дела идут не лучшим образом, и принижая личные качества и статус окружающих. Когда личные цели противоречат групповым, отдает предпочтение первым; ищущий признания — независимо от того, что происходит в группе, старается обратить на себя внимание, напоминает о своих заслугах, демонстрирует свои способности и возможности во всех подходящих для этих целей ситуациях. Старается постоянно быть в центре внимания, жаждет признания и похвалы; монополист — непрерывно разговаривает, часто мешает другим высказаться, стремится занять позицию лидера в группе, навязывает свое мнение, пытается манипулировать другими участниками; отсутствующий — избегает работы в группе, не поддерживает групповых инициатив, стремится быть в стороне. Избегает конфликтов мнений и рискованных для себя и своего реноме действий и ситуаций. Предпочитает отмалчиваться или давать уклончивые ответы; шутник — дурачится, передразнивает других, превращая в шутку все, что происходит, пытаясь привлечь внимание к себе. Для достижения своих целей в определенной ситуации участники взаимодействия кроме исполнения тех или иных ролей вы- отпит также соответствующие позиции. С этой точки зрения личностное взаимодействие предполагает: iiubop позиции по отношению к другому, психологическую пристройку к позициям партнеров, проверку их прочном оформление занятой позиции посредством использования вербальныx и невербальных средств коммуникации. И психологической литературе различают три типа прикройки к партнеру. Пристройка сверху — может выглядеть как поучения, осуждении. порицания, советы, обращения, порой унижающие достоинство взрослого человека, например: вербальные — на «ты», ««in к л» или невербальные — похлопывание по плечу, взгляды вниз и пр. Пристройка снизу — означает позицию подчинения и диктует ми in стереотипы поведения. В такой ситуации человек подстраиваться под более сильного партнера, при разговоре наклоняется вперед, опускает голову и пр. Позиция равенства сторон — предполагает соответствующие вербальные и невербальные формы поведения: спокойный взгляд н I паза собеседнику, открытое выражение чувств и ожиданий, обоснованные высказывания, демонстрирует готовность выслушать критические замечания в свой адрес. Кроме исполнения ролей и пристройки к позиции партнера мри социальном взаимодействии используются также разнообразимо эффекты: эффект контраста — способность к быстрой смене психологический позиций в зависимости от возникшей ситуации; это важный показатель мастерства общения; эффект ассимиляции (от лат. assimilatio — уподобление, сопоставление) — использование в новых условиях готовых умений и навыков без их существенного изменения. Обычно такой негибкий тип ролевого поведения используется человеком амбициозным, самоуверенным или с намерениями, оставляющими желать лучшего; техника поведенческих подкреплений — партнер, выполняя ту или иную роль, не только ограничивается вербальными и невербальными контактами, но и подкрепляет их своими действиями и поступками. Подумай и выполни задание
Подберите несколько пословиц или поговорок, которые лучше всего характеризуют ситуации в вашем учреждении. При этом постарайтесь, чтобы положительных и отрицательных характеристик было примерно поровну. Отношение рядовых членов коллектива к руководству Отношение руководства к рядовым членам коллектива Отношение членов коллектива к делу, к учебе Отношение к сложившемуся взаимодействию, нормам общения в группе
Взаимное влияние людей в процессе общения
Влияние — это любое поведение одного человека, которое вносит изменения в поведение, отношения другого человека. Психологическое влияние определяется как способность воздействовать на другого, изменяя при этом не только поведение человека, но и его взгляды, мотивы, чувства, сознание и порой даже характер, Целью любого влияния является максимальное достижение власти над человеком. Власть — это возможность оказывать влияние на поведение членов группы и достигать поставленных целей: правовая власть (влияние через нормы и запреты); экономическая (власть ресурсов, денег, капитала); социальная (через взаимодействие людей, она акцентирует внимание на двух сторонах — подчинении и согласии подчиняться). Власть предполагает взаимозависимость: предстает как двусторонние отношения, в которых одна сторона побуждает к действию, а другая соглашается на это действие или в той или иной степени сопротивляется ему. Власть может анализироваться с точки зрения ее легальности и легитимности. Легальность власти означает ее соответствие нормам права, законам, т.е. установленной законодательно форме. Такую власть можно назвать также формальной. К современным источникам формальной власти относятся: собственность, трудовой договор, полномочия, квалификация, компетентность, неформальные структуры, доступ к информации. Легитимность власти означает ее соответствие общепринятым ценностям, культурным образцам, представлениям людей о некоей ее «правильности». Легитимность означает признание власти и (цитологическое согласие ей подчиняться, что обусловливает ее личность и устойчивость. В соответствии с этим власть может быть легальной, но не легитимной, что означает ее слабость и неустойчивость. Для нас интересен психосоциальный подход к власти. Он основан на признании того, что условием влияния одного человека на других людей является не обладание формальной властью, а владение психологическими техниками и технологиями влияния (убеждения, суггестии, манипулирования). Власть рассматривается через влияние, а его инструментами являются: знаки (слова, жесты, мимика), символы — особые знаки, в которых с помощью условного обозначения подразумевается значимая ценность (например: голубь — символ мира, скипетр — символ власти и пр.); значения — ценность, которую люди приписывают вещам и явлениям (должности, одежда, деньги и пр.). Сила влияния при психосоциальном подходе определяется степенью внушаемости людей, их склонностью принимать точку зрения других (конформизмом), их терпимостью к точке зрения других (толерантностью), культурно-историческими особенностями формирования коллективной позиции и взаимодействия индивидуальной и групповой позиции (власть должностного лица, авторитета, санкций, культурных ценностей). Особенностью психологической власти является то, что она не всегда ясно осознается людьми и поэтому с трудом формализуется.
Подумай и выполни задание Ответьте на следующие вопросы, касающиеся власти: - Какую роль власть играет в вашей жизни? - Назовите профессии, где удовлетворяется потребность влиять на других людей? - Кто имеет над вами власть? - Над кем вы имеете власть? - По отношению к каким людям вы чувствуете себя властным? - По отношению к каким людям вы чувствуете себя слабым? - Как вы сами занижаете свои возможности влиять на других людей?
Рассмотрим техники психологического воздействия на людей. В практике взаимодействия людей используются такие формы личного влияния, как убеждение, заражение, внушение, манипуляция, личный магнетизм. Техника убеждения. В главе мы рассматривали убеждающую и внушающую модели общения, в этой главе рассмотрим техники психологического влияния на людей. В психологическом смысле убедить кого-либо в чем-либо — значит добиться с помощью логического обоснования согласия оппонента. Убежденность считается достигнутой, если партнер готов защищать новую точку зрения и действовать в соответствии с ней. На убежденность или внушаемость влияет целый ряд факторов: степень зависимости нера от живого слова (устного или письменного), степень эмоциональной уравновешенности и ее влияние на податливость, пень интеллектуального потенциала человека и его компексность в проблеме, уровень критичности ситуации. Доказано, чем выше интеллект человека, тем выше степень критичности, поэтому для убеждения таких партнеров целесообразно использование более глубоких и более веских аргументов. Людям с paвзвитым интеллектом свойственны как рефлексия и комплексы не торой неуверенности в себе, так и самоуверенность, вера в незыблемость собственных позиций, они как бы устойчивы убеждения. Поэтому по отношению к таким партнерам целесообразно использовать «двустороннюю аргументацию», т.е. нами разговор с представления их собственных позиций и демонстрации важности и значимости, а затем перейти к убеждающим техникам и контраргументам. Убеждение основано на логических приемах доказательств, которые могут быть усилены социально-психологическим воздействием (авторитетным источником, групповым влиянием, обстановкой). При взаимодействии обычно используют следующие убеждающие техники: постановка проблемы, демонстрация ее места в ряду других и актуальности; необходимость решения (потери, возможные при его отсутствии), варианты решения, их достоинства и недостатки, последствия, необходимые средства, затраты, другие условия; увеличение ценности достоинств предложения и уменьшение значимости его недостатков; увеличение ценности данного варианта и уменьшение ценности альтернативных вариантов; раскачка собеседника и дальнейшее убеждение его путем представления различных точек зрения и разбора прогнозов; внушение важности предложения, возможности его осуществления и простоты этого; принцип постепенного охвата — предложение делится на этапы, и затем рассмотрение последовательно продвигается по этим этапам, добиваясь согласия на каждом из них. Другое применение этого принципа, например: перед предстоящим обсуждением с несколькими участниками предварительно обсудить свой вопрос с каждым участником отдельно и заручиться их согласием (поддержкой); прием программирования — например, задать вопрос с акцентированием обычно по существу дела и не требовать на него немедленного ответа. Через какое-то время вопрос сам возникнет в мыслях партнера и заставит его думать. Марк Катон Старший, правитель Рима, был широко известен своей способностью убеждать, владел ораторским искусством, но скромен и бережлив. Известно, что многие римляне удивляясь тому, что нередко недостойным и ничтожным воздвигают статус, между тем как о памятнике Катону и не помышляют. Узнав об этом, друг Катона сказал, что он создаст группу по сбору денег на памятник, на что получил от него убедительный и однозначный тип: «Пусть лучше люди спрашивают, почему до сих пор нет памятника Катону, нежели — почему ему поставили памятник». Самой эффективной современной технологией убеждения участников общения является спор «ad red» (к цели) — это спор, в шпором у собеседников непременно есть общая цель, и в ее осуществлении каждый заинтересован, но не согласен с тем способом ее достижения, который кто-то предлагает. В этой ситуации мждый собеседник воспринимает проблему по-своему, и предложения, которые он формулирует, базируются на объективных критериях, имеют плюсы и минусы. В такого рода ситуации участники спора, как правило, путем переговоров приходят к компромиссу, а при культуре полемики — и к консенсусу. Это и есть i пор, в котором рождается истина, так как предмет спора — средства достижения цели, в которой обе стороны заинтересованы. При взаимодействии с интеллектуальным партнером важно также использовать технику «ad rem» (по факту) — сами факты можно принимать или не принимать, но комментировать их нет смысла. Как известно, люди трактуют любые факты по-своему, причем иногда к действительному положению вещей это не имеет никакого отношения. Поэтому в споре по факту целесообразно отказаться от личных комментариев и обсуждать лишь сами факты, например статистику. Техника заражения. Это техника, рассчитанная на силу эмоционального обращения убеждающего. Из практики известно, что плохое настроение одного человека достаточно быстро переходит на тех, с кем он взаимодействует. Люди эмоционально яркие, с сильной энергетикой обладают гораздо большей способностью воздействовать на других людей и добиваться своего. Это происходит за счет заражения других своей уверенностью, энтузиазмом и оптимизмом. Общение с таким человеком дает заряд положительных эмоций, собеседник проникается к такому партнеру симпатией и, как правило, становится менее критичным, более сговорчивым при обсуждении проблемы или предложения. Юлий Цезарь говорил: «Чем больше за мной побед, тем меньше следует полагаться на случай, ибо никакая победа не даст столько, сколько может отнять одно поражение». Поэтому, когда однажды, сходя с корабля на африканский берег, он неожиданно споткнулся и упал, упершись руками в землю, у всех промелькнула мысль о плохом предзнаменовании. Цезарь же, не поднимаясь, воскликнул: «Ты в моих руках, Африка!», — а затем встал и повел войско вперед. Техника внушения. В отличие от заражения эта техника рассчитана на некритическое восприятие слов, выраженных в них мыс лей и волевых импульсов. Внушение может быть произвольным непроизвольным, прямым и косвенным, отличаться давление воли, характера, силы и авторитета. Кроме того, внушение в процессе взаимодействия может основываться на его содержании или форме или на том и другом одновременно. Внушение, основанное на содержании, состоит в особом под боре и сочетании аргументов, входящих в состав того или иного сообщения. Внушаемость содержания сообщения может вызываться также эмоциональной стороной. Внушение, основанное на фор ме, заключается в особом оформлении и подаче сообщения. В жизни Ф. И. Шаляпина был такой случай. Артисты спорили том, что такое искусство. Шаляпин незаметно вышел в другую комнату, а через некоторое время вернулся, внезапно распахнув дверь. Он появился на пороге смертельно бледный, со взъерошен ными волосами, дрожащими губами, полными ужаса глазами и произнес: «Пожар!» Поднялись крики, возникла паника, но вдруг Шаляпин сказал: «Теперь вам понятно, что такое искусство?!» Желающему влиять на других людей нужно хорошо знать и уметь грамотно использовать воздействие на человека ситуативных факторов: - его психического состояния (сильное эмоциональное возбуждение, стресс, заболевание, утомление или, наоборот, покой, расслабление); - низкого уровня компетентности, отсутствия реально существующей информации; - высокой степени значимости проблемы, существа вопроса; - неопределенности, неясности ситуации, положения; -дефицита времени.
Психологические характеристики, определяющие внушаемость людей
Степень податливости внушению, способность к некритическому восприятию поступающей информации у разных людей различна. У лиц со слабой нервной системой, а также с резкими колебаниями внимания внушаемость выше. В групповом взаимодействии используется как открытое («верьте мне», «вы сейчас убедитесь сами»), так и закрытое внушение — через воздействие фирменных символов, корпоративных принци- ион, знаков, обстановки помещения, в котором проходит коммуникация, и целый ряд других визуальных и эмоциональных эффектов. Закрытое внушение в большинстве случаев более эффективно, чем открытое, так как происходит порой на неосознанном уровне и исключает противодействие. Доказано также, что кора головного мозга человека принимает незначительное участие в процессах внушения. Она является органом сознания, внушение же происходит в основном на бессознательном уровне. Внушение может играть положительную роль в общении, если оно имеет гуманные цели. При взаимодействии с подростками иногда возникают ситуации, когда действия на разумной основе невозможны или затруднены, тогда внушение оказывается эффективным способом влияния на них.
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 823; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |