КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Выделите каждую из пяти частей проблемного обсуждения. 13 страница
- Тот, кто оскорбляет меня или мою семью, напрашивав драку. - Я не способен(на) на грубые шутки. - Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются. - Когда люди строят из себя начальника, я делаю все, чтоб, не зазнались. - Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне нравится - Довольно многие люди завидуют мне. < - Я требую, чтобы люди уважали мои права. - Меня угнетает то, что я мало делаю для моих родителей. - Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, что бы щелкнули по носу. - От злости я иногда бываю мрачен(на). - Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не р страиваюсь. - Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю на это вниман - Хотя я и не показываю этого, иногда меня гложет зависть. - Иногда мне кажется, что надо мной смеются. - Даже если я злюсь, я не прибегаю к «сильным» выражениям. - Мне хочется, чтобы мои ошибки были прощены. - Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня. - Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь. - Иногда люди раздражают меня просто своим присутствием. - Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел(а). - Мой принцип: «Никогда не доверяй чужакам». - Если кто-нибудь раздражает меня, я готов(а) сказать все, что я о нем думаю. - Я делаю много такого, о чем впоследствии сожалею. - Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь. - С десяти лет я никогда не лроявлял(а) вспышек гнева. - Я часто чувствую себя, как пороховая бочка, которая готова взорваться. - Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко ладить. - Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-то приятное для меня. fwfti м<» Mi'MH кричат, я начинаю кричать в ответ. ||efH«t'iK щпрчлю! меня. || I. ни реже и не чаще, чем другие. М мм у и< помнить случай, когда я был(а) настолько зол(зла), что 'II шншишуюсн мне под руку вещь и ломал(а) ее. Инниш " чунслпую, что готов(а) первым(ой) начать драку. Иншди н чумивую, что жизнь поступает со мной несправедливо. Рянмпп и думал(а), что большинство людей говорит правду, но и и ни не иерю. И liylilliii l, со злости. §j)мн дп и поступаю неправильно, меня мучает совесть. §ф 11 ни дня защиты своих прав мне надо применять физическую щ применяю ее. И Ищид.1 я ныражаю свой гнев тем, что стучу по столу кулаком. Й4 и гм.тню грубоват(а) по отношению к людям, которые мне не ч ив V меня мет врагов, которые хотели бы мне навредить. Ш> VI не умею поставить человека на место, даже если он этого за- fit Я чаею думаю, что жил(а) неправильно. йм я шню людей, которые способны довести меня до драки. М и но раздражаюсь из-за мелочей, /и Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или н*-»*1||Г>и)ь меня. п Я часто просто угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить у|)имы и исполнение. /'.' В последнее время я стал(а) занудой. гл П споре я часто повышаю голос. /4. Обычно я стараюсь скрывать плохое отношение к людям. /V Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить. Обработка результатов. Индексы различных форм агрессивных и враждебных реакций определяются суммированием полученных ответов: - Физическая агрессия: «да» — № 1, 25, 33, 48, 55, 62, 68; «нет» — N" 9, 17, 41. - Косвенная агрессия: «да» — № 2, 18, 34, 42, 56, 63; «нет» — № 10, 49. - Раздражение: «да» — № 3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72; «нет» — № 11, 35, 69. - Негативизм: «да» — № 4, 12, 20, 23, 36. - Обида: «да» — № 5, 13, 21, 29, 37, 51, 58; «нет» — № 44; - Подозрительность: «да» — № 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59; «нет» — № 65, 70. - Вербальная агрессия: «да» — № 7, 15, 23, 31, 46, 53, 60, 71, 73; «нет» — № 39, 74, 75. - Угрызения совести, чувство вины: «да» — № 8, 16, 24, 32, 40, 47, 54, 61, 67. Комментарий. Физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражение и ная агрессия вместе образуют суммарный индекс агрессивны* а обида и подозрительность — индекс враждебности; вражде' общая негативная, недоверчивая позиция по отношению к он щим; агрессия — активные внешние реакции агрессии по отно" конкретным лицам. Данный тест выделяет следующие формы агрессивных и нр ных реакций. Физическая агрессия (нападение) — использование фияи силы против другого лица. Косвенная агрессия — агрессия окольными путями направо другое лицо (сплетни, злобные шутки), а также агрессия, которая кого не направлена (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, ш ногами, битье кулаками по столу и пр.). Раздражение — готовность к проявлению при малейшем воэб' нии вспыльчивости, резкости, грубости. Негативизм — оппозиционные реакции, направленные против ритета и руководства (от пассивного сопротивления до активной бы против установившихся законов и правил). Обида — зависть и ненависть к окружающим, обусловленные ством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые от дания. Подозрительность — недоверие и осторожность по отношений людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены прич нить вред. Вербальная агрессия — выражение негативных чувств как чер форму (ссоры, крик, визг), так и через содержание словесных отве~ (упреки, угрозы, проклятья, ругань, насмешки). Угрызения совести, чувство вины — выражают сдерживающее влия» ние чувства вины на проявление форм поведения, которые обычно за* прещаются (нормами общества), степень убежденности человека в том, что он является плохим человеком, совершающим неправильные по«ступки.
2. Составьте сводную таблицу своих положительных и негативных характеристик.
Контрольные вопросы и задания - Каково содержание понятия «конфликт»? - Охарактеризуйте основные виды или типы конфликтов. I H ч«м |>ii шичие конструктивных и деструктивных конфликтов? 4 Чmi нключают в себя структурные способы разрешения конфлик- м* не 11 р;гтегии взаимодействия используются при разрешении кон- Шот' I И чем особенность межличностных способов разрешения конфлик- - > h Какие стратегии поведения целесообразно использовать в конф- (*»нн.1ч ситуациях? - II каких ситуациях может оказаться эффективным избегание как стиль рм«и|ишании в конфликтных ситуациях (или приспособление — уступ- Mi' Я Mi о такое «алгоритм анализа конфликтной ситуации», какие этапы ни ммпочает? ') Проанализируйте, почему конфликты сопровождаются сильными «ишпональными реакциями и напряженностью? HI Какие правила поведения в конфликтной ситуации следует истин, мтать при разрешении конфликта? - Каковы типы поведения людей в конфликтной ситуации? IКаковы стадии развития конфликта? I! Что вы думаете о компромиссе как о методе разрешения конфлик- ш' Маювите ситуации эффективного применения стратегии «компромисс.». - В чем сложность стиля «сотрудничество» для анализа и разрешения ► ипфликтной ситуации? - Считаете ли вы, что конструктивному общению необходимо учить, начиная со школьного возраста? Если да, то почему? Что вы об этом думаете?
Благородный человек предъявляет бования к себе, низкий человек — другим. Конфуций
Глава VIII. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ И КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ Основные цели главы: - сформировать представления читателя о понятиях: «этика* «этикет», «репутация» и «культура общения», познакомить с ос* новными нормами и правилами этикета; - раскрыть содержание психологической и коммуникативной' компетентности; - описать ведущие интерактивные технологии для обучения общению; - развить практические умения и навыки читателя, его способности к самоанализу. Этика, этикет, репутация и культура общения Каждое общество вырабатывает определенные регулятивные принципы общения, которые не только закрепляются в принятых им этических нормах поведения и взаимодействия, но и воспитываются у людей с большей или меньшей степенью сознательности, формируя определенный уровень культуры и этики деловых отношений. Этические нормы всегда выступали основным регулятором человеческих отношений. Они являются социальными, поскольку не имеют юридической силы, но включают, как правило, понимание людьми таких категорий, как добро и зло, нравственность и безнравственность, справедливость и несправедливость, порядочность и вероломство, дозволенность поступков и их недопустимость. Семья и школа с детства воспитывают детей на уважении к этическим нормам, поэтому люди сознательно или бессознательно при выборе тех или иных поступков, при принятии решений и в действиях опираются на эти представления. Вместе с тем каждый человек вкладывает в моральные нормы свое понимание, вйдение и от того, насколько оно совпадает с общепринятым толкованием, зависит эффективность взаимодействия, его комфортность или конфликтность. 1 Кипение, как уже отмечалось, является необходимой частью Ч» in ни ческой жизни не только в межличностном, но и в дело- цнч плане. Взаимоотношения людей при взаимодействии регулируются непосредственно не только социальными нормами, но и правовыми. Нормы морали и права включаются в культуру об- нмчши и в деловой этикет, сближая выработанные в обществе фгыжания, предъявляемые к общению, с самим его осуществ- 'П нисм в реальной деятельности, нормируя и корректируя сте- iii'Mi. дозволенности, вырабатывая принципы не только личной, ми м корпоративной культуры. Ориентируясь на нормы, человек < ни I носит формы своего поведения с эталонами, отбирает нужные из них и таким образом регулирует свои отношения с другими людьми. Несколько лет назад автору книги пришлось проводить дело- ную игру «Доклад и дискуссия» с лучшими (по итогам отбора) старшеклассниками Гатчинского района Ленинградской области. По ходу игры между двумя группами возник конфликт мнений, причиной которого стало неодинаковое толкование такого поня- тя, как «порядочность». Молодые люди считали, что это импо- (антность, достойный внешний вид, приличная одежда, а девочки настаивали на том, что это прежде всего нравственность, этичное поведение. Выяснилось, что старшеклассники впервые обсуждали такого рода проблему и поэтому вкладывали в нее свое собственное видение. После публичных комментариев конфликт был снят. Конечно же, формировать нравственные ценности необходимо в раннем и подростковом возрасте, а вот учить конструктивному взаимодействию, опираясь на нравственные ценности, следует именно тогда, когда молодые люди интенсивно общаются со сверстниками напрямую и по Интернету и начинают задумываться о своем будущем. Понимание этого обстоятельства побудило автора настоящего пособия написать учебное пособие по общению для учащихся лицеев. В современном мире коммуникативная компетентность становится основным источником карьерного роста для большинства профессий в системе человеческих отношений. Конкурентоспособными специалистами становятся лишь те, кто помимо профессиональной компетентности имеют социальный (эмоциональный) интеллект и коммуникативную грамотность, которая включает в том числе и владение деловым этикетом. Как заметил Вове- нарг, в жизненных правилах человека сказывается вся его суть. Знание правил этикета и действия, в основе которых лежат нравственные ценности, позволяют человеку сформировать позитивный имидж и иметь безупречную репутацию, что во всем цивилизованном мире ценится наивысшим образом в любой профессиональной деятельности, и особенно в политике, в дипломатии, в бизнесе и предпринимательстве. Говоря об основных правилах этикета, необходимо понимать значение таких терминов, как «этика», «мораль», «этикет», «репу» тация» и «культура общения». Этика (от лат. ethica, от гр. ethos — обычай, характер) — это учение о морали как одной из форм общественного сознания, ее сущности, законах ее исторического развития и роли в общественной жизни, а также система норм нравственного поведения человека или группы. Термин «этика» впервые употребил Аристотель, говоря о том, что мы должны делать, чтобы совершать правильные, нравственные поступки по отношению друг к другу. Широко известен постулат нравственности, который звучит так: «Относитесь к другим так, как вы хотели бы, чтобы относились к вам». Мораль (от фр. morale, от лат. moralis — нравственный) — это система этических норм, ценностей, которые признаны и приняты людьми. В самых различных сферах человеческого взаимодействия именно мораль является наиважнейшим способом регулирования человеческого поведения и отношений. Этика как наука о морали как раз и изучает такие дисциплины, как этикет, культура общения, организационное поведение. Этикет (от фр. etiquette — установленный порядок поведения) — слово французского происхождения, означающее манеру поведения. Этикет предписывает нормы поведения на улице, в общественном транспорте, в гостях, в театре, на деловых и дипломатических приемах, на работе (деловой этикет). В книге Г. М. Шеламовой «Деловая культура и психология общения» отмечается, что еще в начале XVIII в. Петр I издал указ, согласно которому подлежал наказанию каждый, кто вел себя «в нарушение этикету». В России с тех пор стал широко внедряться западный этикет. На русскую почву переносились одежда, манеры и внешние формы поведения. За соблюдением этих правил и норм боярами и дворянским сословием (особенно в столичных городах) постоянно и настойчиво, порой даже жестоко следил сам царь Петр I. Тех, кто нарушал новые требования и правила, строго наказывали. В дальнейшем, в царствование Елизаветы и Екатерины II в указы царя были внесены изменения, т.е. отбирались те правила этикета, которые в той или иной степени отвечали требованиям и особенностям традиций и национальной кулыуры России. В результате анализа российских традиций были выработаны взаимоприемлемые, признаваемые в главных чертах правила и нормы этикета, которые предписывалось соблюдать во всех общественных местах — от дома до дипломатического приема. Однако и сегодня многие правила этикета недостаточно осваиваются людьми и специалистами даже на очень высоком уровне взаимодействия. Так, В. П. Шейнов в книге «Психология и этика делового контакта» описывает ситуацию, которую «смаковали» многие тек-компании на Западе. В аэропорту им. Кеннеди встречали при- омншего М. С. Горбачева. Шел дождь. Президент Р. Рейган держал юн г над своей супругой, а над супругой М. С. Горбачева — охранник. Комментаторы сходились во мнении, что у нас не все в порядке с этикой и с уважением к первой леди страны. К сожалению, не только в профессиональном, но и в межличностном взаимодействии мы достаточно часто сталкиваемся с грубостью и хамством, неуважением к личности другого. Причина, по-видимому, в том, что мы, во-первых, недооцениваем значение культуры поведения и общения, манер человека, а, во-вторых, этикету, так же как и общению, молодых, да и взрослых нюдей практически не обучают. Почему российские офицеры всегда считались эталоном поведения в обществе, культуры общения и владения нормами этикета? Потому что их обучали этому еще в ранней юности. Например, известно, что в Морском кадетском корпусе, готовившем офицеров российского флота, на некоторые трапезы каждый курсант должен был являться с двумя книгами, которые во время принятия пищи следовало держать под мышками. Так вырабатывалась привычка, сидя за столом, не расставлять локти. Известно также, что морские офицеры всегда отличались особой выправкой. Она была результатом упорных тренировок. В частности, привычка держать спину прямо, не сутулиться, вырабатывалась с помощью креста на спине, который привязывали к плечам. Б.Рассел заметил: «Джентльмен — это человек, общаясь с которым чувствуешь себя джентльменом».
Подумай и выполни задание
В старинных русских пословицах, приведенных ниже, заложены определенные требования этикета. Как вы понимаете эти требования? Можно ли их использовать сегодня? «Благовоспитанному сыну отцов приказ не ломит спину»; «Кричать, да спорить, да браниться во всяком месте не годится»; «А где как честь хранится строго, там не должно болтать-де много». «Похвала доброт твоих быть должна в устах других».
Манеры, которые формируются в ходе изучения этикета, — это способ держать себя, внешняя форма поведения, обращение с другими людьми, а также тон голоса, интонации и выражения, употребляемые в речи. Кроме того, это жесты, походка, мимика, взгляд, поза, характерные для человека. К хорошим манерам обычно относят скромное поведение, сдержанность в проявлении эмоций (своеобразная эмоциональная культура), тактичное и деликатное отношение к другим людям. К дурным, плохим манерам относят обычно эмоциональную распущенность, хамское поведение, использование нецензурных слов в общественном месте, бестактность и неэстетичный, неряшливый внешний вид. Манеры относятся к культуре поведения человека и рсгули ются этикетом. Люди с плохими манерами становятся иници рами конфликтных ситуаций, причиной переживаний чуне тельных и воспитанных людей. Когда поступки человека в лк ситуациях, в отношениях с разными людьми по возрасту и статусу, в формальной или неформальной обстановке опира на нравственные ценности и принципы, тогда можно говорить культуре поведения личности. Значимость культуры поведения человека особенно высока профессиональном общении. Сократ, ученый и философ, за чал, что кто умеет обходиться с людьми, тот хорошо ведет и ча ные, и общие дела, а кто не умеет, тот и здесь, и там дели ошибки. Еще в 1936 г. Дейл Карнеги, специалист по человечески*! отношениям, заметил, что успех делового человека и его финан^ совое благополучие лишь на 15 % зависят от уровня его профессии» нальной квалификации и на 85 % — от его умения общаться в людьми. В то же время известно, что почти 70 % выгодных ДЛЦ| деловых людей сделок не состоялись из-за того, что российский бизнесмены пока еще недостаточно хорошо знают правила делового общения и не владеют культурой поведения. В отличие от наших отечественных предпринимателей японцы тратят на обуче- ние хорошим манерам и консультациям по вопросам этикета, культуры поведения сотни миллионов долларов в год. Они хорошо знают, что успех любой фирмы во многом зависит от умения ее сотрудников дружно взаимодействовать для достижения общей цели. Видимо, понимание значимости этикета и культуры общения в условиях жесткой конкуренции привели к тому, что книги Д. Карнеги в первые годы перестройки, как и книги А. Пиза по невербальным средствам коммуникации, стали бестселлерами и переиздавались в разных городах России десятки раз. Они востребованы и сегодня. Для повседневного общения, особенно при установлении контакта, существуют правила хорошего тона, соблюдать которые целесообразно каждому, потому что они относятся к формальному (т. е. обязательному) этикету. Среди них выделим наиболее распространенные и существенные в начале взаимодействия. - При первом знакомстве в начале встречи необходимо установить контакт глаз и улыбнуться. - Если это деловой этикет, то первым для приветствия руку подает руководитель или тот, кто старше по возрасту; если просто межличностный, неформальный контакт, то первой руку подает всегда женщина — мужчине, а он при этом обязательно встает. - При обращении к незнакомому или малознакомому человеку, а также на любом официальном мероприятии следует говорить «вы». Эта форма демонстрирует уважение к партнеру. Перей- ш >и «ты» может предложить либо человек старше по возрасту, >»ж>о занимающий более высокое положение. - Если нужно к кому-то обратиться с просьбой, то не рекомендуется делать это по тендерному (половому) признаку («мужчина», «женщина»). Лучше обратиться к незнакомому человеку Гк-«лично: «Простите, не могли бы вы...», «Извините, позвольте изойти» или «Скажите, пожалуйста...». К молодым людям можно обратиться словами: «девушка», «молодой человек». К знакомым (л сдует обращаться по имени или добавляя отчество — это зависит от ситуации (например, в деловых играх не принято исполь- и жать в обращении друг к другу отчество) и от возраста общающихся. - Приветствие и прощание рекомендуется сопровождать жестами: поднятой рукой, кивком головы, поклоном. Вместе с тем следует помнить, что рукопожатие не должно быть излишне сильным, чтобы партнер не испытывал физического дискомфорта, в го же время оно должно чувствоваться, а не быть аморфным. Если и комнате находится несколько человек, то подать руку нужно или всем, или никому. - Приходя с улицы в любое помещение, мужчины должны обязательно снять головной убор. Женщинам не следует раскладывать сумки на чужом рабочем столе. - Если вы хотите попросить незнакомого человека оказать вам какую-то услугу или дать какую-нибудь информацию, то следует, сначала обратившись, вежливо поздороваться, а уж затем попросить об услуге. Такого рода правила очень многочисленны, они касаются всех сторон жизни людей и их можно найти практически в любой книге по этикету, например в такой, как: «Все об этикете. Книга о нормах поведения в любых жизненных ситуациях» (1995). Однако для делового взаимодействия и для преуспевания только знать и демонстрировать нормы делового этикета недостаточно. Помимо них этика деловых отношений требует также соблюдения речевых норм — как в межличностном общении, так и во время деловых встреч, телефонных бесед, совещаний, переговоров, собраний и презентаций. Культура поведения в деловом общении немыслима без соблюдения правил вербального (словесного) этикета, связанного с формами и манерами речи, словарным запасом и с невербальными сигналами, демонстрирующими вежливость, заинтересованность, доброжелательность и конгруэнтность. Существуют исторически отработанные стереотипы речевой культуры для взаимодействия. Это слова: «Уважаемые коллеги», «Дамы и господа», «Удачи вам!», «Желаем успеха», «Как ваши дела?», «Благодарю, все нормально» и т.д. Все эти правила и нормы должны учитывать существующие традиции, образ жизни людей и стиль, принятый в организации, национальные обычаи традиции. * Подумай и выполни задание
Проанализируйте, какие правила этикета не соблюдены в данной ситуации высокопоставленным лицом? Однажды явившись по делу к высокопоставленному лицу, А.С.Пушкин застал его валяющимся на диване и зевающим от скуки. При вход! поэта лицо, разумеется, и не подумало изменить позу, а когда Пушкин, передав, что было нужно, хотел удалиться, то получил приказание произнести экспромт. - Дети на полу — умный на диване, — сквозь зубы мгновенно сказал раздосадованный Пушкин. - Ну, что же тут остроумного, — возразила особа, — дети на полу, умный на диване. Понять не могу. Ждал от тебя большего. Пушкин молчал. Особа, повторяя несколько раз фразу и перемещай слоги, дошла, наконец, до такого результата: «Детина полоумный не диване», и, разумеется, немедленно и с негодованием отпустила Пушкина. В процессе взаимодействия с другими людьми складывается репутация, резюме каждого из участников общения. Репутация (от фр. reputation, от лат. reputatio — обдумывание, размышление) — создавшееся общее мнение о достоинствах или недостатках кого-либо, чего-либо, общественная оценка. Реноме (от фр. гепоттее) — репутация, установившееся мнение о ком- либо или о чем-либо. Пути формирования репутации бывают разные. Позитивный путь предполагает высокую личностную конкурентоспособность, харизматический потенциал, целенаправленное совершенствование своего достоинства, нравственное практическое поведение и образ жизни, в основе которого лежат моральные ценности, что, как правило, порождает общественное признание. Негативный путь — это подхалимаж и угодничество с целью получения поддержки людей, приближенных к власти (начальников и их замов), или искусство манипулирования, позволяющее создать в глазах общественности необходимые иллюзии и, как говорят в народе, «пустить пыль в глаза» и эксплуатировать человеческие психологические особенности и слабости (такие, как алчность, сладострастие, зависть, слабая воля и др.), а также владение разнообразными «грязными технологиями», например такими, как психологический террор, шантаж, интриганство и вранье. Перечисленные приемы, а также система ценностей, ничего не принимающая во внимание, сопровождающаяся в современной практике общения, особенно делового, холодным расчетом, выходят за пределы сложившихся в нашем обществе нравственно-этических норм, а порой и действующего законодательства. И го же время есть и другие примеры. Известно, что продукция фирм, имеющих высокую репутацию, стоит во всем мире дороже именно по причине положительного реноме. С чем это связано? Прежде всего, с гарантией надежности продукции. Она, следовании.! ю, не только удовлетворяет те или иные потребности людей, мн н соответствует требованиям качества, сервиса и другим характеристикам. Это требует гораздо больше финансовых вложений, другого уровня компетентности и ответственности. Чтобы I охранять имидж организации, ее продукции или услуг, необходимо вкладывать дополнительные средства: в новые технологии, и развитие и обучение персонала, в маркетинговые исследования, в рекламу и бренд, в бизнес-коммуникации и имидж, т.е. во т е то, что влияет на репутацию и позволяет управлять ею. Следовательно, репутация — это дорогое удовольствие, но зато чело- иек, пользующийся услугами такой фирмы, уверен, что ею будут соблюдены все условия, гарантированные организацией. Соблюдение этих условий и является нравственной ценностью, той моралью, которой привержена та или иная корпоративная культура, а ее истоки закладываются у людей, будущих деловых партнеров, в детстве и юношестве. Несмотря на приведенные примеры, в последние годы осно- ной деловых, а порой и личных человеческих отношений, к сожа- иению, все больше становятся не взаимопомощь и деловое партнерство, не сотрудничество и честное соперничество, а деньги, класть и связи и, как следствие, рождение и развитие эгоизма в межличностных отношениях и в карьере. Порой создается впечатление, что общество «расставленных локтей» и «белых воротничков» не задается больше вопросом о пользе нравственности и морали, психологически корректных деловых и межличностных отношениях. Такая ситуация требует уже активного вмешательства со стороны общества, государства, всех его социальных институтов, в том числе образовательных учреждений: школ, лицеев, вузов. Молодые люди должны научиться гармонизировать свои отношения с окружающим миром и начинать надо с обучения межличностным отношениям, в основе которых лежат моральные нормы и ценности. Освоение специальных правил и коммуникативных норм, техник и технологий эффективного взаимодействия, конструктивного стиля партнерских отношений, разумного принятия нравственных решений, взаимопонимания — вот неполный перечень основных элементов коммуникативной компетентности, базирующейся на высоких нравственных принципах и нормах. Научить перечисленным умениям и навыкам можно только в условиях организации практической деятельности, а в учебном заведении — в условиях игры, с помощью моделирования жизненных ситуаций и проигрывания их на занятиях в режиме специ- ла фраза произносится быстро, а потом участники «печатают» в«пщ памяти. После игры можно обменяться впечатлениями.
Интерактивные имитационные технологии
Для обучения общению подростков и молодежи могут быть широко использованы интерактивные имитационные игры (моделируемая фантазией авторов игры среда обитания), в которых я результате игрового взаимодействия принимаются разнообразные решения. Специфика такого рода игр состоит в том, что они построены на общении играющих, на индивидуальном и коллектип- ном принятии решений в условиях неопределенности, экстремальности и отсутствия полной информации. На этих играх происходит обучение взаимодействию, умению вести переговоры, выражать и обосновывать свои мысли, слушать собеседника, осуществлять сотрудничество на основе эффективного и конструктивного общения. Обучение общению происходит именно за счет многократного повторения технологий, где моделируются процесс обмена информацией, взаимодействия, восприятия и понимания, а также осуществляются групповые и межгрупповые дискуссии. Особенности имитационных игр. 1. В имитационных играх обычно нет модели социально-экономической среды, не описан труд конкретных работников, не даются подробные инструкции для поведения и принятия решений. 2. В имитационных играх имитируются лишь некоторые хозяйственные, правовые, экономические, экологические, социально- психологические принципы (технологии), определяющие поведение людей и их действий, причем зачастую в экстремальных ситуациях. 3. Имитационные игры предполагают лишь описание среды, причем особенности этой среды знакомы играющим в основном «понаслышке», что делает анализ информации более сложным. 4.Общая цель всего игрового коллектива изначально не задана. 5. Решения принимаются коллективно, но, как правило, на основе предварительной выработки индивидуальных решений, в условиях неопределенности информации (недостаточная компетентность большинства участников и неполная информация об объекте анализа).
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 1321; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |