КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Выделите каждую из пяти частей проблемного обсуждения. 12 страница
Общение с людьми, не соответствующими тебе по возрасту, взаимодействие взрослых и детей, семейное общение — эти вопросы в меньшей степени рассмотрены в литературе по общению. Это, по-видимому, связано со спецификой возрастного характера контактов. Они порождают серьезные трудности, ведущие к разрушению отношений и к индивидуальным личностным проблемам, решение которых чаще находится в компетенции психо- логов-консультантов и врачей-психиатров. Трудности межличностного общения с детьми в разных возрастах, как считают психологи, вызваны наличием у многих детей разнообразных характерологических особенностей, негативно влияющих на контакты. Так, в ходе исследования В.Н.Куницыной (1991 г.) с помощью различных психологических тестов были обследованы 490 старшеклассников петербургских школ. Получена следующая картина распространенности различных труднс юношеском возрасте: на первом месте стоит застенчивость (до 35 %) — она встречается чаще других трудностей, далее идет чужденность (19 %), затем глубокая интровертированность (17 аутистичность (15%), чрезмерная сенситивность (12%). К^ перечисленных довольно велико количество людей с личжм ми свойствами, снижающими их коммуникативную успешнс совместимость: лиц с пониженным самоуважением — 43 %, сокоавторитарных — 36 %, агрессивных и конфликтных — по 25 Почти половина школьников крайне не удовлетворены общей ем и отношениями в близком кругу (43 %), испытывают ост чувство одиночества; последнее сопровождает все трудности детских контактах и иногда отражает реальное положение веще т. е. полное отсутствие друзей. Можно выделить следующие свойства личности, приводят" к трудностям в общении: - человек хочет и может, но не умеет общаться (невоспитан» ность, беззастенчивость, эгоцентричность); -не хочет, не умеет и не может общаться (аутистичность, глубо* кое одиночество); - умеет, но уже не может и не хочет (отчужденность, выклю» ченность из социальных связей, одиночество в толпе); - умеет, может, но не стремится (глубокая интроверсия, само» достаточность, отсутствие мотивации); - и может, и хочет, но боится общаться (застенчивость).! Перечисленные свойства относятся, как правило, к глубоко личностным. В практике межличностного общения они могут обостряться при неблагоприятных обстоятельствах и, если их игнорировать, превращаться в объективное препятствие для полноценных личностных контактов. Общение с такими детьми требует от учителей и родителей не только толерантности, о которой мы писали выше, но также интеллекта и сочувствия, позволяющих понимать существующие трудности у тех или иных детей и дифференцированно взаимодействовать с ними, создавая им максимально комфортные условия. Вместе с тем конфликты в системе межличностных отношений «учитель—ученик» являются достаточно распространенным явлением. В этой диаде конфликты чаще всего возникают, как отмечают специалисты, из-за невыдержанности учителя, допускающего оскорбительные или унизительные выпады против ученика. Педагогическая деятельность учителя предполагает развитие высокой культуры подчинения со стороны учащихся. Многие педагоги добиваются такого подчинения путем ужесточения требовательности, увеличения дистанции между учителем и учащимися с помощью административных средств воздействия, включая императивную форму общения. В последнее время в литературе |1(м1|>1()лмется термин «палочная педагогика» для обозначения женин требований к ученикам. «Палочная педагогика» формирует у m i ей отрицательное отношение к школе и учителям, гасит ес- }т ии-пиый интерес к познавательной деятельности. Поскольку мши педагогика не принесла позитивных результатов, постольку Линч- прогрессивные учителя стали осваивать педагогику сотрудничества. Школа потребовала серьезной перестройки, изменились формы ч методы психолого-педагогического воздействия на учеником По-новому складываются отношения с родителями трудных цпгй: учителя перешли от бесконечных жалоб на детей к описании) их достоинств и позитивных продвижений в обучении. Однако такие способы общения с учениками и с родителями потребо- мани от учителя развитых психологических способностей, умений управлять конфликтом, в основе которых лежит коммуникативная компетентность. К сожалению, в педагогических вузах и в си- tтеме повышения квалификации учителей не обучают в необходимой мере психологии общения, управлению группой и коллек- шиом, коммуникации, культуре педагогического общения. Именно ним и вызваны трудности перехода учителей к педагогике со- I рудничества. Зачастую причинами конфликтов учеников с учителями становится неадекватное поведение ученика, его дерзость и даже оскорбления в адрес учителя. В последние годы такие симптомы проявляются достаточно часто. Именно в таких конфликтах особенно проявляются возрастные особенности детей. В младшем подростковом возрасте, к примеру, наиболее характерной причиной негативного поведения является стремление к самоутверждению, боязнь уронить достоинство в глазах класса, утвердить свои позиции в референтной группе и др. Если учитель не может самостоятельно разрешить такой конфликт конструктивно, то целесообразно в отдельных случаях привлекать или представителей администрации (завуча, директора), или родителей. Для анализа трудностей во взаимоотношениях людей разного возраста учителю полезно использовать так называемое «окно Джохари» (по именам разработчиков — Джо Люфта и Харри Ин- грэма). Оно представляет собой таблицу из четырех клеток, или окно, через которое личность глядит на окружающий мир, а окружающие — через раму — на нее; в раму вставлены четыре стекла: одно из них (открытое Я) «обоюдопрозрачно» — то, что попадает в эту область, одинаково видно как самому человеку, так и окружающим; следующие два стекла — тонированные, как в иномарках, — позволяют видеть только в одну сторону. Установлены они таким образом, что через одно из них «хозяину» все видно, а окружающим внутрь не заглянуть (секретное Я), через другое же стекло, наоборот, хозяину ничего не видно, зато окружающим Известное мне прекрасно видно все («слепое пятно»). Наконец, последнее стекле матовое, через него ничего не разглядеть (бессознательное Я), Неизвестное мм Известное другим «Слепое пятно» Открытое Я («АРЕНА») Неизвестное другим Бессознательное Я Секретное Я («фасад») Большую помощь учителю может также оказать профессионала ный психолог и даже сам класс. Важно научиться прощать детсй| не вспоминать их промахи и некорректные действия, не показь!» вать неприязни после разрешения конфликтной ситуации. Бывают конфликтные ситуации в школьной среде, когда вино* ваты и учителя и ученики. Такие конфликты нужно анализировать особенно тщательно и разрешать самому директору, который, выступая в роли посредника, должен будет не только эффективно разрешить конфликт, но и начать обучать персонал сотрудниче» ству, партнерским взаимоотношениям. Полезны уроки общении и для самих школьников. В таких конфликтах наиважнейшими условиями являются объективность, сочетание слова и дела у взрослых, анализ и извлечение уроков из педагогических ошибок и промахов. Подумай и выполни задание Это упражнение поможет вам пристально вглядеться в то, чем является ваша жизнь. Расслабьтесь и закройте глаза. Представьте, что вы снимаете фильм о своей жизни. 1де происходит действие фильма? Каков основной сюжет? Кто главные герои? Кто является второстепенным персонажем? Кто постановщик картины? Что делают зрители, когда смотрят этот фильм? В чем заключается кульминация сюжета? Каков конец? Какие выводы можно сделать из фильма? Что чувствуют зрители, когда кончается фильм? Совершенствование взаимодействия в системе школьных отношений позволит улучшить и взаимоотношения в семье учителя. Семейно-бытовые конфликты по своему психологическому механизму связаны главным образом с уровнем эмоциональной идентификации членов семьи и не зависят от профессии человека. Вместе с тем следует помнить, что уставший учитель, работающий в состоянии постоянного напряжения и самоотдачи, что порождает нервно-психическое напряжение, несомненно, приходя домой, становясь уже просто родителем, испытывает дискомфорт и нуждается в особом к нему отношении. Неудачно сказанное слово, непонимание, невыполнение его поручений членами семьи создают почву для возникновения конфликтов, а пси- и1ческое напряжение не позволяет контролировать эмоциональные реакции и действия. Поэтому и в семейной жизни учителю на ж но как самому быть толерантным и стрессоустойчивым, так и членам семьи проявлять дополнительную заботу и внимание и задавать условия для его отдыха и релаксации (снятия напряжения). Однако члены семьи чаще всего не обучены эффективному взаимодействию, поэтому оптимизировать ситуацию, связанную с семейными конфликтами, в ближайшей перспективе можно лишь гипотетически.
Подумай и выполни упражнение Попробуй действовать в соответствии со стратегией обращения с конфликтом.
ПРАКТИЧЕСКИЙ САМОМАРКЕТИНГ 1. Ответьте на вопросы тестов и обработайте результаты. Тест на оценку уровня конфликтности личности Инструкция. При ответе на вопросы теста из трех предлагаемых вариантов ответа выберите один, в наибольшей степени совпадающий, по вашему мнению, с вашими индивидуальными особенностями, и запишите его. Например: / — а; 2 — б; 3 — в и т.д. - Характерно ли для вас стремление к доминированию, т.е. к тому, чтобы подчинить своей воле других: а) нет; б) когда как; в) да. - Есть ли в вашем коллективе люди, которые вас побаиваются, в возможно, и ненавидят: а) да; б) ответить затрудняюсь; в) нет. - Кто вы в большей степени: а) пацифист; б) принципиальный; в) предприимчивый. - Как часто вам приходится выступать с критическими суждени» ями: а) часто; б) периодически; в) редко. - Что для вас было бы наиболее характерно, если бы вы возглавили новый для вас коллектив: а) разработал бы программу работы коллектива на год вперед и убедил бы коллектив в ее целесообразности; б) изучил бы, кто есть кто, и установил бы контакт с лидерами; в) чаще бы советовался с людьми. - В случае неудач какое состояние для вас наиболее характерно: а) пессимизм; б) плохое настроение; в) обида на самого себя. - Характерно ли для вас стремление отстаивать и соблюдать традиции вашего коллектива: а) да; б) скорее всего, да; в) нет. - Относите ли вы себя к тем людям, которым легче сказать горькую правду в глаза, чем промолчать: а) да; б) скорее всего, да; в) нет. - Из трех личностных качеств, с которыми вы боретесь, чаще всего стараетесь изжить в себе: а) раздражительность; б) обидчивость; в) нетерпимость критики других. - Кто вы в большей степени: а) независимый; б) лидер; в) генератор идей. - Каким человеком считают вас ваши друзья: а) экстравагантным; б) оптимистом; в) настойчивым. - Против чего вам чаще всего приходится бороться: а) несправедливостью; б) с бюрократизмом; в) с эгоизмом. 13 Что для вас наиболее характерно: а) недооцениваю свои способности; б) оцениваю свои способности достаточно объективно; в) переоцениваю свои способности. 14. Что вас приводит к столкновению и конфликту с людьми чаще псего: а) излишняя инициатива; б) излишняя критичность; в) излишняя прямолинейность. В соответствии с ключомподсчитывается сумма баллов и определяется уровень конфликтности личности.
Тест «Самооценка конфликтности» Тест позволяет определить степень собственной конфликтности. Инструкция. Оцените по 7-балльной шкале, насколько в вас представлено каждое свойство, приведенное в таблице. Семь баллов означает, что в вашем поведении всегда проявляется свойство, описанное в левой части таблицы, 1 балл — что оно не проявляется никогда, для вас характерна его противоположность, описанная в правой части таблицы.
Обработка и интерпретация результант нп/и №(общую сумму баллов и оцените свою степень конфликт!» in 60 и более баллов — высокая степень конфликтности iii tut I сами ищите повод для споров. Не обижайтесь, если мш. пулу» «любителем поскандалить. Лучше подумайте, не скрмнлкм н мм щ поведением глубинное чувство собственной неполноцшиин ж» 50—60 баллов — выраженная конфликтность. Вы иш ып-маи иваете свое мнение, даже если это может отрицашт.ик нив*; ваши взаимоотношения с окружающими. За это н;ч«: ми»»■ «мш зато уважают. 30—50 баллов — конфликтность выражена слабо. Вы умеете сглаживать конфликты и избегать критических ситуаций, но при необходимости готовы решительно отстаивать свои интересы. 15—30 баллов — конфликтность не выражена. Вы тактичны, не любите конфликтов. Если же вам приходится вступать в спор, вы всегда учитываете, как это может отразиться на ваших взаимоотношениях с окружающими.
Тест «Оценка глубины конфликта» Инструкция. В тесте представлены 8 основных позиций, имеющих непосредственное отношение к конфликтной ситуации. Ваша задача состоит в том, чтобы оценить выраженность каждого фактора по пя- 1ибалльной шкале. Сильная выраженность факторов левой стороны теста оценивается I баллом, правой — 5 баллами. После оценки каждой позиции в тесте следует подсчитать общую сумму баллов, которая будет свидетельство- it,чгь о глубине конфликта.
Оценка результатов: 35—40 баллов — конфликтующие стороны заняли по отношению друг к другу жесткую позицию. 25—34 баллов — колебания в отношениях конфликтующих сторон. Рекомендации субъектам, улаживающим кои Если вы руководитель, то: - при сумме 35—40 баллов вы должны выступить в роли ов и для разрешения конфликтной ситуации в основном следует п к административным мерам; - при сумме 25—34 баллов вы должны выступить в роли к танта, для разрешения конфликтной ситуации в основном след бегать к психологическим мерам; - при сумме менее 24 баллов — вы должны выступать в роли тателя и в этом случае для разрешения конфликтной ситуации образно использовать педагогические меры. Если вы медиатор, то: - при сумме 35—40 баллов — следует предпринять меры по единению конфликтующих сторон и приступить к переговорам о дизъюнктивным способом (разъединительным) до снижения н| борьбы между ними; - при сумме 25—34 баллов — можно попытаться на очерв встрече в переговорном процессе перевести конфликт в констру ную фазу; - при сумме менее 24 баллов ~ можно активизировать усилив подготовке конструктивного решения.
Тест А.Ассингера «Оценка агрессивности в отношениях»
Инструкция. Этот тест позволяет определить, достаточно ли ловек корректен в отношении с окружающими и легко ли общаться ним. Для большей объективности ответов можно провести взаимооц" ку, когда коллеги отвечают на вопросы друг за друга. Это поможет нять, насколько верна их самооценка. Подчеркните ответ: - Склонны ли вы искать пути к примирению после очередного слу жебного конфликта: а) всегда; б) иногда; в) никогда? - Как вы ведете себя в критической ситуации: а) внутренне кипите; б) сохраняете полное спокойствие; в) теряете самообладание? - Каким считают вас коллеги: а) самоуверенным и завистливым; б) дружелюбным; в) спокойным и независтливым? - Как вы отреагируете на то, что вам предложат ответственную долж ность: а) примете с некоторыми опасениями; б) согласитесь без колебаний; в) откажетесь от нее ради собственного спокойствия? | Mo т.) ионедете себя, если кто-то из коллег без разрешения < пишет стола бумагу: || амдодик: ому «по первое число»; #1 щт мним; вернуть; () I м|мн пи;, не нужно ли ему еще что-нибудь? А *.»м1ми словами вы встретите мужа (жену), если он (она) вернул- пт м 1 работы позже обычного: in| 'lid н.'бя так задержало?»; й| Iди п.1 торчишь допоздна?»; hi Я уже; начал (начала) волноваться»? f 1><п ни ведете себя за рулем автомобиля: н) I тритесь обогнать машину, которая «показала вам хвост»; гц ним нее равно, сколько автомобилей вас обогнало; щ помчитесь с такой скоростью, что никто не догонит вас? н I* лкими вы считаете свои взгляды на жизнь: и)IПлпансированными; fi) 1 и м комысленными; «I»<((лйне жесткими? и Чн> вы предпринимаете, если дело не удается: и| пытаетесь свалить вину на другого; п) смиряетесь; м) (лановитесь впредь осторожнее? И) Как вы прореагируете на фельетон о распущенности современниц молодежи: к) «Пора бы уже молодежи запретить такие развлечения»; Г)) «Надо создать им возможность организованно и культурно отды- ■ ии.-; п) «И чего мы с ней возимся»? - Что вы ощутите, если должность, которую вы хотели занять, дос- мннсь другому: а) «И зачем только я на это нервы тратил (а)!»; б) «Видно, этот человек начальнику приятнее»; в) «Может быть, мне это удастся в другой раз»? - Какие чувства вы испытываете, когда смотрите фильм ужасов: а) чувство страха; б) скучаете; в) получаете искреннее удовольствие? - Как вы будете себя вести, если опоздаете на важное совещание из-за дорожной пробки: а) будете нервничать во время заседания; б) попытаетесь добиться снисхождения партнеров; в) огорчитесь? - Как вы ведете себя в спортивных состязаниях: а) обязательно стараетесь выиграть; б) цените удовольствие почувствовать себя молодым; в) очень сердитесь, если проигрываете? - Как вы поступите, если вас плохо обслужили в ресторане: а) стерпите, избегая скандала; б) вызовете метрдотеля и сделаете ему замечание; в) отправитесь с жалобой к директору ресторана? - Как вы поступите, если вашего ребенка обидели в шкожи а) поговорите с учителем; б) устроите скандал родителям обидчика; в) посоветуете ребенку дать сдачи? - Какой вы человек: а) обыкновенный; б) самоуверенный; в) пробивной? - Что вы скажете подчиненному, с которым столкнулись в дн а) «Простите, это моя вина!»; б) «Ничего, пустяки!»; в) «А повнимательнее вы не можете быть»? - Ваша реакция на статью в газете о хулиганстве молодежи: а) «Когда же, наконец, будут приняты конкретные меры?»; б) «Надо бы ввести более суровые наказания»; в) «Нельзя же все валить на молодежь, виноваты и взрослые!»? - Какое животное вам более симпатично: а) тигр; б) домашняя кошка; в) медведь?
Обработка результатов. За выбор того или иного варианта ответа на каждый вопрос вы п, лучаете от одного до трех баллов.
Окончание табл.
Комментарий. Если вы набрали от 35 до 44 баллов, то вы умеренно агрессивны, вам сопутствует успех в жизни, поскольку у вас достаточно здравого честолюбия. К критике вы относитесь доброжелательно, если она деловая и без претензий. 4п птиюв и более: вы излишне агрессивны и неуравновешенны, м»|«мди1 бываете чрезмерно жестоки по отношению к другим людям. Иллинии:!, дойти до управленческих «верхов», рассчитывая на свои Н1Ш.1 Добиваясь успехов в какой-либо области, можете пожертвовать ци1»1|»н;ами окружающих. К критике относитесь двойственно: критику •> в»|1ку" принимаете, а критику «снизу» воспринимаете болезненно, норки небрежно, можете за нее и преследовать. )<) г>илла и менее: вы чрезмерно миролюбивы, что обусловлено не- «1м миочной уверенностью в собственных силах и возможностях. Это, «имичио, не значит, что вы гнетесь под любым ветерком. Все же по- ftom.itu! решительности вам не помешает! К критике «снизу» относитесь пенимо, но побаиваетесь критики «сверху». I ели по семи и более вопросам вы набрали по три балла и менее •him по семи вопросам — по одному баллу, то ваша агрессивность но- I m скорее разрушительный, чем конструктивный характер. Вы склонны ► mi (продуманным поступкам и ожесточенным дискуссиям. Относитесь к людям порой пренебрежительно и своим поведением провоцируете конфликтные ситуации, которых вполне могли бы избежать. Если же по семи и более вопросам вы получили по одному баллу и минее чем по семи вопросам — по три балла, то вы чрезмерно замкну- U.I в своем мире. Это не значит, что вам не присущи вспышки агрессивности, но вы подавляете их слишком тщательно. Тест агрессивности Басса—Дарки Инструкция. Поставьте «да» около тех положений, с которыми вы согласны, и «нет» около тех, с которыми не согласны. - Временами я не могу справиться с желанием причинить вред дру- I им. - Иногда я сплетничаю о людях, которых не люблю. - Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь. - Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню просьбы. - Я не всегда получаю то, что мне положено. - Я знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной. - Если я не одобряю поведения друзей, то даю им это почувствовать. - Если мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал(а) мучительные угрызения совести. - Мне кажется, что я не способен(на) ударить человека. - Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами. - Я всегда снисходителен(льна) к чужим недостаткам. - Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его. - Другие умеют (лучше, чем я) почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами. - Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал(а). - Я часто бываю не согласен(сна) с людьми. - Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь, - Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему, • - Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверьми. - Я гораздо более раздражителен, чем кажется окружаю - Если кто-то корчит из себя начальника, я всегда пост наперекор. - Меня немного огорчает моя судьба. - Я думаю, что многие люди не любят меня. - Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны 00 - Люди, увиливающие от работы, должны испытывать ч вины.
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 566; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |