Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Выделите каждую из пяти частей проблемного обсуждения. 14 страница




6. Игровые процедуры, заложенные в сценарий, могут быть реализованы практически по аналогии на других объектах (на­пример, полет на Луну или происшествие в пустыне), причем самых различных по структуре, целевому назначению и постав­ленным задачам.

7. Главная учебная цель имитационной игры состоит в том, •попы участники в ходе игровых действий самостоятельно осозна­ния и смысл и целесообразность коллективной деятельности, со- фудничества, поиска компромисса или консенсуса.

Н. Имитационные интерактивные игры осуществляются в жест­ком регламенте и по времени непродолжительны (не более часа).

1 В имитационных играх, как правило, отсутствуют альтерна- I ивы. Участники должны действовать лишь в предложенных вари­антах, строго соблюдая нормы и правила, ничего не придумывая сими.

2 В такого рода играх конфликтная ситуация возникает из-за наличия разных потребностей и разных мнений.

3 Эти игры хотя и строятся на взаимодействии, в то же время не обучают общению и коллективному принятию решений. Участ­ники игры воспроизводят имеющийся у них опыт общения, по­рой негативный.

4 Имитационные игры могут иметь как самостоятельное зна­чение, так и использоваться в качестве технологии «погружения» для раскрепощения участников и определения лидеров, напри­мер, на деловых играх.

Из всего сказанного можно сделать вывод о том, что имитаци­онные игры — это учебные и развивающие интерактивные игры, создающие условия для взаимодействия и коллективного приня­тия решений на основе индивидуальных подходов.

Подумай и выполни задание

Аффирмации являются полезной техникой «программирования» сво­его сознания. Смысл метода заключается в создании и регулярном по­вторении некоего позитивного утверждения. Оформите аффирмации в виде карточек или заставок на рабочем столе компьютера. Примеры утверждений:

- Я успешный коммуникатор.

- Я намерен реализовать свои способности и возможности.

- Мое общение с людьми становится все лучше.

- У меня появляются новые друзья.

- Каждый новый человек — это дверь, открывающая мне возмож­ность узнать его и проявить себя.

- Несколько простых техник конструктивного взаимодействия помо­гут мне улучшить мои контакты.

Ролевые игры

Ролевые игры основаны на обучающем эффекте совместных действий. С психологической точки зрения содержанием ро­левой игры являются отношения между людьми (система «чело­век—человек»), осуществляемые через действия с предметами. Если в игровой деятельности акцент делается на общение, то 1 ролевой игре преобладают взаимоотношения.

Межличностный уровень общения сочетается в ролевой игре с элементами внутриличностного уровня. В целом ролевая игра на­целена на внутриличностные изменения и самокоррекцию.

Отмеченная специфика ролевой игры позволяет применять ее в психотерапевтических и личностных тренингах для моло­дежи. Ролевая игра может использоваться также в обучающих и развивающих целях. Обычно ее содержанием становится любая житейская ситуация, а игра направлена на развитие умения взаи­модействовать с другими людьми. Ролевая игра — способ рас­ширения опыта участников посредством предъявления им не­ожиданной ситуации, в которой предлагается принять позицию (роль) кого-либо из участников и затем выработать способ, ко­торый позволит привести эту ситуацию к достойному заверше­нию (игра).

Самый известный разработчик теории ролей Дж. Морено пи­сал, что слово role (роль) происходит от латинского rotula (не­большое колесо или круглое бревно), которое позднее стало оз­начать скрученный в трубочку лист бумаги, на котором записыва­ли слова пьес для актеров. Лишь в XVI —XVII вв. слово «роль» стало означать игру актеров.

Понятие «ролевая игра» впервые появилось в XX в. Прототип ситуационно-ролевых игр — импровизированные драматические игры на заданную тему, разработанные в 1946 г. Дж. Морено. В нача­ле XX в. он описывал ролевые игры с детьми в городских садах Вены. С середины 1950-х гг. применение ролевых игр в США по­шло двумя путями. Первый путь — использование в психотера­пии, включая группы личностного роста, социометрию, психо­драму, гештальттерапию, а также группы встреч. Второй путь — тренинговые группы, задача которых — саморазвитие и самосо­вершенствование, а не психотерапия. Тренинговые группы спо­собствуют развитию в людях лидерских навыков, отработке пра­вильного поведения в больших и малых группах, конструктивно­му взаимодействию, разрешению конфликтов в группах, форми­рованию адекватного самовосприятия и восприятия других.

Специалисты по ролевым играм отмечают, что такая игра дает возможность проявить индивидуальность каждого участника, его творческие возможности, развивает умение «входить в положение других», лучше понимать их позиции и чувства, а также создает условия для лучшего осмысления норм и правил поведения и об­щения. Это, в свою очередь, способствует осознанию значимости социально-психологических факторов при взаимодействии с дру­гими людьми. Кроме того, приобретается важный социально-пси­хологический опыт более объективного анализа поведения как сво- i'i о собственного, так и других, развивается психологическая ком­петентность человека.

Роли каждого участника (в соответствии с общими условиями ролевой игры) могут привести обучаемых к живой дискуссии, особенно когда каждый вживается в роль, а не просто исполняет ролевые обязанности. Упражнения позволяют развивать коммуни­кативные навыки.

Как и в любой игровой технологии, участников ролевой игры шакомят с ситуацией, а затем предлагают распределить между собой ее роли.

Как правило, возможно два варианта распределения ро­лей:

1) роли распределяются между некоторыми участниками, а остальные, не получившие ролей, становятся активными зрите­лями, наблюдателями или выполняют функции арбитра, записы­вая особенности поведения играющих и затем оценивая его по­следствия;

2) участники анализа ролевой ситуации разбиваются на не­большие группы единомышленников, и каждая группа берет на себя роль отдельного лица, участника ситуации.

К основным характеристикам ролевых игр относят:

- наличие общей цели у всего игрового коллектива;

- наличие ролей и их взаимодействие;

- различие целей участников игры, исполняющих разные роли;

- наличие группового оценивания поведения участников игры;

- наличие управляемого эмоционального напряжения.

В практике обучения подростков и молодых людей иногда ис­пользуется очень похожий на ролевые игры метод «разыгрыва­ние ситуаций в ролях». Однако эти методы хотя и имеют между собой много общего, все же весьма существенно различаются. Так, при «разыгрывании ситуаций в ролях» участники исполняют роль так, как сами считают нужным, импровизируя содержание сценария. Такая игра ведется без предварительной подготовки, ее называют спонтанной. Роли обычно распределяются сознательно и по общему согласию участников игры. Основная задача «разыг­рывания ситуации в ролях» — проявить творческие способности к решению проблемы, к импровизации в поведении. Обычно на таких игровых занятиях обучаемые играют или самих себя, демонстри­руя свой стиль, ценности, компетентность, эмоциональную куль- туру, или подражают кому-то из тех, кого хорошо знают.

При обсуждении результатов такой игры преподаватель может решать не только образовательные, но и развивающие задачи, осуществляя коррекцию личности обучаемого, а также проанали­зировать, как возникают и развиваются все динамические груп­повые процессы: нормообразование, групповое давление и кон­формизм, лидерство и руководство.

В отличие от «разыгрывания ситуаций в ролях» в ролевой игр# участнику анализируемой ситуации, наряду с ее описанием, вы* дается инструкция, в которой предписано, как вести свою роль, ки> кой стратегии придерживаться, какой характер изображать, кик оценивать сложившуюся ситуацию, какие интересы отстаивать и какие цели достигать. Такая игра называется сюжетной или сце• парной. Сюжетная игра направлена на проживание и анализ ти«пичных проблем взаимодействия. С ее помощью участники игры осваивают новые, непривычные для себя, но эффективные моде­ли поведения.

Инструкция к ролевой игре детально прописывает все аспекты ситуации, но не ставит жестких границ, препятствующих участ­никам сыграть свои роли в соответствии с их собственными пред­ставлениями о том, как необходимо действовать в таких случаях.

Таким образом, ролевые игры — это игры по заданному сцена­рию, который требует не только знакомства с материалом ситуа­ции, но и вхождения в заданный образ, т.е. в какой-то степени даже перевоплощения, актерского мастерства. Однако з а д ач а, к решению которой стремятся члены группы, участвующие в роле­вой игре, — создание модели поведения, характерного в повсе­дневной жизни для реальных людей, поэтому именно поведение, а не просто проявление талантов участников затем становится ос­новой последующей дискуссии. Группа должна наблюдать за со­держанием каждой разыгрываемой сцены. Проигрывание ролей может быть приятным средством для получения многих новых на­выков. Ролевые игры помогают участникам стать более восприим­чивыми к чувствам других.

Ролевые игры проводятся либо в форме совещания, либо в фор­ме свободно развивающегося ролевого общения — диалога между участниками. В заключение занятия обсуждают итог и ход реше­ния проблемы (конфликта), оценивают поведение в данной ситу­ации каждого из ее участников, его продуктивность. При этом начинают дискуссию «зрители», а заканчивает — педагог, делая критический разбор итогов ролевого общения, отмечая неудачи и достижения.

Наблюдения могут стать более эффективными, если будут сде­ланы видеозаписи ролевой игры и использованы для обеспечения обратной связи, а также для консультирования. Метод ролевых игр позволяет молодым людям «походить в чужих ботинках», по­смотреть на себя и своего «героя», чью роль он исполняет, как бы со стороны, достигать взаимопонимания.

Ролевая игра используется как самостоятельная технология обучения, так и в коммуникативных тренингах, направленных на развитие навыков межличностного взаимодействия. Участники занятия становятся очевидцами того, как и каким образом каж­дый из них влияет на других, какова при этом роль совместной

illчипельности и ее содержание, как ситуация в целом (т.е. дина­мика взаимоотношений и действий) управляет поведением от­дельных обучаемых и всей группы.

Интерактивное упражнение

Разделившись на группы по 5—7 человек, выполните предложенные ниже задания, а затем публично представьте результаты, обосновывая и аргументируя их.

8. Сочините рекомендации к действиям:

- как выковыривать изюм из булочки;

- как вымыть слона.

9. Подумайте и решите, какие десять обязательных предметов должен изучить студент, поступивший на новый факультет, который называется:

- факультет ореходробильного оборудования;

- барханостроительный факультет;

- факультет дегустации кондитерской продукции.

 

Тренинг коммуникативной компетентности

Технологии, используемые в современном коммуникативном тренинге, включают стандартный набор методов актив­ного обучения:

информация, сообщение, мини-лекция; структурированная или управляемая дискуссия; мозговой штурм;

разбор кейса, задачи или упражнения;

ролевая игра и «разыгрывание» ситуаций в ролях;

имитационные игры;

фрагменты деловых игр;

видеодемонстрации.

Они выполняют следующие задачи:

- практическое применение знаний, умений и навыков обще­ния;

- открытие, осознание и демонстрация поведения и общения. В практике обучения общению сегодня используются разнооб­разные виды тренингов, которые относятся к группе социально- психологических, например тренинг коммуникативных умений, тре­нинг общения, тренинг личностного роста.

В зависимости от поставленных задач тренинг приобретает раз­ные формы, все многообразие которых, специалисты условно делят на две группы:

ориентированные на приобретение и развитие умений и навыков взаимодействия (тренинг партнерской беседы, ведения перегово­ров, формирования команды, разрешения межличностных конф­ликтов, телефонной коммуникации);

нацеленные на углубление опыта анализа ситуаций общении, Ыф первичны внутриличностные изменения (коррекция, формирй* вание и развитие установок и ценностей, необходимых дли Щ пешного общения; развитие способности адекватно восприпимМЪ себя и других людей).

Тренинги могут быть классифицированы и по системе огнп* шений личности, выступающей в них предметом работы. НаюпфЩ основные группы тренингов.

«Я—Я» — это тренинги личностного роста, ориентированны! прежде всего на внутриличностный контекст работы участники*, систему отношений к самому себе, развитие рефлексивных сио* собностей. В данной работе группа выступает средством под* держки и источником обратной связи. Такой тренинг востребован больше всего молодыми людьми.

«Я—другие люди» — тренинги коммуникативных умений и раэ«личных социальных навыков. Группа служит своего рода полиго­ном для отработки соответствующих умений и навыков, данный аспект работы наиболее характерен для тренингов общения.

«Я— социальная группа» — это тренинги сплочения команды, социально-психологической адаптации в конкретном коллективе. Основным предметом работы является некая социальная общность, конкретные участники тренинга рассматриваются как ее члены.

«Я—профессия» — это тренинги профессионального самооп­ределения. Предмет работы — система отношений человека к про­фессиональной деятельности, а также коммуникативные навы­ки, необходимые для становления профессионала.

Для развития коммуникативной компетентности используют­ся все вышеперечисленные тренинги, но в обучении молодых людей наиболее распространены психологические тренинги про­гнозирования поведения (сенситивности) и коммуникативные тренинги.

Для тренинга сенситивности (от позднелат. sensitivus — чув­ствительный) используются Т-группы (Human-relation training group — группы тренинга человеческих отношений), впервые воз­никшие в 1947 г. на базе учения о групповой динамике К. Левина. Эта практика получила широкое распространение в обучении, происходящем в обстановке сборной группы, участники которой не знакомы друг с другом. Они повышают компетентность в об­щении через продуцирование и анализ собственных взаимодей­ствий, участники обсуждают самих себя и то, как они видят свои взаимоотношения в малой группе, где они предстают друг перед другом «лицом к лицу». Акцент при таком обсуждении ставится не на интеллектуальное, а на эмоциональное обучение. Особенностью Т-групп была и остается ориентация на отношение людей друг к дру­гу. Иногда для обозначения таких групп стали использовать поня­тие «тренинг чувствительности», или «тренинг сенситивности».

Сенситивность — это способность одного человека точно предпочитать, чувства, мысли и поведение другого. Сенситивный тре­нинг как раз и развивает, совершенствует способности человека нанимать других людей. Способность понимать собеседников в пос­ледние годы возросла по своему значению и является важной це- 1мо обучения в коммуникативных тренингах.

Важной целью работы Т-групп является самопознание участ­ников: тренинг развивает понимание самого себя, осознание группо- т>.ч> процесса и навыков конструктивного вмешательства в дея- ie/п.ность группы. Достигаются также и менее явные цели, напри­мер такие, как формирование исследовательского интереса к сво­ей роли в мире, более глубокой «межличностной компетентно­сти» и «аутентичности» (гр. authentikos — подлинный) в межлич­ностных отношениях. Кроме того, развиваются также и некото­рые социальные умения, например подготовка лидеров, способ­ных разрешать конфликтные ситуации, особенно на расовой почве. В таких тренингах очень важна активная позиция и роль ведущего, иапичие у него четкой программы по осуществлению занятия. В обу­чении сенситивности, как и в любом другом социально-психоло­гическом тренинге, используется множество методов: мини-лек- нии по психологии, групповые дискуссии, работа с ситуациями, ролевые игры. Таким образом, Т-группа является интерактивной технологией, ее результат — развитие сенситивного человека, т.е. хорошего наблюдателя: видящего, слушающего и запоминающего.

Распространенным направлением также в те годы явились так называемые группы встреч, сформировавшиеся в рамках гумани­стической психологии К. Роджерса. По сравнении с Т-группами, они в большей степени ориентированы на внутренние изменения личности, ведущие к ее росту и более полной реализации потен­циалов. В процессе использования таких групп очень важно создать доброжелательную атмосферу, быть искренним в выражении чувств. Особое значение в этой технологии придается принципу «здесь и сейчас», а не «там и тогда». Ведущий на таком тренинге занимает недирективную позицию, а содержанием взаимодействия стано­вятся ситуации и информация, выдаваемая самими участниками. Особенно популярны такие занятия в США были в 1960—70-е гг. Однако в настоящее время, как отмечают специалисты, интерес к группе встреч несколько снизился. Для подростков, как показы­вает практика, наиболее приемлемы Т-группы, поскольку чем лучше структурированы ситуации общения, тем успешнее подро­стки в них взаимодействуют.

Наибольшую эффективность в подготовке молодых людей к взаимодействию дают коммуникативные тренинги по развитию коммуникативных и интерактивных умений и навыков. Организа­ция процесса общения в таком тренинге осуществляется с помо­щью обучения деятельностью (иногда с видеозаписью). Это по­зволяет осуществлять коррекционное воздействие на стиль и Пф* ведение каждого участника занятия.

 

Коммуникативная компетентность

 

Коммуникативный тренинг направлен на развитие следующим базовых умений, позволяющих улучшить общение и взаимодей» ствие.

 

Коммуникативные умения и навыки:

3. инициировать и вступать в контакт;

4. формировать благоприятное первое впечатление;

5. задавать вопросы и отвечать на них;

6. вести беседу, кратко и точно выражать свои мысли;

7. стимулировать собеседника к прояснению его позиции, вы» оказываний;

-слушать, услышать и понять то, что имел в виду собеседник;

8. осуществлять обратную связь, т. е. передать партнеру, что его услышали и поняли;

9. выравнивать эмоциональное напряжение в беседе, в дискуссии;

10. считывать и грамотно интерпретировать невербальные сигна­лы собеседника (взгляд, мимику, жесты, позы);

11. управлять собственными экспрессивными сигналами в про­цессе общения;

12. эффективно взаимодействовать с другими, осуществляя со­трудничество:

13. владеть моделями общения;

14. использовать в процессе взаимодействия разнообразные сти­ли общения;

15. понимать специфику речевых жанров и коммуникативных средств достижения цели при взаимодействии.

Немаловажное значение в современной практике общения име­ют также навыки отношений, или интерактивные навыки. Они чаще всего связаны с управлением ролями, стратегиями и тактиками взаимодействия, индивидуальным и групповым стилями общения.

 

Интерактивные умения и навыки:

3. диагностировать и оценивать собеседников (их цели и моти­вы, уровень восприятия информации и ее понимания, лидерство);

4. правильно распределять роли в игровом общении и подби­рать эффективные стратегии взаимодействия;

5.управлять индивидуальной и групповой интеллектуальной деятельностью участников игры внутри команды;

6. определять сенсорные каналы собеседников и эффективно их использовать с помощью вербальных и невербальных ключей до­ступа;

7. разрешать спорные ситуации, снимать конфликты мнений;

нее I и групповую и межгрупповую дискуссию, подводи м> пи» in, формулировать коллективные результаты, осуществлял. ич ире (етацию.

V многих молодых людей именно отсутствие хорошо ра ннпм* ► пммуникативных и интерактивных умений и навыков нызмшкм настоящую панику при необходимости самому публично нысту мин., например отвечать на экзамене, обратиться к аудитории с речью, сделать самопрезентацию, быть руководителем дискуссии.

Интерактивное упражнение

Проведите в учебной группе игру-тренинг «Дипломатия». Цель игры — ннучиться корректно захватывать инициативу в споре.

Все участники игры делятся на тройки. Один в тройке — контролер, дпое других — собеседники. Один из собеседников хочет деликатно мыйти из разговора, а другой назойливо и несколько нахально хочет продолжить его и узнать что-то важное для себя. Контролер будет оце­нивать искусство дипломатии первого, снижая оценку за нарушение ра­мок вежливости в разговоре. Время раунда — 7 мин: начало разговора, словесный поединок, выход из разговора, анализ контролера.

Игра происходит в три раунда: каждый из тройки должен проиграть нее три роли. Затем идет обсуждение итогов: каждый рефлексирует свое речевое поведение в той ситуации, которая ему была наиболее приятна.

Овладение коммуникативной компетентностью создает моло­дому человеку условия для успеха и карьеры, позволяет стать кон­курентоспособной личностью. Как отмечает Н. А. Морева в книге «Тренинг педагогического общения», для людей с высокой ком­муникативной компетентностью характерны следующие признаки:

3. быстрая, своевременная и точная ориентировка в ситуации взаимодействия и в партнерах;

4. стремление понять другого человека в контексте требований конкретной ситуации;

5. установка в контакте не только на дело, но и на партнера, доброжелательное отношение к нему, учет его состояния и воз­можностей;

-уверенность в себе, адекватная включенность в ситуацию;

6.владение ситуацией, гибкость, готовность проявить инициа­тиву в общении или передать ее партнеру;

7. большая удовлетворенность общением и уменьшение нервно- психических затрат в процессе коммуникации;

8. умение эффективно общаться в разных статусно-ролевых по­зициях, устанавливая и поддерживая требуемые рабочие контак­ты независимо, а иногда и вопреки сложившимся отношениям;

9.высокий статус и популярность в том или ином коллективе;

10. умение взаимодействовать в групповой работе, добиваться высокого результата деятельности;

11. способность создавать благоприятный климат в коллективе.

Перечисленные внешние поведенческие проявления характер­ны для людей с высокой коммуникативной компетентностью. Од­нако для успеха в профессиональной деятельности важно разни* вать также социальную компетентность, которая в конечном ито1в формирует так называемый социальный интеллект, востребован­ный как практикой менеджмента, менеджмента персонала, так и м деятельности всех специалистов, работающих с другими людьми.

Выделяют следующие компоненты социальной ком­петентности:

12. социальная сенситивность;

13. основные навыки взаимодействия;

14. навыки одобрения и вознаграждения, которые существенны для всех социальных ситуаций (т.е. умение давать положительную обратную связь партнерам по общению);

-равновесие, спокойствие как антитеза (от гр. antithesis — про­тивоположение) социальной тревожности.

Применительно к подростковому возрасту пред­ставляется целесообразным расширить этот перечень характерис­тик, добавив к ним те, которые необходимы каждому молодому человеку и могут быть развиты с помощью тренинга общения:

15. развитие речи и лексикона — способность говорить точно и кратко;

16. чувствительность к вербальной и невербальной экспрессии собеседников — способность адекватно интерпретировать их пе­реживания, выражающиеся в речи, мимике, позах и пр.;

17. гибкость ролевых позиций в общении, способность динамич­но менять их в соответствии с поведением собеседников, с ситуа­цией общения;

18. социальная наблюдательность;

19. социальная рефлексия, самоосознание себя как субъекта об­щения;

20. умение принимать и в конструктивной форме давать обрат­ную связь собеседникам;

21. ассертивность — умение уверенно отстаивать свою позицию в конфликтных ситуациях, не переходя ни к агрессии, ни к пассив­но-зависимому поведению;

22. самоконтроль.

Коммуникативный тренинг включает в себя и поведенческий тренинг, т.е. обучение навыкам, лежащим в основе поведения, например: общение по телефону, деловая коммуникация — пере­говоры, деловые встречи, межличностное взаимодействие, про­ведение презентаций.

В реальной практике общения коммуникативные умения соот­носятся с коммуникативными техниками, которые как раз и от­рабатываются на тренинге. Так, например, к техникам активного слушания относятся: умение разговаривать и умение услышать и попить. Умение разговаривать предполагает владение техниками формулирования вопросов, прежде всего — открытых, закрытых, пныернативных и техникой собеседования. Умение услышать и по­шипи включает владение техникой обратной связи, т.е. повторения (вербализации полученной информации с помощью дословного нос произведения или цитирования сказанного собеседником); техникой перефразирования (краткое повторение сути высказыва­ния собеседника своими словами), техникой интерпретации (вы­сказывание предположений об истинном значении сказанного или о причинах и целях высказывания собеседника).

Интерактивное упражнение

Развивайте навыки говорения. Попросите участников занятия сесть попарно спиной к спине. Выдайте одному участнику в каждой паре про­стые линейные рисунки, изображающие квадраты, треугольники, пря­моугольники и круги, так, чтобы партнер не видел изображения ориги­нала. Попросите участника, держащего рисунки, описать только слова­ми, что изображено на его листке, а его партнера попытаться воспроиз­вести оригинал на чистом листке. Через определенное время пусть они сравнят оригиналы с копиями и обсудят, какую информацию они полу­чили о вербальной коммуникации.

В процессе такого тренинга отрабатываются навыки вербализа­ции, задавания вопросов и формулирования ответов на них и выявляются типичные ошибки при постановке вопросов, а также способы их преодоления. К типичным ошибкам вербализации от­носятся: безапелляционность, навязчивое повторение, ложная интерпретация, слишком точная интерпретация.

Если коммуникативный тренинг проводится систематически, на протяжении длительного времени, то его постоянные участ­ники рано или поздно приобретут коммуникативную компетент­ность, а следовательно, станут более конкурентоспособными и успешными людьми.

 

ПРАКТИЧЕСКИЙ САМОМАРКЕТИНГ

 

1. Ответьте на вопросы тестов и обработайте результаты.

Тест «Надежны ли вы?»

Инструкция. На каждый вопрос должен быть выбран один вари­ант ответа — «да» или «нет», «а» или «б».

22. Вы были хорошим учеником?

22. Вы уверены в ценности шкалы жизни для развития человека?

22. Считаете ли вы, что нравственные нормы — преувеличение?

22. Привязываетесь ли вы к мелким предметам?

22. Были ли родители по отношению к вам суровыми и требова­тельными?

22. Считаете ли вы, что успех должен быть достигнут в мучениях и трудах?

22. Считаете ли вы себя человеком с принципами?

22. Легко ли вы теряете контроль над собой?

22. Часто ли у вас появляется желание жить «сегодняшним днем», не заботясь о будущем?

22. Пунктуальны ли вы?

22. Умеете ли вы рисковать во имя достижения цели?

22. Вы поклялись знакомому, что окажете ему важную для него услу­гу. И вдруг вы заболели. Как поступите?

а) позвоните ему и извинитесь, что не можете выполнить его просьбу;

б) будете считать, что болезнь освобождает вас от обязательств.

22. Друг доверил вам личную тайну. Речь идет о поступке, который вы оцениваете отрицательно. И тогда вы:

а) постараетесь убедить его в том, что он плохо поступает, и помога­ете ему в разрешении его проблемы;

б) вообще не реагируете.

22. Какую из нижеперечисленных черт вы считаете в человеке самой важной?

а) лояльность и уравновешенность;

б) хорошую манеру поведения.

 

Ключ

№ вопроса Вариант ответа
да нет а б
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
      __
     
     
     

 

Обработка результатов:

28—35 очков — вы очень хотели бы, чтобы вас считали надежным человеком. Однако пунктуальность пока в сфере ваших мечтаний. По этой причине вы имеете неприятности со своими начальниками и близ­кими;

36—47 очков — вам нравится держать слово, но можете забыть о kikom-to мелком деле. Однако вы умеете это исправить;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 569; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.