КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Выделите каждую из пяти частей проблемного обсуждения. 14 страница
6. Игровые процедуры, заложенные в сценарий, могут быть реализованы практически по аналогии на других объектах (например, полет на Луну или происшествие в пустыне), причем самых различных по структуре, целевому назначению и поставленным задачам. 7. Главная учебная цель имитационной игры состоит в том, •попы участники в ходе игровых действий самостоятельно осознания и смысл и целесообразность коллективной деятельности, со- фудничества, поиска компромисса или консенсуса. Н. Имитационные интерактивные игры осуществляются в жестком регламенте и по времени непродолжительны (не более часа). 1 В имитационных играх, как правило, отсутствуют альтерна- I ивы. Участники должны действовать лишь в предложенных вариантах, строго соблюдая нормы и правила, ничего не придумывая сими. 2 В такого рода играх конфликтная ситуация возникает из-за наличия разных потребностей и разных мнений. 3 Эти игры хотя и строятся на взаимодействии, в то же время не обучают общению и коллективному принятию решений. Участники игры воспроизводят имеющийся у них опыт общения, порой негативный. 4 Имитационные игры могут иметь как самостоятельное значение, так и использоваться в качестве технологии «погружения» для раскрепощения участников и определения лидеров, например, на деловых играх. Из всего сказанного можно сделать вывод о том, что имитационные игры — это учебные и развивающие интерактивные игры, создающие условия для взаимодействия и коллективного принятия решений на основе индивидуальных подходов. Подумай и выполни задание Аффирмации являются полезной техникой «программирования» своего сознания. Смысл метода заключается в создании и регулярном повторении некоего позитивного утверждения. Оформите аффирмации в виде карточек или заставок на рабочем столе компьютера. Примеры утверждений: - Я успешный коммуникатор. - Я намерен реализовать свои способности и возможности. - Мое общение с людьми становится все лучше. - У меня появляются новые друзья. - Каждый новый человек — это дверь, открывающая мне возможность узнать его и проявить себя. - Несколько простых техник конструктивного взаимодействия помогут мне улучшить мои контакты. Ролевые игры Ролевые игры основаны на обучающем эффекте совместных действий. С психологической точки зрения содержанием ролевой игры являются отношения между людьми (система «человек—человек»), осуществляемые через действия с предметами. Если в игровой деятельности акцент делается на общение, то 1 ролевой игре преобладают взаимоотношения. Межличностный уровень общения сочетается в ролевой игре с элементами внутриличностного уровня. В целом ролевая игра нацелена на внутриличностные изменения и самокоррекцию. Отмеченная специфика ролевой игры позволяет применять ее в психотерапевтических и личностных тренингах для молодежи. Ролевая игра может использоваться также в обучающих и развивающих целях. Обычно ее содержанием становится любая житейская ситуация, а игра направлена на развитие умения взаимодействовать с другими людьми. Ролевая игра — способ расширения опыта участников посредством предъявления им неожиданной ситуации, в которой предлагается принять позицию (роль) кого-либо из участников и затем выработать способ, который позволит привести эту ситуацию к достойному завершению (игра). Самый известный разработчик теории ролей Дж. Морено писал, что слово role (роль) происходит от латинского rotula (небольшое колесо или круглое бревно), которое позднее стало означать скрученный в трубочку лист бумаги, на котором записывали слова пьес для актеров. Лишь в XVI —XVII вв. слово «роль» стало означать игру актеров. Понятие «ролевая игра» впервые появилось в XX в. Прототип ситуационно-ролевых игр — импровизированные драматические игры на заданную тему, разработанные в 1946 г. Дж. Морено. В начале XX в. он описывал ролевые игры с детьми в городских садах Вены. С середины 1950-х гг. применение ролевых игр в США пошло двумя путями. Первый путь — использование в психотерапии, включая группы личностного роста, социометрию, психодраму, гештальттерапию, а также группы встреч. Второй путь — тренинговые группы, задача которых — саморазвитие и самосовершенствование, а не психотерапия. Тренинговые группы способствуют развитию в людях лидерских навыков, отработке правильного поведения в больших и малых группах, конструктивному взаимодействию, разрешению конфликтов в группах, формированию адекватного самовосприятия и восприятия других. Специалисты по ролевым играм отмечают, что такая игра дает возможность проявить индивидуальность каждого участника, его творческие возможности, развивает умение «входить в положение других», лучше понимать их позиции и чувства, а также создает условия для лучшего осмысления норм и правил поведения и общения. Это, в свою очередь, способствует осознанию значимости социально-психологических факторов при взаимодействии с другими людьми. Кроме того, приобретается важный социально-психологический опыт более объективного анализа поведения как сво- i'i о собственного, так и других, развивается психологическая компетентность человека. Роли каждого участника (в соответствии с общими условиями ролевой игры) могут привести обучаемых к живой дискуссии, особенно когда каждый вживается в роль, а не просто исполняет ролевые обязанности. Упражнения позволяют развивать коммуникативные навыки. Как и в любой игровой технологии, участников ролевой игры шакомят с ситуацией, а затем предлагают распределить между собой ее роли. Как правило, возможно два варианта распределения ролей: 1) роли распределяются между некоторыми участниками, а остальные, не получившие ролей, становятся активными зрителями, наблюдателями или выполняют функции арбитра, записывая особенности поведения играющих и затем оценивая его последствия; 2) участники анализа ролевой ситуации разбиваются на небольшие группы единомышленников, и каждая группа берет на себя роль отдельного лица, участника ситуации. К основным характеристикам ролевых игр относят: - наличие общей цели у всего игрового коллектива; - наличие ролей и их взаимодействие; - различие целей участников игры, исполняющих разные роли; - наличие группового оценивания поведения участников игры; - наличие управляемого эмоционального напряжения. В практике обучения подростков и молодых людей иногда используется очень похожий на ролевые игры метод «разыгрывание ситуаций в ролях». Однако эти методы хотя и имеют между собой много общего, все же весьма существенно различаются. Так, при «разыгрывании ситуаций в ролях» участники исполняют роль так, как сами считают нужным, импровизируя содержание сценария. Такая игра ведется без предварительной подготовки, ее называют спонтанной. Роли обычно распределяются сознательно и по общему согласию участников игры. Основная задача «разыгрывания ситуации в ролях» — проявить творческие способности к решению проблемы, к импровизации в поведении. Обычно на таких игровых занятиях обучаемые играют или самих себя, демонстрируя свой стиль, ценности, компетентность, эмоциональную куль- туру, или подражают кому-то из тех, кого хорошо знают. При обсуждении результатов такой игры преподаватель может решать не только образовательные, но и развивающие задачи, осуществляя коррекцию личности обучаемого, а также проанализировать, как возникают и развиваются все динамические групповые процессы: нормообразование, групповое давление и конформизм, лидерство и руководство. В отличие от «разыгрывания ситуаций в ролях» в ролевой игр# участнику анализируемой ситуации, наряду с ее описанием, вы* дается инструкция, в которой предписано, как вести свою роль, ки> кой стратегии придерживаться, какой характер изображать, кик оценивать сложившуюся ситуацию, какие интересы отстаивать и какие цели достигать. Такая игра называется сюжетной или сце• парной. Сюжетная игра направлена на проживание и анализ ти«пичных проблем взаимодействия. С ее помощью участники игры осваивают новые, непривычные для себя, но эффективные модели поведения. Инструкция к ролевой игре детально прописывает все аспекты ситуации, но не ставит жестких границ, препятствующих участникам сыграть свои роли в соответствии с их собственными представлениями о том, как необходимо действовать в таких случаях. Таким образом, ролевые игры — это игры по заданному сценарию, который требует не только знакомства с материалом ситуации, но и вхождения в заданный образ, т.е. в какой-то степени даже перевоплощения, актерского мастерства. Однако з а д ач а, к решению которой стремятся члены группы, участвующие в ролевой игре, — создание модели поведения, характерного в повседневной жизни для реальных людей, поэтому именно поведение, а не просто проявление талантов участников затем становится основой последующей дискуссии. Группа должна наблюдать за содержанием каждой разыгрываемой сцены. Проигрывание ролей может быть приятным средством для получения многих новых навыков. Ролевые игры помогают участникам стать более восприимчивыми к чувствам других. Ролевые игры проводятся либо в форме совещания, либо в форме свободно развивающегося ролевого общения — диалога между участниками. В заключение занятия обсуждают итог и ход решения проблемы (конфликта), оценивают поведение в данной ситуации каждого из ее участников, его продуктивность. При этом начинают дискуссию «зрители», а заканчивает — педагог, делая критический разбор итогов ролевого общения, отмечая неудачи и достижения. Наблюдения могут стать более эффективными, если будут сделаны видеозаписи ролевой игры и использованы для обеспечения обратной связи, а также для консультирования. Метод ролевых игр позволяет молодым людям «походить в чужих ботинках», посмотреть на себя и своего «героя», чью роль он исполняет, как бы со стороны, достигать взаимопонимания. Ролевая игра используется как самостоятельная технология обучения, так и в коммуникативных тренингах, направленных на развитие навыков межличностного взаимодействия. Участники занятия становятся очевидцами того, как и каким образом каждый из них влияет на других, какова при этом роль совместной illчипельности и ее содержание, как ситуация в целом (т.е. динамика взаимоотношений и действий) управляет поведением отдельных обучаемых и всей группы. Интерактивное упражнение Разделившись на группы по 5—7 человек, выполните предложенные ниже задания, а затем публично представьте результаты, обосновывая и аргументируя их. 8. Сочините рекомендации к действиям: - как выковыривать изюм из булочки; - как вымыть слона. 9. Подумайте и решите, какие десять обязательных предметов должен изучить студент, поступивший на новый факультет, который называется: - факультет ореходробильного оборудования; - барханостроительный факультет; - факультет дегустации кондитерской продукции.
Тренинг коммуникативной компетентности Технологии, используемые в современном коммуникативном тренинге, включают стандартный набор методов активного обучения: информация, сообщение, мини-лекция; структурированная или управляемая дискуссия; мозговой штурм; разбор кейса, задачи или упражнения; ролевая игра и «разыгрывание» ситуаций в ролях; имитационные игры; фрагменты деловых игр; видеодемонстрации. Они выполняют следующие задачи: - практическое применение знаний, умений и навыков общения; - открытие, осознание и демонстрация поведения и общения. В практике обучения общению сегодня используются разнообразные виды тренингов, которые относятся к группе социально- психологических, например тренинг коммуникативных умений, тренинг общения, тренинг личностного роста. В зависимости от поставленных задач тренинг приобретает разные формы, все многообразие которых, специалисты условно делят на две группы: ориентированные на приобретение и развитие умений и навыков взаимодействия (тренинг партнерской беседы, ведения переговоров, формирования команды, разрешения межличностных конфликтов, телефонной коммуникации); нацеленные на углубление опыта анализа ситуаций общении, Ыф первичны внутриличностные изменения (коррекция, формирй* вание и развитие установок и ценностей, необходимых дли Щ пешного общения; развитие способности адекватно восприпимМЪ себя и других людей). Тренинги могут быть классифицированы и по системе огнп* шений личности, выступающей в них предметом работы. НаюпфЩ основные группы тренингов. «Я—Я» — это тренинги личностного роста, ориентированны! прежде всего на внутриличностный контекст работы участники*, систему отношений к самому себе, развитие рефлексивных сио* собностей. В данной работе группа выступает средством под* держки и источником обратной связи. Такой тренинг востребован больше всего молодыми людьми. «Я—другие люди» — тренинги коммуникативных умений и раэ«личных социальных навыков. Группа служит своего рода полигоном для отработки соответствующих умений и навыков, данный аспект работы наиболее характерен для тренингов общения. «Я— социальная группа» — это тренинги сплочения команды, социально-психологической адаптации в конкретном коллективе. Основным предметом работы является некая социальная общность, конкретные участники тренинга рассматриваются как ее члены. «Я—профессия» — это тренинги профессионального самоопределения. Предмет работы — система отношений человека к профессиональной деятельности, а также коммуникативные навыки, необходимые для становления профессионала. Для развития коммуникативной компетентности используются все вышеперечисленные тренинги, но в обучении молодых людей наиболее распространены психологические тренинги прогнозирования поведения (сенситивности) и коммуникативные тренинги. Для тренинга сенситивности (от позднелат. sensitivus — чувствительный) используются Т-группы (Human-relation training group — группы тренинга человеческих отношений), впервые возникшие в 1947 г. на базе учения о групповой динамике К. Левина. Эта практика получила широкое распространение в обучении, происходящем в обстановке сборной группы, участники которой не знакомы друг с другом. Они повышают компетентность в общении через продуцирование и анализ собственных взаимодействий, участники обсуждают самих себя и то, как они видят свои взаимоотношения в малой группе, где они предстают друг перед другом «лицом к лицу». Акцент при таком обсуждении ставится не на интеллектуальное, а на эмоциональное обучение. Особенностью Т-групп была и остается ориентация на отношение людей друг к другу. Иногда для обозначения таких групп стали использовать понятие «тренинг чувствительности», или «тренинг сенситивности». Сенситивность — это способность одного человека точно предпочитать, чувства, мысли и поведение другого. Сенситивный тренинг как раз и развивает, совершенствует способности человека нанимать других людей. Способность понимать собеседников в последние годы возросла по своему значению и является важной це- 1мо обучения в коммуникативных тренингах. Важной целью работы Т-групп является самопознание участников: тренинг развивает понимание самого себя, осознание группо- т>.ч> процесса и навыков конструктивного вмешательства в дея- ie/п.ность группы. Достигаются также и менее явные цели, например такие, как формирование исследовательского интереса к своей роли в мире, более глубокой «межличностной компетентности» и «аутентичности» (гр. authentikos — подлинный) в межличностных отношениях. Кроме того, развиваются также и некоторые социальные умения, например подготовка лидеров, способных разрешать конфликтные ситуации, особенно на расовой почве. В таких тренингах очень важна активная позиция и роль ведущего, иапичие у него четкой программы по осуществлению занятия. В обучении сенситивности, как и в любом другом социально-психологическом тренинге, используется множество методов: мини-лек- нии по психологии, групповые дискуссии, работа с ситуациями, ролевые игры. Таким образом, Т-группа является интерактивной технологией, ее результат — развитие сенситивного человека, т.е. хорошего наблюдателя: видящего, слушающего и запоминающего. Распространенным направлением также в те годы явились так называемые группы встреч, сформировавшиеся в рамках гуманистической психологии К. Роджерса. По сравнении с Т-группами, они в большей степени ориентированы на внутренние изменения личности, ведущие к ее росту и более полной реализации потенциалов. В процессе использования таких групп очень важно создать доброжелательную атмосферу, быть искренним в выражении чувств. Особое значение в этой технологии придается принципу «здесь и сейчас», а не «там и тогда». Ведущий на таком тренинге занимает недирективную позицию, а содержанием взаимодействия становятся ситуации и информация, выдаваемая самими участниками. Особенно популярны такие занятия в США были в 1960—70-е гг. Однако в настоящее время, как отмечают специалисты, интерес к группе встреч несколько снизился. Для подростков, как показывает практика, наиболее приемлемы Т-группы, поскольку чем лучше структурированы ситуации общения, тем успешнее подростки в них взаимодействуют. Наибольшую эффективность в подготовке молодых людей к взаимодействию дают коммуникативные тренинги по развитию коммуникативных и интерактивных умений и навыков. Организация процесса общения в таком тренинге осуществляется с помощью обучения деятельностью (иногда с видеозаписью). Это позволяет осуществлять коррекционное воздействие на стиль и Пф* ведение каждого участника занятия.
Коммуникативная компетентность
Коммуникативный тренинг направлен на развитие следующим базовых умений, позволяющих улучшить общение и взаимодей» ствие.
Коммуникативные умения и навыки: 3. инициировать и вступать в контакт; 4. формировать благоприятное первое впечатление; 5. задавать вопросы и отвечать на них; 6. вести беседу, кратко и точно выражать свои мысли; 7. стимулировать собеседника к прояснению его позиции, вы» оказываний; -слушать, услышать и понять то, что имел в виду собеседник; 8. осуществлять обратную связь, т. е. передать партнеру, что его услышали и поняли; 9. выравнивать эмоциональное напряжение в беседе, в дискуссии; 10. считывать и грамотно интерпретировать невербальные сигналы собеседника (взгляд, мимику, жесты, позы); 11. управлять собственными экспрессивными сигналами в процессе общения; 12. эффективно взаимодействовать с другими, осуществляя сотрудничество: 13. владеть моделями общения; 14. использовать в процессе взаимодействия разнообразные стили общения; 15. понимать специфику речевых жанров и коммуникативных средств достижения цели при взаимодействии. Немаловажное значение в современной практике общения имеют также навыки отношений, или интерактивные навыки. Они чаще всего связаны с управлением ролями, стратегиями и тактиками взаимодействия, индивидуальным и групповым стилями общения.
Интерактивные умения и навыки: 3. диагностировать и оценивать собеседников (их цели и мотивы, уровень восприятия информации и ее понимания, лидерство); 4. правильно распределять роли в игровом общении и подбирать эффективные стратегии взаимодействия; 5.управлять индивидуальной и групповой интеллектуальной деятельностью участников игры внутри команды; 6. определять сенсорные каналы собеседников и эффективно их использовать с помощью вербальных и невербальных ключей доступа; 7. разрешать спорные ситуации, снимать конфликты мнений; нее I и групповую и межгрупповую дискуссию, подводи м> пи» in, формулировать коллективные результаты, осуществлял. ич ире (етацию. V многих молодых людей именно отсутствие хорошо ра ннпм* ► пммуникативных и интерактивных умений и навыков нызмшкм настоящую панику при необходимости самому публично нысту мин., например отвечать на экзамене, обратиться к аудитории с речью, сделать самопрезентацию, быть руководителем дискуссии. Интерактивное упражнение Проведите в учебной группе игру-тренинг «Дипломатия». Цель игры — ннучиться корректно захватывать инициативу в споре. Все участники игры делятся на тройки. Один в тройке — контролер, дпое других — собеседники. Один из собеседников хочет деликатно мыйти из разговора, а другой назойливо и несколько нахально хочет продолжить его и узнать что-то важное для себя. Контролер будет оценивать искусство дипломатии первого, снижая оценку за нарушение рамок вежливости в разговоре. Время раунда — 7 мин: начало разговора, словесный поединок, выход из разговора, анализ контролера. Игра происходит в три раунда: каждый из тройки должен проиграть нее три роли. Затем идет обсуждение итогов: каждый рефлексирует свое речевое поведение в той ситуации, которая ему была наиболее приятна. Овладение коммуникативной компетентностью создает молодому человеку условия для успеха и карьеры, позволяет стать конкурентоспособной личностью. Как отмечает Н. А. Морева в книге «Тренинг педагогического общения», для людей с высокой коммуникативной компетентностью характерны следующие признаки: 3. быстрая, своевременная и точная ориентировка в ситуации взаимодействия и в партнерах; 4. стремление понять другого человека в контексте требований конкретной ситуации; 5. установка в контакте не только на дело, но и на партнера, доброжелательное отношение к нему, учет его состояния и возможностей; -уверенность в себе, адекватная включенность в ситуацию; 6.владение ситуацией, гибкость, готовность проявить инициативу в общении или передать ее партнеру; 7. большая удовлетворенность общением и уменьшение нервно- психических затрат в процессе коммуникации; 8. умение эффективно общаться в разных статусно-ролевых позициях, устанавливая и поддерживая требуемые рабочие контакты независимо, а иногда и вопреки сложившимся отношениям; 9.высокий статус и популярность в том или ином коллективе; 10. умение взаимодействовать в групповой работе, добиваться высокого результата деятельности; 11. способность создавать благоприятный климат в коллективе. Перечисленные внешние поведенческие проявления характерны для людей с высокой коммуникативной компетентностью. Однако для успеха в профессиональной деятельности важно разни* вать также социальную компетентность, которая в конечном ито1в формирует так называемый социальный интеллект, востребованный как практикой менеджмента, менеджмента персонала, так и м деятельности всех специалистов, работающих с другими людьми. Выделяют следующие компоненты социальной компетентности: 12. социальная сенситивность; 13. основные навыки взаимодействия; 14. навыки одобрения и вознаграждения, которые существенны для всех социальных ситуаций (т.е. умение давать положительную обратную связь партнерам по общению); -равновесие, спокойствие как антитеза (от гр. antithesis — противоположение) социальной тревожности. Применительно к подростковому возрасту представляется целесообразным расширить этот перечень характеристик, добавив к ним те, которые необходимы каждому молодому человеку и могут быть развиты с помощью тренинга общения: 15. развитие речи и лексикона — способность говорить точно и кратко; 16. чувствительность к вербальной и невербальной экспрессии собеседников — способность адекватно интерпретировать их переживания, выражающиеся в речи, мимике, позах и пр.; 17. гибкость ролевых позиций в общении, способность динамично менять их в соответствии с поведением собеседников, с ситуацией общения; 18. социальная наблюдательность; 19. социальная рефлексия, самоосознание себя как субъекта общения; 20. умение принимать и в конструктивной форме давать обратную связь собеседникам; 21. ассертивность — умение уверенно отстаивать свою позицию в конфликтных ситуациях, не переходя ни к агрессии, ни к пассивно-зависимому поведению; 22. самоконтроль. Коммуникативный тренинг включает в себя и поведенческий тренинг, т.е. обучение навыкам, лежащим в основе поведения, например: общение по телефону, деловая коммуникация — переговоры, деловые встречи, межличностное взаимодействие, проведение презентаций. В реальной практике общения коммуникативные умения соотносятся с коммуникативными техниками, которые как раз и отрабатываются на тренинге. Так, например, к техникам активного слушания относятся: умение разговаривать и умение услышать и попить. Умение разговаривать предполагает владение техниками формулирования вопросов, прежде всего — открытых, закрытых, пныернативных и техникой собеседования. Умение услышать и пошипи включает владение техникой обратной связи, т.е. повторения (вербализации полученной информации с помощью дословного нос произведения или цитирования сказанного собеседником); техникой перефразирования (краткое повторение сути высказывания собеседника своими словами), техникой интерпретации (высказывание предположений об истинном значении сказанного или о причинах и целях высказывания собеседника). Интерактивное упражнение Развивайте навыки говорения. Попросите участников занятия сесть попарно спиной к спине. Выдайте одному участнику в каждой паре простые линейные рисунки, изображающие квадраты, треугольники, прямоугольники и круги, так, чтобы партнер не видел изображения оригинала. Попросите участника, держащего рисунки, описать только словами, что изображено на его листке, а его партнера попытаться воспроизвести оригинал на чистом листке. Через определенное время пусть они сравнят оригиналы с копиями и обсудят, какую информацию они получили о вербальной коммуникации. В процессе такого тренинга отрабатываются навыки вербализации, задавания вопросов и формулирования ответов на них и выявляются типичные ошибки при постановке вопросов, а также способы их преодоления. К типичным ошибкам вербализации относятся: безапелляционность, навязчивое повторение, ложная интерпретация, слишком точная интерпретация. Если коммуникативный тренинг проводится систематически, на протяжении длительного времени, то его постоянные участники рано или поздно приобретут коммуникативную компетентность, а следовательно, станут более конкурентоспособными и успешными людьми.
ПРАКТИЧЕСКИЙ САМОМАРКЕТИНГ
1. Ответьте на вопросы тестов и обработайте результаты. Тест «Надежны ли вы?» Инструкция. На каждый вопрос должен быть выбран один вариант ответа — «да» или «нет», «а» или «б». 22. Вы были хорошим учеником? 22. Вы уверены в ценности шкалы жизни для развития человека? 22. Считаете ли вы, что нравственные нормы — преувеличение? 22. Привязываетесь ли вы к мелким предметам? 22. Были ли родители по отношению к вам суровыми и требовательными? 22. Считаете ли вы, что успех должен быть достигнут в мучениях и трудах? 22. Считаете ли вы себя человеком с принципами? 22. Легко ли вы теряете контроль над собой? 22. Часто ли у вас появляется желание жить «сегодняшним днем», не заботясь о будущем? 22. Пунктуальны ли вы? 22. Умеете ли вы рисковать во имя достижения цели? 22. Вы поклялись знакомому, что окажете ему важную для него услугу. И вдруг вы заболели. Как поступите? а) позвоните ему и извинитесь, что не можете выполнить его просьбу; б) будете считать, что болезнь освобождает вас от обязательств. 22. Друг доверил вам личную тайну. Речь идет о поступке, который вы оцениваете отрицательно. И тогда вы: а) постараетесь убедить его в том, что он плохо поступает, и помогаете ему в разрешении его проблемы; б) вообще не реагируете. 22. Какую из нижеперечисленных черт вы считаете в человеке самой важной? а) лояльность и уравновешенность; б) хорошую манеру поведения.
Ключ
Обработка результатов: 28—35 очков — вы очень хотели бы, чтобы вас считали надежным человеком. Однако пунктуальность пока в сфере ваших мечтаний. По этой причине вы имеете неприятности со своими начальниками и близкими; 36—47 очков — вам нравится держать слово, но можете забыть о kikom-to мелком деле. Однако вы умеете это исправить;
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 569; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |