КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Теоретические материалы для самоподготовки
Тема 3 Направленность личности (практическое занятие - 2 ч). А. Примерный перечень вопросов, рассматриваемых на семинарских (практических) занятиях Материалы для практических занятий 1 Социализация: сущность, механизмы, стадии. 2 Характеристика основных социальных процессов и их влияние на социализованность личности. Б Задание 1. Охарактеризуйте особенности социальной среды, которая оказывает влияние на среднестатистического студента БФ УО «БГЭУ». Какие предложения по совершенствованию воспитательного потенциала данной среды можно предложить? Задание 2. Разработайте рекомендации: для первокурсников - «Как адаптироваться к обучению в высшей школе»; для выпускников школ – «Социальные требования к абитуриенту»; для молодых специалистов – «Социальные требования к молодому специалисту». Задание 3 Под просоциальным поведением понимается разновидность поведения человека, в основе которого лежат просоциальное мотивы, то есть мотивы оказания помощи и поддержки другим людям. Приведите примеры такого поведения. Задание 4 Подберите законы РБ, которыми регулируется девиантное поведение, прокомментируйте их. Задание 5. Разработайте тест по теме. План: 1 Потребности. Классификация потребностей. 2 Мотив, поведение, воля. 4 Интересы и ценностные ориентации. 5 Мировоззрение и самосознание. 6 Самооценка и самоотношение. Я-концепция. Литература Багдасарова, С.К. Психология и педагогика.- Минск, 2006. Березовин, Н.А. Основы психологии педагогики. – Минск, 2001. Бородулина, Г.В. Основы психологии педагогики. – Минск, 2004. Вечорко, Г.Ф. Основы психологии и педагогики. – Минск, 2007. Крысько, В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. – Минск, 1999. Столяренко, Л.Д., Самыгин, С.И. Психология и педагогика в вопросах и ответах.- Ростов-на- Дону, 2000. Потребности – это нужда в чем-либо важном, жизненно необходимом. Потребности классифицируют как биологические (обеспечивают индивидуальное и видовое существование человека), социальные (связаны с общественным существованием человека) и духовные (способствуют познанию окружающего мира в целом и в его отдельных частностях, определению смысла и назначения существования человека). Таблица 1 - Характерные особенности потребностей
Таблица 2 – Научные подходы к классификации потребностей
Мотив - потребность, достигшая максимального уровня интенсивности; непосредственный побудитель к совершению определенных действий для ее достижения. На силу и слабость мотивов влияют физиологические нейронные механизмы: потребности, перерастая в мотивацию, активизируют центральную нервную систему и другие потенциалы организма, что обеспечивает его готовность к выполнению деятельности. Мотивы, которые побуждают человека к деятельности и придают ей личностный смысл, называются смыслообразующими. Мотивы, которые играют роль положительных или отрицательных побудительных факторов, но лишены смысла, называются мотивы-стимулы. Смысл деятельности меняется с изменением его мотива. Деятельность человека полимотивирована. Мотивация – это совокупность мотивов; процесс психической регуляции, который влияет на направление деятельности человека и количество энергии, которую он использует для выполнения этой деятельности. Мотивацией объясняется выбор между различными действиями, разными, но равно притягательными целями. Таблица 3 - Осознаваемые и неосознаваемые мотивы
Параметры мотивации: 1) широта: чем больше мотивов, тем более развита мотивационная сфера; 2) гибкость: чем больше мотивационных побудителей, тем гибче мотивация; 3) иерархия: в системе мотивов всегда есть более важные, более сильные по сравнению с другими. Механизмы формирование мотивации: - механизм «снизу вверх» формирует мотивацию в условиях стихийно сложившейся или специально организованной деятельности. У человека возникают ситуативные мотивы, которые при осознании их важности постепенно переходят в устойчивые; - механизм «сверху вниз» заключается в усвоении человеком предъявляемых ему в готовой форме мотивов, которые он постепенно превращает из внешне понимаемых во внутренне принятые и реально действующие. Внутренне принятые мотивы помогают личности обрести уверенность в собственных силах и намерениях. Проблема мотивации достижения успеха и избегания неудачи. Мотив достижения успеха связан с продуктивным выполнением деятельности, а мотив неудачи – с тревожностью и защитным поведением. Преобладание той или иной мотивации всегда сопровождается выбором трудности цели. Люди, мотивированные на успех, предпочитают средние по трудности или слегка завышенные цели, которые незначительно превосходят уже полученный результат. Они предпочитают рисковать расчетливо. Мотивированные на неудачу склонны к экстремальным выборам: одни из них нереалистично занижают, а другие – нереалистично завышают цели, которые ставят перед собой. После выполнения серии задач и получения информации об успехах и неудачах в их решении те, кто мотивирован на достижение, переоценивают свои неудачи, а мотивированные на неудачи, напротив, переоценивают свои успехи. Мотивированные на неудачу в случае простых и хорошо заученных навыков работают быстрее, и их результаты снижаются медленнее, чем у мотивированных на успех. При заданиях проблемного характера, требующих продуктивного мышления, эти же люди ухудшают работу в условиях дефицита времени, а у мотивированных на успех она улучшается. Мотивационный конфликт: 1) человек находится между двумя привлекательными для него объектами (положительными валентностями): встреча с друзьями детства или корпоративная встреча с коллегами по работе. В таком типе конфликтной ситуации решение достигается в силу актуальности мотивации. Однако после произведенного выбора достигнутая цель кажется человеку худшей, в результате чего возникает внутренний конфликт; 2) человек сталкивается с объектом, который одновременно и притягивает и отталкивает его. Например, хочет что-то совершить, но боится последствий или не уверен в правильности выбора; 3) человек находится между двумя отрицательными валентностями. Например, когда с помощью угрозы наказания его заставляют совершить поступок, не совместимый с этическими принципами. Воля (саморегуляция) – психическое состояние человека, проявляющееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками, преодолевать препятствия на пути к поставленной цели. Волевой акт характеризует усиленное внимание к действию и отсутствие непосредственного эмоционального удовольствия, получаемого в процессе его выполнения. Воля зависит от причинно-следственных связей и отношений, в которые включен человек, поэтому она возникает и развивается по социальным, а не биологическим законам. Человеческая деятельность состоит и из неволевых действий: они совершаются без контроля со стороны человека и не нуждаются в постоянно осознаваемом регулировании (инстинктивные, автоматические действия). Стадии волевого действия: возникновение побуждений и постановка цели → стадия борьбы мотивов (делает цель осознанной и досягаемой) → принятие решения (выбор действия в соответствии с поставленной целью) → исполнение принятого решения по продуманному плану. Мотивация определяет направленность личности – совокупность устойчивых мотивов, идеалов, ценностей, убеждений, мировоззренческих установок, которые ориентируют деятельность личности и относительно независимы от наличной ситуации. Идеал – актуальная для человека цель его личных стремлений, эмоционально окрашенный эталон действия. Идеал формируется исходя из представлений личности о совершенстве. В его создании большое значение имеют эмоциональное состояние личности, интересы, установки. Именно идеал становится конкретным воплощением положительных качеств в человеке и способен формировать их. Интерес – эмоционально окрашенное, повышенное внимание человека к какому-либо объекту или явлению. Интересы классифицируются по содержанию, глубине, широте предметного содержания, устойчивости, силе и длительности. Основанием классификации является цель деятельности человека. Высокий уровень развития интереса возможен в результате многократного повторения определенной деятельности или определенной ситуации. Повторение должно сопровождаться эмоциональным подкреплением – ситуацией успеха и удовлетворением потребностей. Ценностные ориентации – это то, что наиболее значимо для человека, на что он ориентирован в личностном развитии и жизнедеятельности (нравственные, гражданские, религиозные, деловые, эстетические ценности, а также отношение человека к самому себе как к ценности). Ориентация на определенные ценности возникает в результате их предварительной положительной оценки человеком и соотнесения потребностей и возможностей. Мировоззрение – система обобщенных взглядов на окружающий мир, отношение к месту человека в мире и к самому себе. В мировоззрении придает осмысленность и избирательность жизнедеятельности человека, влияет на его самосознание. Самосознание – это совокупность психических процессов, посредством которых человек осознает себя в качестве субъекта деятельности, а представления о самом себе складываются в мысленный образ «Я». Выделяют три уровня самосознания: - самопознание – познавательная сторона самосознания. Это открытие себя, выявление в первую очередь своих положительных свойств и способностей, которые через работу над собой человек может превратить в устойчивые черты характера, в талант. Главное в самопознании – изучить и понять себя как целостную личность и выработать отношение к себе; - самоотношение – эмоциональная сторона самосознания, предусматривающая отношение к самому себе как личности, связанное с направленностью личности; - саморегуляция – волевая сторона самосознания; регуляция субъектом своего поведения и деятельности. Включает интересы, желания, настроения и умение управлять ими. Компоненты самосознания: 1) сознание собственной тождественности, отличия себя от остального мира («Я» и «Не Я»); 2) сознание «Я» как активного начала, как субъекта деятельности («Я» управляю собой); 3) сознание своих психических свойств, эмоциональных оценок (То, что «Я» вижу у других, есть и МОЕ качество»); 4) социально-нравственная самооценка (степень адекватности «Я»), вырабатываемая на основе определенного опыта деятельности и общения и определяющая самоотношение личности. Самооценка – это то, как оценивает и характеризует себя человек. Она вырабатывается на основе определенного опыта деятельности и общения и определяет самоотношение и самоуважение личности. Самооценка не является постоянной, она изменяется в зависимости от обстоятельств. Выделяют адекватную/неадекватную самооценку (завышенную или заниженную). С помощью самооценки происходит регуляция поведения человека: при завышенной самооценке человек переоценивает себя и свои возможности; чрезмерно низкая самооценка становится причиной развития комплекса неполноценности, отказа от инициативы, творческо-преобразовательной деятельности. Самооценивание может осуществляться двумя путями: 1) путем сопоставления уровня своих притязаний к объективными результатам собственной деятельности; 2) путем сравнения себя с другими людьми. Уровень притязания личности - это степень трудности цели, которую личность ставит перед собой. Исследование уровня притязаний в процессе деятельности и при анализе ее результата помогает лучше понимать мотивацию человека. Для развития личности важно, чтобы уровень притязаний был несколько выше самооценки, так как это дает возможность для ее роста. Но при этом необходимо учитывать, что чем выше уровень притязаний, тем труднее их удовлетворить. Удачи и неудачи в определенной деятельности существенно влияют на оценку человеком своих способностей в ней: неудачи, как правило, снижают притязания, а успех повышает их. Важно и сравнение себя с другими: оценивая себя, человек вольно и невольно сравнивает себя с другими, учитывая не только свои собственные достижения, но и всю социальную ситуацию в целом. На общую самооценку личности оказывают влияние также ее индивидуальные особенности и то, насколько важно для нее оцениваемое качество или деятельность. «Я-концепция» – это обобщенное представление человека о себе самом, система установок относительно собственной личности. Понятие «Я-концепция» ввел Р. Бернс. Он рассматривал ее в трех модальностях: «реальное Я» - установки, связанные с тем, как индивид воспринимает свои актуальные способности, роли, статус, то есть с его представлением о том, каковым он является на самом деле; «зеркальное (социальное) Я» - установки, связанные с представлением индивида о том, как его видят другие; «идеальное Я» - установки, связанные с представлением личности о том, каким он хочет стать. «Я-концепция» является динамичным психологическим образованием: ее формирование, развитие и изменение обусловлены факторами как внешними (социальная среда, воспитание и др.), так и внутренними (представление о себе самом, эмоционально окрашенная оценка этого представления и поведенческая реакция на действия, которые могут быть вызваны «образом Я» и самооценкой). «Я-концепция» способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию приобретенного опыта и является источником ожиданий относительно себя.
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 370; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |