Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 4 Эмоции и психические состояния личности (2 ч)




План:

1 Эмоции.

2 Психические состояния.

3 Стресс.

Литература

Багдасарова, С.К. Психология и педагогика.- Минск, 2006.

Березовин, Н.А. Основы психологии педагогики. – Минск, 2001.

Бородулина, Г.В. Основы психологии педагогики. – Минск, 2004.

Вечорко, Г.Ф. Основы психологии и педагогики. – Минск, 2007.

Крысько, В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. – Минск, 1999.

Столяренко, Л.Д., Самыгин, С.И. Психология и педагогика в вопросах и ответах.- Ростов-на- Дону, 2000.

Вопрос 1 Эмоции: классификация, значение, структура, функции.

Эмоции (от лат. «emoveo» - потрясать, волновать) – элементарные переживания, возникающие у человека под влиянием общего состояния организма и процесса удовлетворения актуальных потребностей. Возникновение и проявление эмоций связано со сложной комплексной работой коры и подкорки головного мозга и вегетативной нервной системы, регулирующей работу внутренних органов, что определяет связь эмоций с функционированием сердца, кровеносной и гормональной системами, органами дыхания, с изменениями работы скелетных (пантомимика) и лицевых мышц (мимика). В глубине головного мозга, в лимбической системе, расположены центры положительных и отрицательных эмоций, получивших название центров наслаждения и страдания. На эмоции человека влияет и вторая сигнальная система: они могут быть вызваны словами, благодаря которой эмоции становятся осознанными. Самые древние по происхождению формы эмоциональных переживаний – удовольствие, получаемое от удовлетворения биологических потребностей, и неудовольствие.

Таблица 1 - Классификация эмоций (по Б.И. Додонову)

Альтруистические возникают на основе потребности в содействии, заботе и помощи другим людям
Коммуникативные образуются на основе потребности в общении: желание делиться переживаниями, радостью и т.п.
Глорические проявляются в стремлении самоутвердиться, добиться признания, славы, превосходства
Праксические проявляются в деятельности, которой занимается человек, связаны с переживаниями ее успешности или неуспешности
Пугнические (рygna – борьба) возникают как переживание интереса к преодолению трудностей, борьбы с ними, упоения опасностью, риском, желания экстремальности
Романтически состоят в обостренном желании необычного, ожидании чуда, переживания неизвестного, дальних дорог, путешествий, любви
Гностические проявляются в желании переживать удачи или неудачи от основания нового знания
Эстетические связаны с восприятием произведений искусства
Гедонистические связаны с удовлетворением потребности в комфорте, наслаждении благами цивилизации
Акизитивные (приоритетные) связаны с приобретением, коллекционированием, получением удовольствия от накоплений

Таблица 2 - Классификация эмоций в зависимости от силы эмоционального переживания

настроения относительно длительное переживание каких-либо эмоций. Отражается в поведении человека, организует или дезорганизует деятельность. Всегда имеет причину, которая может и не осознаваться человеком.
аффеты эмоциональное кратковременное состояние сильного возбуждения, возникающее в результате фрустрации или какой-либо иной, влияющей на психику причины, обычно связанной с неудовлетворением самых важных потребностей. Аффект характеризуется изменением сознания, нарушением волевого контроля.
страсти устойчивое, глубокое, сильное и длительное эмоциональное состояние, определяющее направленность мыслей и поступков человека, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета.
чувства высшие, культурно-обусловленные эмоции человека, выражающие устойчивое отношение к конкретным (реальным) или воображаемым объектам. В зависимости от направленности выделяют моральные, интеллектуальные, эстетические чувства.

Свойства эмоций:

- связаны с конкретными ситуациями и нестабильны;

- не имеют отчетливой значимости предмета потребностей, поэтому они могут возникать и без отчетливого осознания;

- имеют субъективную и объективную природу. субъективный компонент эмоций органически связан с их объективным компонентом: отражение информации о предмете/явлении – познавательный (объективный) компонент эмоции, отражение состояния человека в данный момент – субъективный компонент. Положительные эмоции возникают тогда, когда обратная информация, которую получил человек, совпадает с ожидаемой или превышает ее; недостаток обратной информации порождает отрицательные эмоции.

Фундаментальные эмоции: интерес – волнение, радость, удивление, горе – страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина. Из соединения фундаментальных эмоций возникают комплексные эмоциональные состояния (например, тревожность, которая сочетает в себе гнев, вину, страх).

Функции эмоций:

1) сигнальная: эмоции – своеобразные сигналы о том, что волнует организм и психику человека;

2) регулирующая: эмоциональные переживания сопровождают любые проявления активности человека и служат регуляторами его психической деятельности;

3) вероятностно-прогностическая: эмоции не только отражают вероятностные события, но и предопределяют их (например, эмоция страха заставляет человека избегать огня, которым когда-то обжегся.

Фундаментальные эмоции: интерес – волнение, радость, удивление, горе – страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина. Из соединения фундаментальных эмоций возникают комплексные эмоциональные состояния, например, тревожность, которая сочетает в себе гнев, вину, страх.

Значение эмоций: эмоции повышают (стенические) или понижают (астенические) жизнедеятельность человека. Стеническими являются положительными эмоции - удовольствие, радость, счастье. Астенические - отрицательными (страх, обида, разочарование).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 397; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.