КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
XIX столетие в истории европейской философии
Немецкая классическая философия Образы: рансендалийский (?) (И.Кант), онекулятивный (?) (Вихте (?), Шеминг (?), Гегель), антропологический (Фейербах), диалектико-материалистический (Маркс, Энгельс), идеалектический (?) (Неоленауэр (?), Ницше), позитивистский (Конт, Спенсер). Кант входит в 5 "самых-самых". Родился в 1724 г., умер в 1804 г. Труды: "Критика чистого разума", "Критика практического разума". Первая книга. На первом этапе своей деятельности (докритическом) проявил себя как естествоиспытатель. Придерживался материалистических позиций с элементами диалектики. Одно время был профессором Кёнигсбергского университета. Юм: "Наши знания идут не от самих предметов, а от ощущений". 4 вопроса философии Канта: - что мы можем познать? - что мы должны делать? - на что мы можем надеяться? - что такое человек? Природа à субъект à сумма ощущений. Свою философию называл трансцендентальным идеализмом. Транс-зм – это единство чувственного и априорного (знания не из опыта). Есть объекты внешнего мира, мы имеем ощущения, но они не дают нам информацию. Позиция Канта: пусть предметы подчиняются понятиям, кот. априорны (существуют в самом субъекте). У нас есть ощущения, но что за ними скрывается, не ясно. Пространство и время – априорные формы, функция пространства и времени заключается в конструировании опыта. Познание требует не просто ощущения и знания. Надо знать законы, общие, всеобщие, необходимые. Кант считает, что у человека, у гносеологического субъекта, есть мощная познавательная способность – рассудок. Рассудок – мышление в определённой схеме. Материю рассудка составляют понятия или категории. Кант попытался сгруппировать категории в 4 группы: - категория качества, - категория количества, - категория отношения, - категория модальности. Функции категорий: они накладываются на наши ощущения. Сами физ. Процессы должны подчиняться нашим … Познавательные действия включают разум, кот. имеет дело с идеями, идеями чистого разума (идея бессмертия души). Чем разум отличается от рассудка? Разум анализирует понятия, категории, он не может обратиться к чувственному опыту. Есть вещи-в-себе, но т.к. они не познаваемы, он их называет ноуменами. сущность явление
ноумен (категор.) (идеи)
вещи-для-нас, феномен имеет дело Вывод: агностицизм, Кант – агностик, он отвергал возможность познания мира. Ответ на 1-й вопрос: я знать ничего не могу. 2-й вопрос: делать так, чтобы наши действия приносили нам радость. 3-й вопрос: Бог существует à наша жизнь на земле может как-то сказаться на загробной жизни. Бог – ноумен, мы его познать не можем, можем лишь верить. Кант утверждал, что в Бога можно верить, а доказать его существование нельзя. 4-й вопрос: человек относится к миру чувственного опыта, т.к. телесен, и к миру ноуменов, т.к. обладает свободой воли. Кант был гуманным человеком. У него а творчестве большое место занимает проблема всеобщего мира. Фихте (1762-1814) Увлёкся философией Канта. Он понял Канта своеобразным образом. Фихте встретился с Кантом и рассказал Канту о новой философии. Кант не принял этой философии, говорил, что это не его философия. Особенность фихтовского образа философии: образ философской мысли – спекулятивный (умозрительный). Вывод: всё основное творится в суб. Строит такую концепцию. Сочинение "Наука - учение". Учение об истинном знании. Знание состоит из 3-х положений: - Я полагаю Я: Я à Я. - Я полагаю не Я: Я à не Я (любой представляет себя в центре, а все остальные – сознательное направление). - Я полагаю Я и Я полагаю не Я (Я – абсолютный творец, бог, субстанция). Субъективный идеализм – философия в соответствии с кот. весь мир творится моим сознанием. Чистыми логическими рассуждениями субъективный идеализм опровергнуть нельзя. Но есть одно средство, которым можно опровергнуть любое положение субъективного идеализма. Это предметная материальная практика, кот. может выразиться опытом, действием и др. Шеллинг (1775-1854) интересовался сознанием. С его именем связано представление об искусстве. Философия носит спекулятивный характер, но с элементами диалектики. Книга "Система трансцендентного идеализма". Шеллинг сохранил "вещь-в-себе" как составную часть абсолютной реальности. Абсолют имеет двойственную природу, кот. содержит в себе идеальное и реальное. Постепенно идеальное и реальное насыщаются более конкретными характерами.
неорганический мир масса материя
чувств-ть ощущения сознание философия растения животные человек культура искусство рост питание тело наука Наука исследует все формы реального в абсолютное бытие. Философия изучает все формы идеального. Высшая форма – искусство (точка, где соприкасаются материя и идеальное). Философия Шеллинга не была однородной. На его философию оказал влияние Гегель. В конце жизни он выступал с лекциями открыто религиозными. Гегель (1770-1831). Вершина философии буржуазного общества. Сумел привести в систему все имеющиеся знания. У него много сочинений: "Феноменология духа" (изложил основные принципы своего учения), "Наука логики" (проб. развития категории), "Философия природы" (воззрения на природные явления), "Философия духа" (формы развития соц. жизни), "Философия права", "История философии". Гегель поставил задачу: поднять философию до уровня науки. Для этого нужно исходить из того, что истина – целое, частичное истину не даёт. Принципы истины как целого: 1) существует тождество мышления и бытия, всё действительное разумно, всё разумное действительно, существует объективная идея (мысль), кот. составляет всю сущность бытия à вся философия идеалистическая, философия – самопознание идеи; 2) объективная идея – единство субъекта и объекта, у Гегеля 3 компонента в философии: фихтевское самосознание, спинозовская субстанция, гегелевское противоречие того и другого; 3) принцип единства логичного и истинного, у Гегеля не просто разум – основа мира, но логичный разум, у него стремление связать понятия, чтобы не было разрыва, он испытывает свойства немецкого языка à на другом языке Гегеля нельзя изложить кратко; 4) следует в изложении развития идеи исходить от абстрактного к конкретному. Абсолют – объективная идея. Принцип триады, как некое подвижное всеохватывающее средство развития идеи. Логика определяет собой сферу понятий (чистых мыслей). Логика или бог. Единство логики и природы – дух (общественное сознание). Логика: бытие, сущность, понятие (объединяет первые 2) à опять триада. Дух материя механика пространство Природа физика время органика Образ философской мысли – спекулятивно-диалектический. Бытие: чистое бытие есть ничто. Бытие и ничто бывает, когда вещь или возникает, или уничтожается. Единство бытия и ничто – становление. Результат становления – нечто. качество Нечто: мера (их единство) количество Мера характеризует сущность вещи. Сущность: тождество, различия, противоположность и др. Анализируя противоречия, получаются понятия. Сущность бытия – понятие. Как только идея познала себя, она начинает созерцать себя и отчуждать. Проявляясь в природе. В бытие происходит развитие, природа не развивается во времени. Природа вторична (сущность объективного идеализма).
субъективный (учение о душе, психология) Дух объективный абсолютный Немецкое государство – венец развития объективной идеи à Гегель – апологет германского государства. искусство (образ) Абсолютный дух религия (представление) Синтез искусства и религии – философия. (Философия – эпоха связанных мыслей). Гегель соотносит крупные достижения философов к уровню ничто. Гегельская философия конец духовного развития человека. Гегель был убеждён, что философия только одна – его. Философия Гегеля, несмотря на ряд достижений, была где-то ошибочной: - философия умозрительного характера (философия объективного идеализма – это ложный образ мысли), - глубокое внутреннее противоречие. (Система – консервативная, метафизическая, а метод – диалектический). Достижение Гегеля – он впервые ясно сформулировал закон диалектики. Но он строил свою диалектику на высоком абстрактном уровне. У него было пренебрежительнее отношение к фактам. У него диалектика обращена к прошлому (будущее не может развиваться). Фейербах (1804-1872) написал дипломную работу по Гегелю, но быстро в ней разочаровался. Сочинения: "Сущность христианства", "Принципы философии будущего". Антропологический образ (в центре – природа, в узком смысле слова – человек). Философия должна исследовать жизнь, человека, поставить своей целью достижение счастья человеческого. Решает осн. вопрос философии. Бытие – материя. Она вечна. Пространство и время – коренные формы бытия. Материя познаваема. Выступает за возвеличивание человека. Человека рассматривает как биологическое существо. Но как деятельную, соц. личность не рассматривает à ошибки религии. Считает, что нужно упразднить христианскую позицию. Его принцип: человек человеку – бог. à новая религия, за кот. он был (отрешен-ть от христианской).
Русская философия Русскую философию делят: - период русского просвещения (XI-XVIII вв.) (Илларион, Ломоносов, Радищев); - классическая русская философия (50-60-е гг. XIX в.) (Достоевский, Толстой, Калиновский и др.); - серебряный век русской культуры (2-я пол. XIX в. – нач. XX в.) (Бердяев, Соловьёв, Булгаков). В целом, русскому образу философии были присущи свои особенности: Россия – страна евроазиатская: 1) философы не стремились к созданию всеобъемлющих систем; 2) философия была обращена на культуру, сферу гуманистических знаний, выступала за ориентацию (Достоевский, Толстой, Герцен и др.); 3) акцент на нравственно-культурных особенностях духовной синергии (большое место занимали религиозные подходы), человек как нравственная личность брался в сочетании с оценкой общего предназначения России à миссионерский характер (для чего Россия предназначена, почему она такая большая, что ей уготовано). Русская философия выделила несколько образов философской мысли: - религиозный образ, - революционно-демократический образ, - философия космизма, - естественнонаучный материализм, - диалектико-материалистический (марксизм). I. Религиозный образ философской мысли Философия обращала внимание на Бога как идеала, как образец человеческой жизни à очень важным было определение имени Бога (та часть, кот. может в себе формулировать). Это имя Бога понимали по-разному. Хомяков: именем Бога была свобода. Свобода должна акцентировать религиозное сознание, освобождающее человека от пут политических, экономических зависимостей. Леонтьев: имя Бога – красота. Красоте необходимо поклоняться. Соловьёв: имя Бога – добро. Главная работа – "Оправдание добра". Достоевский: имя Бога – нравственность. Толстой: имя Бога – любовь. Любовь скрепляет людей. Идея Богочеловечества. Образ Бога воплотился в Христе (искупление грехов, но и идеал человеческой жизни). Идея единства в широком смысле. Соборность, софизность (?), всеединость. Эта идея синтезирует и природные процессы, и индивидуальное стремление, и др. II. Революционно-демократический образ мысли Выражение взглядов народа (ремесленники и др.). Народ поднимал восстание против самодержавия, крепостничества. Выражается следующим: российские философы ссылались на философию Гегеля (учение о диалектике, кот. позволяло делать революционные выводы). Революционные демкраты вплотную подошли к диалектическому материализму. Они не понимали материал. понимания истории. Данная философия всё же не смогла воодушевить большие трудящиеся массы на революционную борьбу. III. Космизм. Фёдоров: почему существует такая несправедливость, что люди умирают? Общее дело всех землян в том, чтобы осуществлять всех живших до них людей. Эта задача подвластна лишь космосу. Эта идея утопична. Вернандский: существование мысли (мыслящий океан). IV. Иррационализм. Отрицание разума, средоточие на бессознательном начале (Августин). Шопенгауэр: не выносит философию Гегеля, не выносит и ругает женщин в афоризмах. Осн. труд – "Мир как воля и представление", идею которого ему дал Кант. Воля – духовное явление ("вещь-в-себе"). Вещь-для-нас – материя – объективация воли à материя вторична à воля – неудержимое стремление. Шопенгауэр развивает философию пессимизма (Эдуард Гард – его последователь): в мире преобладает страдание, выход – прекращение самой жизни. Гард пошёл дальше и предложил всем одновременно совершить самоубийство. Ницше (1816-1900): "Мир как воля к власти". Его образу мысли характерно выражение взглядов в виде афоризмов-символов (существуют боги: Дионисий (бог вина и радости), Аполлон (бог культуры, разума, рационального начала) в противопоставлении которых выигрывал Дионисий (тёмное иррациональное начало) à воля к победе доминирует). Идея супервещи, суперчеловека, белокурая бестия – существо, обладающее максимумом власти. Идея вечного вращения – т.е. эти люди появляются раз в 10.000 лет (сначала воля к власти ослабевает (в первую очередь, благодаря христианству)). Книга "Антихрист". Переоценка ценностей (религиозных, социальных и др.). Наихудшая идея – идея социализма (люди не м.б. равны). Нигилизм ("нигил" - ничто). Ницше считал себя первым нигилистом в Европе, нигилизм проявляется в крахе ценностей, техники, общества (наука губительна). V. Марксизм Маркс (1818-1883), Энгельс (1820-1895), Ленин (1870-1924). Совершенно новый образ философской мысли. Тезисы Маркса (тезис о Фейербахе), будучи молодым, в 1845 г. 11 тезисов: философы лишь различным способом объясняли мир, а дело состоит в том, чтобы изменить его (сделать человечным). Рабочий класс нуждается в руководстве к действию à философия: 1) кот. материалистически объяснит действительность, 2) кот. рассмотрит мир в его развитии, 3) кот. базируется на диалектике, 4) кот. осн. вопрос об осознании материи решает не только по отношению к природе, но и к обществу, тем самым Маркс раскрывает сущность материалистического познания истории. Марксизм – учение, состоящее из 3-х частей: - философии, - политической экономии, - учении о социализме (о коммунизме позже), и трёх источников: - немецкой классической философии, - английской полит. Экономии (Гегель, Фейербах), - теория французского утопического социализма (Сен Симон). XX век прошёл под печатью господства марксизма. Судьба марксизма характеризуется своими взлётами и печальными событиями. Взлёты. В России виднейшим представителем был В.И.Ленин. Развил теорию диалектического материализма (проблемы диалектики, соц. развития, познания). Сталин отличался рядом качеств. С одной стороны, он считал себя верным Ленину, а с другой – не обладал той гибкостью, как Ленин, кот. в любой ситуации мог решить сложные соц. задачи, был хорошим диалектиком, мог вычленить саму суть проблемы и найти её решение. У Сталина ум был очень строгий, умел подчинить проблеме все устремления, но считал, что в марксизме много лишнего. Он представлял в очень узком диапазоне диалектический материализм. Сталина зачислили в число людей, кот. не поняли, что такое диалектический материализм. У Сталина стремление напрямую связать философию сочеталось с незаконными действиями, репрессиями. Он выступил с докладом: чем ближе мы идём к социализму, тем быстрее развивается классовая борьба. Нужно было понять, что есть противоречия внутренние и внешние, и найти их единство для того, чтобы социализм не рухнул. Крупные философы: Лосев и др., кот. работали в области диалектического материализма, - были более молодые философы: академик Кедров, философ Ильинков и др. в Беларуси: Степин (сейчас в России), Манеев (непризнанный гений). После развала СССР появилось много противников марксизма. Многие бывшие приверженцы этой философии начали проповедовать нечто непонятное.
Образы современной философской мысли XX в. в истории – наиболее противоречивый. С одной стороны, период глубоких соц. преобразований (утверждение нового общественного строя, новых формаций), век, когда прошли 2 мировые войны. С др. ст., это век, когда показал себя прогресс науки. С середины века начала развиваться вычисл. Техника. Этот прогресс сочетается с возрастанием роли религии. Оня переходит в наступление. Обнаруживается, что атеистов не так и много. Все эти события XX в. оказали своё воздействие на появление новых образов. Образы философии современности: - неопозитивизм, - прагматизм (прагма – дело, польза), - экзистенциализм (существование), - неотомизм, - постмодернизм. I. Неопозитивизм. Позитивизм (положительный) возник в середине XIX в., основатель – Кант, кот. написал курс позиций философии. Рассуждения: наука преобразует знания, экспериментирующие с объектами. В этом играет роль человеческое ощущение. В ходе учёный не сталкивается с сущ-ми, о кот. говорят философы. Философии положения и категории оказались ненужными. А зачем тогда философия? Этапы развития христианства: - теологический, - философский (религиозными размышлениями занимаются философы), - научный этап познания (предмет описывается, т.е. отвечает на вопрос, как происходит явление). Для ученого не обязательно отвечать на вопрос почему это происходит. Конт выступал с позиции агностицизма. Прежде всего философия Конта была направлена против материалистической философии. Второй этап развития позитивизма (2 пол. 19 в. – 20 в.) – период эмпириокритицизма. Р. Авинариус – представитель. Э. Мах (“Анализ ощущений”) Они продолжили линию Конта, углубили антиматериалистическую линию. Основное духовное средоточие было субъективно-идеалистическое. Сами предметы существуют лишь в восприятии субъекта. Было придумано: существуют вещи как комплексные элементы (ощущения), чел и вещь находятся в принципиальной координации (без субъекта не может быть предмета), чел и объекты находятся в неразрывной связи. Третий этап – 20е гг. 20в. Представители: Рассен, Шник, Лингвинштейн Стали анализировать не чувственную, а рациональную ступень познания (отличие: предмет анализа – утверждения, суждения).
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 677; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |