КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Философия античности
В 7-5 вв. до н.э. в Европе существовала древняя Греция (удобное месторасположение, демократия и др.). Имелась очень развитая культура. Многие проблемы были поставлены, кот. явились образцом для последующего времени. религия миф наука предфилософия философия Период мифологии создал образцы, на кот. могла опираться философская мысль. Первоначально – хаос, из кот. рождается небо, земля, боги и др. Существует периодизация: - космологический период – 7 в. до н.э., - антропологический период – 5 в. до н.э., - систематический период – 5-4 вв. до н.э., - этический период – 3-2 вв. до н.э. – 2 в. до н.э., - религиозный период. Древнегреческая философия существовала около 1000 лет и исчезла, когда её закрыл римский император. Другое деление: - ранняя классическая философия – 7-5 вв. до н.э., - расцвет греческой философии – 6-5 вв. до н.э., - эллинистическая философия, - период упадка – 3-6 вв. (?) Греческая философия отличалась образцом летящего копья (стремление к покорению природы, движению разума). В философии сформировался ряд образов: 1) Философия милетской школы (наивная философия, по своим основам материальная с элементами стихийной диалектики). Она входит в архаическую философию (объяснение мира в его единстве, существует первоначало – вода). Анаксимандр – ученик Фалеса. Анаксимен: основа первоначала – воздух. Гераклиту тоже свойственен архаический способ мышления, главная идея – архэ выступает в виде огня, кот. колеблется, всё время принимает разную форму, мир не создан никем из людей и никем из богов, а его основа – огонь как мера не загорающаяся и мера не погасающая. Пифагор – много путешествовал, архэ он искал в некоторой абстракции, в числе; основа мира – число, мир – связанное органическое целое. У него большое место занимает учение о противоположности, небесная реальность – гармония сфер, взаимодействующих друг с другом и образующих единство. Пифагор ввёл слово "философия". 2) Континуальный способ (непрерывный). Идею континуума выдвинули философы-элейцы. Парменид – основоположник. Зенон – его ученик. Существует бытие как таковое, кот. неделимо, неизменно, оно вечно, бытие одно и то же, а всё, что нам кажется, мы чувствуем. Парменид проводит различие между мышлением и чувствами. Мысль и бытие – это одно и то же. Мысль уже есть бытие. Зенон выдвигал новые элементы в пользу учения Парменида, привёл более 40 доказательств от противного (до нас дошло 5), кот. подтверждали тезис Парменида о единстве, неделении. A'' A' пусть AB разделить можно… A B Зенон считал, сто противоречия у мышления быть не должно. 3) Дискретизм (прерывность) трактует бытие как делимую реальность, находящуюся в движении. Эмпедокл: бытие не едино, а четырёхкорневое устройство (земля, воздух, вода, огонь); их содержание образует бытие, любовь и ненависть – источник движения. Анаксагор: частички деления – семена жизни. Атомисты: Демокрит, Эпикур и др.
Атомизм Левкипп, Эпикур, Демокрит, Лукреций Кар. Демокрит – мыслитель, последовательный материалист, из знатного рода, развивал свой духовный мир, порвал со своими родственниками, был отшельником, главное для него – поиск истины. Демокрит выступил против того, что мир многообразен, многообразие мира – существенная характеристика, бытие дискретно, делимо – и пространство, и время, и др. Всё делится на некоторые частички, характеристика которых состоит в том, что дальше они не делимы и различаются формой, положением, величиной. Он утверждал, что промежутки между частицами – пустота (небытие), кот. является условием движения атомов, кот. находятся в постоянном вихреобразном движении. В процессе этого частички могут объединяться в комплексы, кот. в свою очередь составляют основу предметов. Т.к. бытие прерывно, и атомы не поддаются чувственному познанию, разрабатывает теорию познания: существует тёмное и светлое познание. Тёмное даёт нам показание чувств, оно вырабатывает мнение (это не истина). Истинное познание отражает мышление, т.е. умосозерцание. Т.к. есть подлинное бытие, в основе которого атомы, не существует ничего случайного, случайное – это наше незнание. Жёсткий детерминизм: ничего случайного нет, всё предопределено à нет свободы человеку à философия Эпикура. Эпикур – материалист, принял положения Демокрита, но с несколькими дополнениями. Сами атомы в пустоте при падении способны самопроизвольно отклоняться от прямого курса à импульс к образованию новой цепочки причин. Человек может действовать не только по прихоти природы, но и по своей доброй воле осуществлять свою жизнь. Суждение: "Из ничего ничто не происходит," – эпикуризм. Софистический образ мысли. В древней Греции выработаны термины, кот. характеризовали разные явления духовной жизни (риторика – красноречие, элистика – искусство задавать вопросы и отвечать на них, софистика – искусство обосновывать ложные мысли). Представители: 5 в. до н.э. – Протагор, Горгий – его ученик. Протагор: человек – мера всех вещей, существующих и несуществующих. Он полагал, что нельзя говорить о самом себе, а по отношению к другим. Человек – мерка бытия (гуманистическое средоточие мысли. "Что кому как кажется, так оно и есть". Нет разницы между истиной и заблуждением, людям нужно ответить на 3 вопроса: - что такое вещь, её структура, - каково наше отношение к этой вещи, - что следует из этого отношения. Необходимо воздержаться от каких-либо категорических суждений (нет окончательной мысли), нужно пребывать в состоянии невозмутимости (атараксии). Горгий. Высказывания: - ничто не существует, - ничто нельзя познать, - если что и можно познать, то его нельзя выразить словом. Сократ дал основание новому образу. В 469 г. до н.э. он родился и умер в 399 г. до н.э. Он не написал ничего, но его ученики записали все его рассуждения. У него была жена Ксантиппа, ходил в рваном плаще, манерам не следовал, больше занимался рассуждениями, вокруг него собиралась группа сограждан. Метод рассуждения включал: - определение, - индукцию, - майевтику, - иронию. "Я знаю, что я ничего не знаю," – его вывод. Впервые была открыта новая область исследования – мир знания. Есть вещи, события, явления конкретные и есть понятия. Появился новый источник знания. Справедливо Несправедливо Рассуждения о справедливости ∆ α | - рабство | - воровство
Платон родился в 447 г. до н.э. и умер в 327 г. до н.э. Настоящее имя не Платон, участвовал в соревнованиях, писал стихи, тонко. В 427 г. до н.э. встретился с Сократом, был его любимым учеником. Платон создал свою школу, кот. называлась академией. В 527 г. до н.э. (?) распустил греческие школы. Он проповедовал идею об идеальном государстве, чтобы правильно управлять государством, его учениками были цари. Платон написал десятки сочинений, где большей частью действует Сократ, и др. философы. Сочинения: "Закон", "Государство", и др. Он продолжает тему Сократа: каково отношение рода, вида, т.е. что такое истина – бытие, что такое небытие. Вывод: всё существующее в природе – это небытие, т.к. имеется их идея. Подлинное бытие должно быть неизменным, вечным, должно выражать сущность (эйдос (?)). Он столкнулся с проблемой: где находится идея самостоятельной сущности. Работа "Тимей". В ней Платон конструирует полумифическую картину мироздания: существует занебесная сфера подлинного бытия, в кот. входят идеи рода и вида, демиург (мастер), разум, душа, числа, по которым демиург (бог) создаёт бытие, материи, опираясь на математические пропорции. Демиург творит небесную сферу (звёзды, солнце, олимпийские боги есть земная сфера, в кот. входят человек (прежде всего мужчина, женщина есть изуродованный мужчина). Картина фиксирует деятельную сферу идей, идея присутствует в сотворимых вещах, демиург, глядя на идею, "творит бытие". Такой подход характеристики отношения идей (духа) и материи называется объективным идеализмом (мысли существуют отдельно от человека, они существовали раньше, до того, как возник человек). По Платону любовь – стремление к овладению каким-либо предметом, любовь к идее à платоническая любовь – любовь идеальная. У Платона своеобразная теория познания. Т.к. вещь – нечто вторичное, то познание должно давать информацию об идеях. Знание – воспоминание души человека, когда она была в занебесной сфере. Всё, с чем человек имеет дело, всё призрачно, несущественно. У Платона есть учение о душе. Душа – определённая идея в человеке, кот. выступает импульсом движения. Душа тройственна: душа чувственная, душа волевая, пылкая. Душа разумная. Каждая из них представляет собой определённое духовное качество. Разумная душа – мудрость, пылкая душа – храбрость, чувственная душа – благоразумие. На этом состоянии души Платон стоит свою концепцию государства (его устройство, регулирование отношений). Формы государства: - аристократическая монархия, - аристократия (правление группой), - правление одним лицом, - тимократия (власть честолюбцев), - олигархия (захватившие власть), - демократия (худшая форма). Платон был идеологом аристократического крыла à идеал – правление аристократии. В идеальном государстве должно быть 3 группы: 1. правители (обладают разумностью), 2. воины, 3. ремесленники, земледельцы.
Образ философской мысли Аристотеля Вершина развития духовной жизни античности: 384 г. до н.э. – 322 г. до н.э. Аристотель несколько лет был наста (?). Девиз жизни: "Философ должен как можно дальше держаться от преходящих вещей и должен стремиться на родину". Произведение – "Метафизика". "Всем людям от природы свойственно стремление к знаниям". Он руководствовался научными знаниями. В 17 лет приехал в Афины учиться философии у Платона 20 лет. Основал свою школу Ликей (перипатетическое учение: излагал свои мысли, прогуливаясь по аллее парка). В I в. До н.э. все произведения систематизировались. Будучи учеником Платона, Аристотель уже начал сомневаться в истинности его учения, т.к. его руководством было стремление к истине. Основные положения: - сомневался в тезисе Платона о том, что существует самостоятельный мир вещей (если есть сущность, то она должна быть в самой вещи, а не отдельно), - если любая вещь имеет свой прообраз в идее, то должны быть и идеи ничтожных явлений (идея голоса и т.д.), - тезис: третий человек (есть Сократ-человек, есть идея идеального человека, есть идея живого человека, то должна быть третья идея – идея идеального живого человека, кот. объединяла бы 2 первые, тогда получается, что у любого зверя д.б. своя идея живого), - строит свои суждения о мироздании иначе, чем Платон, кот. это делал по нисходящей линии. Аристотель построил линию восхождения:
мировой ум (абсолютная актуальность)
неорганические тела, растения, животные, человек
материя (абсолютная потенциальность, от неё не могло быть никаких вещей и тел)
Вопрос: как совместить абсолютную потенциальность с абсолютной актуальностью? Для этого существует земной мир. Реалии земного мира – единство двух субстанций: материи и формы. Идею (эйдос или форму) надо искать в самой вещи. Именно форма превращает потенциальное в актуальное, возможности превращает в действительность. Он был объективным идеалистом, но признавал 2 субстанции à дуалист. Душа – форма, растительная душа у растений, чувственная душа у животных, у человека растительная, чувственная, разумная душа. Последняя является бессмертной. Душа – идея вещи, человека. После смерти душа возвращается в мировой ум (мировую душу, форму форм). Мировой ум предстаёт уже не как творец бытия, а как перводвигатель (даёт толчок движению всех тел в мире). Философия Аристотеля конструируется с помощью четырёх принципов: - материальный, - формальный (от слова "форма"), - динамический, - целевой. Материя признаётся, существует оформленная материя, форма м.б. до и после материи. Всё существует в движении. Аристотель многоаспектно трактует движение (перемещение, превращение, уменьшение, увеличение). Любое тело (форма) стремится подняться вверх. У человека это душа, кот. стремится преодолеть телесность и вернуться в мир ума. Аристотель утвердился как теоретик католической религии (в 13 в.). Проблема познания Ощущение, восприятие, познание путём размышления. Аристотель – отец логики. Знания дают эмпирический опыт, искусство и наука. Наука была исследована Аристотелем. Деление: - теоретические (физика, математика, первофилософия), - прикладные (этика, экономика, политика), - творческие (поэтика, риторика, искусство(тэхне)). В процессе познания Аристотель открыл вопрос: как раскрывается сущее? Познать – это не просто описать, а включить в систему категорий. Необходимое и всеобщее – учение о категориях. Сущее м.б. познано с помощью ряда понятий (качество, количество, место, время, обладание, действие, страдание и др.). Аристотель не мог полностью правильно ответить на этот вопрос. Он сомневался. А существует ли род, вид самостоятельно, отдельно от какого-либо тела. à Идеалистическая философия. Аристотель пытался системно разработать знания (о философии природы, соц. Философии, психологии, логике и др.). Аристотель рассмотрел человека как полит. животное. Аристотель видит, что надо уравнивать отношения между группами людей à политика – искусство уравновешивания отношений. С точки зрения Аристотеля, рабы – это не люди, свободные граждане создают государство и участвуют в полит. действиях: рабы должны занимать зависимое место и по природе не способны к творческим наукам. Государство: 1) правильное (монархия, аристократическое, полити (?)), цель – общественное благо; 2) неправильное (тирания, олигархия (правит группа знати), демократия). Занимался изучением этической проблематики и эстетикой. Эллинистический период (3 в. до н.э. – 3 в. н.э.). Существовали и академическое учение, и перипатетическое, продолжали существовать философские школы больше основанные на религии. Образы философской мысли: - скептицизм; - стоицизм; - кинизм; - неоплатонизм. Для философии характерно возобновление прошлых взглядов. Скептицизм Пиррон (5-4 вв. до н.э.) Утверждали, что точную информацию о внешнем мире мы не можем получить, т.к. существует т.н. троп – доказательство невозможности познания мира. М.б. ошибки в рассуждениях, мы можем неправильно воспринять чувства, у любых народов существуют свои традиции à общего правильного нет. Стоицизм (Зенон, Сенека). Они восстановили некоторые идеи Гераклита (мир – огонь, постоянно воспламеняющийся и угасающий, существует материя, мир – материален и представляет собой стихию огня. Но есть ещё и дух, начало у бытия или бог. Бог – необходимость, закономерность огня, он сам ей подчиняется. Т.к. необходимость обуславливает бытие, то в мире существует рок. Стоики признавали необходимость покорения судьбе, ей не стоит противостоять. Кинизм (Диоген). Проповедовал идеи противоположные Платону. Киники учили о том, что надо жить в согласии с природой. Циник – человек, кот. отвергает истину, добро, красоту, разрушает человеческое общество. Неоплатонизм. Плотин (3 в. до н.э.), Прокл, Порфирий (5 в. до н.э.). Школа Плотина – один из источников христианства. Суть неоплатонизма: конструкция мира, в кот. выделяется единое (благо, добро, истина) или бог. Единое до того полно благом, что оно всё выливается, и что-то вырабатывает – мировой ум, мировую душу, кот. бывает высшей (функция распространения ума, она ориентируется на благо), низшей (дальше распределяет это движение на природу). Эманация – распространение света блага во тьму. Как только луч света коснётся тьмы (материи), рождается бытие. Прокл: как в процессе эманации рождаются духовные существа. Порфирий: вопросы о соотношении конкретных вещей и родов, видов (универсалии). Существуют ли сами универсалии? Существуют вне вещей или в самих вещах? Они духовны или телесны?
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 562; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |