КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Философия нового времени
Главные духовные средоточия эпохи Возрождения 15-16 вв. – Ренессанс. 17-18 вв. – Новое время. Эпоха Возрождения – период в Европе с конца 14 в. Усилилось движение к развитию нерелигиозных форм культуры, возрос интерес к образцам досредневековой культуры. Ренессанс возник в Италии. Т.к. общество выходило из средневековья, то духовная жизнь прямо противостояла позициям средневековья. В период Возрождения: Бог совечен природе (он природу не творит, а существует вместе с ней); в эпоху средневековья человек трактовался как временный путник на Земле, а в эпоху Возрождения человек стал в центре природы, высшим существом, человек начал возвышаться; объектом познания в прошлом считали Бога, в нём искали истину, абсолютную, непререкаемую, теперь же объект познания – природа, кот. познаётся путём анализа чувств и разума; в эпоху Возрождения философия выполняет функцию возвышения человека (в средние века – служанка); в средние века философия имела теоцентристский характер, сейчас – антропологический. 3 главные духовные линии, по кот. проходила борьба нового времени со старым: - линия гуманизма, - религиозная реформация, - натурфилософия (средоточие над познанием природных, а не небесных реалий). Гуманизм (14-16 вв.) Распространены идеи нового понимания человека. Данте, Рабле, Боккаччо, Ротердамский Монтель и др. люди (да Винчи, Микеланджело). Леонардо да Винчи предложил символ нового времени: человек, вписанный в круг и квадрат – символ совершенства человека. Первые идеи излагал Данте ("Божественная комедия"), Петрарка. Тезис: ход человека д.б. не к Богу, а к самим людям. Боги пусть занимаются своими делами, а люди – своими. Пико де Мирандолли: Бог, создавая человека, дал ему свободу выбирать тот путь, кот. ему нужен. П. Компанаци утверждал, что для человека божественные истины не столь важны, главное – истины природы; о религии: не м.б. религии одинаковой à по крайней мере, из 3 религий 2 обманывают à в любом случае религия – обманщик. Человек может сам себя формировать, а не поддаваться влиянию церкви. Компанаци говорил, что т.к. человек обладает разумом, то его можно воспитывать. Гуманизм распространился не только в Западной Европе, но и в Беларуси: Ф. Скарына, С. Будны, М. Гусовски, С. Полацки и др. Диалектика – способ мышления, кот. помогает отделить кривду от правды (по Скарыне). Гуманистические идеи затронули и философское обоснование общества: М. Макиавелли, Т. Мор, Т. Компанелло. Макиавелли считал, что источником развития общества явл. человеческий интерес, между бедными и собственниками ведётся постоянная борьба, т.к. их интересы различны. В этих условиях важную функцию выполняет государство, и лучшим видом является монархия. При этом монарх тем лучше выполняет функции правителя, чем меньше занят вопросами морали, монарху прощается даже преступление, если это поддерживает порядок в государстве à Макиавелли вошёл в историю как аморальная личность. Отношения собственников и бедняков принимали формы протеста. Томас Мор написал книгу "Утопия", где были изложены социалистические воззрения (везде царит спокойствие, мир, отсутствует вражда, нет бедных и богатых). Томозо Компанело написал книгу "Город Солнце", где отсутствовала частная собственность, существовало равенство, распределение продуктов осуществлялось по принципу "всем по потребностям").
Реформация Церковь – представитель Бога на Земле, посредством кот. надо общаться с Богом (причём за деньги). Реформация – преобразование в сфере духовной жизни. Представители: М.Лютер (Германия) и Кальвин (Швейцария). Реформация – движение протестантизма. Контрреформация – орден иезуитов, ввели индульгенции. Лютер: "Верующий не нуждается в церкви для удовлетворения своих религиозных потребностей". Кальвин: "Бог каждого человека ещё до рождения определил либо в ад, либо в рай". (Но никто не знает, куда именно он определён) М.Вебер "Влияние протестантизма на развитие капитализма" Натурфилософия ставит в центре вопросы познания природы: Н. Кузанский, Л. да Винчи, Дж. Бруно, Коперник (16 в. – основа новой научной картины мира), Г.Галилей. Никола Кузанский. Соотнесение Бога и природы, Бога и человека à в мире существуют 3 реалии: - Божественный максимум. - Средний (универсимум). - Малый (минимум) человек – единство противоположностей, противопоставление минимума и максимума, человек – Бог в миниатюре, частичка Бога. Раньше познание – вера в авторитеты. Кузанский – 4 вида познания: 1. ощущение, чувственное восприятие; 2. рассудок; 3. разум (соединение противоположностей); 4. интуиция (позволяет созерцать истину без прикрас). Коперник:
Опираться надо не на догмы, а на собственные наблюдения. Джордано Бруно (1540-1600 гг., был сожжён). Вёл решительную со многими богословами, неоднократно сидел в тюрьмах. Написал массу книг, выступал с лекциями, был глубоким философом. Идеи пантеизма: - существует единая природа, Бог – сама природа, т.е. Бог в природе и природа в Боге, природа творимая есть природа творящая; - природа бесконечна à бесконечно многообразие миров; - мир есть максимум, а минимум есть человеческое сознание; человек – субъект познания à 4 ступени познания: 1) чувства (глаза в темноте, взгляд сквозь решётку, случайные знания); 2) рассудок (взгляд сквозь окошко); 3) разум (смотрит на природу при ярком солнце, различимы мелкие детали); 4) дух (живая истина).
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 335; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |