КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Философия Средневековья
План: 1) философия раннего христианства; 2) основные проблемы и темы средневековья.
Периоды: - патристика (закладывались осн. догмы христианства и философской мысли): 1) апологетика (2-3 вв.); 2) классический (?) (4-5 вв.); 3) заключительный этап; - схоластика.
Христианство не имеет единого источника. Это Ветхий завет и Евангелия (свидетельства слушателей Христа), Новый завет. Философские представления: источники – гностицизм (идея: Бог возрождается и погибает), греч. Предположения (неоплатонизм). История Христа Впервые имя Христа было упомянуто в 67-69 гг. в "Апокалипсисе" Иоанна. Работала большая группа философов и священников (разработали церковную тематику). Философы (апологеты) теоретики обосновывали вопросы, необходимые церкви. Философы: Филон, Клементий Александрийский, Тертолеан (?), Олиген (?), Августин Блаженный. Основные этапы развития философской мысли Религиозные деятели (патристика) Философская школа в Александрии, Египет, 1 в до н.э., очень знаменитая. Филон Родился в 50-х гг. до н.э. à Ветхий завет (Христос – мессия, кот. спасёт еврейский народ). Гераклит (стоики) ß идея логоса (упорядочивает бытие). С помощью логоса бог сотворяет вещи. Существует множество логосов, кот. объединяются в один, создающий своё бытие. Клементий Александрийский (2 в.) Бог не м.б. познан разумом, он познаётся лишь верой. Что такое Бог? 1) Тройственное существо: отец, сын, святой дух. 2) Личность. 3) Бог тёмен и в то же время духовен, бестелесен и духовен. 4) Бог вечен. 5) Бог существует вне пространства. 6) Бог – живое существо. 7) Бог всезнающ. 8) Бог всемогущ. 9) Бог всеблаг. 10) Бог свят Тертолеан Тайна перевоплощения, троичность, создание мира – бездоказуемы, д.б. приняты на веру. А сущность Бога нужно пытаться понять. Олиген (2-3 вв.) Отделил философию от религии, рассматривал сущность тройственности Бога. Августин Аврелий (Блаженный) 4 в. Считал Платона выше богов, т.к. тот сумел ему открыть глаза на сущность христианского учения. Из чего Бог творит мир? Подсчёт времени и пространства даёт человек. Бог – демиург, творец мира из ничего.
Христианская философия рай
творение страшный суд
распятие Иисуса верующий
чистилище
2 Грода: Грод Божий Грод Земной (?) Человек должен жить по Богу. 5-6 вв. - Августин, схоластика (?) – не связанные с жизнью, беседы, споры и т.д.
Общие черты средневекового образа мысли: - принцип авторитета (материал для спора находится в святых писаниях), - философские аргументы носили характер силлогизма (т.е. имели отношение не к предмету, а к понятию: есть ли глаза у крота?), - мир – моральный космос: все существующие – ряд сфер à животные, человек, ангелы, Бог.
- Ранняя схоластика (8-11 вв.): Эриугена (9 в.), Абеляр, Росцелин (10 в.). - Расцвет схоластики (12-13 вв.). - Поздняя схоластика (14 в.): Бэкон, В. Оккан.
Эриугена выяснял, что такое бытие; книга о разделении природы: 1) природа несотворённая и творящая (у Платона это демиург), 2) природа (бытие) несотворённая и нетворящая (духовные реалии, исходящие от Бога), 3) природа сотворённая и нетворящая (всё множество вещёй), 4) природа сотворённая и творящая (аристотелевские идеи). Можно ли доказать существование Бога? - нельзя, можно верить, творение Бога постигать нельзя; - верую, чтобы понимать (не просто слепая вера); - понимаю, чтобы верить; - верую, потому что Бог есть истина; - арабские мыслители: истина двойственна (Аве-Цена, Аве Роут) (?) Поздние схоластики считали, что нельзя религию познать с позиций философии. Обоснование бытия Бога: - логическое, - последовательное (опытное). Октологическое доказательство (Фома Аквинский, епископ Кантерберийский); существует высшая степень совершенства среди каждого рода à есть высшая степень среди всех этих родов à Бог. Фома Аквинский – "5 доказательств существования Бога": 1) от движения (любой предмет в мире движется, т.к. передаётся импульс; 2) от необходимости (всё случайно, но от необходимости); 3) цель (всё материальное имеет цель à кто-то её поставил à Бог); 4) космологическое доказательство существования Бога: космос упорядочен à без Бога не обошлось; 5) моральное доказательство: все люди стремятся к морали à кто-то внедрил её в сознание людей. Кант доказал, что невозможно логично объяснить существование Бога. Ограничил место знанию, допускает существование веры. Вопрос об универсалиях (всеобщие понятия, выражающие сущность, род, вид, возможность, закон; человек, дом, институт, студент). - Существуют ли ангелы, демоны и т.д.? - Существуют ли они в вещах или вне вещей? - Универсалии духовны или телесны? Борьба между направлениями. крайний крайний реализм номинализм умеренный умеренный
Номинализм Росцелин: универсалии под собой обыкновенной основы не имеют, это просто звук, дыхание воздуха. Абеляр: в вещах обычно ничего нет (никакого духовного начала, общее лишь в понятии человеком (концепте)). Номиналисты ближе к истине, чем реалисты, но в целом рассуждали неправильно, т.к. вещи все объединены некими общими чертами.
Поздняя схоластика (14 в.) – Р. Бэкон, Д. Скотт, В. Поккан. Бэкон выступал за опытную науку. Скотт полагал, что сознание не есть божественный продукт, а физ. Усилие человека. Поккан: религия и философия д.б. разделены. Принцип бритвы: не следует умножать сущности, для объяснения предметов следует ссылаться на естественные причины.
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 286; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |