КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Философия древнего мира
Вопросы: 1) исторические особенности развития, 2) образы философской мысли древней Индии, 3) философия древнего Китая.
Философия – исторически изменяющаяся система фундаментальных идей, т.е. философия тоже меняется. Философия отражает историческую эпоху, всю её культуру. Философия – это культура, схваченная в мыслях. 1) В философии выражается жизнь людей определённой эпохи. 2) Это выражение происходит в виде определённых логических философских категорий. 3) Существуют общие проблемы, интересующие философов, в этом выделение философии из др. форм знания, в частности, из науки. Общая проблематика: вопросы смерти, жизни, природы и т.д. 4) При всём общем существуют различия в формах существования философского сознания. Формы философского сознания: - учение, - школы, - течения, - направления (материализм, идеализм). Однако и материалисты и идеалисты бывают разные. 5) Образ философской мысли сохранился в процессе развития философии, и возникают новые образы. Его образует совокупность четырёх сторон: 1. гносеологическая позиция мыслителя (как философия решает основные вопросы философии), 2. манера философского мышления (логический, имперический и др. стили), 3. способ решения философских проблем (софистический, догматический, метафизический, диалектический и др.), 4. духовное средоточие – акцентирование философии в каком-то аспекте. 6) Существует определённое различие в философии древних Востока и Запада (различия менталитета (духовного состояния), конкретные особенности бытия той или иной стороны).
Древность. Три вида мировоззрения: мифологический, религиозный, философский. В чём истоки возникновения философии: 1. из мифа. религиозное мировоззрение миф предфилософия (формирование художественных образов, объективных знаний (наука), общих идей)
наука предфилософия философия (7-6 вв. до н.э.)
Философия возникла в различных регионах: Индия (Гаутама) философия Китай (Лао Цзы, Конфуций) др. Греция (Фалес, Анаксимандер)
Индия Древней философии Индии свойственна цель слияния личности с вселенской реальностью (Брахмой); характерна высокая духовность, ум, разум мешает этому слиянию ("ограничивай деятельность ума"). Китай Цель в подчинении человека вселенскому закону, традиции, ритуалу; принцип поведения – не нарушай. Греция Культ разума, разум – критерий в делах человеческих и в отношении к миру. Принцип Протагора (древнегреческий мыслитель) – человек есть мера всех вещей.
Индия Древняя Индия в социально-культурном плане перенесла в истории существенные различия. На территорию древней Индии вторглись племена арии, кот. внесли свои особенности в культуру местных племён è особенности: кастовая система, касты – варны: брахманы (жрецы) à кшатрии (воины) à вайшьи (ремесленники, торговцы) à шудры. Духовное состояние формировалось под действием традиционных верований, идей. Веды: брахманы, араньяки, самхиты, упанишады ("сидящие около") – сформированы основные темы è предметы обсуждения древнеиндийских философских школ (сансара, майя и др.). В древней Индии возникли два философских учения: ортодоксальные (веданта, миманса, ньяя, йога, вайшешика, санкхья), неортодоксальные (джайнизм, чарвака, буддизм). Любая из этих философских школ акцентировала тот или иной момент. Веданта: разъяснялись основные положения (мир, содержащий Брахмана, Брахман существует вечно, Брахман – Атман, Атман – духовное первоначало, мир – майя (изменчивое, непостоянное) è человек должен уходить из этого мира, Мокша – состояние отсутствия у человека влечений, инстинктов. Человек может переходить из одной варны в другую. Ньяя: логическое объяснение положений Упанишады. Санкхья: пракрити – материальная основа бытия, п у руша – вселенский человек, обладает разумом, духовностью. Джайнизм: джайн – человек, кот. побеждает свою карму. Джайнизм – одна из современных религий в Индии. Чарвака: чарвака выступает против всех положений Вед. 4 элемента, образующих мир: земля, вода, огонь, воздух. Сансары нет, карма – выдумка, Брахмана нет. Буддизм: основатель – Сиддхартха Гаутама (Будда). Будда выступил против Брахмана и Атмана. Существует не бытие, а становление (возникновение и уничтожение всего сущего), человеческая жизнь основывается: - жизнь – постоянное, вечное страдание, - существует причина этих страданий, т.к. у человека возникает стремление к чему-либо, он его хочет удовлетворить, - существует избавление от страданий, - существует путь избавления – восьмеричный путь è 8 шагов, кот. нужно сделать: 1) понимание истин, 2) решимость, 3) совершенствовать речь, 4) действие (делать доброе), 5) образ жизни (быть умеренным), 6) усилие (разобраться в своих мыслях), 7) внимание, 8) сосредоточенность на ценностях, освобождение от чувств. Путь – движение к нирване.
Китай Китайская философия обусловлена особенностями жизни китайцев (изолированная территория, не было активных связей с другими странами, раздроблена на царства). Особенности: - внимание к социальным вопросам, к средствам поддержания общественного порядка, - нумерологический характер (внимание к цифрам, числам, 3 – небо, земля и человек, 4 – ян, инь), - язык (письменность) иероглифический à замедлилось понимание традиционных понятий. Существовало несколько школ: даосизм конфуцианство, легизм, моизм иньян и др. Образы философской мысли др. Китая: Функции между правителями и философами были недостаточно чёткими. Даосизм книга перемен выражены древние мировоззрения мифологического представления о мире (Дао) книга истории
6-5 вв. до н.э. Лао-Цзы написал книгу, в кот. изложил систему воззрений. Суть: Дао рассматривается многогранно à Дао – это основа мира, путь, порядок, закон, необходимость. Дао существует само по себе, оно никому и ничему не подвержено. Дао – реальность, кот. неосязаемо, невидимо проявляется в осуществлении недеяния. Принцип недеяния дошёл до наших дней à принцип "у вэй", суть которого заключается в том, что нельзя нарушать естественный ход событий. Существует и такая категория, как дэ. Дао рождает вещи, а дэ их скармливает. Основную идею Дао как общего закона использует другой мыслитель – Конфуций. Конфуцианство Конфуций ничего не писал, а рассказывал вещи, кот. вдохновляли, собирали вокруг него множество людей, передвигался по стране и давал советы. Главное в философии Конфуция – люди делятся на 2 группы: благородные мужи и люди низкие. Философия обращена к этико-политическому отношению между 2-мя этими группами. Благородный муж обладает рядом черт: - он стремится следовать законам и правилам, - он стремится устанавливать добро между людьми, - слушает почтительно, - действует по справедливости, - занят вопросами самовоспитания, - внимает требованиям ритуала. Принцип благородного мужа Конфуций распространяет на всю соц. Форму: правитель должен быть правителем, отец – отцом и т.д. Важным направлением в философии была тема традиции и ритуала, культ предков. Принцип "не нарушай". Конфуций не оставил после себя никаких записей, но существуют афоризмы, записывавшиеся за ним. Важная тема – тема жень (тема человека). На добро отвечают добром, а на зло – справедливостью (наказание за зло). Легализм (легизм) Философия распространена среди юристов, легисты были не согласны с Конфуцием, они утверждали, что природа человека слишком сложная à место морали устанавливает закон, закон – юридическая норма поведения человека. Нужно, чтобы законы были строгими. Натурфилософия – философия природы, философия иньян. Суть: существует первоначальное частичное: инь ци ян Инь – влажное, тяжёлое à земля. Ян – лёгкое, сухое à небо.
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 297; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |