Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия древнего мира




 

Вопросы:

1) исторические особенности развития,

2) образы философской мысли древней Индии,

3) философия древнего Китая.

 

Философия – исторически изменяющаяся система фундаментальных идей, т.е. философия тоже меняется. Философия отражает историческую эпоху, всю её культуру. Философия – это культура, схваченная в мыслях.

1) В философии выражается жизнь людей определённой эпохи.

2) Это выражение происходит в виде определённых логических философских категорий.

3) Существуют общие проблемы, интересующие философов, в этом выделение философии из др. форм знания, в частности, из науки. Общая проблематика: вопросы смерти, жизни, природы и т.д.

4) При всём общем существуют различия в формах существования философского сознания.

Формы философского сознания:

- учение,

- школы,

- течения,

- направления (материализм, идеализм).

Однако и материалисты и идеалисты бывают разные.

5) Образ философской мысли сохранился в процессе развития философии, и возникают новые образы.

Его образует совокупность четырёх сторон:

1. гносеологическая позиция мыслителя (как философия решает основные вопросы философии),

2. манера философского мышления (логический, имперический и др. стили),

3. способ решения философских проблем (софистический, догматический, метафизический, диалектический и др.),

4. духовное средоточие – акцентирование философии в каком-то аспекте.

6) Существует определённое различие в философии древних Востока и Запада (различия менталитета (духовного состояния), конкретные особенности бытия той или иной стороны).

 

Древность.

Три вида мировоззрения: мифологический, религиозный, философский.

В чём истоки возникновения философии:

1. из мифа.

религиозное мировоззрение

миф

предфилософия (формирование художественных образов, объективных знаний (наука), общих идей)

 

наука

предфилософия

философия (7-6 вв. до н.э.)

 

Философия возникла в различных регионах:

Индия (Гаутама)

философия Китай (Лао Цзы, Конфуций)

др. Греция (Фалес, Анаксимандер)

 

Индия

Древней философии Индии свойственна цель слияния личности с вселенской реальностью (Брахмой); характерна высокая духовность, ум, разум мешает этому слиянию ("ограничивай деятельность ума").

Китай

Цель в подчинении человека вселенскому закону, традиции, ритуалу; принцип поведения – не нарушай.

Греция

Культ разума, разум – критерий в делах человеческих и в отношении к миру. Принцип Протагора (древнегреческий мыслитель) – человек есть мера всех вещей.

 

Индия

Древняя Индия в социально-культурном плане перенесла в истории существенные различия.

На территорию древней Индии вторглись племена арии, кот. внесли свои особенности в культуру местных племён è особенности:

кастовая система, касты – варны: брахманы (жрецы) à кшатрии (воины) à вайшьи (ремесленники, торговцы) à шудры.

Духовное состояние формировалось под действием традиционных верований, идей.

Веды: брахманы,

араньяки,

самхиты,

упанишады ("сидящие около") – сформированы основные темы è предметы обсуждения древнеиндийских философских школ (сансара, майя и др.).

В древней Индии возникли два философских учения: ортодоксальные (веданта, миманса, ньяя, йога, вайшешика, санкхья), неортодоксальные (джайнизм, чарвака, буддизм). Любая из этих философских школ акцентировала тот или иной момент.

Веданта: разъяснялись основные положения (мир, содержащий Брахмана, Брахман существует вечно, Брахман – Атман, Атман – духовное первоначало, мир – майя (изменчивое, непостоянное) è человек должен уходить из этого мира, Мокша – состояние отсутствия у человека влечений, инстинктов. Человек может переходить из одной варны в другую.

Ньяя: логическое объяснение положений Упанишады.

Санкхья: пракрити – материальная основа бытия, п у руша – вселенский человек, обладает разумом, духовностью.

Джайнизм: джайн – человек, кот. побеждает свою карму. Джайнизм – одна из современных религий в Индии.

Чарвака: чарвака выступает против всех положений Вед. 4 элемента, образующих мир: земля, вода, огонь, воздух. Сансары нет, карма – выдумка, Брахмана нет.

Буддизм: основатель – Сиддхартха Гаутама (Будда). Будда выступил против Брахмана и Атмана. Существует не бытие, а становление (возникновение и уничтожение всего сущего), человеческая жизнь основывается:

- жизнь – постоянное, вечное страдание,

- существует причина этих страданий, т.к. у человека возникает стремление к чему-либо, он его хочет удовлетворить,

- существует избавление от страданий,

- существует путь избавления – восьмеричный путь è 8 шагов, кот. нужно сделать:

1) понимание истин,

2) решимость,

3) совершенствовать речь,

4) действие (делать доброе),

5) образ жизни (быть умеренным),

6) усилие (разобраться в своих мыслях),

7) внимание,

8) сосредоточенность на ценностях, освобождение от чувств.

Путь – движение к нирване.

 

Китай

Китайская философия обусловлена особенностями жизни китайцев (изолированная территория, не было активных связей с другими странами, раздроблена на царства).

Особенности:

- внимание к социальным вопросам, к средствам поддержания общественного порядка,

- нумерологический характер (внимание к цифрам, числам, 3 – небо, земля и человек, 4 – ян, инь),

- язык (письменность) иероглифический à замедлилось понимание традиционных понятий.

Существовало несколько школ: даосизм конфуцианство, легизм, моизм иньян и др.

Образы философской мысли др. Китая:

Функции между правителями и философами были недостаточно чёткими.

Даосизм

книга перемен

выражены древние мировоззрения мифологического представления о мире (Дао)

книга истории

 

6-5 вв. до н.э. Лао-Цзы написал книгу, в кот. изложил систему воззрений. Суть: Дао рассматривается многогранно à Дао – это основа мира, путь, порядок, закон, необходимость. Дао существует само по себе, оно никому и ничему не подвержено. Дао – реальность, кот. неосязаемо, невидимо проявляется в осуществлении недеяния. Принцип недеяния дошёл до наших дней à принцип "у вэй", суть которого заключается в том, что нельзя нарушать естественный ход событий. Существует и такая категория, как дэ. Дао рождает вещи, а дэ их скармливает. Основную идею Дао как общего закона использует другой мыслитель – Конфуций.

Конфуцианство

Конфуций ничего не писал, а рассказывал вещи, кот. вдохновляли, собирали вокруг него множество людей, передвигался по стране и давал советы.

Главное в философии Конфуция – люди делятся на 2 группы: благородные мужи и люди низкие.

Философия обращена к этико-политическому отношению между 2-мя этими группами.

Благородный муж обладает рядом черт:

- он стремится следовать законам и правилам,

- он стремится устанавливать добро между людьми,

- слушает почтительно,

- действует по справедливости,

- занят вопросами самовоспитания,

- внимает требованиям ритуала.

Принцип благородного мужа Конфуций распространяет на всю соц. Форму: правитель должен быть правителем, отец – отцом и т.д.

Важным направлением в философии была тема традиции и ритуала, культ предков. Принцип "не нарушай". Конфуций не оставил после себя никаких записей, но существуют афоризмы, записывавшиеся за ним. Важная тема – тема жень (тема человека). На добро отвечают добром, а на зло – справедливостью (наказание за зло).

Легализм (легизм)

Философия распространена среди юристов, легисты были не согласны с Конфуцием, они утверждали, что природа человека слишком сложная à место морали устанавливает закон, закон – юридическая норма поведения человека. Нужно, чтобы законы были строгими.

Натурфилософия – философия природы, философия иньян. Суть: существует первоначальное частичное:

инь

ци

ян

Инь – влажное, тяжёлое à земля. Ян – лёгкое, сухое à небо.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 297; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.