КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Образы новофилософской европейской мысли
(17-18 вв.)
Период противостояния феодального строя и буржуазии (стремились к полит. и эконом. свободе); буржуазные революции. Новый строй духовной жизни требовал своей философии. 1) Эмпирическо-сенсуалистический образ философской мысли (Ф.Бэкон, Джон Локк, Джордж Беркли, Д.Юм). 2) Субстанционалистско-рационалистический образ (Декарт, Б.Спиноза, Лейбниц). 3) Механистический образ философского мышления (Гиббс, Дидро, Л.Три, Гельвеций, Гольбах, и др. образы философствования). I. Френсис Бэкон – выдающийся учёный и общественный деятель. Родился в 1561 г., умер в 1626. Он был лордом – какциером Англии. Известен рядом произведений, напр. "Новый органон". Он считал, что подлинное знание и подлинная истина преобразуются, когда есть знание причин. Признавал право религии на влияние на людей. Целевые причины – дело божественное, их должна разрабатывать теология. Философия, с т.зр. Бэкона, изучает формальные причины (форма, кот. структурирует материю, придаёт ей бытие по Аристотелю). Бэкон считал, что для того, чтобы познать мир (объект познания - природа), нужно устранить многочисленные препятствия, часть которых связана с человеком, а часть – со всякого рода неправильными методами, ошибочными выводами). Препятствия – это идолы: - идолы рода (рода человеческого); - идолы пещеры (душа любого человека – его пещера); - идолы рынка (площади) – недостаток речи; - идолы театра (совокупность образов, кот. люди некритически воспринимают). В отличие от философской схоластики, кот. базировалась на логических рассуждениях, Бэкон сосредотачивал свои рассуждения на опыте. К истине надо идти путём расчленения, анализа объекта природы. Он подчеркивает, что существуют натуры (атомы, имеющие качественную характеристику: плотность, теплота и др., из кот. стр-ся образ природы. Он не выясняет, как эти комбинации образуют в своих комплексах определённого вида вещество. Анализ позволяет Бэкону пересмотреть учение о формах (у Аристотеля форма – духовная часть бытия, форма первична по отношению к материи). С т.зр. Бэкона, форма – определённый вид движения, т.е. что образует причину изменения. Он называет различные формы, кот. образуют структуры об.: колебание, вращение, царственная форма, форма освобождения и др. У Бэкона 19 форм движения. Для Бэкона важным становится, что если мы будем правильно мыслить причины в соответствии с ков методами… Группы учёных (по Бэкону): - как пауки (схоласты, абстрактные знания); - узкие эмпирик (не выделяется основное, главное); - истинное знание. В теории познания он фиксирует необходимость познания на основе эмпирического испытания, опыта, с помощью которого можно получить знание о причинах. Джон Локк известен тем, что придал эмпирическому Бэкону сенсуалистическую направленность. Он подчеркнул сознание индивида; исследовал, обладает ли человек способностями к познанию. Локк известен несколькими философскими средоточиями: - человек познаёт посредством опыта, опыт делится с т.зр. Локка на 2 группы: внешний (образуется с помощью чувственных восприятий от внешних об. природы); формула чистой души: рождается человек без информации о внешнем мире, и лишь соприкасаясь в своих отношениях с предметами, он получает информацию, образы à ум обогащается; внутренний (у человека есть некоторые мысли, кот. не являются отражением объективного мира, они находятся в уме); - учение о первичных и вторичных качествах, качество – существенная характеристика вещи, есть качества первичные, кот. не зависят от человеческого ума (фигура, протяжённость, вес). Они принадлежат самим предметам, не зависят от человека. Запах, свет, вкус и т.д. – эти качества зависят от состояния органов чувств. Например, возникает путём действия первичных качеств на вторичные. Первичные качества объективны, вторичные – субъективны; - один из авторов сенсуальной теории общего договора. Считал, что естественное сос-е людей – сос-е равенства. Заслуга Локка: государство должно разделить власть (законодательная, судебная, исполнительная). Джордж Беркли был епископом, цель – обосновать религиозное учение, активный проповедник, Беркли использовал непоследовательность Локка следующим образом: а почему у него (Локка) идут различия в качествах, разве первичные качества не связаны с чувствами à формула esse is percipi – быть воспринимаемым (субъективный идеализм), кроме субъективного ничего нет, существует только Я. Существуют реальные вещи, но это совокупность субъектов, а материя – это ничто. Он ошибался в том, что представление путал с понятием. Материя – общее понятие, его не м.б. Но он запутался: а вот Бог, Бог – тоже понятие. Он говорил, что пока ты ощущаешь, вещь есть, как только ты перестаёшь ощущать – вещи нет. Здесь он утверждал, что есть дух, кот. ощущает эту вещь – Бог à субъективный идеализм. Давид Юм (1711-1776) Он как и Беркли полагал, что существует опыт, в кот. мы приобретаем определённую информацию о предмете. Опыт – определённое ощущение человеческое. Юм полагает, что опыт не может информировать нас, что кроме субъектов имеются… Всё, с чем мы имеем дело – не с предметами, а с опытом (ощущениями). По Юму человек имеет дело с восприятиями, с кот. модно работать. Причина – это не связь между различными объектами., по Юму причина – последовательных разных ощущений. Причина – одно из определяющих условий человеческой деятельности. Позиция идеалистического скептицизма.
II. Рене Декарт (1596-1650) – француз, крупный учёный в области математики, физики, физиологии (учение о рефлексах) и философии. Сформировал новый образ философствования. У него была сложная судьба как у учёного. Его новации противоречили существующим в то время воззрениям. Долгое время провёл в Голландии (более либеральная страна). Произведения: "Принцип философии", учения о методе. Переписывался со многими монархами. Его пригласила к себе шведская королева. Его творческая жизнь включала сочинения по физике (природе) и метафизике (философии). В области физики он был материалистом (природа развивается из первичного хаоса путём вихреобразного движения, а не из пустоты как у древних философов). Декарт вырабатывает определённый метод исследования природы: предлагает рационалистический метод (связан с умственными действиями. Действия ума должны выполнять требования, кот. он излагает в своей работе: - при исследовании надо сомневаться в любых положениях, кот. высказываются, и отвергать неправильные суждения и так идти до выявления таких положений, в кот. нельзя усомниться, "мыслю, следовательно существую"; - надо делить исследуемый объект на максимально большое число вопросов, чтобы их легче было понять (Юм кончает таким выводом); - надо восходить в исследовании от простых вопросов к более сложным; - при исследовании надо составлять списки, охватившие исследуемый объект как можно точнее. Метафизика Рассуждает не как материалист, а как идеалист. Бытие он об-ет из мысли. Человек – существо, в кот. проявляется двойственность, т.к. он есть союз души и тела. Тело характеризует действие, оно делимо и т.д. Душа неделима, душа – страдание. Одно может существовать без другого. Т.о. Декарт приходит к выводу, что существуют 2 субстанции, 2 основных мира: 1) материальная (телесная); 2) духовная. Их объединяет Бог (всесовершенное существо), кот. существует. Каждой субстанции принадлежит собственный атрибут: материальная субстанция имеет атрибут протяжённость, духовная – мышление. В целом, философия Декарта является дуалистической, непоследовательной. У человека в сознании, в душе существует 3 вида идей: 1) приобретённые (при общении с людьми); 2) врождённые мысли (мысль о Боге); 3) мысли, кот. воспроизводятся самим человеком. Из непоследовательности Декарта в истории философии появились новые образы мысли (Спиноза – учение о единой субстанции, Лейбниц – учение о множестве субстанций).
Бенедикт Спиноза (1632-1677) родился в среднего достатка еврейской семье. Он разочаровался в религии и познакомился с трудами Декарта и др., пришёл к выводу, что религиозная идеология ему чужда. В 24-25 лет его отлучили от церкви (с проклятиями). Первое своё произведение написал в свете идей Декарта ("О субстанции, о природе…"). Главный труд – "Этика, доказанная в геометрическом порядке". Спиноза представитель механистического подхода к природе. Говоря о субстанции, не м.б. много субстанций (как у Декарта). Бог есть существо с бесчисленными атрибутами. Аксиома: субстанция обладает атрибутами, кот. выражают её суть. Теорема: в природе не м.б. 2 субстанций, обладающих одним атрибутом. Вывод: существование субстанций и атрибутов доказывается их определением и ясной мыслью, т.к. ясность и отчётливость – критерий существования истинности. Философия Спинозы: употребляет как тождественные понятия "Бог" и "субстанция"; Бог, природа, субстанция есть одна и та же натура натуранс (субстанция и атрибуты, "природа творящая") и натура натуратор (модусы, многообразие вещей и явлений, "природа сотворённая"). Атрибутов бесконечное множество, но сам назвал 2: - атрибут пространства (объёмы, связи, отношения между вещами); - мышление (чувственность, кот. обладает вся субстанция). У Декарта атрибуты были разведены по разным субстанциям. Он посчитал, что одной и той же природе присущи и пространство, и чувствительность. Но он допустил ошибки: он говорил лишь о пространстве (не о времени). Субстанция – причина самой себя, она бесконечна, неделима, не состоит из частей, неподвижна à время не характеристика субстанции. По Спинозе нет развития в природе, она всегда существовала в одних и тех же формах. Гилозоизм – утверждение о том, что мышление никогда не возникало, оно свойственно природе. Модус – это видоизменение, проявление атрибутов и субстанции. Модусы пространства: движение и покой. Модусы мышления: воля и разум. С точки зрения Спинозы, материя может зависеть от движения, т.к. оно не атрибут природы, а модус. Теория познания: он отвергает ранее существовавшие познания. Как материалист убеждён, что мир познаётся с помощью чувств, размышления и логики. Первые знания даются чувствами, затем включается рассудок, кот. позволяет с помощью логики давать нам знание. Подлинное знание осуществляется с помощью интеллектуальной интуиции. Свобода – способность человека по отношению к природе осуществлять действия. Т.к. человек является частью всеобщей связи, то как он м.б. свободен? à Свобода есть познанная необходимость. Быть свободным значит действовать. Успешность действий определяется не желаниями, а тем, что он познал. Лейбниц (XVII – 1-я треть XVIII вв.) – немецкий мыслитель, философ, математик, физик. Его взгляды на субстанцию отличаются. Лейбниц назвал множество субстанций. Эти субстанции были названы монадами. Причём они д.б. просты, неделимы и деятельны (от них должна исходить импульсная сила). Такими качествами материальная субстанция не может обладать. Монада – духовное образование. Монады не возникают, не исчезают, их ничто не может изменить, они зависят от излучений божества. Бог – источник монад. Монады бывают разные. В книге "Монадология" существует 3 вида монад: 1) голые; 2) а) монады, характерные для растений; б) монады-душевные животные (?); 3) монады-духи-духи (человека и гениев, характерна разумность). Монады существуют в телесных образованиях. Плюрализм монад заключается в том, что сущестует множество различных явлений. Но как тогда объяснить, что мир един? Лейбниц вводит понятие предустановленной гармонии. Это гармония объясняет, что Бог создал наш мир как наилучший из всех возможных. Он проводит исследование доказательств бытия Бога. Помимо известных доказательств есть ещё и доказательство предустановленной гармонии (свидетельство о высшей силе). Гоббс (Гиббс?). Дидро говорил на фразу: "Я мыслю, значит я существую," – что исходить нужно из материальной трактовки бытия и переоформил фразу. Природу формируют математические и геометрические формы (точки, линии, углы, кривые). Он механически трактовал человека. У человека, как у механизма, органы выполняют определённые функции. Общество – тоже огромный механизм. "Левиафон" (?) – его книга об обществе. Разум = власть, память = советники, справедливость = закон. На философию Гоббса большое влияние оказали открытия Ньютона. Гоббс занимается вопросами языка. Для французских мыслителей без доказательств было понятно, что мир материален и не зависит от сверхъестественных сил. Французские философы нового времени стремились выдвинуть идеи, порывавшие с прошлым (с различной философией). Гольбах. "Система природы".
Соц. философия: если по отношению к природе философия была материалистична, то в отношении общества всё ещё господствовали идеалистические позиции.
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 341; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |