Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика литературного языка




Литературный язык – форма исторического существования национального языка, принимаемая его носителями за образцовую. [2]

Литературный язык – это высшая форма национального языка. Главное его отличие от других форм в том, что это язык обработанный и нормированный. Это значит, что установлены нормы – правила употребления слов, грамматических форм, произношения слов и правописания, которые действуют в данный период развития данного языка; правила изложены в книгах по грамматике, в словарях и справочниках. Они закрепляют то, что выработано языковой практикой. Норма утверждается и поддерживается речевой практикой культурных людей, в частности, писателей. Нормированный язык – это язык госучреждений, науки, школы, театра, периодической печати, художественной литературы и публицистики.

Литературный язык делится на книжный и разговорный. Книжный язык – язык научных трудов, деловой переписки, периодической печати. Разговорный – язык неофициального общения образованных людей. Литературный язык имеет две формы – устную и письменную.

В письменной, как правило, более строго соблюдаются литературные нормы, в устной – они более свободны. Как указывают Д.Э.Розенталь и М.А.Теленкова: «Не следует отождествлять письменную речь с книжным стилем, а устную – с разговорным стилем. Книжный стиль не всегда воплощается в письменной речи (напр., орат. речь), а разговорный – в устной речи (напр., диалогич. речь в художественных произведениях)»[3].

 

Отличительные признаки литературного языка:

1) Обработанность, нормированность.

2) Всеобщность (обязательность для всех членов национального коллектива).

3) Универсальность, многофункциональность (употребление в различных сферах жизни).

4) Стилевая дифференциация (наличие ряда стилей).

5) Определенная стабильность.

6) Вариативность языковых единиц на всех уровнях (фонетическом, словообразовательном, лексическом, морфологическом, синтаксическом), что обогащает синонимию русского языка.

 

Литературный язык сложился исторически. Первым книжным, литературным языком наших предков был старославянский язык. Этот язык, в основе которого лежал македонский диалект древнеболгарского языка, был создан греческими монахами Константином и Мефодием во II половине IX века для перевода христианских богослужебных книг с греческого на более близкий славянам язык. В X веке эти переводы попадают на Русь. Позже старославянские формы сливались с восточнославянскими. Этот язык получил название церковнославянского языка русского извода (т.е.

русской редакции). На всем последующем протяжении русской истории православная церковь использовала этот язык. И на всех этапах происходило взаимодействие с русским языком. Но главная роль старославянского языка в том, что он активно участвовал в становлении древнерусского литературного языка. Приход на Русь старославянских текстов дал образцы древнерусским книжникам, которые создали свою, уже древнерусскую книжную словесность, впитывая приемы организации литературного текста, лексику и синтаксис греческого языка, посредником для которого стал старославянский.

Пушкин справедливо отметил, что древнегреческий язык избавил язык русской словесности от медленных усовершенствований времени, что «сам по себе уже звучный и выразительный, отселе заемлет он гибкость и правильность».

Академик В.В. Виноградов выявил, что в формировании древнерусского литературного языка взаимодействовали четыре составляющих: 1) старославянский язык; 2) деловой язык государственно-правовой и дипломатической речи, развившийся еще в дописьменную эпоху; 3) язык фольклора; 4) народно-диалектные элементы. Старославянский язык играл ведущую, регулирующую и объединяющую роль. Но на практике характер взаимодействия всех четырёх компонентов зависел от жанра письменности. Так сложилась диглоссия – одновременное существование языка бытовой и литературной нормы, т.к. церковнославянский был книжным, преимущественно письменным языком, а древнерусский – разговорным.

К XVII веку расхождение между литературным и разговорным языком стало очень заметным, об этом писал протопоп Аввакум, противопоставляя «свой русский природный язык», «просторечие» «красноречию», т.е. книжному языку.

В XVIII веке старинный литературный язык стали называть «славянским» (Тредиаковский, Ломоносов). На рубеже XVIII-XIX вв. используется другой термин – «славяно-российский» или «славяно-русский язык». В нем есть указание на преемственность нового литературного русского языка по отношению к «славянскому». В это время происходит сближение разговорного и литературного языков.

Справедливо основоположником современного русского литературного языка считается А.С. Пушкин. Он утвердил народный разговорный язык (в большей части это язык образованного дворянства) и закрепил книжную традицию, напомнив, что литературный язык «не должен отрекаться от приобретенного им в течение веков».

И писатели, и ученые единодушны в оценке роли А.С.Пушкина. «Нет сомнений, что он создал наш поэтический, наш литературный язык и что нам, нашим потомкам остается только идти по пути, проложенному его гением», - писал И.С. Тургенев. А вот мнение крупного лингвиста XX века Г.О. Винокура: «Имя Пушкина … стало для последующих поколений символом общерусской национальной языковой нормы».

А.С.Пушкин оставил образцы всех жанров художественной литературы, критико-публицистической и научно-исторической прозы, открыл новые приемы и способы использования материала словесности.

В дальнейшем обогащение русского языка продолжалось другими выдающимися писателями – мастерами слова, а также культурными контактами с другими народами. В развитие и совершенствование русского языка вносят свой вклад и ученые, и политики, и журналисты, и деятели искусств.

 

Вопросы и задания

1) Что такое национальный язык?

2) Каково диалектное членение русского языка?

3) Какие особенности имеет литературный язык?

4) Какие разновидности имеет литературный язык?

5) Назовите и охарактеризуйте формы существования языка.

6) Какой язык называют старославянским?

7) Какова роль А.С.Пушкина в истории русского литературного языка?

8) Что говорит А.С.Пушкин о русском языке как материале словесности в статье «О предисловии г-на Лемонте к переводу басен И.А.Крылова» (1825 г.)? Какова главная мысль его высказывания?

 

Как материал словесности язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими: судьба его была чрезвычайно счастлива. В XI веке древний греческий язык вдруг открыл ему свой лексикон, сокровищницу гармонии, даровал ему законы обдуманной своей грамматики, свои прекрасные обороты, величественное течение речи; словом, усыновил его, избавя таким образом от медленных усовершенствований времени. Сам по себе уже звучный и выразительный, отселе заемлет он гибкость и правильность. Простонародное наречие необходимо должно было отделиться от книжного, но впоследствии они сблизились, и такова стихия, данная нам для сообщения наших мыслей.

 

 

9) Определите, какие разновидности языка использованы писателями, с какой целью?

 

М. Шолохов «Тихий Дон». Эпизод «Сватовство Григория Мелехова к Наталье»:

… Дите, таких-то и на свете нет! Была б тебе слухмяная и почтительная … Слово, милая свашенька, вопоперек боится сказать …

И-и-и, моя милушка, … до скольких разов гутарила ему… В надышнее воскресенье так-то вечером сбирается идтить, табаку в кисет сыпет, а я и говорю: «Ты когда же ее бросишь, ангибел проклятый? До каких пор мне такую страму на старости лет примать? Ить он, Степан, вязы тебе в одночась свернет!..» (прим.: вязы – шея).

 

В. Шукшин «Живет такой парень» (киноповесть). Эпизод «Танцы в сельском клубе»:

- Как здесь население – ничего?..

- Ничего.

- Что это за дивчина? (Пашка Колокольников увидел местную красавицу).

- Предлагаю тур фокса … Я вас провожаю сегодня до хаты? Если у вас, конечно, нет какого-нибудь хахаля? Договорились?.. Поговорим, как жельтмены …

 

В. Высоцкий «Песенка про прыгуна в высоту».

 

Разбег, толчок … И стыдно подниматься:

Во рту опилки, слезы из-под век, -

На рубеже проклятом два двенадцать

Мне планка преградила путь наверх.

 

Но съем плоды запретные с древа я,

И за хвост подергаю славу я.

У кого толчковая – левая.

А у меня толчковая – правая.

 

В. Высоцкий «Песня о конькобежце на короткие дистанции, которого заставили бежать на длинную».

 

Я на десять тыщ рванул, как на пятьсот, - и спекся!

Подвела меня – ведь я предупреждал! –

дыхалка …

 

Б. Акунин «Любовник Смерти». Эпизод «В шайке Князя».

- Когда стану туз, тогда другой балак пойдет …. Огольца этого кроме как шестеркой не возьмешь, так у меня и шестерка имеется …

Теперь Сенька понял, о чем толкует Князь. Пацаны рассказывали, что у настоящих деловых, кто по законам живет, шайка «колодой» называется, а в каждой колоде свой кумплект. Кумплект – это восемь фартовых, каждый при своем положении. Главный – «король»; при нем маруха, по-деловому «дама»; потом «валет» - вроде как главный помощник; ну и прочие бойцы, от десятки до шестерки…

- Ладно, - проговорил Князь. - … Ты, Скорик, покрутись пока так, без масти…

Сенька от счастья даже зажмурился. Пускай без масти, а все равно он теперь настоящий фартовый… А как доля от хабара пойдет, можно будет Ташку в марухи брать….

 

Д. Донцова «Три мешка хитростей».

- С кем дело иметь хочешь?

- Со Зверевой.

- А, … с Ольгой, значит. Та еще штучка!

… Очень уж гонористая; … идет по двору, никогда не поздоровается. Я ей: «Добрый день, Олечка», а она только кивнет и в подъезд шмыг. Словно она царица. А все вокруг ейные слуги.

 

Глава I. Функционально-стилевая система современного русского литературного языка

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 12728; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.