Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Хроническая неуспешность и тотальный регресс




ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАННЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Хроническая неуспешность

При хронической неуспешности чрезвычайно актуальны все «симптоматические» рекомендации, относящиеся к повышен­ной тревожности. Однако наряду с ними должны быть даны и дополнительные, более конкретные советы.

Главное, что должны сделать взрослые при таком «диагно­зе», — это обеспечить ребенку ощущение успеха. Для этого при оценке его работы надо руководствоваться несколькими не­сложными правилами. Главное из них — ни в коем случае не срав­нивать его весьма посредственные результаты с эталоном (требованиями школьной программы, образцами взрослых, до­стижениями более успешных одноклассников). Ребенка нужно сравнивать только с ним самим и хвалить его лишь за одно: за улучшение его собственных результатов. Если во вчерашней кон­трольной он правильно сделал только один пример из десяти, а в сегодняшней — два, то это надо отметить как реальный успех, который должен быть высоко и без всякой снисходительности или иронии оценен взрослыми. Если же сегодняшний результат ниже вчерашнего; то надо лишь выразить твердую уверенность в том, что завтрашний будет выше.

Очень важно найти хоть какую-нибудь сферу, в которой ребенок может оказаться успешным, реализовать себя. Этой сфере надо придать высокую ценность в его глазах. В чем бы он ни был успешен: в спорте, в чисто бытовых домашних делах, в компьютерных играх или в рисовании — это должно стать предметом живого и пристального интереса родителей. Ни в коем случае нельзя ставить в вину ребенку неуспехи в школь­ных делах. Напротив, следует подчеркивать, что, раз он что-то научился делать хорошо, то постепенно научится и всему ос­тальному.

Иногда взрослым кажется, что у ребенка нет способностей вообще ни к чему. Однако в действительности такого практичес­ки никогда не бывает. Может быть, он хорошо бегает? Тогда надо отдать его в секцию легкой атлетики (а не говорить, что на это у него нет времени, потому что он не успевает сделать уроки). Воз­можно, он умеет аккуратно работать с мелкими деталями? Тог­да ему стоит записаться в кружок авиамоделирования. Ребенка, страдающего хронической неуспешностью, нужно не просто побольше хвалить и поменьше ругать (что очевидно), но хвалить именно тогда, когда он что-то делает (а не тогда, когда пассивно сидит, не мешая окружающим).

Родителям и учителям необходимо излечиться от нетерпения: ждать успехов в учебе придется долго, так как снижение тре­вожности не может произойти за одну неделю. Да и тогда еще «хвост» накопившихся пробелов в знаниях долго будет давать о себе знать. Школа должна очень долго оставаться сферой ща­дящего оценивания, снижающего тревогу (что уже само по себе дает некоторое улучшение результатов). Следует быть готовы­ми к тому, что школьные дела могут так и остаться вне сферы детского самоутверждения, поэтому болезненность школьной ситуации должна быть снижена любыми средствами. В первую очередь, необходимо снизить ценность школьных отметок (но не знаний!). В особо серьезных случаях приходится идти на обес­ценивание и ряда других школьных требований и ценностей (на­пример, закрывать глаза на то, что не полностью выполняются домашние задания). Благодаря этим мерам у ребенка постепен­но снижается школьная тревога, а так как на уроках он продол­жает работать, то накапливаются и некоторые достижения.

Важно, чтобы родители не показывали ребенку свою озабо­ченность его учебными неудачами. Чтобы, искренне интере­суясь его школьной жизнью, они при этом смещали акценты своих интересов на отношения детей в классе, подготовку к праздникам, дежурства по классу, экскурсии и походы, но не фиксировались на области неуспеха — школьных отмет­ках. В качестве чрезвычайно значимой, высоко ценимой и ос­тро их интересующей должна подчеркнуто выделяться та сфера деятельности, в которой ребенок успешен и может са­моутверждаться, обрести утраченную веру в себя. Такой пе­ресмотр традиционных школьных ценностей позволяет предупредить самый тяжкий результат хронической неуспеш­ности — резко отрицательное отношение ребенка к учебе, которое к подростковому возрасту может превратить хрони­чески неуспевающего ребенка в законченного хулигана. При этом не возникает и другое частое следствие хронической неуспешности — тотальный регресс, приводящий к глубокой пассивности и безразличию. В общем, чем больше родители и учителя фиксируют ребенка на школе, тем хуже для его школьных успехов.

Под конец вернемся к вопросу, поставленному родителями Ани, — имеет ли смысл оставлять ребенка с хронической неус­пешностью на второй год или переводить во вспомогательную школу. Ответ на этот вопрос, безусловно, отрицателен. Способ­ности девочки вполне достаточны для того, чтобы усвоить учеб­ный материал. Надо только сделать занятия более живыми и интересными и перестать непрерывно ее ругать, вызывая у нее примерно то состояние, которое возникает у кролика при виде удава. Тогда она, безусловно, сумеет выбраться на уровень «тро­ечницы», что уже вполне неплохо. Оставление же на второй год лишь еще понизит ее уверенность в себе (хотя понижать ее по­чти некуда), еще углубит хроническую неуспешность.

Тем более не следует отдавать Аню в школу для умственно отсталых (или для детей с задержкой развития). Эти школы пред­назначены не для детей с резко повышенной тревожностью, а для тех, у кого понижен уровень умственного развития.

У некоторых детей к хронической неуспешности приводит именно нарушение обучаемости. В этом случае специальная школа будет полезна и, возможно, перевода в такую школу окажется достаточно для преодоления возникших трудностей. Но у Ани причина трудностей другая, а, значит, и меры долж­ны приниматься другие.

ТОТАПЬНЫЙ РЕГРЕСС

При этом психологическом синдроме мало что можно сде­лать «домашними средствами». Чрезвычайно желательно на­править ребенка на психотерапию. Чаще всего при этом синдроме отношения в семье в целом нарушены настолько се­рьезно, что бывает нужна семейная психотерапия. Если у ре­бенка сильно выражена депрессивная симптоматика, то необходима консультация у врача-психиатра.

В любом случае нужно постараться убедить родителей от­носиться к подростку как можно более терпимо и добро­желательно, понимая, что его состояние не является нормаль­ным с психологической (а возможно, и медицинской) точки зрения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 524; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.