Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальная дезориентация и отверженность




Социальная дезориентация

Этот психологический синдром возникает в результате рез­кого изменения условий жизни ребенка. Наиболее частая при­чина такого изменения — поступление в школу. Для детей, которые до школы воспитывались только дома, изменение оказывается более резким, чем для тех, кто посещал детский сад; поэтому у них социальная дезориентация встречается чаще.

Иногда синдром социальной дезориентации складывается; еще в дошкольном возрасте, в связи с поступлением ребенка» в детский сад. Нередко его возникновение бывает вызвано пе­реездом в другой город или другую страну. Чем сильнее изме­нение условий жизни, тем более вероятно возникновение этого психологического синдрома. Масштаб изменений, в свою оче­редь, определяется степенью различий между прежним и но­вым местом жительства. Так, переезд из деревни в большой город или наоборот скорее приведет к социальной дезориен­тации, чем переезд из одного большого города в другой или из одной деревни в другую.

Социальная дезориентация возникает отнюдь не у всех де­тей, чьи условия жизни резко изменились. Она появляется в тех случаях, когда понижена чувствительность ребенка к соци­альным нормам. В отличие от этого, есть дети с высоким общим уровнем социализированности. Они достаточно легко встраи­ваются в новую жизнь, быстро начинают чувствовать новые тре­бования, предъявляемые к ним, и новые ожидания окружающих. При пониженной чувствительности к социальным нормам един­ственное, что ребенок замечает, — это отмену тех или иных ог­раничений, имевшихся ранее. Появления новых ограничений он не осознает. Позиция школьника с социальной дезориентацией недифференцирована, поскольку ребенок не осознает норм и правил, определяющих школьную жизнь.

Основной особенностью психологического профиля детей с социальной дезориентацией является недостаточная иерархизация социальных норм. Из-за этого относительно часты нарушения весьма значимых норм (мелкое воровство, ванда­лизм и т. п.), что составляет основную особенность деятель­ности этих детей. Реакция окружающих исходит из их представления О сознательном нарушении норм. Это делает ее неадекватной реальности, что еще больше «запутывает» ребен­ка, усиливая его дезориентированность. Схема развития соци­альной дезориентации представлена на рис. 10.

Психологический профиль: нечувстви­тельность к социаль­ным нормам - Особенности дея­тельности: грубые нарушения правил поведения Реакция окружения: неадекватные воздейст­вия, исходящие из пред­ставления о сознатель­ном «хулиганстве»

 

Рис. 10. Схема развития социальной дезориентации

Благодатной почвой для социальной дезориентации стано­вятся гипертимный склад личности, импульсивность и гиперак­тивность, резко повышающие частоту столкновений ребенка с социальными нормами. Импульсивность — это склонность к совершению необдуманных действий. Их причиной становят­ся случайные внешние обстоятельства или столь же случайные собственные мысли и эмоции. Планирование действий и само­контроль отсутствуют (или, по меньшей мере, недостаточно сформированы). Повышенная импульсивность может быть следствием как неврологических нарушений, так и педагоги­ческих просчетов (избалованности, чрезмерной опеки). При­ведем пример.

Боре Р. 9 лет. Родители привели его к психологу с жа­лобой на многочисленные нарушения норм поведения дома и особенно в школе. Несколько раз он использо­вал в драках подвернувшиеся под руку палки (правда, все эти драки в итоге окончились бескровно). В классе неоднократно совершал мелкие кражи: похищал из чу­жих пеналов ручки, карандаши, ластики. Дома Боря как-то устроил небольшой поджог (не нанесший, по сча­стью, существенного урона). Последнее его «прегреше­ние» состоит в том, что он изрезал ножницами свитер на своем однокласснике.

Боря — хрупкий сероглазый мальчик. Он держится открыто и доброжелательно. Историю с изрезанным сви­тером объясняет просто: у него оказались ножницы, а сосед был в красивом свитере — вот ему и стало интерес­но вырезать из него кусочек. Все попытки выяснить у Бори причины его проступков наталкиваются на реакцию типа: '• «так вышло», «так получилось», «не знаю, почему». В дальнейшей беседе выясняется, что, по его мнению, к нему, Боре, все придираются. Других мальчиков не ру­гают, хотя они тоже шалят, а его всегда ругают и даже хотят перевести в школу для хулиганов. А он ничего осо­бенного не делает — он такой же, как все.

Психологическое обследование показывает, что ин­теллект у Бори нормальный, даже чуть выше среднего возрастного уровня. У мальчика понижена чувствитель­ность к социальным нормам, а главное — отсутствует понимание их иерархии, относительной значимости раз­ных норм. Для него рядоположены правила типа «нельзя вертеться на уроке» и «нельзя бить палкой по голове од­ноклассника за то, что он тебя дразнил».

В детстве Боря был болезненным мальчиком, и в детс­кий сад его не отдавали. Нормы школьной жизни оказались для него совершенно незнакомыми и непривычными, и у него с первого же класса начались нарушения поведения.

Как правило, взрослые не понимают, что поведение ребен­ка с социальной дезориентацией — это не сознательное на­рушение правил, «хулиганство», а следствие незнания и непонимания этих правил. Обычно они считают, что ребенку вполне достаточно объяснить: «Это делать можно, а этого — нельзя». И они старательно объясняют: «Нельзя вертеться на уроке, нельзя бегать по коридору во время перемены, нельзя резать ножом чужой свитер...». Подобные педагогические проработки дополнительно усиливают неразбериху, царящую в голове у «нарушителя». Он окончательно запутывается в том, какие правила — основные, главные, а какие — второ­степенные.

Конечно же, он знает, что нельзя портить вещи, воровать, драться, играть с огнем. Но ведь запретов так много! Все их даже трудно перечислить. Нельзя вертеться на уроке, бегать по коридору во время перемены, подсказывать, списывать, обманывать, грубить старшим, переходить улицу в неположенном месте, ковырять в носу, курить, дразнить девчонок...

Ребенок видит, что многие из его сверстников безнаказанно нарушают правила: вертятся на уроке, бегают по коридору на перемене. Из этого он делает вполне естественный вывод о том, что не страшно, если и он сам нарушит какое-нибудь из пра­вил: например, побьет палкой своего обидчика. Отсюда и про­исходит Борино недоумение по поводу того, что его регулярно наказывают, а других ребят — нет, хотя они тоже не ангелы.

При социальной дезориентации детей обычно приводят к психологу с поведенческими жалобами. Чаще всего родите­ли или учитель рассказывают о грубых нарушениях социальных норм: вандализме (т. е. уничтожении или повреждении мате­риальных ценностей), мелком воровстве и т. п. При обследова­нии часто бросается в глаза несоблюдение дистанции, обычной для общения ребенка с посторонним взрослым. В отличие от детей с уже сформировавшейся антисоциальной установкой, при социальной дезориентации почти никогда не встречается негативистическая позиция, враждебность к проверяющему.

Среди детей с социальной дезориентацией преобладают экст­раверты (т. е. дети, стремящиеся к широкому общению). Вместе с тем, у них, как правило, обнаруживается недостаточность меж­личностных связей и их поверхностность. Это объясняется неуме­нием строить контакты с окружающими. Нарушения общения со сверстниками дополнительно повышают вероятность развития ребенка по асоциальному или антисоциальному пути.

Как правило, неискушенный человек, сталкиваясь с социаль­но дезориентированным ребенком, склонен объяснить происхо­дящее грубыми ошибками воспитания. Он не так уж далек от истины. Действительно, в большинстве случаев и родители та­ких детей сами недостаточно хорошо ориентируются в социаль­ной действительности. И все же, как мы уже увидели, подлинная проблема лежит глубже. Такой ребенок не просто плохо воспи­тан. У него не сформирована одна из важнейших психологичес­ких способностей: чувствительность к требованиям и ожиданиям той социальной среды, в которой он находится.

/• 3 Отверженность

К подростковому возрасту у ребенка с социальной дезориентацией часто складывается представление о враждебности и несправедливости окружающего мира.

Начатки такого представления можно видеть уже в приве­денном выше примере. Боря не понимает, что нарушения дру­гих детей, оставляемые без наказания, гораздо более безо­бидны, чем его собственные, регулярно наказываемые. Из-за этого он проникается убежденностью в несправедливом от­ношении к себе со стороны учителей, директора школы и даже его собственных родителей. Такое убеждение очень опасно: оно ведет к представлению о том, что вся жизнь устроена несправедливо, что сами нормы общества неправильны, — то есть к сознательной асоциальной или даже антисоциальной установке. Разница между асоциальностью и антисоциально­стью в том, что асоциальный ребенок не обращает внимания на социальные нормы и правила, а антисоциальный целенап­равленно их нарушает.

Описанное отношение к миру приводит к тому, что важней­шей особенностью психологического профиля подростка ста­новится самосознание изгоя, отвергаемого обществом. Это и дало нам основания назвать складывающийся синдром отвер­женностью. На враждебность окружающего мира подросток реагирует агрессией и антисоциальными проявлениями, состав­ляющими характерную особенность его деятельности. Ответ­ная враждебная реакция социального окружения подтвержда­ет и поддерживает представления подростка о мире и о себе (см. рис. 11).

Психологический профиль: представле­ние о несправедливом устройстве "мира; самосознание изгоя > Особенности деятельности: грубые нарушения норм >Реакция окружения: наказания; изоляция

Рис. 11. Схема развития отверженности

Сергею И. 14 лет. Родители жалуются на то, что он стал замкнут, упрям, постоянно проявляет негативизм.

Три года назад семья переехала в Москву из военного городка в Крыму. Мальчик с трудом адаптировался в но­вом окружении. Учителя жаловались на его поведение, отмечали «хулиганские выходки» как во время уроков, так и на переменах. Сережа стал часто прогуливать уро­ки. Администрация дважды ставила вопрос о его исклю­чении из школы, но родителям оба раза удавалось погасить конфликт. В период жизни в Крыму поведение Сергея так­же вызывало нарекания, но жалоб было существенно меньше.

В первое время после переезда Сережа часто бывал возбужден, находился в приподнятом настроении. Он проводил много времени на улице или в сквере около дома, пытаясь принимать участие в развлечениях своих сверстников. Эти попытки не встречали у них положи­тельной реакции. Со временем Сережа их прекратил и стал большую часть времени проводить дома. Однако иногда он уходит на целый день, выбирая для своих про­гулок уединенные места.

Психологическое обследование выявило высокий уро­вень эмоциональной напряженности. Сережа восприни­мает свое социальное окружение (включая и взрослых, и сверстников) как враждебное по отношению к себе. Во время обследования держится настороженно и подозри­тельно. Он идеализирует свою прежнюю жизнь в Крыму, хочет туда вернуться. Москву называет «бандитским го­родом». Мальчик выраженно экстравертен. Фрустрация (неудовлетворенность) потребности в общении пережи­вается им очень остро.

На этом примере хорошо видно, как развивается конфликт недостаточно социализированного ребенка с обществом. От­ношения со взрослыми нарушаются из-за отклонений в пове­дении (по типу социальной дезориентации). Отношения со сверстниками не выстраиваются, поскольку ребенок не в состо­янии освоить принятый в данной группе стиль общения. В итоге мальчик остается в полной изоляции.

Социальная изоляция и отверженность — психопатизирующие психологические синдромы. Применение взрослыми стандартных средств воздействия (наказание, помещение под­ростка в закрытое учебное заведение и т. п.) дополнительно повышает вероятность развития личности по типу антисоци­ального.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 1764; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.