Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура психологического синдрома




Индивидуализированные рекомендации всегда основывают­ся на той или иной типологии вариантов психического разви­тия. Далее предлагается типология, включающая не только психологические особенности ребенка, но и систему его отно­шений с окружающими. Такая типологии наиболее удобна для выработки действенных рекомендаций.

Как показано в работах Л. С. Выготского и его последова­телей (А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, А. В. Запорожца), в каждом возрастном периоде существует специфичная для него социальная ситуация развития, то есть система взаимоот­ношений ребенка с обществом (в частности, с собственными ро­дителями, воспитательницей детского сада, школьными учителями и т. п.). Она реализуется в ведущей деятельности данного периода (в раннем возрасте — предметной, в дошколь­ном — игровой, в младшем школьном — учебной, в подростко­вом — в деятельности межличностного общения).

Социальная ситуация развития, соответствующая тому или иному возрасту, вырабатывается в ходе исторического разви­тия общества. Так же как культура в целом, она не выбирается ребенком, а принимается им. Однако в каждом отдельном слу­чае она имеет свою специфику, зависящую от тех конкретных отношений, которые складываются у данного ребенка с окру­жающими его людьми (родителями, учителями, сверстниками). Эту конкретную систему отношений, т. е. конкретное воплощение социальной ситуации развития мы называем межлич­ностной ситуацией развития. Она-то и определяет возник­новение и последующие изменения индивидуальных психоло­гических особенностей.

«Вклад» самого ребенка в межличностную ситуацию свое­го развития определяется особенностями его поведения и дея­тельности. Таким образом, теперь нам придется рассматривать не общевозрастную ведущую деятельность, а конкретные осо­бенности деятельности данного ребенка.

Объектом нашего особого внимания станет также тот вклад в межличностную ситуацию, который вносят окружающие: родители, учителя, сверстники, психологи, братья, сестры и т. д. От их действий в огромной мере зависит весь ход психическо­го развития ребенка.

При описании «психологических диагнозов» мы будем пользоваться термином «синдром». Этот термин заимствовав из медицины. Он используется для обозначения комплекса связанных между собой симптомов, образующих то или иное за­болевание. Мы будем говорить о психологических синдромах. В медицине этот подход давно уже доказал свою высокую прак­тическую эффективность. А. Р. Лурия успешно использовал его в исследованиях, посвященных нейропсихологическому анали­зу мозговых функций. В психологии синдромный подход был намечен Л. С. Выготским уже 60 лет назад, однако он до сих пор оставался довольно слабо разработан.

Выготский предложил использовать в качестве единицы пси­хологического анализа не набор отдельных симптомов, а «пси­хологический синдром», представляющий собой совокупность закономерно связанных между собой симптомов, имеющих свою логику развития. Он описал, в частности, ряд синдромов, характерных для аномального развития, в ходе которого пер­вичный дефект приводит к появлению различных вторичных дефектов. Например, умственно отсталый ребенок часто ока­зывается не в состоянии успешно строить взаимоотношения со сверстниками, что приводит к сниженному уровню социализированности. В этом случае недостаточная социализированность представляет собой вторичный дефект (в отличие от аутизма, при котором сниженная социализированность — это проявление первичного дефекта). Целостный синдром образу­ется совокупностью первичного и вторичных дефектов. Раз­витие подобного синдрома (т. е. возникновение вторичных дефектов) может быть предотвращено благодаря целенаправ­ленной профилактико-коррекционной работе (в приведенном примере — благодаря организации общения умственно отста­лого ребенка со сверстниками).

В настоящей книге синдромный подход применяется для ана­лиза различных вариантов развития нормального ребенка и для описания ряда пограничных состояний (невроз, психопатоподобное поведение и т. п.). Психологический синдром представ­ляет собой комплекс взаимосвязанных проявлений (симптомов). Он характеризуется определенными условиями своего проис­хождения, высшей устойчивостью и специфическим направле­нием развития, в ходе которого одни симптомы закономерно сменяются другими. Общая схема, отражающая развитие пси­хологического синдрома, представлена на рис. 1.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 510; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.