Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возможные направления рекомендаций 3 страница




Причина отсутствия познавательных интересов у ребенка бывает и обратной: родители, чересчур озабоченные его раз­витием, слишком рано и в неподходящих формах начинают «напичкивать» его знаниями, учить читать, писать и считать. Педагогически безграмотное обучение может прочно отбить у ребенка желание заниматься любыми подобными вещами. Вы­ход и этом случае тот же: совместные занятия с познаватель­ной направленностью, а не одностороннее обучение с позиции учителя, «вдалбливающего» знания нерадивому ученику.

Простейшие варианты совместных познавательных занятий с ребенком — это, например, наблюдение за прорастающими растениями (очень удобный и доступный объект для таких на­блюдений — фасоль); фиксация изменений в природе, когда с ранней весны до поздней осени ребенок вместе с родителя­ми, гуляя по ближайшему лесу, определяет по простейшему школьному определителю растения и записывает, какие новые виды цветов появляются каждую неделю; попытки самостоя­тельного прогноза погоды в соответствии с известными при­метами, которые ребенок вместе с родителями отыщет в календаре природы; рассматривание разных мелочей в мик­роскоп; наблюдения за домашними животными с обязательны­ми записями своих открытий; опыты с набором «Юный химик». Занятие (или несколько занятий) из предложенного набора или какое-либо самостоятельно изобретенное с учетом конкретных семейных условий становится первым мостиком, ведущим к восстановлению учебной мотивации.

Какой-либо кружок с познавательной направленностью может помочь взрослым компенсировать домашний дефицит познавательных ценностей. Особенно удачно, если в кружок ребенка введет кто-нибудь из более старших ребят, уже увле­ченных астрономией, компьютерами, историей или насекомы­ми. Но совместные познавательные занятия должны носить характер вовлечения одного ребенка в сферу интересов дру­гого, а не обычного «подтягивания» отстающего, скажем, по математике. Значимость общения со старшим ребенком может оказаться условием «запуска» познавательных мотивов. Мес­том совместных занятий детей не обязательно должен быть кружок; дома родители могут устраивать для детей нечто вро­де «клуба по интересам», в котором сами принимают посиль­ное участие.

3.3. ЛОКАЛЬНЫЕ ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

Гиперактивность

Повышенная возбудимость гиперактивного ребенка порож­дает немало трудностей. Такой ребенок нуждается в постоян­ном контроле. Однако этот контроль не должен выражаться в замечаниях и «чтении нотаций». Он должен обеспечивать по­лезные направления для приложения детских сил и энергии, то есть идти не по пути ограничения активности, а по пути ее продуктивного использования. Особенно полезны такому ре­бенку занятия спортом. Из наиболее подходящих видов спорта можно назвать плавание, снижающее возбудимость нервной системы, и восточные единоборства, прививающие навыки са­моконтроля и самодисциплины (конечно, если тренер не огра­ничивается их чисто внешней стороной). Вообще, формирова­ние самоконтроля и организации деятельности — важнейшая задача для такого ребенка.

Гиперактивный ребенок нередко оказывается в ситуации по­стоянного наказания, так как не проходит пяти минут, чтобы он не совершил чего-либо недозволенного. Из этого следует только один вывод: все мелкие нарушения должны оставлять­ся без внимания и уж, во всяком случае, не должны влечь за собой наказания.

Нередкой основой гиперактивности бывает повышение внут­ричерепного давления. Его внешние признаки — это «дынеобразная» форма головы с преобладанием черепной части над лицевой, выпуклый лоб, выраженная венозная сеть на висках и иногда — на переносье. При наличии таких признаков следует рекомендовать консультацию невропатолога.

Ложь

При жалобе на то, что ребенок часто лжет, надо, прежде всего, помочь клиенту осознать чрезвычайную распространенность подобного поведения как среди детей, так и среди взрос­лых. «А вы никогда не просите мужа (жену) сказать по теле­фону, что вас нет дома, когда в действительности просто почему-либо не хотите подойти? Никогда не говорите, что опоз­дали из-за задержки транспорта, хотя на самом деле причина была какой-либо иной? Никогда не ссылаетесь на плохое само­чувствие или болезнь, будучи вполне здоровы? Если нет, то это значит, что вы представляете собой редкое исключение. А вот ваш ребенок следует общему правилу, и в этом нет ничего страшного».

Следующая группа советов относится к общему построению взаимоотношений с ребенком. Если он особенно много лжет, то это обычно признак того, что родители стараются чрезмер­но его контролировать, и ему приходится отстаивать свою са­мостоятельность посредством лжи. В этом случае нужно убедить родителей снизить уровень контроля, предоставить ребенку больше самостоятельности, чтобы ложь перестала быть ему нужна. Аналогично, если ложь порождена завышен­ными требованиями и, соответственно, частой негативной оцен­кой действий ребенка, то нужно рекомендовать родителям сменить подход к ребенку, перестать его ругать.

В некоторых случаях впечатление лживости создается в ре­зультате гипертрофированного развития воображения. Оно часто отражает склонность ребенка к защитному фантазиро­ванию. Такая ложь не направлена на получение какой-либо выгоды, она бескорыстна и должна восприниматься как свое­го рода произведение искусства, каковым в этих случаях она, по существу, и является.

Воровство

Жалобы на детское воровство весьма распространены. И это — первое, что нужно объяснить родителям. Обычно они счи­тают, что столкнулись с редким и оттого особо тяжелым откло­нением в детском развитии. Это представление вызвано тем, что рассказывать о воровстве собственного ребенка не принято, а следовательно, родителям не приходилось слышать об этом от своих знакомых. Чтобы они это осознали, полезно выяснить у них: «А вы сами рассказали своим знакомым о том, что ваш сын ворует? Нет? Вот видите, и они вам не рассказывают».

Многие жалобы на детское воровство просто неадекватны. Так, если подобная жалоба относится к дошкольнику, то ее правильная формулировка должна быть совершенно другой: «Ребенок берет вещи без спроса» (или «Берет вещи, которые ему запретили брать»). Дело в том, что под воровством приня­то понимать сознательное нарушение соответствующей мо­ральной нормы, тогда как дошкольники еще вообще не владеют моральными нормами. Относиться к «воровству» дошкольни­ка следует так же, как и к любым другим его проступкам; этот проступок ничуть не более серьезен, чем любое баловство.

Чем бы ни были вызваны кражи и в каком бы возрасте они ни совершались, родителей надо предостеречь от обвинений типа «ты вор» или «из тебя вырастет вор» и т. п. Вообще, же­лательно отказаться от использования слов «вор», «воров­ство», «кража» и использовать более мягкие выражения: «брать чужое», «взять то, что тебе не принадлежит» и т. п. Иначе у ребенка может сложиться негативная самооценка, которая будет побуждать его к дальнейшим правонарушени­ям («Раз я все равно уже вор, то я и дальше буду воровать»).

Другой аспект поведения родителей должен быть связан с предотвращением возможности воспользоваться украденны­ми деньгами или вещью, получить от этого удовольствие. На­пример, если ребенок вытащил у мамы из кошелька деньги и успел их потратить, то надо отменить ближайшее запланиро­ванное развлечение или предполагавшуюся покупку желанной вещи: предназначенные для этого деньги уже потрачены. Если пропажа обнаружилась вовремя и деньги были возвращены, то отменять развлечение или покупку не нужно, достаточно их на некоторое время отложить.

Если дома появляются вещи неизвестного происхождения, которые ребенок, по его словам, «нашел», то не надо устраивать разбирательств, выясняя, не украдены ли они у кого-либо. Однако в любом случае должно быть запрещено какое бы то ни было использование таких вещей (даже если они действи­тельно найдены). Если неизвестно, кто владелец этой вещи и кому она должна быть возвращена, то родители могут забрать ее себе, выбросить или кому-нибудь подарить (но не позволять, чтобы ее дарил ребенок: это может стать для него слишком привлекательным).

В подростковом возрасте кражи иногда служат для детей средством доставать деньги на наркотики. Поэтому при нали­чии жалобы на кражи рекомендуется в процессе обследования проверить, нет ли каких-либо указаний на то, что подросток употребляет наркотики (косвенными показателями служат выраженная антисоциальная тематика, признаки нарушения влечений, ярко выраженные эмоциональные нарушения).

Агрессия

Едва ли возможно просто редуцировать истинную агрессив­ность, за которой стоит направленность на разрушение. Но этой направленностью можно манипулировать, придавать ей социаль­но приемлемые формы. Так, удается канализировать действен­ную агрессию в вербальную (словесную), представляющую меньшую опасность для окружающих. Вербальная агрессия (на­пример, замечания за проступки) — это вполне допустимая, со­циально разрешенная форма агрессии. И если у человека высокий, но «окультуренный» уровень агрессивности, то он про­сто любит делать окружающим такие замечания. Скажем, если девочка поколачивает своего младшего брата, то полезно поручить ей следить за его поведением и делать ему замечания, когда он ведет себя неправильно; любая же физическая агрессия дол­жна быть строго запрещена и должна оцениваться как полный провал возложенной на старшую сестру «педагогической мис­сии» (такая оценка будет для нее очень обидной и заставит в дальнейшем воздерживаться от рукоприкладства).

Еще более приемлемой формой сублимации истинной агрес­сии является направленность на преодоление, разрушение вне­шних препятствий. Однако необходимо не только найти общие пути канализации агрессивных тенденций, но и давать выход сиюминутной агрессии. Для этого существуют несложные при­емы: позволить ребенку яростно рвать бумагу, резать пластмас­совым ножом пластилин, совершать безобидные разрушитель­ные действия, которые в приступе агрессии ребенок может делать долго и с наслаждением. Иногда родители опасаются, что предпринимаемые ребенком разрушительные действия приведут к развитию, усилению агрессивности. Надо объяснить им, что, напротив, разрядка агрессии снижает уровень ее напряженнос­ти. После такой разрядки полезны успокаивающие занятия, вро­де игр с песком, водой и/или релаксация. И лишь после того, как непосредственный агрессивный импульс отработан, возможны совместные занятия, в которых разрушительные порывы ребенка можно переадресовать с партнера на внешние препятствия на пути к общей цели.

Для агрессивных мальчиков с выраженным маскулинным (мужским) типом ценностей целесообразно впрямую работать с идеалом «настоящего мужчины», подключая к прочим пред­ставлениям об эталоне мужественности такие качества, как сдержанность, владение собой.

При защитной агрессии рекомендуется, прежде всего, ра­бота по обучению средствам общения (см. соответствующие рекомендации ниже). Кроме того, необходимо снять тревож­ность, чему способствует теплая эмоциональная атмосфера домашнего общения, душевный комфорт, ибо за защитной аг­рессией стоит ощущение небезопасности, угрозы внешнего мира. Канализировать защитную агрессию не нужно, так как у нее иная энергетика: агрессивное поведение побуждается не разрушительными, а оборонительными тенденциями. При вы­раженной защитной агрессии полезно обучать ребенка боевому искусству как целостному комплексу приемов самообладания, релаксации и самозащиты. Так можно придать мальчику, опа­сающемуся нападения, уверенность в себе.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 460; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.