Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Интеллектуализм и сужение сферы деятельности




В рамках нашей культуры эти варианты развития относитель­но благополучны: логическое мышление настолько высоко це­нится в обществе, что окружающие готовы простить «интеллектуалу» недоразвитие остальных психических процес­сов. Если синдром не слишком грубо выражен, то с возрастом ребенок обычно находит себе равного партнера по общению. Возможно, жизнь его так и останется несколько скучноватой и односторонней, но вряд ли он окажется вовсе «выброшен за борт» нормальной социальной жизни (что происходит при не­которых других психологических синдромах). Поэтому, бесе­дуя с родителями, можно ограничиться советом хоть немного «разбавить» интеллектуальные занятия чем-то более эмоцио­нально насыщенным. Надо также постараться «домашними средствами» облегчить поиски друга или подруги (поискать среди детей своих друзей, попробовать отдать ребенка в кру­жок, где у него будет шанс найти кого-нибудь со сходными интересами и т. п.).

Вообще, при консультировании достаточно взрослого «ин­теллектуалиста» или подростка с сужением сферы деятельнос­ти, мы обычно ограничиваемся минимальными рекомендациями. Так врач, обнаружив у большого ребенка не очень грубое нару­шение прикуса, скорее всего скажет: «Ничего, жить с этим мож­но, а выправить нарушение в таком возрасте очень трудно. Ношение пластин уже не поможет, а не станем же мы мучить ребенка хирургическими операциями». Чем младше ребенок, тем больше необходимость рекомендаций по организации дошколь­ных занятий, развивающих образную сферу и повышающих эмо­циональность (игра, рисование, конструирование, лепка, но главное — эмоциональное общение с родителями).

 

5.7. ВЕРБАЛИЗМ

Если при интеллектуализме можно ограничиться «косметичес­ким» подходом к компенсации имеющихся проблем, то вербализм требует гораздо более серьезного коррекционного вмешатель­ства. Этот психологический синдром представляет собой один из вариантов педагогической запущенности (хотя он развивается у тех детей, которым, казалось бы, уделялось очень много внима­ния; к сожалению, внимание это уделялось не в тех формах, что необходимы для полноценного развития ребенка).

Общая рекомендация такова: начинать коррекционные занятия с ребенком надо с того места в его развитии, где полезные «детс­кие» занятия прекратили развиваться и начали выхолащиваться в пустые словесные формы. Приходится заполнять те «пустоты» в детском развитии, которые успели накопиться за долгое время. Однако средства коррекционного обучения должны быть несколь­ко более «взрослыми», чем при работе с дошкольниками: все-таки ребенок эти годы не стоял на месте. Даже при самом неправильном воспитании он рос, взрослел, развивался, хотя и однобоко.

Компенсация дошкольных пробелов и отставаний у млад­ших школьников сильно осложняется тем, что они все время не успевают за школьной программой. У ребенка, вынужден­ного усиленно заниматься школьными делами, просто не оста­ется времени на систематические дошкольные занятия. И родителям предстоит самим сделать тяжкий выбор: работать «на школу» или «на ребенка». Разумеется, психолог осторож­но советует не дублировать в доме школу, жить с ребенком дома домашней жизнью, в которую дошкольные, полезные ре­бенку виды деятельности включаются куда более естественно, чем почти непосильные ребенку школьные занятия.

Занимаясь с «вербалистом», приходится все время придер­живать речевой поток и стимулировать продуктивную деятель­ность: «Ты мне йотом расскажешь, как будут жить зверюшки. А сначала давай их слепим». Но после того, как дело сделано, с ребенком, конечно же, надо побеседовать, ибо это для «вербалиста» — главное удовольствие.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 602; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.