Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сводный список психологических синдромов




Хроническая неуспешность

Основой для вывода о том, что у ребенка имеется хроничес­кая неуспешность, служит сочетание следующих данных:

♦ Жалобы на низкие достижения ребенка. При хроничес­кой неуспешности взрослые (родители, учителя) оцени­вают детскую деятельность в целом как неуспешную. Объективные показатели могут быть при этом не особен­но низки: важна не объективная картина, а именно оцен­ка окружающих. Бывает, что в какой-либо отдельной области (например, в спорте) достижения ребенка впол­не высоки, но родители и учителя не считают саму эту об­ласть достаточно важной.

♦ Высокий уровень тревоги. Это центральное собственно психологическое звено хронической неуспешности. В ма­териалах обследования ребенка с этим синдромом всегда имеются проявления острой тревоги, нарушающей нор­мальную деятельность. Как правило, наиболее болезнен­ной сферой (связанной с наиболее высоким уровнем тревоги) является школьно-учебная.

♦ Нормальная социализированность, высокая конформ­ность. Если у ребенка низок уровень социализированности и конформности, то негативная оценка окружающих не будет вести к особенно заметному повышению тревоги.

117 Тотальный регресс

Вывод о том, что у подростка имеется тотальный регресс, может быть сделан при сочетании следующих показателей:

♦ Жалобы на пассивность подростка, утрату прежних ув­лечений и интересов, отсутствие контактов со взрослыми и сверстниками.

♦ Депрессивный фон настроения, сниженная самооценка, пессимистические представления о своем будущем.

♦ Склонность окружающих оценивать состояние подростка как данность, не поддающуюся изменению, т. е. принятие ими его собственной оценки. Эта позиция обеспечивает устойчивость психологического синдрома. В противном случае он преодо­левается либо психологическими средствами (путем вовлече­ния подростка в активную деятельность), либо медицински­ми (путем медикаментозного лечения депрессии).

Уход от деятельности

Уход от деятельности проявляется в сочетании следующих показателей:

♦ Жалобы на пассивность ребенка. Они могут выступать в разных формах («отсутствует на уроке», «витает в об­лаках», «не слушает учителя», «считает ворон», «ленит­ся»). Учебные достижения при этом могут оцениваться совершенно по-разному. Как правило, они несколько сни­жены. Бывают и случаи как особо сильного снижения, так и, напротив, вполне высоких достижений.

♦ Проявления демонстративное™. У детей с уходом от дея­тельности она проявляется в мягких, социально приемлемых, не грубых формах. Нередко ребенок демонстрирует повы­шенную застенчивость (как бы говоря: «Посмотрите, как я стесняюсь»). В этих случаях не всегда можно сразу понять, что эта стеснительность нарочита. В любом случае, демонст-ративность проявится в материалах обследования. Склонность к фантазированию. Она проявляется в виде художественно-образного подхода к заданиям, в пред­почтении заданий, оставляющих свободу для собственно­го творчества, однозначным заданиям школьного типа. Тревожность. Уходу от деятельности неизбежно сопут­ствует некоторое повышение общего уровня тревожнос­ти, не приводящее, однако, к существенным нарушениям деятельности. Для ухода от деятельности не характерно выраженное повышение уровня тревоги, типичное для хронической неуспешности.

Психологическая инкапсуляция

Критерием для определения психологической инкапсуляции служит сочетание приблизительно тех же признаков, что и при уходе от деятельности:

♦ Жалобы на пассивность подростка. Как правило, подчер­кивается, прежде всего, пассивность в общении, отсут­ствие друзей и подруг.

♦ Проявления демонстративности. При психологической ин­капсуляции, как и при уходе от деятельности, она проявля­ется в мягких, социально приемлемых формах. В поведении проявления демонстративности могут быть полностью за­маскированы тревожностью. В любом случае, демонстративность проявляется в материалах обследования.

♦ Склонность к фантазированию. При психологической инкапсуляции фантазирование часто принимает формы мечты (нереалистических планов, выполнять которые под­росток даже не собирается).

♦ Тревожность, не приводящая, однако, к существенным нару­шениям деятельности. Как правило, выявляются также деп­рессивные тенденции. Они тоже обычно не особенно грубы и не порождают столь выраженного падения всей (в том числе, умственной) активности, как при тотальном регрессе.

Негативное самопредъявление

Вывод о том, что у ребенка сложился синдром негативного самопредъявления, может быть сделан при сочетании следую­щих данных:

♦ Жалобы на нарушение ребенком правил поведения. Иног­да взрослые замечают его парадоксальную реакцию на наказания и замечания, но далеко не всегда они оказыва­ются достаточно наблюдательны.

♦ Яркая демонстративность. В ходе обследования совер­шенно не обязательно видна склонность ребенка к при­влечению внимания именно посредством нарушения правил, однако всегда ярко проявляется сама потребность во внимании окружающих.

♦ Отсутствие очевидных причин нарушения правил, таких как высокая импульсивность, низкий уровень самоконтроля, эксплозивность (взрывчатость). В случае, когда имеются какие-либо из этих причин, нельзя говорить о синдроме негативного самопредъявления в чистом виде, хотя элемен­ты этого синдрома могут присутствовать и вносить свой вклад в общую картину поведения ребенка.

Позитивное самопредъявление

Основой для вывода о наличии синдрома позитивного са­мопредъявления (в сочетании с элементами негативного) слу­жит сочетание следующих показателей:

♦ Жалобы на то, что поведение ребенка очень различно в разных ситуациях. Как правило, в социальных ситуациях оно намного лучше, чем дома, однако в отдель­ных случаях встречается и противоположное соотно­шение.

♦ Демонстративность, проявляющаяся в материалах обсле­дования (не обязательно столь же яркая, как при негатив­ном самопредъявлении).

♦ Подчеркнуто «благовоспитанное» поведение во время обследования.

ЕМОНСТРАТИВНЫЙ НИГИЛИЗМ

В качестве основных признаков этого психологического син­дрома можно назвать следующие:

♦ Жалобы на вызывающее, экстравагантное поведение. Иногда оно проявляется не столько во внешнем виде и манерах, сколько в декларировании крайне воинствен­ных взглядов и мнений (обычно не особенно оригиналь­ных).

♦ Яркая демонстративность.

♦ Выявляемое в обследовании отсутствие подлинных анти­социальных или асоциальных установок. Высокая кон­формность (противоречащая якобы неконформному поведению).

Гиперсоциальность

Вывод о том, что у подростка имеется психологический син­дром гиперсоциальности, делается при сочетании следующих показателей:

♦ Подчеркнутое следование общепринятым стандартам

в одежде, поведении, образе жизни.

♦ Принятие установок и ценностей общества (конформность).

♦ Повышенный уровень демонстративности (повышение мо­жет быть не особенно сильным).

Социальная дезориентация

При диагностике социальной дезориентации психолог опи­рается на сочетание следующих показателей:

♦ Жалобы на нарушение ребенком социальных норм. Неред­ко взрослые отмечают, что ребенок «не понимает, что можно, а чего нельзя», «не удается объяснить ему, как нужно себя вести» и т. п.

♦ Низкий уровень социализированности. Он проявляется как в материалах обследования, так и в поведении (несоб­людение дистанции в общении с проверяющим).

♦ Отсутствие антисоциальных установок. Этот признак от­личает социальную дезориентацию от антисоциальной пси­хопатии, представляющей собой значительно более серьез­ное отклонение в развитии. Впрочем, в младшем школьном возрасте сложившаяся антисоциальная психопатия вооб­ще сомнительна. Последующее же ее развитие на базе со­циальной дезориентации отнюдь не исключено.

Отверженность

Для психологического синдрома отверженности характер­но следующее сочетание показателей:

♦ Жалобы на поведенческие нарушения, негативизм.

♦ Ярко выраженная фрустрированная потребность в общении.

♦ Негативная установка по отношению к окружающей со­циальной действительности, восприятие ее как враждеб­ной и несправедливой.

♦ Низкая чувствительность к социальным нормам.

Семейная изоляция

Основой для постановки этого «диагноза» служит сочета­ние следующих показателей:

♦ Жалобы на трудности в общении со сверстниками.

♦ Недостаточная самостоятельность ребенка, его повышен­ная зависимость от родителей.

♦ Замкнутость ребенка в семье (нередко также замкнутый образ жизни семьи в целом).

Групповая изоляция

Вывод о том, что у подростка имеется групповая изоляция, делается при сочетании следующих признаков:

♦ Жалобы на то, что ребенок не признает авторитет роди­телей и школы, проводит очень много времени в компа­нии сверстников.

♦ Высокая степень идентификации подростка с группой, к которой он принадлежит, принятие ее целей и норм.

♦ Низкая степень критичности и самостоятельности в при­нятии решений, высокая подчиняемость.

Интеллектуализм

Сочетание симптомов, характерное для интеллектуализма, это:

♦ Высокий уровень развития логического мышления.

♦ Недоразвитие образной и эмоциональной сферы.

♦ Низкий уровень самостоятельности ребенка.

♦ Трудности в общении со сверстниками при сохранности общения со взрослыми.

СВОДНЫЙ СПИСОК ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СИНДРОМОВ 1 23 Сужение сферы деятельности

Для сужения сферы деятельности характерно сочетание при­близительно тех же проявлений, что и для интеллектуализма:

♦ Жалобы на трудности в общении со сверстниками.

♦ Направленность на учебу; высокий уровень учебных дос­тижений.

♦ Высокий уровень развития логического мышления при недоразвитии образной сферы.

♦ Сниженный фон настроения.

Вербализм

Основанием для постановки «диагноза» при этом психологи­ческом синдроме служит сочетание следующих показателей:

♦ Высокая оценка взрослыми (родителями) уровня разви­тия ребенка.

♦ Высокий уровень речевого развития при недоразвитии остальных познавательных процессов.

♦ Отсутствие признаков органического поражения мозга. Этот признак отличает вербализм, являющийся следстви­ем специфических особенностей воспитания ребенка, от некоторых форм задержки психического развития, име­ющих физиологическую природу.

 

 

Рекомендуемая литература для родителей

Бугрименко Е. А., Цукерман Г. А. Чтение без принужде­ния. — М.: Новая школа, 1993. — 96 с.

Венгер Л. А.. Венгер А. Л. Домашняя школа мышления. — М.: Знание, 1992.

Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. Ступени общения: от года до шести. — М.: ИНТОР, 1996. —160 с.

Дольто Ф. На стороне ребенка. — СПб: Петербург-XXI век, 1997. — 528 с,

Дьяченко О. М., Веракса Н. Е. Чего на свете не быва­ет? — М.: Знание, 1994. —160 с.

Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное по­собие для родителей и педагогов. —Ярославль: Академия развития, 1997. — 240 с.

Популярная психология для родителей. / Под ред. А. А. Бодалева, А. С. Спиваковской, Н. Л. Карпо­вой. — М.: Флинта, 1998. — 400 с.

Развивающие игры для детей. Справочник. / Состави­тель Н. Ехевич. — М.: Физкультура и спорт-ТОМО, 1990. —128 с.

Раттер М. Помощь трудным детям: Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1987. — 424 с.

Рождественская Н. А. Как понять подростка. — М.: Роспедагентство, 1995. — 78 с.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 531; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.