КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сводный список психологических синдромов
Хроническая неуспешность Основой для вывода о том, что у ребенка имеется хроническая неуспешность, служит сочетание следующих данных: ♦ Жалобы на низкие достижения ребенка. При хронической неуспешности взрослые (родители, учителя) оценивают детскую деятельность в целом как неуспешную. Объективные показатели могут быть при этом не особенно низки: важна не объективная картина, а именно оценка окружающих. Бывает, что в какой-либо отдельной области (например, в спорте) достижения ребенка вполне высоки, но родители и учителя не считают саму эту область достаточно важной. ♦ Высокий уровень тревоги. Это центральное собственно психологическое звено хронической неуспешности. В материалах обследования ребенка с этим синдромом всегда имеются проявления острой тревоги, нарушающей нормальную деятельность. Как правило, наиболее болезненной сферой (связанной с наиболее высоким уровнем тревоги) является школьно-учебная. ♦ Нормальная социализированность, высокая конформность. Если у ребенка низок уровень социализированности и конформности, то негативная оценка окружающих не будет вести к особенно заметному повышению тревоги. 117 Тотальный регресс Вывод о том, что у подростка имеется тотальный регресс, может быть сделан при сочетании следующих показателей: ♦ Жалобы на пассивность подростка, утрату прежних увлечений и интересов, отсутствие контактов со взрослыми и сверстниками. ♦ Депрессивный фон настроения, сниженная самооценка, пессимистические представления о своем будущем. ♦ Склонность окружающих оценивать состояние подростка как данность, не поддающуюся изменению, т. е. принятие ими его собственной оценки. Эта позиция обеспечивает устойчивость психологического синдрома. В противном случае он преодолевается либо психологическими средствами (путем вовлечения подростка в активную деятельность), либо медицинскими (путем медикаментозного лечения депрессии). Уход от деятельности Уход от деятельности проявляется в сочетании следующих показателей: ♦ Жалобы на пассивность ребенка. Они могут выступать в разных формах («отсутствует на уроке», «витает в облаках», «не слушает учителя», «считает ворон», «ленится»). Учебные достижения при этом могут оцениваться совершенно по-разному. Как правило, они несколько снижены. Бывают и случаи как особо сильного снижения, так и, напротив, вполне высоких достижений. ♦ Проявления демонстративное™. У детей с уходом от деятельности она проявляется в мягких, социально приемлемых, не грубых формах. Нередко ребенок демонстрирует повышенную застенчивость (как бы говоря: «Посмотрите, как я стесняюсь»). В этих случаях не всегда можно сразу понять, что эта стеснительность нарочита. В любом случае, демонст-ративность проявится в материалах обследования. Склонность к фантазированию. Она проявляется в виде художественно-образного подхода к заданиям, в предпочтении заданий, оставляющих свободу для собственного творчества, однозначным заданиям школьного типа. Тревожность. Уходу от деятельности неизбежно сопутствует некоторое повышение общего уровня тревожности, не приводящее, однако, к существенным нарушениям деятельности. Для ухода от деятельности не характерно выраженное повышение уровня тревоги, типичное для хронической неуспешности. Психологическая инкапсуляция Критерием для определения психологической инкапсуляции служит сочетание приблизительно тех же признаков, что и при уходе от деятельности: ♦ Жалобы на пассивность подростка. Как правило, подчеркивается, прежде всего, пассивность в общении, отсутствие друзей и подруг. ♦ Проявления демонстративности. При психологической инкапсуляции, как и при уходе от деятельности, она проявляется в мягких, социально приемлемых формах. В поведении проявления демонстративности могут быть полностью замаскированы тревожностью. В любом случае, демонстративность проявляется в материалах обследования. ♦ Склонность к фантазированию. При психологической инкапсуляции фантазирование часто принимает формы мечты (нереалистических планов, выполнять которые подросток даже не собирается). ♦ Тревожность, не приводящая, однако, к существенным нарушениям деятельности. Как правило, выявляются также депрессивные тенденции. Они тоже обычно не особенно грубы и не порождают столь выраженного падения всей (в том числе, умственной) активности, как при тотальном регрессе. Негативное самопредъявление Вывод о том, что у ребенка сложился синдром негативного самопредъявления, может быть сделан при сочетании следующих данных: ♦ Жалобы на нарушение ребенком правил поведения. Иногда взрослые замечают его парадоксальную реакцию на наказания и замечания, но далеко не всегда они оказываются достаточно наблюдательны. ♦ Яркая демонстративность. В ходе обследования совершенно не обязательно видна склонность ребенка к привлечению внимания именно посредством нарушения правил, однако всегда ярко проявляется сама потребность во внимании окружающих. ♦ Отсутствие очевидных причин нарушения правил, таких как высокая импульсивность, низкий уровень самоконтроля, эксплозивность (взрывчатость). В случае, когда имеются какие-либо из этих причин, нельзя говорить о синдроме негативного самопредъявления в чистом виде, хотя элементы этого синдрома могут присутствовать и вносить свой вклад в общую картину поведения ребенка. Позитивное самопредъявление Основой для вывода о наличии синдрома позитивного самопредъявления (в сочетании с элементами негативного) служит сочетание следующих показателей: ♦ Жалобы на то, что поведение ребенка очень различно в разных ситуациях. Как правило, в социальных ситуациях оно намного лучше, чем дома, однако в отдельных случаях встречается и противоположное соотношение. ♦ Демонстративность, проявляющаяся в материалах обследования (не обязательно столь же яркая, как при негативном самопредъявлении). ♦ Подчеркнуто «благовоспитанное» поведение во время обследования. ЕМОНСТРАТИВНЫЙ НИГИЛИЗМ В качестве основных признаков этого психологического синдрома можно назвать следующие: ♦ Жалобы на вызывающее, экстравагантное поведение. Иногда оно проявляется не столько во внешнем виде и манерах, сколько в декларировании крайне воинственных взглядов и мнений (обычно не особенно оригинальных). ♦ Яркая демонстративность. ♦ Выявляемое в обследовании отсутствие подлинных антисоциальных или асоциальных установок. Высокая конформность (противоречащая якобы неконформному поведению). Гиперсоциальность Вывод о том, что у подростка имеется психологический синдром гиперсоциальности, делается при сочетании следующих показателей: ♦ Подчеркнутое следование общепринятым стандартам в одежде, поведении, образе жизни. ♦ Принятие установок и ценностей общества (конформность). ♦ Повышенный уровень демонстративности (повышение может быть не особенно сильным). Социальная дезориентация При диагностике социальной дезориентации психолог опирается на сочетание следующих показателей: ♦ Жалобы на нарушение ребенком социальных норм. Нередко взрослые отмечают, что ребенок «не понимает, что можно, а чего нельзя», «не удается объяснить ему, как нужно себя вести» и т. п. ♦ Низкий уровень социализированности. Он проявляется как в материалах обследования, так и в поведении (несоблюдение дистанции в общении с проверяющим). ♦ Отсутствие антисоциальных установок. Этот признак отличает социальную дезориентацию от антисоциальной психопатии, представляющей собой значительно более серьезное отклонение в развитии. Впрочем, в младшем школьном возрасте сложившаяся антисоциальная психопатия вообще сомнительна. Последующее же ее развитие на базе социальной дезориентации отнюдь не исключено. Отверженность Для психологического синдрома отверженности характерно следующее сочетание показателей: ♦ Жалобы на поведенческие нарушения, негативизм. ♦ Ярко выраженная фрустрированная потребность в общении. ♦ Негативная установка по отношению к окружающей социальной действительности, восприятие ее как враждебной и несправедливой. ♦ Низкая чувствительность к социальным нормам. Семейная изоляция Основой для постановки этого «диагноза» служит сочетание следующих показателей: ♦ Жалобы на трудности в общении со сверстниками. ♦ Недостаточная самостоятельность ребенка, его повышенная зависимость от родителей. ♦ Замкнутость ребенка в семье (нередко также замкнутый образ жизни семьи в целом). Групповая изоляция Вывод о том, что у подростка имеется групповая изоляция, делается при сочетании следующих признаков: ♦ Жалобы на то, что ребенок не признает авторитет родителей и школы, проводит очень много времени в компании сверстников. ♦ Высокая степень идентификации подростка с группой, к которой он принадлежит, принятие ее целей и норм. ♦ Низкая степень критичности и самостоятельности в принятии решений, высокая подчиняемость. Интеллектуализм Сочетание симптомов, характерное для интеллектуализма, это: ♦ Высокий уровень развития логического мышления. ♦ Недоразвитие образной и эмоциональной сферы. ♦ Низкий уровень самостоятельности ребенка. ♦ Трудности в общении со сверстниками при сохранности общения со взрослыми. СВОДНЫЙ СПИСОК ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СИНДРОМОВ 1 23 Сужение сферы деятельности Для сужения сферы деятельности характерно сочетание приблизительно тех же проявлений, что и для интеллектуализма: ♦ Жалобы на трудности в общении со сверстниками. ♦ Направленность на учебу; высокий уровень учебных достижений. ♦ Высокий уровень развития логического мышления при недоразвитии образной сферы. ♦ Сниженный фон настроения. Вербализм Основанием для постановки «диагноза» при этом психологическом синдроме служит сочетание следующих показателей: ♦ Высокая оценка взрослыми (родителями) уровня развития ребенка. ♦ Высокий уровень речевого развития при недоразвитии остальных познавательных процессов. ♦ Отсутствие признаков органического поражения мозга. Этот признак отличает вербализм, являющийся следствием специфических особенностей воспитания ребенка, от некоторых форм задержки психического развития, имеющих физиологическую природу.
Рекомендуемая литература для родителей Бугрименко Е. А., Цукерман Г. А. Чтение без принуждения. — М.: Новая школа, 1993. — 96 с. Венгер Л. А.. Венгер А. Л. Домашняя школа мышления. — М.: Знание, 1992. Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. Ступени общения: от года до шести. — М.: ИНТОР, 1996. —160 с. Дольто Ф. На стороне ребенка. — СПб: Петербург-XXI век, 1997. — 528 с, Дьяченко О. М., Веракса Н. Е. Чего на свете не бывает? — М.: Знание, 1994. —160 с. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. —Ярославль: Академия развития, 1997. — 240 с. Популярная психология для родителей. / Под ред. А. А. Бодалева, А. С. Спиваковской, Н. Л. Карповой. — М.: Флинта, 1998. — 400 с. Развивающие игры для детей. Справочник. / Составитель Н. Ехевич. — М.: Физкультура и спорт-ТОМО, 1990. —128 с. Раттер М. Помощь трудным детям: Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1987. — 424 с. Рождественская Н. А. Как понять подростка. — М.: Роспедагентство, 1995. — 78 с.
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 562; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |