Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организация учебного процесса в вузе




Читайте также:
  1. A) Бесплатное ведение процесса и предоставление защиты
  2. I. Организация учащихся на выполнение работы.
  3. I. Организация учащихся на выполнение работы.
  4. I. Организация учащихся на выполнение работы.
  5. I. Организация учащихся на выполнение работы.
  6. I. Организация учащихся на выполнение работы.
  7. I. Организация учащихся на выполнение работы.
  8. I. Организация учащихся на выполнение работы.
  9. I. Организация учащихся на выполнение работы.
  10. I. Организация учащихся на выполнение работы.
  11. I. Организация учащихся на проведение работы.
  12. II этап: Организация исследования.

Образование как когнитивный институт общества.

КУЛЬТУРА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ТРУДА КАК АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

План:

  1. Образование как когнитивный институт общества.
  2. Организация учебного процесса в вузе.
  3. Понятие культуры интеллектуального труда.

 

 

В современном обществе образование является одной из самых обширных сфер человеческой деятельности. В ней занято более миллиарда учащихся и почти 50 млн. педагогов, кроме того, все более широко начинают развиваться формы «образования взрослых» (профессиональные курсы, стажировки, тренинги, аттестации и др.). Заметно повысилась социальная роль образования: от его направленности и эффективности сегодня во многом зависят перспективы развития человечества. В последнее десятилетие мир изменяет свое отношение ко всем видам образования. В новом информационном (постиндустриальном) обществе образование, особенно высшее, рассматривается как главный, ведущий фактор социального и экономического прогресса. Причина такого внимания заключается в понимании того, что наиважнейшей ценностью и основным капиталом современного общества является человек, способный к поиску и освоению новых знаний и принятию нестандартных решений.

Современное развитие общества требует внедрения в систему образования «инновационного обучения», которое сформировало бы у обучаемых способность к проективной детерминации будущего, ответственность за него, веру в себя и свои профессиональные способности влиять на это будущее. Дисциплина «Культура интеллектуального труда» содержит данный «инновационный» компонент, связанный с освоением студентами технологий планирования и реализации своего познавательного пространства , а затем и профессионального будущего, на основе собственных потребностей и социально-экономических условий.

Ключевая цель образовательного процесса высшего профессионального образования – это не просто организация учебного процесса, направленного на усвоение учебных дисциплин, а развитие, обогащение личности будущего специалиста – профессионала, т.е. формирование и «достраивание» общего фундамента интеллектуальной культуры студента. Становясь студентом вуза, индивид должен осознавать, что данное учреждение представляет собой, что является основаниями его функционирования.

Согласно российскому законодательству, высшее образование - это подготовка специалистов высшей квалификации для отраслей экономики, науки, техники и культуры. Высшее образование в России осуществляется высшими учебными заведениями в рамках системы высшего профессионального образования Российской Федерации (далее система ВПО РФ). В состав системы ВПО РФ включаются



§ федеральные государственные образовательные стандарты,

§ вузы, имеющие государственные лицензии,

§ научные, проектные, производственные и др. учреждения и организации, ведущие научные исследования,

§ органы, осуществляющие управление в сфере образования,

§ общественные и государственно-общественные объединения (творческие союзы, методические советы).

Разъясним основные понятия, характеризующие состав системы ВПО РФ. Федеральные государственные образовательные стандарты – документы, предназначенные для обеспечения единства образовательного пространства РФ, качества ВПО, признания и установления эквивалентности документов иностранных государств о высшем образовании. Они представляют собой требования к структуре основных образовательных программ, а также требования к образовательным программам, формируемым в вузе; требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям; к результатам освоения студентами основных образовательных программ.

Уровни ВПО: высшее образование в России имеет 3 уровня: бакалавриат (степень «бакалавр», нормативный срок обучения 4 года); специалитет (квалификация «специалист», нормативный срок не менее 5 лет); магистратура (квалификация «магистр», нормативный срок 2 года – как продолжение на конкурсной основе обучения после получения степени «бакалавр»).

Высшее учебное заведение (ВУЗ) – это образовательное учреждение, учрежденное и действующее на основании законодательства РФ, имеющее статус юридического лица и реализующее в соответствии с лицензией образовательные программы ВПО. В состав ключевых задач вуза входит

§ удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего образования;

§ развитие наук и искусств путем научных исследований и творческой деятельности научно-педагогических работников и студентов, использование полученных результатов в образовательном процессе;

§ подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников с высшим образованием и научно-педагогических работников;

§ формирование у студентов гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократии;

§ сохранение и преумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества;

§ распространение знаний среди населения, повышение его образовательного и культурного уровня.

В России функционируют четыре вида высших учебных заведений: Федеральный университет, Университет, Академия и Институт. Их нормативные отличия связаны со спектром реализуемых направлений деятельности и определены в статье 9 «Виды и наименования высших учебных заведении Федерального закона № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

ВУЗы реализуют образовательные программы в следующих формах: очная, очно-заочная (вечерняя), заочная, экстернат (самостоятельное изучение дисциплин). В последнее время на волне информатизации вузы начали применять дистанционные технологии обучения студентов, внедряемые во все формы, но наиболее распространенные в контексте заочной формы обучения.

Под дистанционными образовательными технологиями (далее ДОТ) понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника[1]. Целью использования ДОТ образовательным учреждением является предоставление обучающимся возможности освоения образовательных программ непосредственно по месту жительства обучающегося или его временного пребывания (нахождения). ВУЗ вправе использовать ДОТ при всех предусмотренных законодательством Российской Федерации формах получения образования или при их сочетании, при проведении различных видов учебных, лабораторных и практических занятий, практик (за исключением производственной практики), текущего контроля, промежуточной аттестации обучающихся. Использование ДОТ не исключает возможности проведения учебных, лабораторных и практических занятий, практик, текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестаций путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся. Соотношение объема проведенных учебных, лабораторных и практических занятий с использованием ДОТ или путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся определяется образовательным учреждением.

В связи с вышесказанным перед нами встает вопрос о том, что же представляет собой и из чего складывается «вузовский» образовательный процесс, получение студентом высшего образования, каковы требования государства и общества к студенту вуза.

 

 

Образовательный процесс в вузе коренным образом отличается от обучения на любой из предыдущих ступеней образования. От того, насколько информирован новоиспеченный студент об особенностях «вузовского» учебного процесса, насколько он к ним адаптировался, зависит успешность его обучения. С точки зрения содержания, образовательный процесс в вузе предполагает освоение студентом системы общих и научных, практических знаний об окружающей действительности, получение знаний и навыков применения методов исследовательской работы, научного познания, приобретение и закрепление нравственных качеств, эстетического вкуса, ценностного отношения к учебной деятельности, профессии, труду и к миру в целом.

Иной является и форма, в которой образовательный процесс реализуется. Учебный процесс в вузе организован так, чтобы обеспечить выполнение требований к специалисту, изложенных в государственном образовательном стандарте. Обучение студентов ведется по учебным планам. Учебный план - основной документ, в соответствии с которым в вузе осуществляется организация учебного процесса по подготовке выпускников конкретной специальности в течение всего периода обучения студентов в вузе. Учебный план содержит: перечень изучаемых дисциплин; объемы часов, отводимых на изучение предусмотренных планом дисциплин; установленные формы контроля. По учебному плану ежегодно составляются рабочие учебные планы, которые учитывают требования утвержденного ректором на данный учебный год графика учебного процесса. Этим графиком регламентируется количество учебных недель в каждом семестре (осеннем и весеннем), даты начала семестров, сессий, каникул, практик. В рабочем учебном плане также указываются зачеты и экзамены, выносимые на сессии, а в графике учебного процесса - сроки проведения учебных аттестаций. Учебный процесс в вузе проводится по расписанию учебных занятий. Студенту рекомендуется записать для себя, в каком учебном корпусе Института располагаются библиотека, учебные аудитории, номера аудиторий, в которых располагаются кафедры, деканат, время начала и окончания занятий, чтобы четко планировать свое пребывание в вузе и не допускать опозданий на занятия.

Важно также понимать, что учебная деятельность протекает в совершенно новом формате. Учебные занятия из уроков превращаются в лекции, семинары, практические и лабораторные занятия. Чтобы быстро включиться и эффективно участвовать в разных видах учебных занятий, нужно понять их существенные характеристики. Отметим кратко основное о сути разных видов аудиторных занятий. Лекция - это логически стройное, систематическое, последовательное и ясное изложение учебных и научных вопросов. Она предназначена для того, чтобы закладывать основы научных знаний, определять направление, основное содержание и характер всех других видов учебных занятий, а также самостоятельной работы студентов. Практические занятия - это занятия, проводимые под руководством преподавателя в учебной аудитории, направленные на углубление научно-теоретических знаний и овладение определенными методами самостоятельной, в том числе исследовательской, работы. Семинар - это практическое занятие по гуманитарной дисциплине, на котором студенты приобретают умения оформлять рефераты, учатся конспектировать первоисточники, устно излагать материал, а также защищать научные положения и выводы. На консультациях рассматриваются вопросы, касающиеся организации, и методики внеаудиторной самостоятельной работы студентов, связанные с уточнением тех или иных научных данных, новых для студента понятий, методов решения задач; даются сведения о дополнительной литературе.

Особо хотелось бы отметить, что важную роль в учебном процессе вуза занимают аттестационные мероприятия, в ходе которых осуществляется контроль знаний, полученных студентами. Экзаменационные сессии проводятся дважды в течение учебного года - в конце каждого семестра. К сессии допускаются студенты, не имеющие академической задолженности за семестр и сдавшие все зачеты. Продолжительность сессии - три-четыре недели, количество экзаменов - обычно три – пять (в условиях реализации сокращенных основных образовательных программ их может быть больше). Расписание экзаменов составляется, исходя из расчета выделения трех-четырех дней на подготовку к каждому экзамену. Этого времени вполне достаточно студенту для повторения и систематизации изученного материала по конкретной учебной дисциплине.

Данные составляющие образовательного процесса в вузе могут быть реализованы лишь при условиях наличия у студентов таких качеств и способностей, как собранность, настойчивость, воля, высокая эмоциональная культура и навыков самовоспитания, самообучения, самоуправления, самоконтроля, самосовершенствования. Это связано в первую очередь с возрастанием роли и объема самостоятельности студента в процессе приобретения новых знаний. При этом в вузе также существенно изменяется порядок контроля за ходом обучения: контрольных мероприятий становится меньше, они проводятся реже. На смену ежедневным опросам на уроках приходят экзаменационные сессии, проводимые дважды в год, учебные аттестация, организуемые дважды в семестр; другие формы контроля, осуществляемые по графику учебного процесса. Такой порядок иногда вызывает у некоторых студентов неверное представление о легкости студенческой жизни, что чревато серьезными негативными последствиями, так как, например, низкие оценки могут привести не только к неприятным объяснениям в деканате, но и к отчислению из Института еще до начала экзаменационной сессии.

Чтобы успешно и эффективно овладевать специальными профессиональными знаниями, студенту необходимо также знать некоторые общие правила и технологии получения учебной информации, иметь представление о содержании учебного плана выбранной специальности, о требованиях, предъявляемых к выпускнику вуза. Вся эта информация в совокупности образует содержание курса «Культура интеллектуального труда».

 





Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 5101; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2019) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.003 сек.