Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Примерный перечень вопросов для подготовки к зачету




Электронные ресурсы

1. http://www.studygs.net/russian/metacognition.htm – Рекомендации учащимся Study Guides and Strategies, сайт создан, развивается и поддерживается Джо Ландсбергером (Joe Landsberger) как общедоступный образовательный ресурс.

2. http://www.superidea.ru/ – Развитие творческого мышления и интеллекта, Личный сайт Андрея Малыгина.

3. http://www.mind-map.ru/ – Тренинг эффективного мышления. Интеллект-карты.

4. http://www.alleng.ru/edu/inform.htm – Справочники, энциклопедии, словари.

5. http://www.reasoning.ru – Искусство разумного рассуждения.

6. http://www.chelt.ru – сайт издательства журнала «Человек и труд»[1]

7. http://www.antiplagiat.ru/

8. http://www.erudition.ru/referat/printref/id.35293_1.html

 


Приложение 1.

 

1. Понятие интеллектуального труда и его значение в жизни общества.

2. Образование как когнитивный институт общества.

3. Понятие и формы организации учебного труда.

4. Влияние новых технологий на формы организации и содержание учебного труда.

5. Понятие культуры интеллектуального (учебного) труда.

6. Основные компоненты культуры интеллектуального труда студента вуза.

7. Показатели и оценка уровня культуры интеллектуального труда студентов.

8. Особенности культуры интеллектуального труда в условиях современной информационно-образовательной среды вуза.

9. Постановка учебных целей.

10. Элементы тайм-менеджмента в учебной работе.

11. Планирование учебной работы.

12. Приемы самоанализа, самооценка.

13. Инструменты визуализации учебной информации.

14. Особенности учебной работы на лекциях (техника конспектирования, тренировка внимания, умение задавать вопросы).

15. Правила аргументации и доказательства.

16. Ошибки аргументации и доказательства.

17. Особенности учебной работы на семинарах и практических занятиях (техника ответа, устное выступление, участие в дискуссии).

18. Письменные работы: реферат, эссе, статья, тезисы.

19. Работа с текстом как вид учебной работы.

20. Особенности самостоятельной работы (работа с текстом, выполнение домашних заданий, повторение пройденного материала);

21. Формы контроля в учебной работе.

22. Презентация результатов интеллектуального труда.

23. Как избежать плагиата.

24. Использование новых информационных и телекоммуникационных технологий в учебной работе.

25. Навыки самопрезентации.


Приложение 2.

Задание для выполнения самостоятельной работы по курсу.

 

Пояснительная записка

Контрольно-измерительные материалы – самостоятельная работа по дисциплине «Культура интеллектуального труда» - составлены в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и может быть применена в качестве альтернативной формы аттестации студентов по дисциплине.

Самостоятельное освоение дисциплины «Культура интеллектуального труда» предполагает формирование знаний и навыков эффективного обучения студента в высшем учебном заведении, знание основных принципов, структуры и технологий интеллектуальной деятельности, умение использовать полученные знания в своей будущей профессии. В качестве заданий контрольной работы по дисциплине «Культура интеллектуального труда» предложены ряд вариантов (см.ниже).

Выбор варианта осуществляется по первой букве фамилии студента. Каждый вариант включает 1 теоретическое задание и 2 практических.

Ответ на теоретический вопрос представляет собой оформленный конспект из учебной и научной литературы, снабженный ссылками на 2 – 3 источника (учебник, монография или статья из научного журнала), не превышающий 2 страниц печатного текста.

Практические задания первого типа – написание эссе на предложенную тему – должны соответствовать форме задания (жанр, объем, содержание, наличие собственных оценок и выводов, предложений, наличие ссылок и сносок – не менее 5 источников).

Практические задания второго типа – подготовка схем и таблиц по указанному тематическому вопросу - не более 2 страниц (1я страница – схема или таблица, 2я – краткие к ней комментарии). При выполнении таблицы необходимо включать графы с определением, примером, характерными чертами объекта, по которым его можно сравнить с другим объектом данной таблицы.

Первым в таблице заданий всегда указано теоретическое задание, остальные два – практические.

Титульный лист оформляется по установленному образцу.

При подготовке самостоятельной работы советуем изучить источники (см. ниже перечень источников по дисциплине).

 

Выбор варианта контрольной работы

 

Буква Вариант Задания
    А, Б I. Понятие интеллектуального труда и его значение в жизни общества.
Эссе на тему «Особенности самостоятельной работы студента вуза». При подготовке необходимо учесть такие моменты, как работа с текстом, выполнение домашних заданий, повторение пройденного материала и т.п.
Построить схему «Доклад: содержание, этапы, правила подготовки и выступления»
    В, Г II. Понятие и формы организации учебного труда.  
Эссе на тему «Здоровый образ жизни как основа успешной интеллектуальной деятельности студента вуза»
Построить схему «Этапы научного исследования»
    Д, Е, Ё III. Влияние новых технологий на формы организации и содержание учебного труда.
Эссе на тему «Особенности самостоятельной работы студента вуза». При подготовке необходимо учесть такие моменты, как работа с текстом, выполнение домашних заданий, повторение пройденного материала и т.п.
Построить таблицу «Новые информационные и телекоммуникационные технологии в учебной работе студента вуза».
    Ж, З, И IV. Понятие, компоненты и параметры культуры интеллектуального (учебного) труда.
Эссе «Культура работы с книгой» Примечание: книга предполагается, прежде всего, учебная или научная.
Построить схему «Кейс – как метод учебной работы»
    К V. Компоненты культуры интеллектуального труда студента вуза: компоненты, их характеристики, конкретные проявления, их прикладное значение.
Эссе на тему «Как организовать самостоятельную работу студента вуза в рамках дистанционного обучения?».
Построить таблицу «Факторы успешной работы мозга»
    Л, М VI. Показатели и оценка уровня культуры интеллектуального труда студентов (в качестве примера произвести и описать оценку собственного уровня культуры интеллектуального труда).
Эссе на тему «Особенности самостоятельной работы студента вуза». При подготовке необходимо учесть такие моменты, как работа с текстом, выполнение домашних заданий, повторение пройденного материала и т.п.
Построить схему «Самопрезентация студента вуза» (с т.зр. результатов интеллектуальной учебной деятельности)
    Н, О VII. Постановка учебных целей: понятие, подходы, технологии, значение.
Эссе «Управленческие идеи в «Науке побеждать» русского полководца А.В.Суворова»
Построить схему «Письменные работы студента вуза». Примечание: учесть такие виды работ, как конспект лекции, конспект книги, реферат, эссе, статья, тезисы.
    П VIII. Элементы тайм-менеджмента в учебной работе студента вуза.
Эссе на тему «Особенности самостоятельной работы студента вуза». При подготовке необходимо учесть такие моменты, как работа с текстом, выполнение домашних заданий, повторение пройденного материала и т.п.
Построить таблицу «Правила и ошибки аргументации и доказательства».
    Р, С IX. Планирование учебной работы студента вуза: цели, задачи планирования, основные подходы и технологии. Приложение: собственный план учебной деятельности на период до окончания ПИЭФ
Эссе «Профессиональная этика»
Подготовить таблицу «Формы контроля в учебной работе». Примечание: учесть такой вид контроля, как самоконтроль
    Т, У, Ф X. Приемы самоанализа, самооценки процесса и результатов учебной деятельности студента вуза.
Эссе на тему «Как избежать плагиата?» Примечание: учесть и описать не только определение и характеристики плагиата, но и принципы применения системы AntiPlagiat.ru
Подготовить таблицу «Формы полилога в учебной деятельности» Примечание: учесть такие формы, как дебаты, дискуссия, спор, коллоквиум, диспут, полемика и т.п., описать не только их суть, но и правила и типичные ошибки применения, рекомендации по применению в учебной деятельности
    Х, Ц, Ч, Ш, Щ XI. Особенности учебной работы на лекциях (техника конспектирования, тренировка внимания, умение задавать вопросы).
Эссе на тему «Культура речи как элемент интеллектуальной культуры студента вуза»
Подготовить таблицу «Инструменты визуализации учебной информации».
    Э, Ю, Я XII. Особенности учебной работы на семинарах и практических занятиях (техника ответа, устное выступление, доклад, участие в дискуссии).
Эссе на тему «Как избежать плагиата?» Примечание: учесть и описать не только определение и характеристики плагиата, но и принципы применения системы AntiPlagiat.ru
Построить таблицу «Главные правила и ошибки при подготовке и использовании презентаций Power Point»

 

Список источников для подготовки контрольной работы:

 

1. Андреев Г.И., Смирнов С.А., Тихомиров В.А. В помощь написания диссертации и рефератов: основы научной работы и оформление результатов научной деятельности: учеб.пособие. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 272с.

  1. Безуглов И.Г., Лебединский В.В., Безуглов А.И. Основы научного исследования: учебное пособие. – М.: Академический Проект, 2008. – 194 с.
  2. Белогурова В.А. Научная организация учебного процесса (учебная литература для студентов, аспирантов и преподавателей профессиональных учебных заведений). – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. – 448с.
  3. Валеева Н.Ш., Гончарук Н.П. Психология и культура умственного труда: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2004. – 236с.
  4. Вассерман Л.И. Потенциал интеллектуального развития: тестовая методика психологической диагностики: учебно-методическое пособие. – СПб.: Речь, 2008. – 112 с.

2. Воронцов Г.А. Письменные работы в вузе: Учебное пособие для студентов – Ростов-н/Д: "МарТ", 2002.

3. Дайана Халперн, Психология критического мышления, – СПб.: 2000.

  1. Дресвянников В.А. Построение системы управления знаниями на предприятии: уч.пособие для студентов высших учебных заведений. – М.:Кнорус, 2006. – 344с.
  2. Зубра А.С. Культура умственного труда студента: пособие для студентов высших учебных заведений / А.С. Зубра. – 2-е издание., испр. и доп. – Минск: Дикта, 2007. – 228 с.
  3. Кожухар В.М. Основы научных исследований: учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010. – 216 с.
  4. Кожухар В.М. Практикум по основам научных исследований: учеб. пос. для вузов. – М.: Изд-во АСВ, 2008. – 112 с.
  5. Колесникова Н.И. От конспекта к диссертации: учеб. пос. по развитию навыков письменной речи. – 4-е изд. – М.: Флинта: Наука, 2008. – 288 с.

4. Косырев В.Н. Культура учебного труда студента: Учеб. Пособие. – Тамбов: ТГУ, 1997.

  1. Кузнецов И.Н. Рефераты, курсовые и дипломные работы. Методика подготовки и оформления. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008 – 340с.

5. Лаврентьев Г.В. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов. – Ч.1. – Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2002. – 340 с.

  1. Леженкина Т.И. Научная организация труда персонала: учебник. – М.: Маркет ДС, 2008. – 232с.

6. Лотман Ю. М. Культура как коллективный интеллект. – М.: 1977.

7. Основы научных исследований: теория и практика: учеб.пособие для студентов вузов / В.А. Тихонов (и др.) – М.: Гелиос АРВ, 2006. – 352с.

8. Попков В.А., Коржуев А.В. Теория и практика высшего профессионального образования. – М.: Академический проект, 2004.

9. Попков В.А., Критическое мышление в контексте задач высшего профессионального образования, – М.: МГУ, 2001, 168 С.

10. Резник С.Д. Студент ВУЗа: технологии и организация обучения: Учебное пособие. – М.:Инфра-М, 2010. – 475 с.

11. Современные образовательные технологии: учебное пособие. Под ред. Н.В. Бордовской. – М.: КНОРУС, 2010. – 432 с.

12. Сорина Г.В. Основы принятия решений. – М.: Экономист, 2004. 187с.

13. Холодная М. А. Когнитивные стили. М. 2004.

14. Шаповал В.В., Митрофанов К.Г. Как быстро и правильно написать. Пособие для старшеклассников и студентов. – М.: Издательский дом «Новый учебник», 2004. – 32с.

15. Эко У. Как написать дипломную работу. Гуманитарные науки: учебно-методическое пособие / Пер. с ит. Е. Костюкович. – М.:КДУ, 2004. – 240с.

Ресурсы Интернет

1. http://www.studygs.net/russian/metacognition.htm – Рекомендации учащимся Study Guides and Strategies, сайт создан, развивается и поддерживается Джо Ландсбергером (Joe Landsberger) как общедоступный образовательный ресурс.

2. http://www.superidea.ru/ – Развитие творческого мышления и интеллекта, Личный сайт Андрея Малыгина.

3. http://www.mind-map.ru/ – Тренинг эффективного мышления. Интеллект-карты.

4. http://www.alleng.ru/edu/inform.htm – Справочники, энциклопедии, словари.

5. http://www.reasoning.ru – Искусство разумного рассуждения.

6. http://www.chelt.ru – сайт издательства журнала «Человек и труд»

 


[1] статья 32 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании»

[2] Внимание – сосредоточение психической деятельности на одном или нескольких взаимосвязанных объектах.

[3] Память – процесс формирования, хранения и воспроизводства в определенное время необходимой информации.

[4] Отражение качеств предметов в их комплексе, т.е. процесс их отражения в момент их непосредственного воздействия на органы чувств.

[5] Мышление — высшая ступень человеческого познания, процесс отражения в мозге окружающего реального мира, основанная на двух принципиально различных психофизиологических механизмах: образования и непрерывного пополнения запаса понятий, представлений и вывода новых суждений и умозаключений. Формы и законы мышления составляют предмет рассмотрения логики. В контексте дисциплины «Культура интеллектуального труда» мышление – это активный процесс переработки получаемой информации, порождение или получение нового знания, а также творческое преобразование имеющихся знаний.

[6] Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление. М., «Наука». 1991. С. 11-12.

[7] См. Еремин А.Л. К стратегии оптимизации параметров условий труда при интеллектуальной деятельности и повышению интеллектуальной работоспособности // Сборник тезисов научно-практических работ к 85-летию образования санитарной службы. Краснодар: РИЦ «Флер-1», 2007. – С.120-135.

[8] См. Голубкин В.Н. Интеллектуальный капитал в эпоху глобализации мировой экономики // Бизнес-образование, 2005. №1 (18) С. 23-25.

[9] См. Голубкин В.Н. Интеллектуальный капитал в эпоху глобализации мировой экономики // Бизнес-образование, 2005. №1 (18) С. 23-25.

[10] Голубкин В.Н. Интеллектуальный капитал в эпоху глобализации мировой экономики // Бизнес-образование, 2005. №1 (18) С. 23-25.

[11] см. Федеральный закон от 22.08.1996 N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»

[12] Формы полилога – диспут, дискуссия, дебаты, полемика, коллоквиум и т.д.

[13] Рефлексия – от лат. обращение назад, отражение, - самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и течения собственной деятельности, внутренней жизни. Рефлексия включает самопознание, переосмысление и перепроверку своего мнения о себе, о других людях и т.п. Способы рефлексии – выдвижение гипотезы, идеализация, анализ причин впечатления, переживания. В процессе решения нестандартных творческих задач необходимо возникает интеллектуальная рефлексия.

[14] См. нормативно-правовые документы Пермского института экономики и финансов, регулирующие научно-исследовательскую деятельность студентов.

[15] Составлено по Резник С.Д., Игошина И.А. Студент вуза: технологии и организация обучения. Учеб.пособие. – М.: ИНФРА-М, 2009. с. 20-25

[16] Самоменеджмент - последовательное и целенаправленное использование руководителем или специалистом испытанных методов и практических приемов работы в повседневной деятельности для повышения эффективности выполняемых процедур и операций, достижения намеченных целей // http://slovari.yandex.ru/~книги/Экономика%20и%20финансы/Самоменеджмент/

[17] Рекомендации по эффективной работе над дипломов дает в своей работе Умберто Эко «Как написать дипломную работу. Гуманитарные науки». – М., 2004. – 240 с.

[18] Самостоятельная работа – это целенаправленная, внутренне мотивированная, структурированная самим студентом в совокупности выполняемых действий, контролируемая и корригируемая им по процессу и результатам учебная деятельность

[19] Составлено по Резник С.Д., Игошина И.А. Студент вуза: технологии и организация обучения. Учеб.пособие. – М.: ИНФРА-М, 2009.- с.194.

[20] НИР – научно-исследовательская работа

[21] См. подробнее в источнике Валеева Н.Ш., Гончарук Н.П. Психология и культура умственного труда: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2004. – с.29-43

[22] См. Смирнов С. Д. Психологические факторы успешной учебы студентов вуза // Вестник Московского университета: Научный журнал. — 2004. — № 1. — С. 10—35.

[23] Педагогика и психология высшей школы. Ростов на Дону, 2002.

 

[24] Культура чтения – важнейшая часть общей культуры личности и необходимое условие ее активной познавательной деятельностью. Студент должен быстро и много читать и при этом понимать смысл прочитанного. Совет: 1) ведите читательский дневник, записывая по прочитанному тексту автора, название, кол-во страниц и главную мысль или главные идеи; 2) пишите отзывы на прочитанные тексты – объемом не более, чем на 1 страницу.

[25] Алгоритм чтения: название, автор, проблема, которой посвящена работа, главная идея или мысль, факты, ее обосновывающие, оценка прочитанного.

[26] При традиционном чтении глаза передвигаются по строке плавно слева направо. В действительности глаза двигаются скачками, и в момент остановок происходит восприятие текста. У быстро читающего глаза двигаются не быстрее: просто человек эффективно использует остановки глаз, успевая увидеть за одну остановку не одно, а несколько слов. Главное при скорочтении – расширение угла зрения. Тренировки – прекрасный способ научиться быстро читать.

[27] См. подробнее Валеева Н.Ш., Гончарук Н.П. Психология и культура умственного труда. – М.: КНОРУС, 2004. с.116-117

[28] Если студенты придумывают собственные вопросы по тексту и сами же отвечают на них, то это способствует лучшему пониманию и запоминанию текста.

[29] Графические систематизаторы – пространственные построения, требующие от студентов тщательного выявления глубинной структуры изучаемого материала, когда понятия. Идеи, объекты связываются между собой разнообразными отношениями.

[30] В основе этой техники лежит принцип «радиантного мышления», относящийся к ассоциативным мыслительным процессам, отправной точкой или точкой приложения которых является центральный объект. (Радиант — точка небесной сферы, из которой как бы исходят видимые пути тел с одинаково направленными скоростями, например, метеоров одного потока). Это показывает бесконечное разнообразие возможных ассоциаций и следовательно, неисчерпаемость возможностей мозга. Подобный способ записи позволяет диаграмме связей неограниченно расти и дополняться. Диаграммы связей используются для создания, визуализации, структуризации и классификации идей, а также как средство для обучения, организации, решения задач, принятия решений, при написании статей.

[31] монолог – это развернутая цепь суждений; предложения имеют полную грамматическую форму, обычно они следуют в своем построении моделям. Для первоначального этапа самообучения монологической речи используйте монолог-рассказ и пересказ, монолог-описание, монолог-высказывание.

[32] диало́г – от греч. разговор, беседа двух и более лиц — тип речевой коммуникации, осуществляющейся в отличие от монолога в виде словесного обмена репликами между двумя и более взаимодействующими собеседниками.

[33] Коллоквиум - от лат. разговор, беседа – одна из форм учебных занятий, проводимых в форме научного собрания, на котором заслушиваются мнения.

[34] См. подробнее о технологиях работы с информацией - Бордовская Н.В. Современные образовательные технологии. М.: КНОРУС, - 2010.- с.129-131

[35] См. подробнее на http://www.erudition.ru/referat/printref/id.35293_1.html

[36] См. таблицу общепринятых сокращений и примеры индивидуальных сокращений в работе Шаповал В.В., Митрофанов К.Г. Как быстро и правильно написать конспект. – М.: Издательский дом «Новый учебник», 2004. – с. 42-47.

 

[37] Тезис – это положение, которое требуется доказать.

[38] Аргументы – это категории, которыми пользуются при доказательстве истинности тезиса.

[39] Выводы – это мнение, основанное на анализе фактов.

[40] См. подробнее http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D1%81%D1%81%D0%B5; http://www.msses.ru/education/students/essay/good_essay.php; http://www.genon.ru/GetAnswer.aspx?qid=fdd20527-e980-4caf-bdbf-b7fcc1eff5cb

[41]См., образцы оформления списка литературы в Реферат как форма самостоятельной работы студента: методическое пособие для студентов / Сост. Ю.Г. Гладких – Пермь: АНО ВПО «Пермский институт экономики и финансов», 2010. –с. 19-25.

[42] См. Реферат как форма самостоятельной работы студента: методическое пособие для студентов / Сост. Ю.Г. Гладких – Пермь: АНО ВПО «Пермский институт экономики и финансов», 2010. –с. 28-32.

[43] http://www.antiplagiat.ru/

[44] В век информационных технологий и электронной коммуникации необходимо развивать именно электронное, или онлайн-портфолио. Данный формат позволяет легко и эффективно общаться через Интернет с возможными работодателями. Портфолио может быть размещено как на персональном сайте, так и на сайте вуза..

 

[45] См. Могилевкин Е. Портфолио карьерного продвижения как современная технология планирования и развития карьеры выпускников вуза // Управление персоналом, 2006, №5 // СПС КонсультантПлюс

[46] См. подробнее упражнения по развитию интеллектуальных способностей Зубра А.С. Культура умственного труда. – Минск, 2007 – с. 38 - 106

[47] Когнитивная схема – это обобщенная и стереотипизированная форма хранения прошлого опыта относительно строго определенной предметной области. Она отвечает за прием, сбор и преобразование информации в соответствии с требованием воспроизведения устойчивых, нормальных, типичных характеристик происходящего.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 897; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.061 сек.