Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Список источников 3 страница




Почему «сессионный штурм» не эффективен? Быстрое заучивание невозможно. Продуктивность возможна только тогда, когда имеет место многоразовое обращение к одному и тому же материалу (повторение заучиваемого через 8 часов, через сутки, через недели после первого безошибочного воспроизведения – вот примерная динамика надежного заучивания. За 3-5- дней, что дается на подготовку к экзамену, это оказывается невозможным. Таким образом, сессия должна стать естественным итогом обмена знаниями студента (активно работавшего весь семестр) и преподавателя.

В завершение отметим, что для успешной сдачи экзаменов, как и для успешного обучения вообще, режим студента должен строиться на таких принципах:

1) поставить перед собой четкие задачи учебной работы;

2) разработать собственный план учебной деятельности;

3) действовать по продуманной системе;

4) сдавать экзамены и зачеты только в указанные сроки.

 

 

Что является содержанием полноценной и успешной учебной деятельности? В состав главных компонентов полноценной учебной деятельности[21] входят:

1) мотивы;

2) учебные задачи;

3) система учебных действий для решения задач;

4) контроль, переходящий в самоконтроль;

5) оценка, переходящая в самооценку.

Что влияет на успешность учебы? На успешность обучения студентов в высших учебных заведениях влияет огромное количество самых разных факторов. Среди них можно отметить такие, как материальное положение, состояние здоровья, возраст, семейное положение, уровень остаточных знаний, владение навыками самоорганизации, планирования и контроля своей деятельности (прежде всего учебной), мотивы выбора вуза и профессии; информированность о специфике вузовского обучения, форма обучения (очная, вечерняя, заочная, дистанционная и др.), материальная база вуза; уровень квалификации преподавателей, престижность вуза и, наконец, индивидуальные психологические особенности студентов.

Итак, успешная учебная деятельность связана с несколькими факторами. Какие из них являются ключевыми? Это и способность студента управлять своей учебной деятельностью, и формирование, применение и совершенствование учебных навыков, и самоконтроль результатов самообучения. Если обратимся к мнениям исследователей[22], то обнаружим, что психологи и педагоги чаще всего называют такие особенности студентов, как уровень интеллекта (способность усваивать знания, умения, навыки и успешно применять их для решения задач); креативность (способность самому вырабатывать новые знания); учебная мотивация, обеспечивающая сильные положительные переживания при достижении учебных целей; высокая самооценка, приводящая к формированию высокого уровня притязаний, и др. Однако, отметим, что эти факторы действую лишь в том случае, если у студента сформирована внутренняя установка на повседневный, упорный и тяжелый труд по овладению знаниями и профессиональным мастерством в условиях достаточно частых или длительных неудач, которые неизбежны в любой сложной деятельности.

Среди факторов, обуславливающих успешность учебной деятельность студента вуза, наиболее важным является характер учебной мотивации. Среди мотивов учебной деятельности обычно выделяют направленность на получение знаний, на получение профессии, на получение диплома. Студенты, нацеленные на получение знаний, характеризуются высокой регулярностью учебной деятельности, целеустремленностью, сильной волей и др. Те из студентов, кто направлен на получение профессии, часто проявляют избирательность, деля дисциплины на «важные» и «не очень важные» для своего профессионального становления, что, конечно же, скажется на академической успеваемости этих студентов[23]. Учеба ради диплома делает студента еще менее разборчивым в выборе средств на пути к его получению – нерегулярные занятия, «сессионная штурмовщина», шпаргалки и т.п., и перспектива получения диплома становится скорее призрачной, чем реальной.

Учебная мотивация в свою очередь обусловлена учебной компетентностью, в основе которой лежит целая система общеучебных навыков, без которых невозможно выполнить даже самое простое интеллектуальное действие.

Общеучебные умения и навыки - это универсальные для многих учебных предметов способы получения и применения знаний, «гибкие по своим свойствам, обладающие свойством широкого переноса действия» (В.В. Краевский, А.В. Усова). Они необходимы при решении любых задач, независимо от их конкретного содержания.

К важнейшим общеучебным навыкам, которыми должен владеть любой студент вуза, относятся учебно-организационные, учебно-интеллектуальные, учебно-информационные, учебно-коммуникативные, учебно-рефлексивные умения и навыки.

Рассмотрим состав каждого подробнее (см. табл. 3.2).

Таблица 3.2Общеучебные навыки студента вуза

Учебно-организационные умения и навыки. *Обеспечивают студенту планирование, организацию, контроль, регулирование и анализ собственной познавательной деятельности
Умения и навыки определения цели познавательной деятельности Умение самостоятельно ставить цели в ходе учебного процесса
Умение осознавать важность целей при изучении различного учебного материала на лекциях и практических занятиях.
Умение ставить учебную задачу.
Умения и навыки планирования познавательной учебной деятельности Умение выбирать рациональные и оптимальные пути достижения поставленных целей
Умение планировать свою самостоятельную работу на занятиях и дома
Умение осуществлять планировать на день, неделю, месяц, семестр, год, весь период обучения в вузе.
Умение выполнять план, исходя из своих индивидуальных особенностей и возможностей
Умение определять последовательность и продолжительность этапов своей умственной деятельности
Умение построить модель своей познавательной деятельности, программировать свои интеллектуальные действия
Умение корректировать этапы и способы интеллектуальных действий
Умения и навыки организации учебно-познавательной деятельности Навыки определения наиболее эффективных способов умственных действий
Умение выявить свои интеллектуальные способности и особенности; оптимальные темпы и формы работы в различных областях интеллектуальной деятельности
Умение выявить собственный интеллектуальный потенциал и пути его раскрытия
Навык организации рабочего места
Умение создавать благоприятные для эффективной умственной работы психологические условия
Навыки выбора и организации режима умственной деятельности
Навыки организации самостоятельной учебной деятельности в домашних условиях
Навыки прогнозирования результатов познавательной деятельности
Умения и навыки самоконтроля и самооценки результатов интеллектуальной деятельности Навыки владения способами самоконтроля
Умение проверить правильность своих теоретических знаний, достоверность и полноту изложения учебного материала, решения задачи
Прочность и регулярность навыков применения приемов самоконтроля
Понимание принципов и алгоритмов контрольно-оценочной деятельности
Понимание этапов оценки качества различных видов познавательной деятельности студентов вуза
Умение осуществлять многовариантные оценки результатов интеллектуальных действий
Учебно-интеллектуальные умения и навыки *Обеспечивают студенту четкую структуру содержания процесса постановки и решения задач познавательного процесса
Умения и навыки мыслительной деятельности Умения и навыки выполнения ряда основных мыслительных операций: - выделять главное и второстепенное; - применять законы формальной логики; - сопоставлять; - сравнивать; - обобщать; - устанавливать аналогии; - осуществлять анализ, синтез, дедукцию, индукцию, абстрагирование, конкретизацию; - классифицировать и систематизировать; - действовать по алгоритму; - находить противоречия
Умение формулировать гипотезу, ставить проблему
Умение обозначать свое понимание / непонимание по любому вопросу
Умение рационально запоминать Навыки выбора и использования оптимального способа запоминания, сохранения и воспроизведения информации: - приемы смысловой обработки текстов; - классификация; - составление планов; - нахождение ассоциаций с уже известным материалом; - включение новой информации в общую систему знаний; - реконструкция материала; - повторение и воспроизведения
Умение рационально отвечать на поставленный вопрос Умение грамотно сформулировать концепцию ответа и придерживаться ее во время ответа
Умение аргументировать положения, выносимые в ответ
Навыки применения общих стратегий решения задач Умение понять суть задачи
Умение видеть варианты решения задачи
Умение выбрать оптимальный вариант решения задачи из множества вариантов
Навыки прогнозирования ответа
Навыки аргументации решения
Навыки проверки решения задачи
Умение управлять вниманием Умение удерживать внимание
Умение видеть факторы, способствующие усилению внимания
Умение выявлять причины собственной невнимательности и устранять их
Учебно-информационные навыки *Обеспечивают студенту нахождение, переработку и использование информации для решения учебных задач
Умение работать с разными источниками информации - анализ ощущений, восприятий, представлений; - анализ наблюдений; - анализ текста (художественного, учебного, научного); - навыки работы с классификаторами, каталогами (например, библиографическими каталогами, которые бывают алфавитными и тематическими), справочниками, словарями, справочно-правовыми системами.
Навыки эффективного чтения[24] Навыки планирования работы с текстом статьи, книги[25];
Навыки быстрочтения (или скоростного чтения)[26];
Навыки смыслового чтения;
Навыки выяснения непонятного из прочитанного
Навыки ведения записи прочитанного: - заметки на полях (система маркировки текста в собственном (не библиотечном) источнике); - план (краткий или подробный перечень вопросов, раскрывающих логику текста); - выписки (всегда дословные, например, выписки цитат); - тезисы (краткие формулировки теоретических положений книги; - конспект (от лат. conspect – очерк, обзор) подробное и обстоятельное изложение материала книги.
Навык выбора способа чтения[27]: - чтение-просмотр; - чтение-поиск или сканирование текста; - выборочное чтение; - полное, медленное чтение без анализа текста; - углубленное чтение; - динамичное чтение
Умение задавать вопросы[28]
Знание закономерностей чтения: например, любой текст содержит много (до 70%) избыточной информации, мы думаем быстрее, чем читаем, при быстром чтении понимание текста выше, чем при медленном и т.д.
Навыки применения методов изучения текста: - метод поэтапного осмысления текста; - метод «Обзор, Вопрос, Чтение, Изложение, Повторение»
Умения и навыки эффективного слушания Умение эффективно слушать доклады, лекции, выступления, реплики, вопросы.
Навыки «сворачивания и «разворачивания» информации Навыки создания осмысленного внутреннего образа сути текста и его логических линий с помощью приемов – графических систематизаторов[29] (понятийных схем).
Знание видов графических систематизаторов: - линейные последовательности (например, цепочка логических рассуждений); - иерархии (древовидная структура уровней или ступеней разного порядка); - сети (демонстрация нескольких различных типов связей между объектами и явлениями); - матрица (при сравнении по ряду показателей нескольких объектов лучше пользоваться матрицей); - блок-схема; - схема; - таблица; - интеллект-карта (или диаграмма связей — способ изображения процесса общего системного мышления с помощью схем, удобная техника альтернативной записи, реализуется в виде древовидной схемы, на которой изображены слова, идеи, задачи или другие понятия, связанные ветвями, отходящими от центрального понятия или идеи)[30].  
Навыки письменной работы Умения и навыки написания разных видов письменных работ: эссе, реферат, тезисы, конспект, статья, отчет
Подготовка презентации средствами MS PowerPoint
Учебно-коммуникативные навыки *Позволяют студенту организовать сотрудничество с другими студентами и профессорско-преподавательским составом вуза, достигать взаимопонимания, организовать совместную деятельность со всеми участниками образовательного процесса
Умения и навыки владения монологической речью[31] Умение правильно устно выражать свои мысли в условиях решения достаточно сложных мыслительных задач
Навыки следования характерным параметрам монологической речи: ясность (точность мысли), логическая стройность и достаточная информативность, доказательность, а также выражение собственного отношения и оценки.
Навыки применения форм монологической речи: - краткая форма используется при одобрении, возражении, удивлении, реакции в виде реплик, почти всегда органически включается в диалогическую речь и поэтому может рассматриваться и самостоятельно, внутри диалогической речи; - развернутое монологическое высказывание существует отдельно, как особая форма устного высказывания (сообщение, рассказ, доклад, изложение, реферирование).
Навыки активного слушания Навыки определения и устранения причин неэффективного слушания (высокая скорость умственной деятельности, избирательность внимания, «антипатия» к чужим мыслям, предвзятое слушание и др.)
Навыки применения приемов эффективного слушания: - психологическая готовность, - умение выделять основные идеи услышанного, - умение учитывать психологические закономерности мышления, - концентрация на позитивном, - конспектирование, проговаривание внутренней речью, - умение задавать вопросы, не перебивать.
Навык диалога[32] Навык конструктивного диалога в различных видах учебной деятельности: на лекции (диалог лектора и слушателя с помощью вопросов), на семинаре (диалог преподавателя и студента, студента и студента), на консультации (диалог студента и научного руководителя)
Навык работы в полилоге Знание и навыки участия в различных формах полилога: - дискуссия; - диспут; - дебаты; - полемика
Навыки работы в форме коллоквиума[33]

Учебная компетентность студента подкрепляется также информационной[34], коммуникативной и языковой компетентностью[35]. Для студентов, получающих экономическое образование, на успешность учебной деятельности особым образом влияет языковая компетентность. Языковая компетентность способствует формированию важного умения - воспринимать и создавать связные тексты.

Кроме названных в данном параграфе факторов, влияющих на успешность обучения в вузе, в частности, мотивации, уровня интеллекта, самооценки и успехов на предыдущих этапах получения образования на наш успех влияет, прежде всего, вера в собственные силы, в свой интеллектуальный потенциал.

Вопросы для самоконтроля.

  1. Заполнить таблицу 3.1. «Тематический список важнейших дел на календарный (или учебный) год».
  2. Произвести мониторинг собственных общеучебных навыков на основании заполнения данных Таблицы 3.2 «Общеучебные навыки студента вуза».
  3. 3аполнить анкету, используя пятибалльную шкалу, определи средний балл по каждой группе общеучебных навыков, а также средний балл по всем группам (см. табл. 3.3).
  4. Составить схему факторов успешной учебной деятельности студентов вуза.
  5. Найти и изучить информацию о содержании и путей развития учебной, информационной, коммуникативной и языковой компетентности студента вуза.

Таблица 3.3Анкета «Мои Общеучебные навыки»

умения балл
учебно-организационные умения
1. принимать или намечать учебную задачу, ее конечную цель  
2. прогнозировать результаты работы  
3. готовить рабочее место в соответствии с заданием  
4. планировать ход выполнения задания  
5. рационально выполнять задание  
6. осуществлять самоконтроль и самооценку своей работы  
7. руководить работой группы или коллектива  
учебно-коммуникативные умения
8. высказываться устно в виде пересказа  
9. высказываться устно в виде рассказа  
10. высказываться устно в виде тематического ответа  
11. высказываться устно в виде характеристики  
12. высказываться устно в виде сообщения или доклада  
13. высказываться устно в виде аннотации текста  
14. высказываться устно в виде рецензии ответа товарища  
15. участвовать в учебном диалоге  
16. включаться в коллективное обсуждение проблем  
учебно-информационные умения
17. понимать и пересказывать прочитанное (после объяснения)  
18. находить нужную информацию в учебной литературе  
19. самостоятельно прорабатывать пункт или параграф  
20. пользоваться иллюстративным и справочным материалом  
21. выделять главное в тексте  
22. составить план пункта или параграфа учебника  
23. представить основное содержание текста в виде тезисов  
24. конспектировать текст  
25. составлять вопросы по тексту  
26. работать со справочной и дополнительной литературой  
27. усваивать информацию со слов преподавателя  
28. усваивать информацию с помощью слайдов  
29. усваивать информацию с помощью диска или аудио- записи  
30. усваивать информацию с помощью телепередачи  
31. усваивать информацию с помощью компьютера  
32. усваивать информацию с помощью видеомагнитофона  

 


 

1. Виды письменной работы студента вуза: конспект, эссе, реферат.

2. Доклад как один из основных видов самостоятельной исследовательской работы студента.

3. Портфолио студента как инструмент успешного продвижения будущего специалиста на рынке труда.

 

4.1. Виды письменной работы студента вуза: конспект, эссе, реферат

 

Студенты в ходе получения высшего образования фактически ежедневно сталкиваются с необходимостью выполнения самых различных письменных работ в рамках очень жестких сроков. В данном параграфе курса лекций представлены основы письменной работы, изучение которых с постоянной практикой написания разного вида текстов дает возможность студенту выработать собственную индивидуальную технологию подготовки письменных работ с учетом базовых норм, правил их подготовки, обработки и оформления.

Самым распространенным видом письменной работы студента является конспект. Конспект (от лат. Conspectus – обзор) является текстом, выполненным в письменной форме, в котором кратко и последовательно изложены содержательные моменты конспектируемого источника информации. Правильный конспект должен отражать логику и смысловые связи фиксируемой информации, а также помогает понимать информацию любой сложности, т.к. представляет ее в логическом, структурированном виде.

Следует отличать конспект лекции и конспект текста книги. Рассмотрим особенности и основные правила работы над конспектом.

Конспектирование лекций.

Лекция – одна из главных форм учебной работы. Учебник никогда не заменит живого общения с преподавателем, в котором раскрываются важнейшие моменты смыслов изучаемых вопросов. Поэтому конспектировать лекцию необходимо, а делать это надо таким образом, чтобы конспект служил студенту максимально продуктивно и долго. С чего начать конспектирования лекции? Во-первых, студент должен иметь на лекции инструменты для выполнения и маркировки конспекта: тетрадь, ручку, линейку, маркеры 1-2 цветов, карандаш. Во-вторых, необходимо выбрать удобную тетрадь, подготовить в ней поля, которые пригодятся для раскрытия и последующего дополнения материала лекции. В-третьих, в начале тетради необходимо оставить 1-2 страницы для фиксации названия дисциплины, фамилии, имени, отчества преподавателя, часов и места проведения его консультаций, основных требований к зачету или экзамену, списка сокращений (общепринятых, индивидуальных и рекомендованных преподавателем), которые студент будет использовать при конспектировании лекции, перечня рекомендованных для освоения дисциплины источников.

Начав конспектировать лекцию, студент обязательно должен фиксировать в конспекте тему и план лекции, записать информацию о связи данной темы с другими темами курса. При конспектировании необходимо придерживаться структуры плана лекции и применять для ее фиксации специальные обозначения. Например: вопрос плана можно обозначить цифрами 1, 2, 3, а подвопросы – 1.1, 1.2.

Главной ошибкой студента при конспектировании лекции является «запись диктанта». Лектор лекцию читает, а студент – слушает. Слушая лекцию, студент должен размышлять вместе с преподавателем, задавать вопросы (во внутренней речи или вслух) понимать то, о чем идет речь и фиксировать главное и важное в своем конспекте.

Конспект лекции является эффективным орудием учебного труда для студента только в том случае, если студент с ним работает и после его написания. Как показывает опыт, через 2-4 часа после написания конспект необходимо просмотреть, внести пометки, расшифровать «по горячим следам» неудачные, неточные сокращения, маркировать. При подготовке к следующей лекции или семинару (практическому занятию) по этой дисциплине конспект необходимо вновь прочитать и дополнить информацией из учебной основной и дополнительной литературы (зафиксировать на полях примеры, иллюстрирующие выводы лекции, определения новых терминов, уточнение нового контекста применения уже известных понятий). Повторное чтение конспектов должно состояться перед контрольной работой, зачетом или экзаменом. Это необходимо для того, что представить себе учебный материал темы или лекции целиком, в смысловом единстве и целостности, что, в свою очередь, позволит уйти от «зубрежки».

Конспектирование источников.

Студент часто недооценивает необходимость конспектирования при работе с книгой. Особенно это связано с развитием технологий. Все чаще студент заменяет конспект книги сканированной копией или ксерокопией. Однако, это неправильно. Копия – это фотография, а конспект – результат личных сознательных усилий студента. Конспектируя, студент не только вступает в беседу с автором, осваивает логику его рассуждений, но и извлекает информацию в соответствии со стоящими перед ним целями.

Начать конспект источника необходимо с предварительного просмотра материала, составления библиографического описания источника: в специальной тетради с широкими полями укажите автора, точное указание название источника, издательства, года и количества страниц, приблизительное описание структуры источника (по оглавлению) и аннотацию данного источника. В ходе конспектирования в нижнем углу каждой страницы конспекта приводите страничный интервал. Законспектированные фрагменты также необходимо обозначать страничными интервалами, а наиболее важные – цитировать. Конспект должен иметь структуру: наиболее важные фрагменты нужно обозначать крупными заголовками, использовать для выделения важных информационных блоков с помощью приемов верстки (жирность шрифта, подчеркивание, маркировка цветом, обрамление и др.). Обязательно при конспектировании необходимо применять единую систему сокращений и условных обозначений[36] на полях конспекта указывайте примеры, иллюстрирующие суть того или иного фрагмента текста, ссылки на другие источники, фиксируйте значения употребляемых в конспекте терминов.

Общие правила конспектирования.

1. Написали конспект – прочитайте его «чужими глазами»;

2. Не пишите того, что и так понятно;

3. Используйте приемы сокращения записи;

4. Умеренно индивидуализируйте сокращения

5. Не сокращайте новые термины в расчете на свою память;

6. Просматривайте и дополняйте конспекты.

Конспект – это рабочий инструмент студента. Эффективность его использования зависит не столько от того, как студент его пишет, сколько от того, как часто он к нему обращается (для чтения и доработки). Первое чтение конспекта должно состоятся «по горячим следам» с целью его уточнения, расшифровки, внесения пометок. Повторное чтение должно состояться при подготовке к следующей лекции и практическому занятию (на полях в тетради необходимо внести информацию, полезную для ответов на вопросы и усвоения материала лекции). Последующее чтение конспекта связано с подготовкой к экзамену или зачету. На этом этапе студент может системно подойти к конспекту, связывая и соотнося между собой содержания разных лекций, выстроить системное знание дисциплины, целостно воспринять курс. Такая работа с конспектом позволяет уйти от такого явления в жизни студента как «зубрежка». В дальнейшей перспективе конспект также может пригодиться студенты в случае изучения новых дисциплин. Таким образом, конспект должен стать опорой памяти студента, гарантом его крепких знаний.

Эссе.

Эссе (от французского «essai», англ. «essay» - попытка, проба, очерк). Представляет собой самостоятельную письменную работу на определенную тему, в которой представлены собственные рассуждения автора, выражены индивидуальные впечатления и соображения. Как правило, в образовательном процессе вуза эссе используется для развития у студента навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей. Качественное эссе предполагает четко и грамотно сформулированные мысли, структурированная информация, использование основных категорий анализа, выделение причинно-следственных связей, иллюстрацию понятий соответствующими примерами, аргументированность выводов автора; владение научным стилем речи. Если преподаватель не дает студенту строго определенной темы, студент должен сделать это самостоятельно. Тема не может быть сформулирована как понятие или повествование, она должна побуждать к размышлению, содержать в себе вопрос или проблему (например, эссе «Почему я выбрал профессию …?»). Следовательно, содержание эссе представляет собой ответ на поставленный в теме вопрос. Таким образом, эссе должно содержать: четкое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария, рассматриваемого в рамках дисциплины, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме.

Отметим основные требования к эссе. Во-первых, не смотря на краткость изложения содержания (в среднем объем эссе составляет 5-7 страниц), эссе предполагает наличие нескольких структурных компонентов. Среди них обязательными являются введение, в котором дается обоснование вопроса, основная часть (основные тезисы проблемы, аргументация и анализ основных подходов к ее решению и собственной позиции) и заключение (обобщенные и аргументированные выводы, пояснения, указание на взаимосвязь с другими проблемами, собственное отношение к проблеме). Во-вторых, выводы автора должны быть, с одной стороны, собственными, но с другой, они должны опираться на проверенные данные и факты. В-третьих, эссе не должно быть лишено ссылок на источники, но при этом, не стоит ссылаться на те работы, которые автор сам не читал.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 534; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.