Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 5. Основы психологии денег 1 страница




Деньги - необходимый атрибут функционирования экономики в современном мире. Разносторонность денег как фактора детерминации абстрагированных межличностных процессов экономического обмена делает их психологизированным явлением. Экономическая природа денег очень тесно связана с психологическими аспектами хозяйствования. Еще больше психологизирована сфера финансов и деятельность бирж. Финансовая система теснейшим образом связана с налоговой системой.

Мы рассмотрим понятие отношения к деньгам; факторы и закономерности отношения к деньгам; уделим внимание поведению налогоплательщика и его отношению к налоговой системе - важнейшей форме экономической власти, призванной регулировать социально-экономические процессы, контролировать доходы и перераспределять богатства.

 

1. Отношение к деньгам. Денежное поведение

 

Экономические теории в основном исходят из безликости, одинаковости денег.

Психологи, напротив, считают, что любые суммы денег, представленные в той или иной форме, являются объектом психологической оценки, и она оказывает сильное влияние на функционирование данной кон­кретной суммы.

Так, восприятие денег субъективно, и оно влияет на их использование.

Неодинаково расходуются крупные и мелкие купюры: крупные скорее ассоциируются с накоплением, а мелкие - с потреблением. Например, чтобы не разменивать крупную купюру, человек может поступить нерационально и не купить нужную или более дешевую вещь, а на мелкие деньги может купить больше, чем планировалось. Несоответствие субъективной оценки денег их номиналу проявляется и в разном отношении к новым и старым деньгам в период денежного реформирования. Человек может проиграть в расчете ради обладания новыми деньгами или сделать нерациональную покупку, чтобы избавиться от старых денег, несмотря на одинаковые правовой статус и номинальную ценность монет и купюр старого и нового образца в данный период исторического времени.[60]

Психологическая окраска денег связана с источником происхождения конкретной суммы. Бережному и экономному отношению к заработной плате часто противостоит расточительное отношение к неожиданному доходу, например, премии, и особенно к каким-либо незаслуженным деньгам. При исследовании возрастной клептомании обнаружилось, что украденные деньги чаще тратятся на неблаговидные дела, чем полученные от родителей деньги. Нечто подобное в своем экономическом поведении могут демонстрировать фирмы и организации и даже правительство.

Отношение к деньгам зависит и от конкретных целей их использования. На этом эффекте основано так называемое отмывание денег, созда­ние различного рода благотворительных фондов и спонсорских программ и отчисления от прибыли сомнительного происхождения.

Различные психологические оттенки использования имеют и разные денежные формы (наличность, векселя, облигации и т.п.), а также способы наличного и безналичного расчета (чеки, электронные карточки).[61]

Использование денег регламентируется психосоциальными нормами и социальными ценностями. Например, по отношению к подарку, выраженному в денежной форме, проявляются другие ожидания, поскольку деньги девальвируют ценность акта дарения. Если дарят деньги, то в два раза больше цены планируемого подарка. Психосоциальные нормы использования денег меняются со временем. Так, неприемлемые прежде брачные контракты, страхование жизни, сдача крови за деньги и т.д. в настоящее время не осуждаются, а, например, одалживание денег знакомым под проценты считается предосудительным.

Можно говорить о макро- и микроэкономическом подходах к проблемам психологического исследования денег. В отличие от экономистов, скорее заинтересованных в обобщении данных о деньгах на макроуровне (страны, регионы), психологи в большей степени интересуются индивидуальными и групповыми различиями в отношении к деньгам. Тем не менее известны примеры выполненных психологами макроэкономических исследований. Так, в исследовании Р.Линна было обнаружено на примере сорока трех стран, что степень ценности денег для жителей страны тесно связана с показателями ее экономического роста, т. е. важность денег в жизни людей стимулирует их экономическую активность и экономический прогресс страны. Было обнаружено также, что когда деньги в достатке, люди начинают воспринимать их как меньшую ценность.

В другом исследовании, выполненном Дж.Хичкоком и двумя Р.Манро сравнивался средний доход на душу населения в 84-х странах и средний размер денежных знаков в стране. Статистически надежный результат корреляционного анализа состоял в том, что в странах с наименьшим доходом купюры и монеты были большего размера, в чем, ви­димо, проявлялся компенсаторный механизм на уровне страны, направленный на преодоление комплекса неполноценности. (Комплекс неполноценности - переживание собственной недостаточности, которое, будучи неприятным, вытесняется в бессознательное и компенсируется деятельностью по достижению разного рода успехов - реальных и мнимых). Содержательный признак - отсутствие богатства - компенсировался формальным признаком (мнимым успехом) - величиной купюры.[62]

Макроэкономическая дискредитация денег, порождаемая политико-экономическими ошибками и ситуацией кризиса отечественного рынка в канун перехода во второе тысячелетие - феномен, требующий экономико-психологического анализа и пример отрицательного опыта для мировой экономики.

Затянувшаяся проблема российского рынка - разорванность функционирования денежного и товарного элементов классического - Товар - Деньги - Товар - и - Деньги - Товар - Деньги обращения. Промышленность жила без денег из-за непосильной ставки кредитования, а банки не имели обратной информации о том, сколько надо денег экономике без оптимального кредитования. Дефицит денег и доминирующий бартер, взаимозачеты в отечественной промышленности стали одним из источников криминальной экономики, разрушающей, в свою очередь, нормальное функционирование налоговой системы. Таким образом, парадоксальные симптомы нерегулируемого, коррумпированного и однобоко-посреднического рынка - необеспеченность денег товаром (отечественным товаром вследствие коллапса своей промышленности) и дефицит денег (отечественный товар продвигался в русле взаимозачетов).

Исследование деформаций в экономическом сознании, вызванных оторванностью денег от производства, т. е. от их стабилизационной базы, является одной из важнейших экономико-психологических задач макроуровня. Когда в деньгах минимизирована или вовсе потеряна доля реального (производящего) труда, тогда доминирует представление о них, как о явлении, которое порождает самое себя.

Психологическими последствиями этого феномена становятся, во-первых, гипертрофированная вера в финансовые игры, случай, финансовую удачу, мгновенное обогащение. Во-вторых, минимизация стабилизационной составляющей денег приводит и к избыточной потребительской активности (деньги нужно сейчас же потратить), сниженному финансовому самоконтролю хозяйствующего субъекта на всех уровнях (от семьи до правительства). В-третьих, усиливается ощущение непредсказуемости, неподвластности человеку (его контролю) экономических процессов и спровоцированной этим перманентной тревоги, переходящей в безысходность.

На уровне правящей элиты такое отношение к деньгам опасно психологической ориентацией на сиюминутный экономический интерес, а не на будущее, на неоправданные траты и разворовывание, а не на сбережение и накопление, на личные и локальные выгоды, а не на доходность экономики страны в целом. Все это тормозит вложение в производственно-технологическую базу экономики государства. Стихия первичного накопления капитала в основном при торговых операциях и махинациях с бюджетными деньгами притупила чувство ответственности и экономической безопасности. Принижение (в том числе и в средствах массовой информации) возможности участия реальной (производящей) экономики в жизни государства свидетельствовало о недостатке проявления ответственного профессионализма элиты.

Экономико-политический статус государства в значительной степени отражается в его денежной единице. Она - некий конкретный (и соотносительный) показатель благополучия экономики и доходности страны.

Негативными составляющими отношения к деньгам ее граждан выступают проявления недоверия к своей денежной единице, снижение ее авторитета, отражение зависимости рубля от доллара. Денежный менталитет населения непатриотичен, и это закрепилось в лексике (есть твердые валюты и деревянный рубль). Даже идея такой психологически оправданной в данном контексте, хотя и палеативной меры, как введение золотых червонцев, не вызвала активной поддержки, так как есть альтернативная валюта - доллар.

Позитивными компонентами экономического сознания и, в частности, отношения к деньгам стали, согласно нашим исследованиям, возросшая значимость денег и усиление мотива сбережения. Но их благотворное влияние на оздоровление экономики весьма ограничено из-за того, что рубль не воспринимается как средство сбережения и накопления. Отсутствие стабилизационной базы в деньгах трансформируется через инфляцию в психологию расточительной безхозяйственности.[63]

В качестве стабилизирующих экономику мер в кризисные периоды в США и многих странах Западной Европы применялись, например, методы координации усилий хозяйствующих субъектов посредством различных форм государственного регулирования цен[64]. Так, в частности, устанавливались гарантированные государством минимальные закупочные цены. Позитивная психологическая роль определенности проявляется здесь в том, что сам факт гарантированных цен в кризисный период стимулирует больший рост производства, чем ожидание высоких рыночных цен.

Предпосылки развития психологических исследований феномена де­нег на уровне личности можно найти в классических подходах психоло­гии: в психоанализе, бихевиоризме, в теории развития Ж.Пиаже, в работах когнитивистской ориентации. Психоаналитическая теория денег З.Фрейда рассматривала влечение к деньгам как следствие подсознательных процессов накопления, начинающихся еще в раннем детстве, когда ребенок задерживает дефекацию, воспринимая фекалии как свое первое богатство. Это дает маленькому ребенку определенную власть над собственными родителями, так как дефекация, произведенная должным образом, радует родителей, в противном случае они сердятся. Такие аспекты анального поведения со временем превращаются в экономическое поведение. Из анально сдержанного ребенка (получающего удовольствие от задержки дефекации) вырастает бережливый взрослый, а из анально несдержанного (получающего удовольствие от процесса дефекации) вырастает транжира.

Бихевиористские теории касались того, как деньги становятся условным подкреплением. Прежде всего, это исследования на животных и эксперименты на людях в клинике. Крысы и приматы довольно быстро научались реагировать на фишки или другие поощрительные стимулы, которые можно было обменять на любую еду и которые, таким образом, моделировали функции денег. Сходство в поведении животных и человека, работающего за деньги, позволило Б.Скиннеру утверждать, что деньги - это лишь обобщенное условное подкрепление, связанное со множеством товаров и услуг, которые могут служить в качестве безусловного подкрепления.

В рамках двух других упомянутых подходов предпринимались попытки поиска более частных закономерностей и механизмов отражения денег: так, когнитивисты стремились выявить мыслительные механизмы денежного поведения, а девелопменталисты (девелопментализм - теория развития) делали акцент на стадиях развития восприятия денег и отношения к ним.

Попытки описать типы личности и характерные признаки поведения в зависимости от того, как люди относятся к деньгам, предпринимались в клинических исследованиях.[65]

Наблюдая за больными людьми и изучая их истории болезни, клинические психологи выделили следующие главные символические факторы, связанные с деньгами: безопасность (у людей, стремящихся к деньгам ради безопасности, страх быть оскорбленным или отвергнутым перерастает в параноический страх быть ограбленным); сила (для людей, ориентированных на силу, деньги есть сила, которой они не имели в детстве, следствие преодоления барьера между собой и угрожающим миром); любовь (для тех, у кого деньги - символ любви, нарушены процессы социального обмена в сторону утрирования возможности и необходимости покупать или продавать любовь и дружбу, использования денег и подарков как знаков любви); свобода (деньги могут выступать как источник свободы от других и власти над ними).

В другом исследовании были рассмотрены некоторые виды неврозов, связанных с такими формами поведения, как оплата налогов, составление завещания, накопление, использование кредитных карт, а также разработана классификация денежных комплексов и выделены следующие пять денежных типов личности.

- Скряга копит деньги, что само по себе является увлекательным для него. Он часто испытывает страх потери (денег, вещей, запасов, ресурсов, фондов) и страх недоверия к нему со стороны окружающих. Скряга испытывает удовольствие не от денег как блага, а от защищенности с помощью денег.

- Транжир демонстрирует компульсивное (навязчивое) и безконтрольное поведение в отношении своих расходов, особенно в моменты депрессии, ощущения своей незначительности и чувства отверженности. Тратоголизм - его короткоживущая отдушина, которая в итоге приводит к чувству вины.

- Денежный мешок полностью захвачен зарабатыванием денег, которые рассматриваются как лучший способ добиться могущественного статуса и одобрения окружающих. Он уверен, что чем больше денег он имеет, тем больше возможность управлять окружающим миром, и тем больше он будет счастлив.

- Торгаш навязчиво охотится за дешевкой, даже если она ему не нужна, потому что получение вещей за меньшие деньги обеспечивает ему чувство превосходства. Он чувствует себя раздраженным и подавленным, если ему приходится платить ту цену, которую спрашивают.

- Игрок чувствует себя бодрым и оптимистичным, принимая вызов. Ощущения власти, которое приносит выигрыш, и его ожидание компенсирует риски проигрыша, а остановка в цепи поражений и побед воспринимается как жизненное затруднение.[66]

Выявленные на клиническом материале особенности отношения к деньгам и денежного поведения представлены и в норме в виде чрезмерного усиления или акцентуаций отдельных его характерных черт, что свидетельствует об избирательной уязвимости личности к определенного рода психогенным воздействиям при хорошей устойчивости к другим. Таким образом, в норме не всегда демонстрируется адекватное отношение к деньгам и поведение, оно может быть утрированно, акцентуированно.

Описанные акцентуации -денежного- типа личности проявляются в различных контекстах межличностного общения и прежде всего в семейных отношениях, а также в отношениях между людьми на работе.

Как нечто конкретное, легко подсчитываемое, деньги и проблемы, связанные с ними, легко маскируют конфликты и проблемы психологической природы. Ссоры из-за денег, доходов, расходов, приоритетов в покупках служат защитным барьером от глубинных тревог, страхов, опасений, чувства одиночества, комплексов неполноценности. Споры и ссоры по поводу денег - часто отводной клапан для отрицательных эмоций и проблем, особенно тех, которые не впускаются в сознание, чтобы не обдумывать и не обсуждать их.

Экспериментально-психологические исследования феномена денег пока не многочисленны. Применяя специальные измерительные методы, ученые выявили многозначность отношения к деньгам: деньги - это мерило удачливости и благополучия, оценка успешности деятельности человека; это одновременно и социально приемлемый атрибут бытия, и объект презрения, даже моральное зло; деньги выступают как способ обеспечения комфорта и, наконец, деньги - это консервативная коммерческая ценность.

Относительно систематические и представительные экспериментальные исследования, позволяющие судить о содержательных и структурных характеристиках отношения к деньгам, а также влияющих на него факторах, были стимулированы созданием К.Ямаучи и Д.Темплером в 1982 г. психометрической шкалы отношения к деньгам, a затем ее популяризацией выполненными в 1984 г. в Великобритании исследованиями А.Фенэма. Подтвердилась многозначность понятия денег, были выделены факторы отношения к деньгам (используем в дальнейшем абревиатуру МА - Money Attitude, денежные аттитюды; термин аттитюд или социальная установка используется для обозначения субъективных ориентации индивидов как членов группы или общества на те или иные ценности и предписывающих определенные социально принятые способы поведения).

К факторам, влияющим на МА и денежное поведение, относят пол, возраст, социальное окружение, экономическое положение, личностные особенности и др.

Половые различия были обнаружены в работах разных авторов. У мужчин выявлена тенденция придавать деньгам повышенную ценность. Они оказались более компетентными в обращении с деньгами и более склонны к риску в целях их приобретения. Женщины же выражают более сильную фрустрацию (состояние переживания препятствия на пути достижения цели) по поводу отсутствия денег и больше завидуют тем, кто их имеет.

Мальчики и юноши проявляют большую по сравнению с девочками и девушками способность накапливать, чтобы купить со временем какую-то важную вещь. Результаты наших исследований петербургских школьников показали, что у мальчиков в отличие от девочек более выражена способность к финансовому самоконтролю, что хорошо согласуется с ожидаемой от них в будущем ответственностью в экономической сфере жизни, традиционной ролью мужчины в семье как -добытчика-, главного кормильца.

С возрастом связана способность планировать бюджет и соотношение мотивов потребления и накопления (увеличивается накопление на случай болезней и других неприятностей). Результаты наших исследований показали, что женщины в большей степени, чем мужчины, а молодежь, нежели зрелые и пожилые, используют траты, покупки как фактор самоуспокоения, психотерапии.[67]

Мало изучено влияние на МА личностных особенностей. Оказалось, что устойчивые экстраверты (личности, обращенные больше на окружающий мир) относятся к деньгам более открыто, комфортно, беззаботно, чем устойчивые интроверты (фиксированные на явлениях собственного внутреннего мира).

С низкой самооценкой и неуверенностью в себе оказалось связано и слишком ограничительное поведение и, напротив, транжирство. Было показано также, что моты и транжиры менее уверены в себе, имеют более низкую самооценку, чем типичные потребители.

Согласно результатам исследования другого автора, люди, придерживающиеся в денежной этике вещизма и накопительства, менее удовлетворены жизнью, чем те, у кого превалируют духовные и социальные ценности.

Если в западноевропейской и американской науке тема денег в психологии считается малоисследованной областью, то в отечественной психологической науке она специально не разрабатывалась. До перестройки эту тему затрагивали лишь в разделах промышленной и социальной психологии, посвященных материальному стимулированию.

Регулярно проводятся исследования МА у представителей различных социальных групп. Чтобы сравнить влияние фактора культуральных различий на МА и фактор принадлежности к определенному социальному слою, мы исследовали преподавателей государственных университетов в России и Канаде. Оказалось, что представители бюджетной интеллигенции обеих стран практически одинаково относятся к деньгам, т.е. фактор классовой принадлежности перекрывает фактор культурно-территориальных различий: в обеих группах деньги - это периферический фактор жизни, ее инструментальная сторона, средство, а не цель.

В другом исследовании сравнили степень влияния на МА фактора принадлежности к классу (или слою) с таким фактором как уровень дохода, соотнося МА представителей бюджетной интеллигенции, высокооплачиваемых служащих частных банков и предпринимателей малого бизнеса (челночники, владельцы маленьких магазинов и посреднических фирм). МА у банковских служащих и представителей бюджетной интеллигенции оказались сходны; и те, и другие - наемные работники интеллектуального труда, но с разным доходом. В жизни предпринимателей малого бизнеса деньги оказались значительно более важной реальностью.

Для предпринимателей это не просто фактор труда, как у банковских служащих, но и цель предпринимательской активности и ее стимул: больше прибыль, больше оборот капитала. Кроме того, это фактор безопасности и надежности дела, фирмы. Жесткие условия неразвитого рынка, незащищенность со стороны закона требуют от мелкого предпринимателя автономии, самостоятельности и самосохранения, для обеспечения которых важны деньги.

Предприниматели в большей степени, чем представители других групп, осознают деньги как фактор влияния на людей и форму власти. При этом, как показали данные, они испытывают большую зависимость от денег. Предприниматели осуществляют постоянный контроль за своими деньгами, всегда знают содержимое своего кошелька и сбережения, отдавая приоритет наличности. Реже используют деньги в качестве терапии, редко транжирят, бросают деньги на ветер. Деньги рассматриваются предпринимателями и как предмет гордости.[68]

Отношение к деньгам является важным компонентом экономического сознания групп и конкретных людей. Деньги могут выступать и целью, и средством. Влияние фактора классовой принадлежности перекрывает влияние уровня дохода и культуральных различий на отношение к деньгам.

 

2. Влияние психологических факторов на финансы и деятельность бирж

 

Финансы как совокупность всех денежных средств, находящихся в распоряжении государства, банков, предприятий, а также система их формирования, распределения и использования представляют собой концентрированное выражение современной экономики.

Финансы психологизированы прежде всего потому, что деятельность с ними насыщена риском, неопределенностью. История финансовых паник показывает, что они могут быть причиной реального финансового кризиса. Подчеркивая, что экономика акций, облигаций, товаров, валютные удары упираются в психологию поведения инвестора, Ш.Майтал восклицает: Все рынки представляют собой договоренности, в ходе реализации которых товары, деньги, реальные и финансовые средства переходят из рук в руки. Жизненно важно помнить, что руки эти человеческие и являются составной частью думающих, чувствующих голов и тел. Для того чтобы рынки раскрыли свои секреты, Вы должны спросить, КТО?, а не только ЧТО? или КОГДА?.[69]

Ситуацию реформирования, экономико-политического кризиса рассматривают как ситуацию тотального (всеобщего) риска, связанного с масштабными социальными преобразованиями в процессе перехода общества в качественно новое состояние. В этой ситуации возрастает роль личности, которая может самостоятельно принимать рисковые решения, неся ответственность и за их осуществление. Рискуют в первую очередь конкретные люди, массы же чаще всего поддаются эпидемии страха или эйфории надежды.

По мнению Дж.Катоны, экономический спад бывает спровоцирован его ожиданием со стороны масс, предположением, что он может начаться, так как люди начинают резко сокращать расходы и способствуют откладыванием покупок на потом резкому росту цен. Другой дисбаланс, связанный с ажиотажным спросом из-за страха перед инфляцией и изъятием вкладов из банков, также препятствует нормальному движению финансовых потоков и усиливает или провоцирует кризис.

Приведенные выше примеры доказывают необходимость учета фактора риска и управления им на макроэкономическом уровне. При стабильной экономике возможна регуляция риска, создание эффективных портфелей риска, т.е. набора взаимоподстраховывающих решений, которые выступают психологически как гарант безболезненного выхода из конфликтных и кризисных ситуаций.

При нестабильной экономике целесообразно подготавливать население к насыщенным риском ситуациям. Используя механизм раннего оповещения о возможном неблагополучном исходе дела, можно способствовать морально-психологической готовности идти на риск. Это повышает поисковую активность людей и доверие к принятым решениям.

На мезоуровне (уровень фирмы, предприятия, учреждения) существует свой механизм управления рисками (риск-менеджмент). Для снижения рисков предпринимателям приходится использовать различные способы разделения риска, такие, как страхование, хеджирование, объединение.

Страхование предполагает покупку страховой защиты, перекладывание риска на страховую компанию или распределение рисков через компании взаимного страхования.

Объединение - разделение риска с компаньонами - по форме может быть партнерством или корпорацией. Это позволяет объединить капиталы при организации дела и разделить риск. Такие предприниматели, как венчурные капиталисты вкладывают капитал с большим риском. Они специализируются на поиске предпринимателей с хорошими идеями, но с недостаточными средствами.

Хеджирование- это социально полезная спекулятивная операция, использующая рынки срочных контрактов - на срок, при котором риск, вызванный изменением цен на ресурсы, товары, валюту перекладывается предпринимателем за плату на спекулянта, брокера.

Каждый из способов объединения и распределения рисков привносит свой специфический риск, например, обусловленный недобросовестностью или несостоятельностью компаньона.

Наконец, существуют различные формы контроля риска на микроэкономическом уровне, т.е. финансовый контроль на уровне домашнего хозяйства. Прежде всего это разнообразные варианты сбереженческого поведения. Наибольшая часть сбережений в Америке, по данным Дж.Катона, осуществляется людьми в возрасте от 40 до 60 лет со средним достатком. Побудительными причинами увеличения доли сбережения в соотношении потребление/сбережение являются уход в отставку, увольнение и подушка на случай заболеваний, безработицы, несчастных случаев. Сбережения не являются слабой тенью, отбрасываемой затратами. Люди активно решают, сколько денег направлять на сбережения под влиянием привычек, оценок, эмоций. Мотивы сбережения не менее мощные, чем мотивы потребления. К тому же у американцев развито отвращение к долгам; долг воспринимается ими как вид риска.

Наиболее распространенная форма экономической защиты - социальное страхование, в котором находит отражение современная ценность будущих выгод. Для большинства американцев - это главная форма сбережения, за счет нее происходит снижение личных сбережений.

Приведем примеры исследований, посвященных степени осознанности экономического риска в будущем на уровне семьи. Дж.Катона и Ф.Каган обследовали две группы семей: в одну входили семьи, охвачен­ные пенсионными программами, в другую - те, которые обходятся без этого. Первые сберегали больше своих доходов, чем вторые. Каган объясняет это эффектом осознания (охват пенсионной программой усиливает осознание потребностей, которые возникнут с уходом на пенсию). Катона прибегает к теории градиента цели в психологии (чем ближе вы на­ходитесь к цели, тем сильнее активизируете свои усилия). Как показали экспериментальные исследования, за несколько месяцев до выхода на пенсию темпы сбережений резко возрастают, что подтверждает связь между пенсионным и самостоятельным накоплениями.[70]

Интерес психологов к исследованиям проблем финансов объясняется практическими потребностями, в частности потребностями рынков ценных бумаг в прогнозировании колебаний курсов и котировок. Неэффективность экономических концепций движения ценных бумаг на фондовых биржах связана с тем, что фондовый рынок представляет собой одну из наиболее психологизированных сфер современных экономических отношений. Курс ценной бумаги помимо чисто экономических параметров - величины капитала фирмы, величины номинала ценной бумаги - содержит весомую долю психологических составляющих - доверие к фирме, намерения продавца или покупателя, мотивы приобретения финансового инструмента, различное восприятие будущих ценовых пропорций и тенденций на рынке ценных бумаг. Американскими учеными были формализованы некоторые психологические моменты колебаний курсов ценных бумаг.

Известны закономерности, связанные с влиянием дня недели на изменения курсов ценных бумаг. Так, в понедельник в первые 45 минут работы биржи цены падают. В течение недели они достигают своего максимума к концу рабочего времени в пятницу. Таким образом, повышение курсов наблюдается накануне выходных дней. Тот же эффект повышения можно проследить накануне праздников.

Перечисленные календарные эффекты вызваны психологическими причинами. Тенденция избегания риска заставляет биржевиков активизировать свою деятельность перед периодом неопределенности - в конце дня, недели, накануне праздников.

В декабре курсы ниже среднегодовых, а в январе - выше. Это связано с тем, что в конце года, когда подводятся итоги, менеджеры стремятся привести в порядок свои финансовые портфели и избавиться от лишних ценных бумаг. Поэтому общая тенденция динамики курсов на бирже в конце года проявляется в их понижении.

Известен психологический эффект фондового рынка, называемый эффектом реверса. Его проявление особенно заметно в январе, когда вдруг резко начинают расти курсы малозаметных ценных бумаг, выпущенных малоизвестными фирмами. Это объясняется тем, что в период первоначальной эмиссии курс таких бумаг, как правило, недооценивается (его психологическая составляющая отрицательная). Если экономический потенциал фирм выше, и в начале года становится известно об их успешном ведении дел, то спрос на выпускаемые ими ценные бумаги резко возрастает, что ведет к увеличению их котировок. В то же время обратное движение могут продемонстрировать курсы тех бумаг, психологическая составляющая которых была изначально неопределенно завышена.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 753; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.