Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ТЕМА1. Производственный менеджмент в системе менеджмента предприятия




Мариуполь, 2009

ПО КУРСУ «ВНУТРИФИРМЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

МЕЛЬНИКОВА Е.Д.

ФОМЕНКО О.С.

Сравнительный анализ социально-экономического развития регионов Украины.

Агропромышленный.

Лесопромышленный,

Индустриально-строительный,

Химический,

Машиностроительный,

Металлургический,

Топливно-энергетический,

I. Пищевая, мясная, рыбная, парфюмерно-косметическая, табачная, винодельческая, ликероводочная.

I. Текстильная, швейная, кожевенная, меховая, обувная.

I. Топливная, электроэнергетическая, черная и цветная металлургия, машиностроение и металлообработка, химия и нефтехимия, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная, промышленность строительных материалов.

Анализ отраслевой структуры экономики Украины.

  1. Промышленность:
    1. Тяжелая:
    1. Легкая:
    1. Перерабатывающие отрасли АПК:

Комплексы:

И МАРКЕТИНГ» ДЛЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ

СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ВСЕХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ

Утверждено

на заседании кафедры

экономики предприятий,

протокол № 3 от 06.11.08 г.

УДК 658.14:669-621

Фоменко О.С. Конспект лекций по дисциплине «Внутрифирменный менеджмент и маркетинг». – Мариуполь: ПГТУ, 2008. - 46 с.

В конспекте лекций изложены вопросы проведения маркетинговых исследований, как основного этапа предплановой работы, внутрифирменного планирования и управления предприятием и персоналом.

Конспект лекций предназначен для студентов специальностей 7.09404 «Обработка металлов давлением» и 7.09412 «термическая обработка металлов» дневной, заочной, дистанционной форм обучения и экстернатуры.

 

Составитель:

Старший преподаватель О.С.Фоменко

 

Ответственный за выпуск:

зав. кафедрой экономики предприятий

доцент, к.т.н. А.А.Мелихов

 

Рецензент: Р.И.Лавренова

 

Утверждено на заседании кафедры экономики предприятий,

протокол № 2008 г.

 

Утверждено на заседании ученого совета института экономики и менеджмента,

протокол №

 

Председатель Р.А.Толпежников

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Стр.

Тема 1. Производственный менеджмент в системе менеджмента предприятия  
Тема 2. Маркетинг как концепция менеджмента и начальный этап внутрифирменного управления  
Тема 3. Управление производством  
Тема 4. Организационная структура управления предприятием и его структурные подразделения (ОСУ)  
Тема 5. Внутрифирменное планирование – важнейшее из функций внутрифирменного менеджмента  
Тема 6. Управление персоналом предприятия  
Список литературы  

 

Понятие менеджмента

В условиях рыночной экономики управление предприятиями значительно усложняется. Это связано как с расширением прав и ответственности, так и с необходимостью более гибкой адаптации к изменениям в окружающей хозяйственной среде. Возникают новые цели и задачи, которые раньше организации самостоятельно не только решали, но и даже не ставили.

Возникшие в связи с этим проблемы невозможно решить без современного профессионального менеджмента.

Менеджмент переводится как управление производством и как совокупность принципов, методов, средств и форм управлением производством с целью повышения его эффективности и прибыльности.

Процесс менеджмента предполагает выполнение функций планирования, организовывания, координации, мотивации, с помощью которых менеджеры создают условия для производительного и эффективного труда занятых в организации работников и получение результатов, соответствующих целям. Поэтому менеджмент – еще и умение добиваться поставленных целей, направляя труд, интеллект, мотивы поведения людей, работающих в организации. Это является основанием для рассмотрения менеджмента как процесса влияния на деятельность отдельного работника, группы и организации в целом с целью достижения максимальных результатов.

В определении менеджмента как науки подчеркивается важность упорядоченных знаний об управлении. Они позволяют не только своевременно и качественно управлять текущими делами, но и прогнозировать развитие событий и в соответствии с этим разрабатывать стратегию и политику организаций. Они служат опорой при постановке задач и при осуществлении управленческой практики. Поэтому наука управления разрабатывает свою теорию, содержанием которой являются законы и закономерности, принципы, функции, формы и методы целенаправленной деятельности людей в процессе управления.

Понимание менеджмента как искусства управления базируется на том, что организации – это сложные социально технические системы, на функционирование которых воздействуют многочисленные и разнообразные факторы как внешней, так и внутренней среды. Люди, работающие в организациях и с организациями – это самый главный фактор, учет которого требует не только использования научного подхода, но и искусства его применения в конкретных ситуациях.

Производственный менеджмент в системе менеджмента предприятия.

Менеджмент предприятия предусматривает управление его разносторонней деятельностью, которая имеет объединяющую часть – производство. Другие направления деятельности предприятия предназначены обеспечивать нормальную работу по производству продукции и оказанию услуг.

Производственный менеджмент предприятия можно представить как финансово-экономическое управление:

 


Внутренний маркетинг

Внешний маркетинг  

 

Рисунок 1.1. Финансово-экономическое управление предприятием

Оно основано на трех китах: управление ассортиментом, себестоимостью и финансами. Все эти функции управления предприятием тесно связаны между собой благодаря постоянному обмену информацией, что позволяет видеть реальное положение дел в целом по предприятию.

Перечисленные функции управления не могут обходиться без структурированной информации. А добыча и обработка информации – это обязанность службы маркетинга на предприятии. Причем она не ограничивается, только традиционным, так называемым внешним маркетингом, цель которого – сбор информации о ценах, конкурентах и многое другое. Не меньшее значение имеет и внутренний маркетинг, который занимается изучением собственного предприятия.

Функции производственного менеджмента

Сущность производственного менеджмента выражается в его функциях, то есть тех задач, для решения которых он предназначен.

1. Планирование. Функцией менеджмента «номер один» общепризнанно считается планирование. Реализуя ее, предприниматель или управляющий на основе глубокого и всестороннего анализа положения, в котором в данный момент находится фирма, формулирует стоящие перед ней цели и задачи, разрабатывает стратегию действий, составляет необходимые планы и программы.

2. Организация. Реализация разработанных планов и программ входит в содержание других функций, и прежде всего функции организации. К ее «обязанностям» относятся создание фирмы, формирование ее структуры и системы управления, обеспечение ее деятельности необходимой документацией, организация собственно производственного процесса.

3. Координация. Фирма живет и работает благодаря занятым в ней людям, а их совместной деятельностью необходимо управлять, поэтому важное значение приобретает функция координации трудовой деятельности людей.

4. Мотивация. Чтобы дела на фирме шли успешно, необходимы высокая активность и хорошее качество работы ее сотрудников. Поэтому очень важно заинтересовать их в таком отношении к труду, создать соответствующие мотивы.

5. Контроль. Суть пятой классической функции менеджмента – контроль. Он призван заблаговременно определять надвигающиеся опасности, обнаруживать ошибки, отклонения от существующих стандартов и тем самым создавать основу для процесса корректировки деятельности фирмы.

Методы производственного менеджмента.

1. Организационные методы. Необходимо сначала создать фирму, расставить по местам людей, дать им задания, показать, как действовать, и уже после этого руководить их действиями

2. Административные методы. На практике они реализуются в виде конкретных безвариантных заданий, допускающих минимальную самостоятельность исполнения, вследствие чего вся ответственность возлагается на руководителя, отдающего распоряжения

3. Экономические методы. Позволяют исполнителям самим проявлять инициативу на основе материальной заинтересованности и отвечать за принимаемые решения. Исполнителю устанавливаются только цели и общая линия поведения, в рамках которых он самостоятельно ищет наиболее предпочтительные для него пути их достижения.

4. Социально – психологические методы. Они сводятся в основном к двум направлениям:

- к формированию благоприятного морально-психологического климата в коллективе, способствующего большей отдаче при выполнении работы за счет повышения настроения людей;

- к выявлению и развитию индивидуальных способностей каждого, позволяющих обеспечить максимальную самореализацию личности в производственном процессе.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 489; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.