КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Суть и основные типы организационных структур международных корпораций
План лекции ОРГАНИЗАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ КОРПОРАЦИЙ Тема 5 Ведение международных переговоров
Ведение международных переговоров включает три основных аспекта: 1) Международные деловые переговоры (процесс): - планирование; - отладка международных отношений; - обмен целевой информацией; - убеждение; - согласие. 2) Переговорная тактика: - место переговоров; - временные ограничения; - отношения “продавец-покупатель”. 3) Переговорное поведение: - использование экспериментального поведения; - обещания, прогнозы и прочие типы поведения; - невербальное поведение; - использование грязных приемов.
5.1 Суть и основные типы организационных структур международных корпораций 5.2 Координация и интеграция деятельности подразделов международных корпораций 5.3 Управление изменениями в международных корпорациях 5.4 Интегрированные структуры международного бизнеса 5.5 Международные стратегические альянсы 5.6 Организационная характеристика транснациональных корпораций 5.7 Особенности организации международных операций ТНК в Украине
Организационный фактор в международном менеджменте содержит: структуры управления, взаимосвязи между разными их звеньями и работниками, распределение функций, установление полномочий и ответственности каждого сотрудника. Особенности организационного фактора в международном менеджменте: - природа зарубежного бизнеса; - образование заграничных отделений; - руководство зарубежными отделениями; - взаимодействие локальных рынков и компаний; - часовые и географические особенности; - взаимозависимость структур и персонала. Организационная структура управления – это взаимосвязанная совокупность подразделений организации, которая определяет комплекс ее заданий, систему подотчетности, а также эффективную координацию деятельности рабочих отделов. Международная организационная структура – это один из видов организационных структур управления, который содержит национальные и зарубежные подразделения и присущ транснациональным корпорациям. На ранних стадиях интернационализации, если доля зарубежных продаж в общем объеме реализованной продукции является еще относительно небольшой, в организационную структуру управления фирмы вводится должность вице-президента по международным операциям. Организационная структура компании имеет вид, представленный на рис.5.1. Руководители зарубежных подразделений подчиняются вице-президенту, а вице-президент – непосредственно президенту компании. Вследствие дальнейшего роста деловой активности фирмы на международных рынках она создает специальное международное отделение. При этом все функции, которые обеспечивают деятельность фирмы на зарубежных рынках, концентрируются в этом подразделении. Вводится должность руководителя такого подразделения, который подчиняется президенту фирмы.
Рис.5.1 – Организационная структура на ранних стадия интернационализации
Международная дивизиональная структура – это разновидность организационных структур ТНК, которая основывается на наделении основными полномочиями зарубежных отделений (рис.5.2). Особенность дивизиональных структур состоит в значительной автономности отдельных отделений (дивизий), которые объединяются между собой в большие глобальные подразделения ТНК. Преимущества дивизиональных структур: - местная ответственность нижнего уровня; - акцент на локальных рынках и проблемах; - улучшение координации в регионе; - использование преимуществ экономической локализации операций; - лучшие коммуникации; - “лицом к лицу” с местным персоналом и проблемами.
Рисунок 5.2 – Дивизиональная структура с международным отделением
Недостатки дивизиональных структур: - потребность в значительном количестве линейных менеджеров; - осложнение централизованного, более экономического обслуживания (персонал, закупки и т.п.); - осложнение контроля для высшего руководства. Фирмы, которые создают дивизиональную структуру с международным отделением, имеют относительно небольшой объем зарубежных продаж сравнительно с продажами внутри страны, ограниченную номенклатуру продукции и географию зарубежных рынков. По мере роста зарубежных продаж и продвижения фирмы в новые экономические регионы возникает необходимость в создании глобальной дивизиональной структуры, которая разрешает принимать глобальные решения. Это решения о том, где развивать новые производственные мощности, в какие области направлять инвестиции, какую продукцию выпускать, откуда получать ресурсы и т.п. Таким образом, для того, чтобы принимать действительно эффективные решения относительно своей деятельности на разных международных рынках, фирма должна делать основную ставку на международные операции, а не на операции внутри страны. Три наиболее распространенных типа глобальных структур – глобальная продуктовая структура, глобальная функциональная структура и глобальная региональная структура. Глобальная продуктовая структура наилучшим образом подходит для тех фирм, в которых отличия между выпущенными видами продукции имеют больше значения, чем разница между регионами, в которых их продают. Отличия в продукции часто обусловливаются тем, что фирма производит широкую гамму изделий, которые нуждаются в разных технологиях. Кроме того, отличия в продукции могут проявляться потому, что методы маркетинга мало отвечают каналам реализации этой продукции. Если структурировать организацию по выпущенной продукции, то намного легче достичь необходимой технологической и сбытовой специализации и координации. Структуризация по географическим регионам больше подходит там, где региональные отличия имеют больше значения, чем различия в продукции. Региональные отличия часто обусловлены тем, что разнообразные зарубежные клиенты фирмы концентрируются в разных регионах. В результате проектирование организации осуществляется по критерию соответствия покупательного спроса и методов маркетинга в данных регионах. Структуризация организации по географическому принципу дает возможность достичь нужной специализации и координации в системе потребитель-рынок. Матричные структуры. Матричная ориентация (структура) используется с целью эффективной реализации важных для фирм проектов, заданий. Это – одна из временных структур, в пределах которой члены сформированной группы отвечают и перед руководителем проекта за своевременность выполнения своих заданий (составных элементов проекта), и перед руководителем своего постоянного подразделения за методику и качество работы. Связи между работниками в пределах проектов весомее, чем в пределах подразделений. И это вполне понятно, ибо именно проекты и являются результатом деятельности фирмы, а основные подразделения поставляют для каждого проекта соответствующих специалистов. Преимущества матричных структур: - ориентированность на результат; - поддержка профессиональной ориентации; - точное определение ответственности за продуктовую прибыль. Недостатки матричных структур: - конфликт в организации из-за распределения власти; - угроза возникновения противоречий в руководстве; - потребность в менеджерах, эффективно руководящих человеческими ресурсами. На практике часто используют смешанные структуры, в которых в отдельных видах бизнеса или странах используются разные типы подразделений и распределения полномочий. 5.2 Координация и интеграция деятельности подразделений в международных корпораций Базовыми категориями координации и интеграции деятельности подразделений международных корпораций являются вертикальная и горизонтальная дифференциации. Вертикальная дифференциация означает распределение полномочий относительно принятия решений в границах иерархии между разными уровнями управления международной компанией от высшего (президент и исполнительные директора) до низшего (бригадиры и мастера в многих странах). Горизонтальная дифференциация означает деление организации на подразделения (филиалы, департаменты, отделения и т.п. – стратегические единицы бизнеса) по функциональным, продуктовым, географическим или смешанным принципам и относительное обособление управления бизнес-процессами, ресурсами, персоналом. Увеличение количества зарубежных операций влечет за собой изменение организационных структур управления и механизмов координации. Существует два варианта расширения международного бизнеса: продуктовый и географический. При продуктовом варианте наращивается количество разновидностей экспортных товаров, а при географическом объем заграничных продаж возрастает за счет освоения новых рынков сбыта и продвижения на эти рынки уже имеющихся продуктов. Продуктовая альтернатива развитию международной корпорации является более сложной и более рискованной, чем географическая, поскольку вывод нового продукта на рынок требует больших затрат, чем приспособление известного продукта к рынкам других стран. Препятствия на пути координации: - разные ориентиры менеджеров: - разногласия между задачами подразделений; - географические расстояния; - национальные отличия. Различают формальные и неформальные механизмы координации. Формальные механизмы координации включают: - Советы директоров; - международные конференции; - отчеты о достижениях; - центры обмена опытом; - внешние центры координации (аутсорсинг); - матричные организационные структуры; - внедрение должностей координаторов. Неформальные механизмы координации включают: - горизонтальные связи в корпорации; - творческие неформальные группы; - систему неформальных контактов между менеджерами разных уровней и стран в границах корпорации; - корпоративную (организационную) культуру. Международная компания “Дэвис Глобал Адвайзерс” обобщила на протяжении 10 лет практику деятельности руководящих органов корпораций США, Великобритании, Японии, Германии и Франции и обнаружила пять опережающих индикаторов корпоративного управления, то есть критерии, с помощью которых международные организации и инвесторы могут оценить эффективность корпоративного управления и степень риска инвестиций во время покупки акций компании. К этим индикаторам належат: 1. национальные управленческие кодексы для правлений корпораций; 2. участие независимых директоров в работе советов директоров; 3. тенденция к размежеванию обязанностей Председателя Совета директоров и главного администратора между двумя разными людьми; 4. наличие основных комиссий при Совете директоров; 5. уровень предания огласке информации о доходах руководителей корпорации.
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 1072; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |