Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правотворчество




[ 11; 14; 15; 19; 25; 27; 2829, с. 214-235; 30, с. 111-115, 133-135;41; 42, с. 186-192.]

Правотворчество – это деятельность государ­ствен­ных органов по при­­­­нятию, изменению и отмене юридических норм.

Субъектами правотворчества выступают государственные органы, не­­государственные структуры, наделенные соответствующими пол­но­мо­­­чиями, а также народ при принятии законов на референдумах.

Правотворческая деятельность осуществляется в рамках установ­лен­­ных процессуальных норм, содержащихся в Конституции, рег­ла­мен­­­­тах, уставах и т.п. Правотворчество заключается в принятии новых норм права, отмене либо совершенствовании старых путем внесения из­­­менений и дополнений.

Правотворчество характеризуется тем, что:

1) оно представляет собой деятельность активную, творческую, го­су­дар­ственную;

2) основная продукция его – юридические нормы, воплощающиеся, глав­ным образом, в нормативных актах (кроме этого в нормативных до­го­ворах, правовых обычаях, юридических прецедентах);

3) это важнейшее средство управления обществом, здесь формируется стра­­тегия его развития, принимаются существенные правила пове­де­­ния;

4) уровень и культура правотворчества, а соответственно и каче­ство при­нимаемых нормативных актов, – это показатель цивилизован­нос­ти и демократии общества.

Правотворчеству присущи следующие принципы: научность; про­фес­­сионализм; законность; демократизм; гласность; оперативность. Сле­довательно, принципы правотворчества – это основопола­гающие идеи, руководящие начала, исходные положения деятельности, свя­зан­ной с принятием, отменой или с заменой юридических норм, это ори­ен­тир для органов, творящих право.

В зависимости от субъектов правотворчество подразделяется на та­кие виды, как:

· непосредственное правотворчество народа в процессе проведения ре­ферендума;

· правотворчество государственных органов;

· правотворчество отдельных должностных лиц;

· правотворчество органов местного самоуправления.

· локальное правотворчество;

· правотворчество общественных организаций.

В зависимости от значимости правотворчество делится на:

1) законотворчество – правотворчество высших представительных ор­ганов – парламентов, в процессе которого издаются нормативные ак­­ты высшей юридической силы – законы, принимаемые в со­от­вет­ст­­вии с усложненной процедурой;

2) делегированное правотворчество – нормотворческая деятельность ор­­ганов исполнительной власти, прежде всего правительства, осу­ще­ств­ляемая по поручению парламента для принятия по опе­ра­тив­но­му решению определенных проблем нормативных актов, вхо­дя­щих в компетенцию представительного органа;

3) подзаконное правотворчество: нормы права принимаются и вво­дят­ся в действие структурами, не относящимися к высшим пред­ста­ви­­­тельным органам – президентом, правительством, министер­­ст­ва­ми, ведомствами, государственными комитетами, местными ор­га­на­ми государственного управления, губернаторами, главами ад­ми­ни­ст­­раций, руководителями предприятий, учреждений, орга­низаций. Да­леко не все юридические нормы необходимо прини­мать на уров­не законотворчества. Есть целый спектр ситуаций, когда юри­ди­чес­кие нормы целесообразнее принимать на уровне подзаконных актов, нор­мативных договоров и в иных формах. Кроме всего прочего, под­законное правотворчество характеризуется большей опе­ра­тив­нос­­тью, гибкостью, меньшей формальностью, большей ком­пе­тен­т­нос­тью осуществляющих его конкретных субъек­тов. Вместе с тем под­­законное правотворчество связано с «непрозрачностью» про­цес­са принятия нормативных актов, с их громоздкостью.

Законотворческий процесс – главная составная часть право­твор­чес­ко­­го процесса. Именно принятие законов, прежде всего, характе­ризует дан­­­ный процесс в целом. Кроме законов, продукцией правотвор­чества выс­­­тупают подзаконные нормативные акты, правовые обычаи, нор­ма­тив­­ные договоры, юридические прецеден­ты.

Законотворчество – сложный, неоднородный процесс, вклю­чаю­щий в себя следующие стадии: законодательная инициатива; обсуждение за­ко­­нопроекта; принятие закона; опубликование закона.

Систематизация – это упорядочение нормативных актов, при­ве­де­ние их в определенную систему. Она необходима для обеспечения дос­туп­­ности законодательства, удобства пользования им, устранения ус­та­рев­­ших и неэффективных норм права, разрешения юридических кон­ф­лик­­тов, ликвидации пробелов. Выделяют такиевиды система­тизации, как:

1) инкорпорация – форма систематизации путем объединения норма­тив­ных актов без изменения их содержания в сборник, где каждый из актов сохраняет свое самостоятельное юридическое значение. Прин­ципы инкорпорации: хронологический, тематический и др. Ин­кор­порация подразделяется на официальную и неофициальную;

2) консолидация – форма систематизации путем объединения норма­тив­­ных актов без изменения их содержания в единый акт, где каж­дый из актов теряет свое самостоятельное юридическое значение. Здесь нормативные акты объединяются по признаку их относимости к одному виду деятельности. Особенность консолида­ции в том, что она является «компромиссной» систематиза­цией, сочетающей в се­бе черты инкорпорации и кодификации. Консолидация ис­поль­зу­ет­ся зачастую как промежуточный этап, когда отсутствует воз­мож­ность кодификации;

3) кодификация – форма систематизации путем объединения норма­тив­­ных актов в единый, логически цельный акт с изменением их со­дер­­жания. В процессе кодификации устраняются устаревший пра­во­вой материал, противоречия в нормах, создаются новые правила по­ве­­­­дения, обеспечивается их согласованность, логичность. Ко­ди­фи­ка­­ция законодательства может быть всеобщей, отраслевой, спе­циаль­ной. Кодификация предполагает переработку норм права по со­держанию и их систематизированное, научно обоснованное изло­же­­ние в новом законе (кодексе, своде законов и т.д.). Признаки ко­ди­­­фи­кации: ею имеют право заниматься только специальные ор­га­ны; в итоге появляется новый норматив­ный акт – кодекс, коди­фи­ци­ро­­ванный акт выступает основным среди всех иных актов, дейст­вую­­щих в данной сфере.

Законодательная техника это система правил и приемов под­го­тов­ки наиболее совершенных по форме и структуре проектов нор­ма­тив­ных правовых актов, обеспечивающих максимально полное и точ­ное соответствие формы нормативных предписаний их содержанию, дос­­тупность, простоту и обозримость нормативного материала, исчер­пы­­­вающий охват регулируемых вопросов. От неуклонного соблюдения пра­вил законодательной техники во многом зависит степень совер­шен­ст­ва законодательства, доходчивость нормативных правовых актов, вы­со­кий уровень учета и систематизации законодательства. Основные тре­бования, предъявляемые к форме готовящихся проектов норматив­ных правовых актов, следующие:

· логическая последовательность изложения, связь между собой нор­ма­тивных предписаний, помещаемых в правовом акте;

· отсутствие противоречий внутри нормативного правового акта, а так­же во всей системе законодательства в целом;

· максимальная краткость и компактность изложения норм права при глу­бине и всесторонности отражения их содержания;

· ясность, простота и доступность языка нормативных правовых ак­тов;

· точность и определенность формулировок и терминов, употреб­ля­е­мых в законодательстве;

· сокращение до минимума количества актов по одному и тому же воп­росу в интересах лучшей обозримости нормативного материала, об­легчения пользования им, укрупнение правовых актов;

· четкое разграничение между нормативными и ненормативными пред­­писаниями, постоянными и временными нормами.

Необходимой предпосылкой высокой культуры правотвор­чества яв­ля­­ется выявление и тщательное изучение всего предшест­вующего за­ко­но­­дательства по вопросам, составляющим содержание проектируемого ак­та. Новый акт вливается в общую систему права и оказывает на пред­шест­­вующее законодательство существенное влия­ние. Одновременно дол­ж­на быть официально определена судьба актов, которые по-иному ре­гулируют тот же вопрос, отменены устаревшие, утратившие свое зна­че­­ние акты. Самая удачная форма внесения изме­не­ний в нормативные пра­­вовые акты – оформление новой редакции изменяемого пред­пи­са­ния и помещение его непосредственно в текст акта вместо старой ре­дак­­ции. Дополнения также должны вноситься в текст дополняемого ак­та. Нормативные правовые акты снабжаются официальными рек­ви­зи­та­ми: указание места издания, даты, наименования (вида) нормативного пра­­вового акта, его заголовка, подписей официальных лиц, а для ряда ак­тов – и порядкового номера издания. Без таких реквизитов не может быть нормативного правового акта как официального документа. Круп­ные законодательные акты делятся на абзацы, пункты, статьи, главы и раз­­делы. Некоторые из них снабжаются преамбулами, приложениями, пе­­реходными положениями, определениями употребляемых в них тер­ми­нов. Точность и лаконич­ность, строгость стиля – характерные черты язы­ка нормативных право­вых актов. Для законодательного текста не свой­ственны эмоциональная окрашенность, вольная литературная об­ра­­ботка, употребление эпитетов, гипербол и т.д. Очень важно единство упот­ребления терминов в законодательстве. Один и тот же термин дол­жен последовательно применяться во всем тексте акта при обозначении од­ного и того же понятия. Это правило необходимо соблюдать и при вне­сении в нормативные правовые акты изменений и дополнений.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 501; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.