Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Происхождение и понятие права




[1, с. 46-66; 11; 14; 15; 19; 28; 29, с. 40-61, 82- 102; 34, с. 57-87, 38, с.12-17; 30, с. 53-61, с. 94-111; 41; 42, с. 130-143]

Право как особая система юридических норм и связанных с ними пра­вовых отношений возникает в истории общества в силу тех же при­чин и условий, что и государство. Процессы возникновения права и го­су­­дарства идут параллельно, ибо во многом они призваны обеспе­чивать эф­­фективность действия друг друга.

Единство права и государства заключается в следующем: возникают и развиваются совместно; имеют одинаковые подходы к сущности и ти­пологии; выступают средствами управления, инструментами власти; приз­ваны сочетать и обеспечивать личные, групповые и общественные ин­тересы; основаны на едином базисе, определяются социально-эко­но­ми­ческими и духовными факторами.

К различиям права и государства относятся:

– государство – особая организация политической вла­сти, а право – со­циальный регулятор;

– государство выражает силу, а право – волю;

– первичный элемент государства – государст­венный орган, а пер­вич­ный элемент права – норма;

– они также не совпадают по формам, функциям и т.д.

Взаимодействие государства и права:

– с одной стороны, воздействие государства на право заключается в фор­­мировании, изменении, отмене права (правотвор­чество), а также в реализации и охране (правоприменение);

– с другой стороны, право воздействует на государство, упорядочивая дея­тельность государственного аппарата, устанавливая компетен­цию его органов.

Выделяют два основных типа взаимоотношения между госу­дар­­ст­вом и правом:

1) когда государство стоит над правом, выступая определяющим фак­то­ром;

2) когда право стоит над государством, выступая его ограничителем.

Право исторически возникло как классовое явление и выражало преж­де всего волю и интересы экономически господ­ствующих классов. Ес­ли обычаи содержались в сознании и поведении людей, то правовые нор­мы стали оформлять письменно для всеоб­щего сведения.

Право – более сложный регулятор, чем обычаи, т.к., кроме запретов, в нём используются и такие способы правового воздействия, как доз­во­ле­ния и обязывания, создающие широкие возможности для раз­но­уров­не­вого упорядочения общественных отношений. Правовые нормы скла­­дывались преимущественно по трем основным путям:

– перерастание мононорм (первобытных обычаев) в нормы обычного пра­ва и санкционирование их в этой связи силой государства;

– правотворчество государства, выражаемое в издании специальных до­кументов, содержащих юридические нормы – нормативных ак­тов (законов, указов и т.п.);

– прецедентное право, состоящее из конкретных решений (прини­мае­мых судебными или административными органами и приобре­та­ю­щих характер образцов, эталонов для решения других ана­ло­гич­ных дел).

Один из источников права – обычаи, сложившиеся в период фор­ми­ро­­вания древних цивилизаций, освящаемые религией и охраняемые го­су­дарством (обычное право или правовой обычай). Среди них все боль­шее значение приобретали обычаи, закрепляющие неравенство членов сельс­кой общины, привилегии высших сословий и обязанности низ­ших. В дальнейшем многие нормы обычного права составили основу пер­вых писанных законов (Законы ХII таблиц, Варварские правды).

Большую роль в формировании права сыграли судебные орга­ны. Они содействовали разрушению системы обычаев родового строя, зак­реп­­ляя в своих решениях нормы, которые соответствовали новым по­ряд­­­кам. Постепенно возникает прецедентное право, т.е. решение суда по конк­ретному делу превращается в общую норму (судебный пре­це­дент).

С развитием письменности появляются и первые писанные законы. Ста­­новление государства требовало все более прочного закреп­ления пра­­вовых норм, придания им высокой степени формальной оп­ре­де­лен­нос­­ти. Возникающее право опиралось на принудительную силу го­су­дар­ства, иначе бы ему не вытеснить родовые обычаи.

Формирующееся право преследовало двоякую цель: с одной сто­ро­ны, закрепляло классовое (кастовое, сословное) господство, а с другой – устанавливало и поддерживало единый для всего населения страны по­рядок в общественных отношениях, без чего невозможна нормальная жизнь любого общества. Установлению единого правового порядка у не­которых народов способствовали победоносные междоу­соб­ные или меж­государственные войны. Вырабатывались нормы о меж­го­су­дар­ст­вен­ных союзах, об установлении таможенных правил и т.п. Начинается фор­мирование зачатков международного права.

Обычно право воспринимается как совокупность правил поведения, ус­та­новленных государством и обеспеченных, в случае их невы­пол­не­ния, принудительной силой государства. В целом такое определение пра­­ва правильное. При таком подходе выделяются сле­дую­щие приз­на­ки права: нормативность, общеобязательность, формаль­ная опре­де­лен­­ность, неперсонифицированность.

В этой связи можно определить право как систему установ­лен­ных или санкционированных государством общеобязатель­ных, фор­маль­но оп­ределенных нормативных предписаний, регулирующих обществен­ные отношения, обеспечивающих выполнение принужде­нием со сто­ро­ны государства.

Надо отметить, что в современной юридической науке сложи­лись в ос­­новном три подхода к пониманию права: нормативный; со­цио­ло­ги­чес­кий и философский (нравственный).

Нормативный подход трактует право, как совокупность охра­ня­е­мых государством норм. Таким образом, основной акцент делается на нор­­­мативность права, его формальную определенность и обеспечен­ность государственным принуждением. Нормативный подход ба­зи­ру­ет­ся на теории позитивного права, которая отождествляет право и закон, счи­­­тая, что свои права человек получает не от абстрактной природы, а в силу закрепления этих прав в законе.

Социологический подходтрактует право, как регулируемые им об­щест­­венные отношения. Сторонники этого подхода считают, что право на­­до искать не в нормах, а в самой жизни. При этом они различают пра­­во и закон, но полагают, что норма права, взятая вне регулируемых ею общественных отношений, теряет свои регулятивные свойства. При этом подходе право рассматривается не как система абстрактных норм, а как сеть конкретных правоотношений, как нормы, фактически при­ме­ня­е­­мые на практике. Данный подход применим, главным образом, в за­ко­­­нотворчестве и служит ориентиром для законодателя, который дол­жен анализировать, что реально склады­вается на практике, какие нор­мы применяются, а какие – нет.

Философский подход связывает право с мерой свободы и спра­вед­ли­вос­ти. Эта позиция основывается на естественно-правовой теории, ко­то­рая различает право и закон. При этом право трактуется как высшая идея представления о справедливости и свободе – извечные идеалы че­ло­­вечества. Если нормативные установления государства не со­от­вет­ст­ву­ют идеям свободы и справедливости, то они не являются правом. От­сю­да различают правовые и неправовые законы. Данный подход дает ори­­ентиры законодателю, который при создании новых норм должен ос­­­новываться на высокой идее справедливости и свободы. Однако для пра­воприменителей обязательны нормы закона, а не права.

Все три подхода имеют право на существование, т.к. подчеркивают ту или иную особенность права и формы его выражения. Право может су­ществовать и в виде норм (нормативный подход), и в виде об­щест­вен­­ных отношений, порождающих правовые нормы и испытывающих воз­действие этих норм, и, наконец, в формах идеи, правосознания, пред­ставлений о праве.

Право выполняет задачи двойственного характера: с одной стороны, выс­тупает инструментом политического господства, а с другой – яв­ля­ет­ся инструментом общесоциального регулирования, средством ус­та­нов­­ления порядка в обществе. Главное назначение права – обеспечение по­­рядка в обществе с учетом интересов разных слоев и групп общества пу­­тем достижения согласия и компромисса.

Под функциями права понимают, главным образом, социальное наз­на­­чение права и вытекающие из этого назначения основные направ­ле­ния правового воздействия на общественные отношения. Выделяют нес­колько главных функций права – регулятивную,охранительную, вос­­­пи­­та­тельную, идеологическую и информационную. Регуля­тивная функ­ция нап­равлена на регулирование, упорядочение общест­венных от­но­ше­ний, ус­­тановление правил поведения людей. Охрани­тельная функ­ция нап­рав­лена на защиту, охрану наиболее важных для жизни об­щест­ва отношений.

На протяжении истории существования права так и не сложилось еди­ное, общее, устраивающее всех определение права, поскольку это очень сложное и многоаспектное явление. Тем не менее можно вы­де­лить два основных подхода к определению понятия права: один из них, ус­ловно говоря, узкий, а другой – широкий. С позиции первого подхода пра­во обычно определяется как «совокупность общеобязательных норм, установленных или санкционированных государством»; второй под­ход основан на включении в понятие «право» трех элементов – пра­во­сознание, нормы права, правоотношения. Такой подход исходит из то­го, что правовые нормы являются нормативным воплощением до­ми­ни­­рующих в обществе правовых идей. В тоже время эти нормы ос­та­ют­ся в области благих пожеланий, пока не реализуются в конкретных об­ще­ст­венных отношениях (правоотноше­ниях). С позиции разных пра­во­вых школ роль этих элементов определяется по-разному. В так на­зы­вае­­мых, идеологических школах права (психологическая теория, тео­ло­ги­­ческая теория и т.п.) главное место отводится правосознанию, в нор­ма­­тивистских школах подчер­ки­вается особая роль норм права, со­цио­ло­­гические теории делают акцент на правоотношениях.

Естественно-правовая теория наиболее логически заверше­на в пе­ри­од буржуазных революций XVII-XVIII вв. Представители: Гоббс, Локк, Радищев и др. В рамках дан­ной доктрины разделяется право и за­кон, отождествляется право и мораль, источник прав человека на­хо­дит­ся не в законодательстве, а в «человеческой природе», приобретаются от рождения либо от бога.

Историческая школа права логически завершена к концу XVIII – началу XIX вв.Представители: Гуго, Савиньи, Пухта и др. Основные идеи:

1) право – историческое явление, которое, как и язык, не уста­нав­ли­ва­ет­­ся договором, не вводится по чьему-либо указанию, а возни­кает и раз­­вивается постепенно, незаметно, стихийно;

2) право – это прежде всего правовые обычаи. Законы же производны от права обычного, которое произрастает из недр «национального ду­ха», глубин «народного сознания» и т.д.;

3) представители этой теории, которая возникла во времена фео­да­лиз­ма, отрицали права человека, ибо в обычаях той эпохи не могли быть отражены никакие «естественные» права человека.

Нормативистская теория права логически завершена в XX в. Пред­­­­ставители: Штаммлер, Новгородцев, Кельзен и др.Основные идеи:

1) исходным, в частности для концепции Кельзена, является представ­ле­ние о праве как о системе (пирамиде) норм, где на верху на­­хо­дит­ся «основная (суверенная) норма», принятая законодателем, и где каж­­дая низшая норма черпает свою законность в норме более зна­чи­тель­ной юридической силы;

2) по Кельзену, бытие права принадлежит к сфере должного, а не су­ще­го. Оно, таким образом, не имеет обоснования вне сферы норм дол­женствования, а его сила зависит от логичности и стройности сис­темы юридических правил поведения. Поэтому Кельзен считал, что юридическая наука должна изучать право в «чистом виде» вне свя­зи с политическими, социально-экономическими (и другими су­щи­ми) оценками;

3) в основании пирамиды норм находятся индивидуальные акты – ре­ше­ния судов, договоры, предписания администрации, которые тоже вхо­дят в понятие права и тоже должны соответ­ствовать основной (преж­де всего конституционной) норме.

Марксистская теория права логически завершена в Х1Х-ХХ вв. Пред­­ставители: К. Маркс, Ф. Энгельс, Ленин и др. Основные идеи:

1) право понимается как возведенная в закон воля господствую­щего клас­са, т.е. как классовое явление;

2) содержание выраженной в праве классовой воли в конечном счете оп­ределяется характером материальных производственных отноше­ний, носителями которых выступают классы собственников основ­ных средств производства, держащие в своих руках государ­ст­вен­ную власть;

3) право – это социальное явление, в котором классовая воля получает го­сударственно-нормативное выражение. Право – это нормы, уста­нав­­ливаемые и охраняемые го­сударством.

Психологическая теория права логически завершена в XX в. Пред­ста­вители: Петражицкий, Росс, Рейснер и др. Основные идеи:

1) психика людей – фактор, определяющий развитие общества, в том чис­ле его мораль, право, государство;

2) понятие и сущность права выводятся, прежде всего, не через дея­тель­­ность законодателя, а через психологические закономерности – пра­­­вовые эмоции людей, которые носят императивно-атрибутив­ный ха­рактер, т.е. представляют собой переживания, чувства, право­мо­чия на что-то (атрибутивная норма) и чувства обязанности сделать что-то (императивная норма);

3) правовые переживания делятся на два вида – переживания по­зи­тив­но­го (установленного государством) и интуитивного (лич­ного, ав­то­ном­­ного) права. Последнее может быть не связано с первым. Ин­туи­тив­ное право, в отличие от позитивного, выступает подлинным ре­гу­­лятором поведения, поэтому должно рассмат­риваться как «дейст­ви­тельное» право. Так, разновидностью пережи­ваний интуитивного пра­ва считаются переживания по поводу карточ­ного долга, пере­жи­вания детьми своих обязанностей в игре и т.п., которые со­от­вет­ст­венно формируют «игорное право», «детское право» и т.д.

Социологическая теория права логически завершена в XX в.Пред­ста­вители: Эрлих, Жени, Муромцев и др.Основные идеи:

1) разделяют право и закон, хотя делают это не так, как идеологи ес­тест­венно-правовой доктрины. Право воплощается не в ес­тест­вен­ных правах и не в законах, а в их реализации. Если закон находится в сфере должного, то право – в сфере сущего;

2) под правом, следовательно, понимаются юридические действия, юри­дическая практика, правопорядок, применение законов и т.п. Пра­во – это реальное поведение субъектов правоотношений – физи­чес­ких и юридических лиц. Отсюда другое название данной докт­ри­ны – теория «живого» права;

3) формулируют «живое» право прежде всего судьи в про­цессе юрис­дик­­ционной деятельности. Они «наполняют» законы правом, вы­но­ся соответствующие решения и выступая в этом случае субъектами пра­­вотворчества.

В современной российской теории права развито понимание сущ­нос­ти права как меры свободы («либертарная теория» В.С. Нер­се­сянц) либо справедливости («этическая» концепция – Р.З Лившиц), воз­­никающей в обществе еще «до закона», до создания норм пози­тив­но­го права, т.е. право и закон четко разведены. Приз­нание оп­ре­де­лен­ных правовых и нравственных постулатов, от которых не должны от­сту­пать ни законодатели, ни законы правового госу­дарства, отражено в Конс­титуции РФ. Современное понимание права как меры свободы и спра­ведливости, несомненно, стоит гораздо выше правовых пред­став­ле­ний, свойственных и глубокой древности, и средневековью, и мо­ло­до­му капитализму XVII-XIX вв., и тоталитарно-коммунистическим режи­мам ХХ в. Воплощение идеалов свободы и справедливости – цель пра­во­­вого развития общества. С этими идеалами государство должно све­рять свои законы и практику их реализации, а каждый гражданин – свое поведение.

В юридической науке и практике традиционно различают право в объек­тивном и субъективном смысле.

Объективное право (или собственно право) – это система обще­обя­за­­тельных, формально определенных юридических норм, уста­нав­ли­вае­мых и обеспечиваемых государством и направленных на уре­гу­ли­ро­ва­ние общественных отношений. Объективное право – это зако­но­да­тель­ст­во, юридические обычаи, юридические прецеденты и нормативные до­говоры данного периода в конкретном государстве. Оно объективно в том смысле, что не зависит от воли и сознания отдельного лица и не при­надлежит ему.

Субъективное право – это мера юридически возможного поведения, приз­ванная удовлетворять собственные интересы лица. Субъек­тив­ны­ми правами выступают конкретные права и свободы личности (право на жизнь, свободу, труд, образование и т.п.), которые субъективны в том смысле, что связаны с субъектом, принадлежат ему и зависят от его во­ли и сознания.

Если объективное право – это юридические нормы, выражен­ные в тех или иных формах, то субъективное право – это те конкретные юри­ди­ческие возможности, которые возникают на основе и в пределах пра­ва объективного.

Подразделение права на объективное и субъективное коре­нится в са­мой жизни, поэтому всегда надо знать, идет ли речь о праве в смысле юри­дических норм или в смысле наличных прав участников об­щест­вен­­ных отношений.

Наиболее существенным признаком права, включенным в опре­­де­ле­ние данного понятия, выступает его тесная связь с государ­ством, кото­рый выражается в том, что:

1) государство официально устанавливает право, обеспечивает его ис­пол­­­нение, в том числе и с помощью государственного принуж­дения. Для этого существует специальный аппарат надзора и контроля, пре­сечения нарушений, судебного рассмотрения споров, наказания ви­новных и т.п.;

2) право, будучи нормативным выражением государственной воли, ре­гу­лирует общественные отношения в классовых, общесоциальных ли­бо иных интересах. Согласно этому право служит орудием для про­ве­дения в жизнь политики государства, специфическим сред­ст­вом организации его разносторонней управленческой и иной дея­тель­­­ности, для осуществления его задач и функций;

3) право имеет общеобязательный характер, что позволяет ему высту­пать в качестве особого социального регулятора, в виде критерия пра­­вомерного и неправомерного поведения;

4) в отличие от других социальных норм специфика регулятивной ро­ли права связана с предоставительно-обязывающим содержанием боль­шинства составляющих его норм.

Принципы права – это основные, исходные начала, положения, идеи, выражающие сущность права как специфического социального ре­гулятора. Они выражают закономерности права, его природу и со­циаль­­ное назначение, представляют собой наиболее общие правила по­ве­­дения, которые либо прямо сформулированы в законе, либо вы­во­дят­ся из его смысла.

В зависимости от сферы распространения выделяют общепра­во­вые, меж­отраслевые и отраслевые принципы. К общеправовым относят: спра­ведливость; юридическое равенство граждан перед законом и су­дом; гуманизм; демократизм; единство прав и обязанностей; сочетание убеж­дения и принуждения и т.п. Если принципы характеризуют наи­бо­лее существенные черты не­скольких отраслей права, то их относят к меж­отраслевым. Среди них выделяют: принцип неотвратимости от­вет­ст­венности, принцип состяза­тельности и гласности судопроизводства и т.д. Принципы, действую­щие в рамках только одной отрасли права, на­зы­­ваются отраслевыми. К ним относятся: в гражданском праве – прин­цип равенства сторон в имущественных отношениях; в уголовном про­цес­­се – презумпция невиновности и т.п.

Принципы права участвуют в регулировании общественных от­но­ше­ний, т.к. не только определяют общие направления право­вого воз­дей­ст­вия, но и могут обосновывать решения по конкретному юри­ди­чес­­­кому делу (например, при аналогии права).

Типология права – это его специфическая классификация, про­из­во­ди­мая в основном с позиции следующих подходов. В рамках первого (фор­мационного) главным критерием выступа­ют социально-эко­но­ми­чес­кие признаки (общественно-экономи­чес­кая формация). Именно ба­зис (тип производственных отношений) является, по мнению пред­ста­ви­­телей данного подхода, решающим фак­то­ром общественного раз­ви­тия, который детерминирует и соответ­ствующий тип надстроечных эле­ментов: государство и право. В зависи­мости от типов эко­но­ми­чес­ко­го базиса выделяют рабовладельческий, феодальный, буржуазный и со­циа­­листический типы права.

В рамках другого подхода типология права производится на основе кон­кретно-географических, национально-исторических, рели­гиоз­ных, спе­циально-юридических и иных признаков. В соответствии с наз­ван­ны­ми критериями выделяют такие типы права, как:

1) национальные правовые системы: конкретно-историческая сово­куп­ность права, юридической практики и господствующей право­вой идео­логии отдельного государства;

2) правовые семьи: совокупность правовых систем, выделенная на ос­но­ве общности источников, структуры права и исторического пути его формирования. Различают следующие правовые семьи: общего пра­ва, романо-германская, славянская, мусульманская, индусская и др.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 890; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.