Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы государства




[11; 14; 15; 19; 28; 29, с. 71-82; 30, с. 38, 255-259; 35, с. 3-39;.41; 42, с. 72-100]

Понятие «форма государства» относится к важнейшим его харак­те­рис­тикам. Оно позволяет установить, как устроено государство, в каких фор­мах организовано функционирование государственной влас­ти, ка­ки­ми органами она представлена, каков порядок их образо­вания и дея­тель­­ности, срок полномочий, наконец, какими методами осу­ществ­ля­ет­ся государственная власть в стране.

Выделяют три основных элемента в форме государства: форма прав­­ления, форма государственного устройства, политический (госу­дар­­ственный) режим. Таким образом, форма государства – это его струк­турное, территориальное и политическое устройство, взятое в един­ст­ве трех вышена­званных составляющих.

Форма государственного правления – это элемент формы госу­дар­ст­ва, характеризующий организацию верховной государствен­ной власти, по­рядок образования ее органов и их взаимоотношения с насе­лением.

Монархия (от греч. – единовластие) – это форма правле­ния, при ко­то­­рой власть полностью или частично сосредоточена в руках еди­но­лич­но­­­­го главы государства – монарха (короля, царя, шаха, императора и т.д.).

Признаки монархии: власть передается по наследству; осущест­в­ля­ет­ся бессрочно; не зависит от населения.

Монархии бывают неограниченными, в которых отсутствуют пред­ста­­вительные учреждения народа и в которых единственным носителем су­­веренитета государства является монарх, и ограничен­ными, в ко­то­рых наряду с монархом носителями суверенитета выступают другие выс­шие государственные органы, ограничивающие власть главы го­су­дар­ства.

Выделяютдве разновидности монархической формы правле­ния: аб­со­лютную (неограниченную) и ограниченную (парламентарную) мо­нар­­­хию.

В абсолютной монархии власть монарха безусловна и не ог­ра­ни­че­на никакой иной властью. В государстве отсутствуют какие-либо пред­ста­­вительные учреждения, народ отстранен от государ­ственной власти и не имеет возможности контролировать управление государством. Этот вид монархии характерен для древних форм правления периода ра­бо­владения и для государств восточной деспотии.

В ограниченной монархии власть монарха ограничивается конс­ти­ту­цией и представительным органом (парламентом). Монарх не обладает всей полнотой власти и делит ее с парламентом. В целом монарх вы­пол­­няет, главным образом, представительскую роль и символизирует единст­во нации и стабильность правового порядка.

Республика (от лат. – государственные, общественные дела) – это фор­ма правления, при которой глава государства является выборным и сме­няемым, а его власть считается производной от изби­рателей или пред­ставительного органа.

Признаки республики: выборность власти; срочность; зависимость от избирателей.

В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно под­от­­четно и подконтрольно, республики подразделяют на прези­дентские, пар­ламентские и смешанные. В президентских республиках (США, Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Боливия, Сирия и др.) именно пре­зи­дент выполняет эту роль, в парламентских (Германия, Италия, Ин­дия, Тур­ция, Израиль и др.) – парламент, в смешанных (Франция, Фин­лян­дия, Польша, Болгария, Австрия и др.) – совместно президент и пар­ла­мент.

В президентской республике глава государства самостоятельно ре­ша­ет вопрос о формировании правительства, свободен в выборе ми­нист­ров и может уволить любого члена правительства в отставку или рас­формировать весь состав правительства. Парламент в прези­дентской рес­публике не имеет полномочий, касающихся формирования пра­ви­тель­ства, которое не несет ответственности перед парла­ментом. Кро­ме того, глава государства не обладает правом роспуска парламента, а пар­­ла­мент вправе возбудить вопрос об отрешении президента от дол­ж­нос­­ти в пре­­дусмотренных конституцией случаях. В этом виде рес­пуб­ли­ки пре­зидент нередко совмещает свой пост с должностью главы пра­ви­тельства.

В парламентарной республике правительство формируетсяпарла­мен­том (партией, имеющей парламентское большинство) и несет от­вет­ственностьза свою деятельность перед ним. Это означает, что пар­ла­мент вправе объявить вотум недоверия всему составу правительства или отдельному его члену, и это влечет автоматический уход со своего пос­та министра или всего состава правительства.

Характерная черта смешанных (полупрезидентских, полупар­ла­мент­с­­ких) республик – двойная ответственность прави­тельства – и перед пре­зидентом, и перед парламентом. В подобных республиках пре­зи­ден­та и парламент избирает непосредственно народ. Главой государства здесь выступает президент. Он назначает главу правительства и ми­ни­ст­ров с учетом расклада политических сил в парламенте. Глава го­су­дар­ства, как правило, председательствует на заседаниях кабинета ми­ни­ст­ров и утверждает его решения. Парламент также имеет возможность конт­ро­ли­ровать правительство путем утверждения ежегодного бюд­же­та стра­ны, а также посредством права вынесения правительству вотума не­­до­ве­рия.

Тип государства – это совокупность существенных признаков, свой­ственных государствам единой общественно-экономической фор­ма­­­ции.

С одной стороны, государства каждого типа облекаются во мно­жест­во форм – в рамках одного исторического типа встречаются раз­лич­ные формы государства. В частности, для рабовладельческого типа ха­рактерны монархии (древневосточные деспотии – Египет, Ва­вилон, Ас­сирия, Китай, Индия; древнеримская империя) и респуб­лики; для фео­дального типа – монархии (раннефеодальная, монархия периода фео­дальной раздробленности, сословно-представительная, абсолютная) и городские республики (Венеция, Генуя, Новгород, Псков и др.); для бур­жуазного типа – демократические республики (парламентские, пре­зи­дентские, смешанные) и конституционные (ограниченные) монархии, для социалистического типа – Парижская Коммуна, советские рес­пуб­ли­ки и республики народной демократии.

С другой стороны, государства определенного исторического ти­па име­ют некоторые формы, присущие только им. Например, сословно-пред­­ставительная монархия – принадлежность только фео­даль­ному го­су­­дар­ству в известный период его развития, а парла­ментская монархия и де­мократическая республика свойственны буржуазному типу го­су­дар­ства.

Государства каждого типа не могут воплощаться в любые формы, т.е. и в такие, которые явно противоречат их содержанию и не соот­вет­ст­вуют их экономической основе. Конкретная форма государства пре­д­оп­­ределяется историческим типом государства. Но кроме этого, она за­ви­­сит и от других факторов: уровня эконо­ми­ческого развития об­щест­ва; соотношения классовых сил; от нацио­наль­ных и культурных тра­ди­ций; международной обстановки и т.п. Следо­вательно, тип и форма го­су­­дарства соотносятся как содержание и форма, где определяющую роль играет, естественно, содержание (т.е. тип государства).

Форма государственного устройства – это элемент формы госу­дар­ства, характеризующий внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления, обусловли­вающий оп­ре­деленные взаимоотношения органов государства с органами его сос­тав­ных частей.

В зависимости от этого критерия различают следующие формы:

– унитарную (простое, единое государство, части которого являются ад­министративно-территориальными единицами и не обладают приз­наками государственного суверенитета; в нем существует еди­ная система высших органов и единая система законодательства;

– федеративную (сложное, союзное государство, части которого яв­ля­ют­ся государственными образованиями и обладают в той или иной ме­ре государственным суверенитетом и другими признаками го­су­дар­ственности; в нем наряду с высшими федеральными органами и фе­деральным законодательством существуют высшие органы и за­ко­нодательство субъектов федерации;

– конфедерацию (временный союз государств, образуемый для дос­ти­же­­ния политических, военных, экономических и пр. целей). Конфе­де­­рация не обладает суверенитетом, ибо отсутствует общий для объе­­­динившихся субъектов центральный государствен­ный аппарат и единая система законодательства.

Политический режим – это система методов, способов и средств осу­­ществления политической власти.

Понятие «политический режим» включает следующие параметры:

– степень участия народа в механизмах формирования политической влас­ти, а также способы такого формирования;

– соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами го­су­дар­ства;

– гарантированность прав и свобод личности;

– характеристика реальных механизмов осуществления власти в об­ще­стве;

– степень реализации политической власти непосредственно народом;

– по­ложение средств массовой информации, степень гласности в об­ще­стве и прозрачности государственного аппарата;

– место и роль негосударственных структур в политической системе об­щества;

– соотношение между законодательной и исполнительной ветвями влас­ти;

– характер правового регулирования (стимулирующий, ограничиваю­щий) в отношении граждан и должностных лиц;

– тип политического поведения;

– характер политического лидерства;

– учет интересов меньшинства при принятии политических решений;

– доминирование определенных методов (убеждения, принуждения и т.п.) при осуществлении политической власти;

– степень верховенства закона во всех сферах общественной жизни;

– принципы взаимоотношения общества и власти;

– политическое и юридическое положение и роль в обществе «сило­вых» структур государства (армия, полиция, органы государ­ст­вен­ной безопасности и т.д.);

– мера политического плюрализма, в том числе многопартийность;

– существование реальных механизмов привлечения к политической и юридической ответственности должностных лиц, включая самых выс­ших.

Различают две основные разновидностиполитических режи­мов: д­е­мо­кратические и недемократические. Каждая из них имеет свои под­ви­­ды. К недемократическим режимам относят: деспотический, ти­ра­ни­че­с­кий, тоталитарный, фашистский и авторитар­ный. Деспотический ре­жим предполагает полный произвол со стороны правителя в уп­рав­ле­нии государством и одновременно бесправие и безоговорочное под­чи­не­­ние подданных правителю.

Тиранический режим близок по своим признакам к деспоти­ческому и тоже основан на единоличном правлении и произволе по отношению к подвластным. Особенность – устанавливается чаще всего зах­ват­ни­чес­­ким, насильствен­ным путем.

Тоталитарный режим означает полноту власти государства, ее все­ох­ватывающий, всеобъемлющий характер. Тоталитарный режим ос­но­вы­­­вается на идее полного господства государства над личностью, над об­ществом, контроля государства за всеми сторонами жизни общества и отдельного человека. При тоталитарном режиме насажда­ются идеи вож­дизма, культ личности руководителя государства. При этом режиме ус­танавливается государственный контроль за образова­нием, ис­кус­ст­вом, литературой, всей духовной жизнью, государство контролирует сред­ства массовой информации. При таком режиме фактически от­сут­ст­вует независимая судебная власть.

Фашистский режим – одна из разновидностей тоталитарного ре­жи­ма. Специфика: основывается на расистской идеологии, государство все­ми средствами и методами обеспечивает юридическое и фак­ти­чес­кое господство одной расы над другими, что обычно сопровождается край­не агрессивной, воинствен­ной внешней политикой.

Авторитарный режим. Главная черта – государством руководит уз­кий круг людей – правящая элита, возглавляемая лидером, пользуется боль­шими привилегиями и льготами.

Демократический политический режим. Демократия – наро­до­влас­тие, поэтому основу любой разновидности демократи­ческого режима сос­­­тавляет прямое или косвенное участие народа в осуществлении го­су­­­дарственной власти: народ избирает представи­тельные (за­ко­но­да­тель­ные) органы власти, участвует в принятии государственных реше­ний (например, путем референдума), а также контролирует в той или иной мере исполнительную власть.

Демократический режим – этопризнание за гражданами широких прав и свобод, которые обеспечиваются в соответствии с обще­приз­нан­ны­ми принци­пами и нормами международного права и конституцией дан­ного государства; единственный источни­к власти – народ. Дейст­ву­ет всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голо­со­ва­­нии. Признается и обеспечи­вается плюрализмво всех сферах об­щест­вен­­ной жизни: многообразие форм собственности, широкий спектр об­щест­венных объединений, многопартийность, мировоззренческая сво­бо­­да, терпимость к различ­ным взглядам, суждениям. В отношениях лич­­ности и государства приоритетны интересы личности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 337; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.