КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Теории происхождения государства. Формирование государства у разных народов шло различными путями
[11; 14; 15; 19; 25; 27; 30, с. 40-44; 34, с. 48-56; 36; 41; 42, с. 22-30] Формирование государства у разных народов шло различными путями. Это обусловило различные точки зрения в объяснении причин возникновения государства. Одна из древнейших теорий происхождения государства – теологическая теория: происхождение и существование государства – результат проявления божьейволи; государство воплощает божественное провидение, потому государственная власть вечна, незыблема, а подчинение ей естественно. Правители действуют от имени бога, их власть носит божественный характер, а издаваемые законы соответствуют божественной справедливости. Четко выражена эта теория в литературных и историко-правовых памятниках Древнего Египта, Вавилона, Индии, Китая, а также в средневековье в трудах Ф. Аквинского, в современных условиях её развили идеологи исламской и католической религии. Патриархальная теория трактует происхождение государства как результат исторического разрастания патриархальной семьи. К наиболее известным представителям патриархальной теории происхождения государства можно отнести Аристотеля, Филмера, Михайловского и др., обосновывавших факт, что люди – существа коллективные, стремящиеся к взаимному общению, приводящему к возникновению семьи. В последующем развитие и разрастание семьи в результате объединения людей и увеличения числа семей приводит в конечном счёте к образованию государства. Отсюда неограниченная власть государя – продолжение власти отца (патриарха) в семье. Поскольку признаётся изначально божественное происхождение власти «патриарха», подданным предложено покорно подчиняться государю. Всякое сопротивление такой власти недопустимо. Вместе с тем представители данной доктрины упрощают процесс происхождения государства, по сути экстраполируют понятие «семья» на понятие «государство», а такие категории, как «отец», «члены семьи» необоснованно отождествляют с категориями «государь», «подданные». К тому же по свидетельству историков семья (как социальный институт) возникала практически параллельно с возникновением государства в процессе разложения первобытно-общинного строя. Договорная теория происхождения государства распространяется в наиболее логически завершенном виде в XVII-XVIII вв. в трудах Гроция, Руссо, Радищева и др. По мнению представителей данной доктрины государство возникает как продукт сознательного творчества, как результат договора, в который вступают люди, находившиеся до этого в «естественном», первобытном состоянии. Государство – это рациональное объединение людей на основе соглашения между ними, в силу которого они передают часть своей свободы, своей власти государству. Так, государство имеет право принимать законы, собирать налоги, наказывать преступников и т.п., но обязано защищать свою территорию, права граждан, их собственность и т.д. Граждане обязаны соблюдать законы, платить налоги и пр., в свою очередь они имеют право на защиту свободы и собственности, а в случае злоупотребления правителями властью расторгнуть договор с ними даже путем свержения. Эта концепция имеет и глубокое демократическое содержание, обосновывая естественное право народа на свержение власти негодного правителя, вплоть до восстания. С другой стороны, очевидна недооценка в происхождении государственности объективных прежде всего социально-экономических, военно-политических факторов и преувеличение в этом процессе факторов субъективных. Теория насилия объясняет возникновение государства завоеванием одних племен другими, т.е. военно-политическим фактором, основанном на порабощении одних племен другими. В этой связи для управления завоеванными народами и территориями нужен аппарат принуждения, которым и стало государство. Следовательно, государство – не итог внутреннего развития общества, а навязанная ему извне сила. Исторический опыт подтверждает, что элементы насилия сопровождали процесс возникновения многих государств (например, древнегерманского, древневенгерского). Теория насилия наиболее логически завершена в XIX в. в трудах Дюринга, Гумпловича, Каутского и др. Органическая теория происхождения государства широко распространяется во второй половине XIX в. в трудах Спенсера, Вормса, Прейса и др. По их мнению государство – это организм, постоянные отношения между частями которого аналогичны постоянным отношениям между частями живого существа, т.е. государство – продукт социальной эволюции, которая выступает в этой связи лишь разновидностью эволюции биологической. Как среди биологических организмов в результате естественного отбора выживают наиболее приспособленные, так и в социальных организмах в процессе борьбы и войн складываются конкретные государства, формируются правительства, совершенствуется структура управления. Таким образом, государство практически уравнивается с биологическим организмом. В середине ХIХ в. возникла марксистская теория происхождения государства. Ее основные постулаты изложены в работах К. Маркса и Ф. Энгельса «Немецкая идеология», «Манифест Коммунистической партии», в книге Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства», где объясняется возникновение государственности прежде всего социально-экономическими причинами. Первостепенное значение для развития экономики, а следовательно, и для появления государственности имели три крупных разделения труда (от земледелия отделилось скотоводство и ремесло, обособился класс людей, занятых только обменом), дав толчок росту его производительности, возник избыточный продукт, который в конечном счёте и привёл к возникновению частной собственности, в результате чего общество раскололось на имущие и неимущие классы, на эксплуататоров и эксплуатируемых. Важнейшее последствие появления частной собственности – выделение публичной власти, не совпадающей с общественной и не выражающей интересы всех его членов. Таким образом, государство возникло преимущественно в целях сохранения и поддержки господства одного класса над другим, а также для обеспечения существования и функционирования общества как целостного организма. Психологическая теория. Представители: Петражицкий, Тард, Фрейд и др. Они связывают появление государственности с особыми свойствами человеческой психики: потребностью людей во власти над другими людьми, стремлением подчиняться, подражать. Государство необходимо как для удовлетворения потребностей большей части в подчинении, послушании, повиновении определённым лицам в обществе, так и для подавления агрессивных влечений некоторых индивидов. Отсюда природа государства – психологическая, коренящаяся в закономерностях человеческого сознания. Государство, по мнению представителей данной теории, продукт разрешения психологических противоречий между инициативными личностями, способными к принятию ответственных решений, и пассивной массой, способной лишь подражать и исполнять данные решения. Ирригационную теорию связывают с именем немецкого ученого К.Виттфогеля. В работе «Восточный деспотизм» онобъясняет возникновение государства необходимостью строительства гигантских ирригационных сооружений в аграрных районах. В связи с этим сформировался слой управленцев, которые знали, как поддерживать работу этих сооружений, обеспечивать судоходство, распределять воду, производить ремонт и др. Данная теория отражала некоторые реальные процессы, происходившие в восточных регионах, но в действительности процессы образования государства и ведения ирригационных работ шли параллельно, хотя образование государства было первичным, поскольку именно государство могло вести такие трудоемкие и гигантские работы, как строительство оросительных систем.
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 553; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |