КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Происхождение государства
[11; 14; 15; 19; 25; 29. с.1-4, 40-54; 30, с.40-53; 34, с.22-48; 36; 38, с.1-12; 41; 42, с. 19-22; 13] Первые государственные образования появились около пяти тысяч лет назад. Отсюда следует, что десятки тысяч лет люди современного типа (неонантропы) существовали, не зная государства. Ранние формы объединения предков современного человека – это неупорядоченные (временные) семейно-родовые связи. Это могли быть отдельные «семьи» или первобытные стада, использующие примитивные орудия труда – необработанные палки, колья, камни. Только спустя многие тысячелетия первобытные люди научились создавать более совершенные орудия труда – обработанные каменные топоры, копья, скребки и т.п., а также добывать огонь, строить примитивные жилища. Одновременно возникли более устойчивые сообщества людей – первобытные родовые общины, где все члены рода были связаны кровными узами. Род был наиболее естественной формой связи между предками и потомками первобытного человека. Установление экзогамии, т.е. брачных отношений только между представителями разных родов и соответственно запрета на кровосмешение внутри рода, стало одним из важнейших завоеваний родового строя. Кровно-родственный принцип объединения первобытных людей в то время был единственно возможным. Происхождение ребенка от матери было наиболее достоверным, очевидным признаком родовой связи, поэтому у многих предков современных народов род строился на основе матриархата. Экономика родового строя была присваивающей (люди получали готовый продукт от дикой природы путем охоты, собирательства, рыбной ловли). Полученный продукт составлял общую собственность родовой общины. Прибавочного продукта присваивающая экономика, как правило, не давала. Таким образом, род (или первобытная родовая община) представлял собой объединение людей на основе кровного родства, совместного коллективного труда, общей собственности на орудия труда и продукты производства. На основе таких условий проистекало равенство социального положения, единство интересов и сплоченность членов рода. Отсюда соответствующие формы организации общественной власти и управления. В управлении участвовали все взрослые члены рода – как мужчины, так и женщины. Высшим органом власти было общее собрание, на котором решались вопросы, касающиеся всего рода. Собрание избирало старейшину, военных вождей, предводителей охоты, которые управляли повседневной жизнью рода. Для решения важных дел собирался совет старейшин, вождей. Их власть базировалась исключительно на авторитете, уважении старших членов рода, храбрости охотников и воинов. Споры между членами рода разрешались теми, кого они касались. Принуждение было сравнительно редким и состояло, как правило, в наложении обязанностей за провинность. Крайней формой наказания было изгнание из рода. Род защищал своих членов от внешних врагов как военной силой, так и глубоко укоренившимся обычаем кровной мести. Все это позволило охарактеризовать общественную власть при родовом строе как первобытную демократию, которая не имела ни имущественных, ни социальных различий, ни государственно-политических форм. Такую неполитическую общественную власть этнографы называют потестарной. Порядок во внутриродовых отношениях обеспечивали обычаи. Они складывались в процессе длительной практики, передавались из поколения в поколение на примере легенд, мифов и т.д. Обычаи включали непререкаемые запреты (табу), ритуальные действия, устоявшиеся мифы и религиозные представления. Обычаи соблюдались в силу прочной привычки, общности интересов членов рода, равенства их положения, отсутствия между ними непримиримых противоречий. Обычаи носили слитный (синкретический) характер первоначальных императивов. В современной исторической науке и этнографии их назвали «мононормами». На поздних стадиях происходит отпочкование новых родовых общин от первоначальной. Связь между ними сохранялась в виде более крупных образований – фратрий (братств) и племен. Развитие племенных объединений совпадает с началом разложения первобытно-общинного строя. Организация власти в племени основывалась на родовой демократии. Племенной совет состоял из верховных вождей (старейшин) родов, входящих в состав племени. Избирался военный вождь племени. По мере дальнейшего развития функции власти и регулирования постепенно перемещались к племенным органам власти. 10 – 12 тыс. лет назад начался переход от присваивающей экономики (охота, рыболовство, собирание плодов) к производящей (скотоводство, пахотное (плужное) земледелие). Человек научился выплавлять и использовать для изготовления орудий труда металлы. Этот период назван неолитической революцией, поскольку произошел в период позднего неолита. Появление в руках древнего человека принципиально новых орудий труда повлекло серьезные общественные последствия. Появилось скотоводство, пахотное земледелие. Главное следствие неолитической революции – рост богатства. Земледелие и скотоводство давали избыток продукта (прибавочный продукт). На этой основе возникает регулярный обмен между племенами, происходит накопление богатств. Излишек продукта создавал возможность привлечения дополнительной рабочей силы, необходимой для содержания скота и обработки полей. Производящее хозяйство вело к общественному разделению труда, социальной, в том числе и классовой, дифференциации, имущественномурасслоениюнаселения, делению на богатых и бедных, рабов и господ, неравноправные касты. В Европе в первом тысячелетии н.э. разложение родового строя привело к феодализму. Важное последствие неолитической революции – переход от родовой к соседской (крестьянской) общине. Общественная собственность материнского рода постепенно переходит в частную собственность отдельных семей. Мужчина становится главой семьи и собственником основных средств и продуктов производства. Матриархат сменяется патриархатом. С развитием производящего хозяйства территория родов и племен становится ареной деятельности купцов, ремесленников. Возникают города. В это же время происходит переселение различных народов. Теперь на одной и той же территории жили разноплеменные группы населения, отношения между которыми не могли регулироваться обычаями родового строя. Новые условия требовали и новой территориальной организации, охватывающей все население. Один из факторов, ускоривших переход родового строя к государству, – возросшее значение войн и военной организации у многих племен. Военная организация постепенно превращалась в систему «военной демократии». На процесс образования государства, объединение отдельных родов и племен в единые народы существенно повлияла религия. Религия утверждала, что вожди получают власть от богов, оправдывала передачу ее по наследству. Таким образом, возникновение государства обусловлено действием как объективных (экономических), так и субъективных (войны, религия и т.п.) факторов. Итак, вопрос о происхождении государства является дискуссионным, ибо этнографическая и историческая наука постоянно дают новые знания причин и теории этого происхождения: теологическая (божественная сила); договорная (сила разума, сознания); психологическая (факторы психики человека); органическая (биологические факторы); материалистическая (социально-экономические факторы); теория насилия (военно-политические факторы) и т.д.
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 337; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |