Дидактическая задача урока: Ознакомить учащихся с новыми знаниями и закрепить изученное.
Место урока в теме: Это девятый урок в теме «Строение и функции отделов нервной системы.» На предыдущих уроках изучены спинной мозг, головной мозг и их функции, поэтому учащиеся готовы воспринять материал о высшей нервной деятельности человека и его поведении. Данный урок подводит учащихся к пониманию поведения и психики человека, врождённых и приобретённых программах поведения, о природе эмоций и мышления.
Ценности: Жизнь. Познание. Здоровье. Общение.
Цели:
Образовательная: Дать понятие высшей нервной деятельности, обозначить различия безусловно-рефлекторной и условно-рефлекторной деятельности, познакомить с тканями нервной системы.
Развивающая: Расширить кругозор и творческое мышление учащихся.
Методы: 1. По источнику передачи и восприятия информации – словесный.
2. По степени самостоятельности мышления обучающихся – частично-поисковые.
3. По стимулированию интереса к учению – создание ситуации занимательности.
4. Методы контроля – индивидуальный контроль, взаимоконтроль.
Приёмы: Беседа, создание ситуации занимательности, игра, тест.
Формы: Индивидуальная, фронтальная.
Оборудование: Таблицы «Функциональные зоны и доли коры головного мозга», бочонки для лото.
№
п/п
Структура занятия
Деятельность учителя
(педагогическое воздействие)
Деятельность учащихся
(ожидаемый результат)
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Организационный момент:
А) приветствие;
Б) учет посещаемости (дежурный ученик называет отсутствующих)
Актуализация знаний. Терминологический диктант. На доске записано 10 терминов по теме «Конечный мозг», учитель оценивает понятия, учащиеся подбирают термин.
Мотивация на изучение нового материала.
- почему у каждого человека индивидуальная реакция на происходящее?
- На чём базируется психическая деятельность человека?
План урока:
1. Высшая нервная деятельность.
2. Безусловные рефлексы.
3. Условные рефлексы.
4. Типы нервной системы.
5. Темпераменты.
Изучение нового материала.
1. Беседа о высшей нервной деятельности.
2. Что такое безусловный рефлекс? Приведите примеры безусловных рефлексов.
3. Достаточно ли безусловно рефлекторной деятельности чтобы выжить в постоянно меняющейся внешней обстановке?
- что позволяет человеку приспособиться к изменению обстановки?
- Что такое аналитико-синтетическая деятельность?
4. Какие типы нервной системы и нервной деятельности выделил И. П. Павлов.
5. 2500 лет назад, знаменитый врач древнего мира Гиппократ подразделил людей по их темпераменту на 4 группы. Даётся характеристика каждому темпераменту.
Называются великие люди имеющие разный темперамент.
Закрепление.
Игра «Биологическое лото.»
Учащимся выдаются листы с вопросами по теме урока.
Подведение итогов (рефлексия).
Домашнее задание.
§37 изучить. Подготовиться к семинару.
Отмечаются отсутствующие.
Проверяются функциональные обязанности дежурных.
Организует работу класса, побуждает учащихся к восприятию своих знаний. Убирает формализм в знаниях.
Задаёт эмоциональный тон урока. Выслушивает и корректирует ответы учащихся. Подготавливает учащихся к восприятию нового через опору на имеющееся знания о рефлекторной дуге. Подводит к теме урока. Знакомит с планом урока. Записывает тему урока на доске.
Активизирует познавательную деятельность учащихся по овладению новым материалом. Знакомит с рефлексами головного мозга, с работами И. М. Сеченова.
Создаёт условия для воспроизведения имеющихся знаний. Даёт возможность высказать своё мнение, и только после этого определение безусловного рефлекса и говорит об основных безусловных рефлексах человека.
Помогает учащимся найти правильные ответы. Исходя из разных суждений подводит к понятию условно-рефлекторной деятельности коры полушарий головного мозга. Записывает понятия анализа и синтеза.
Предлагает обратиться к тексту учебника, помогает найти нужный материал. На основании ответов выстраивает схему на доске.
Проводит тестирование по Айзенку, с целью определения типа темперамента. Учит обрабатывать тест.
Организует игру, поддерживает отвечающих, при необходимости корректирует ответы.
Провоцирует размышления учащихся над тем, что они сегодня узнали, о значимости полученной информации.
Записывает задание на доске.
Напоминает о семинаре.
Настраиваются на урок.
Реализуют функциональные обязанности дежурных.
Извлекают знания из долговой памяти, воспроизводят понятия темы, активизируют мыслительную деятельность.
Выборочно отвечают, дополняют друг друга, активизирует познавательную деятельность. Формируют тему урока, и определяют его цели.
Записывают тему в тетрадь.
Слушают, выделяют главное, записывают звенья головного рефлекса в тетрадь.
Вспоминают изученное. Высказываются, принимают участие в обсуждении. Записывают определение и основные безусловные рефлексы человека. Соотносят их с определениями центральной нервной системы.
Организует поиск дополнительной информации из «запасников» памяти. Записывают основные понятия в тетрадь. Формируют определение поведения.
Находят необходимую информацию работая с текстом учебника. Помогают выстроить схемы на доске, переносят их в тетрадь.
Участвуют в тестировании, обрабатывают тест, определяют свой темперамент.
Учащиеся вынимают бочонок с номером и отвечают на выбранный ими вопрос, оценивают свои знания, и знания одноклассников.
Анализируют для себя лично значимость информации данного урока. Осознают, как этот материал вписался в систему знаний.
Записывают домашнее задания в дневник.
Получают индивидуальные консультации.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление