Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственные внебюджетные фонды: значение, источники формирования, направления использования средств




Бюджетный процесс в Российской Федерации

Бюджетный процесс – регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов ГВБФ, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.

Задачи бюджетного процесса:

- максимальное выявление всех материальных и финансовых резервов в целях экономического развития страны;

- определение доходов бюджета по отдельным налогам и другим платежам, а также общего объёма в соответствии с прогнозами и целевыми программами;

- согласование бюджета с общей программой финансовой стабилизации, направленной на преодоление инфляционных тенденций в экономике и обеспечение устойчивости национальной денежной единицы;

- сокращение и ликвидация бюджетного дефицита за счет экономически оправданных источников;

- осуществление бюджетного регулирования в целях сбалансированности бюджетов разного уровня путем перераспределения источников доходов государства между ними, а также между сферами хозяйствования, экономическими регионами;

- повышение роли перспективного бюджетного планирования, что должно обеспечить пропорциональность и сбалансированность всех крупномасштабных и социально-экономических программ.

Принципы организации бюджетного процесса:

- единство – единая правовая база, единая бюджетная классификация, единство форм бюджетной документации;

- самостоятельность – обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом определять направления их использования;

- балансовый метод – установление правильного соотношения между доходами и расходами всех бюджетов, а также между натуральными и стоимостными показателями

Проект федерального бюджета и внебюджетных фондов составляется и утверждается сроком на 3 года – очередной финансовый год и плановый период.

- Текущий финансовый год – год, в котором осуществляется исполнение бюджета, составление и рассмотрение проекта бюджета на очередной финансовый год и плановый период

- Очереднойфинансовый год – год, следующий за текущим финансовым годом

- Плановый период – два финансовых года, следующие за очередным финансовым годом

- Отчетныйфинансовый год – год, предшествующий текущему финансовому году

Участники бюджетного процесса:

1. Президент РФ: полномочия - внесение Бюджетного послания в Госдуму (основные направления бюджетной и налоговой политики), утверждение (подписание) федерального закона о федеральном бюджете;

2. Глава субъекта РФ, глава муниципального образования;

3. Законодательные и исполнительные органы власти.

Органы законодательной (представительной) власти (Федеральное Собрание РФ, Законодательные собрания субъектов РФ и т.п.): полномочия - рассмотрение и утверждение бюджетов и отчетов об их исполнении, последующий контроль за исполнением бюджета + формирование органов, осуществляющих контроль за исполнением соответствующего бюджета.

Органы исполнительной власти, местного самоуправления (Правительство РФ; главы субъектов РФ; главы местного самоуправления; финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов и др.): полномочия – составление проекта бюджета, внесение проекта бюджета + необходимых документов и материалов на рассмотрение, исполнение бюджета, управление государственным и муниципальным долгом, ведомственный контроль за исполнением бюджета, представление отчета об исполнении бюджета и др.;

4. Центральный банк РФ - совместная с Правительством разработка и представление на рассмотрение в Государственную Думу основных направлений денежно-кредитной политики, обслуживание счетов бюджетов, осуществление функций генерального агента по государственным ценным бумагам РФ;

5. Органы государственного финансового контроля; Органы государственного и муниципального финансового контроля (Счетная Палата РФ; контрольные органы законодательных органов субъектов РФ и представительных органов местного самоуправления; контрольные органы исполнительной власти).

- полномочия контрольных органов законодательной (представительной) власти (в т.ч. Счетная Палата РФ) – контроль за исполнением соответствующих бюджетов и бюджетов ГВБФ, проведение экспертизы проектов данных бюджетов, экспертизы федеральных и региональных целевых программ, экспертизы нормативных правовых актов бюджетного законодательства РФ, субъектов РФ, актов органов местного самоуправления;

- полномочия контрольных органов исполнительной власти - осуществление предварительного, текущего и последующего контроля за исполнением бюджетов и бюджетов ГВБФ;

6. Органы управления государственными внебюджетными фондами; Государственные внебюджетные фонды (составление проектов бюджетов ГВБФ, внесение проектов бюджетов ГВБФ, исполнение бюджетов, представление отчетов об исполнении бюджетов ГВБФ)

7. Распорядители бюджетных средств; Полномочия главных распорядителей – представление стороны государства в договорах о предоставлении бюджетных средств на возвратной основе, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий; определение задания по предоставлению государственных/ муниципальных услуг для подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств с учетом нормативов финансовых затрат; утверждение сметы доходов и расходов подведомственных казенных учреждений; составление бюджетной росписи и распределение лимитов бюджетных обязательств по распорядителям и получателям и исполнение соответствующей части бюджета; внесение изменений в утвержденную смету доходов и расходов казенного учреждения (мотивированное изменение распределения средств между статьями); контроль за целевым использованием бюджетных средств бюджетополучателями, за возвратом средств, за выполнением заданий по предоставлению государственных/ муниципальных услуг; контроль за использованием бюджетных средств и государственной/муниципальной собственности распорядителями, казенными учреждениями и другими получателями бюджетных средств.

Полномочия распорядителей бюджетных средств - представление стороны РФ муниципального образования в договорах о предоставлении средств соответствующего бюджета на возвратной основе, государственных/муниципальных гарантий, бюджетных инвестиций; составление бюджетной росписи, распределение лимитов бюджетных обязательств по подведомственным получателям бюджетных средств; определение заданий по предоставлению государственных или муниципальных услуг для получателей бюджетных средств с учетом нормативов финансовых затрат; утверждение смет доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений; осуществление контроля за использованием бюджетных средств подведомственными получателями бюджетных средств.

8. Администраторы доходов бюджета; - орган власти (государственный орган, орган местного самоуправления, управления негосударственным внебюджетным фондом, Центральный банк РФ), казенное учреждение, осуществляющее контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты доходов в бюджет.

9.Администраторы источников финансирования дефицита бюджета; - имеют право осуществлять операции с источниками финансирования дефицита бюджета.

10. Получатели бюджетных средств: бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия и иные получатели бюджетных средств

Казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

В бюджетном процессе можно выделить четыре стадии.

Первая стадия - составление проекта бюджета, начинается не позднее, чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года, на основе ряда документов и материалов, которые имеют важное значение с точки зрения планирования: бюджетное послание Президента РФ, основные направления бюджетной и налоговой политики соответствующей территории на очередной финансовый год (не позднее марта).

Составление проектов бюджетов - исключительная прерогатива органов исполнительной власти - Правительства РФ, соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Непосредственно составляют проекты бюджетов Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований.

До 1 октября Правительство РФ вносит на рассмотрение в Государственную думу:

- основные направления бюджетной и налоговой политики;

- предварительные итоги социально-экономического развития соответствующей территории за истекший период текущего финансового года и ожидаемые итоги социально-экономического развития соответствующей территории за текущий финансовый год;

- прогноз социально-экономического развития соответствующей территории;

- прогноз основных характеристик (общий объем доходов, общий объем расходов, дефицита (профицита) бюджета) консолидированного бюджета соответствующей территории на очередной финансовый год и плановый период либо проект среднесрочного финансового плана;

- пояснительная записка к проекту бюджета;

- методики (проекты методик) и расчеты распределения межбюджетных трансфертов;

- верхний предел государственного (муниципального) долга на конец очередного финансового года (на конец очередного финансового года и конец каждого года планового периода);

- проект программы государственных (муниципальных) внутренних заимствований на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период);

- проект программы государственных внешних заимствований на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период);

- проекты программ государственных (муниципальных) гарантий на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период);

- оценка ожидаемого исполнения бюджета на текущий финансовый год;

- проекты законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов;

- предложенные законодательными (представительными) органами, органами судебной системы, органами государственного (муниципального) финансового контроля, созданными законодательными (представительными) органами, проекты бюджетных смет указанных органов, представляемые в случае возникновения разногласий с финансовым органом в отношении указанных бюджетных смет;

- иные документы и материалы.

Вторая стадия - рассмотрение и утверждение бюджета. Правительство РФ вносит проект бюджета в Государственную Думу (не позднее 24 часов 1 октября), которая рассматривает проект в 3 чтениях, одновременно предоставляет Президенту.

При рассмотрении Федерального бюджета в первом чтении Государственная дума обсуждает концепцию и прогноз социально-экономического развития РФ, основные направления бюджетной и налоговой политики, основные принципы взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов Федерации. Кроме того, рассматриваются основные характеристики Федерального бюджета на предстоящий год к которым относятся: общий объем доходов, расходов, дефицита (профицита) бюджета, объем нефтегазового трансферта, верхний предел государственного долга и нормативная величина Резервного фонда, а также планируемый объем ВВП и уровень инфляции. Срок рассмотрения бюджета в первом чтении – 20 дней со дня внесения в Государственную Думу.

При рассмотрении проекта во втором чтении в течение 25 дней Государственная дума утверждает:

- перечень администраторов доходов и источников финансирования дефицитов бюджета;

- расходы бюджета по разделам классификации расходов;

- межбюджетные трансферты;

- программы предоставления государственных кредитов, заимствований и гарантий;

- долгосрочные целевые программы.

Все показатели утверждаются в пределах общего объёма федерального бюджета, утвержденного в первом чтении.

При рассмотрении в третьем чтении в течение 10 дней со дня принятия во втором чтении утверждается ведомственная структура расходов, а затем законопроект ставится на голосование в целом.

Принятый закон «О федеральном бюджете» на предстоящий год и плановый период в течение 14 дней со дня принятия передается на рассмотрение Совета Федерации, а затем в течение 5 дней Президенту для подписания и обнародования. Закон о бюджете считается вступившим в силу с началом финансового года.

Третья стадия - исполнение бюджета. Бюджет исполняется на основе единства кассы и подведомственности расходов. Кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством.

Исполнение бюджетов по доходам предусматривает:

- зачисление на единый счет бюджета доходов от распределения налогов, сборов и иных поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, распределяемых по нормативам, действующим в текущем финансовом году, со счетов органов Федерального казначейства и иных поступлений в бюджет;

- возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы;

- зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- уточнение администратором доходов бюджета платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;

- перечисление Федеральным казначейством средств, необходимых для осуществления возврата (зачета) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов и иных платежей

Исполнение бюджета по расходам предусматривает:

- принятие бюджетных обязательств;

- подтверждение денежных обязательств;

- санкционирование оплаты денежных обязательств;

- подтверждение исполнения денежных обязательств.

Четвертая стадия - подготовка, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета.

Бюджетная отчетность включает:

1. Отчет об исполнении бюджета - содержит данные об исполнении бюджета по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита бюджета в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.

2. Баланс исполнения бюджета - содержит данные о нефинансовых и финансовых активах, обязательствах Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на первый и последний день отчетного периода по счетам плана счетов бюджетного учета.

3. Отчет о финансовых результатах деятельности содержит данные о финансовом результате деятельности в отчетном периоде и составляется по кодам классификации операций сектора государственного управления.

4. Отчет о движении денежных средств - отражает операции по счетам бюджетов по кодам классификации операций сектора государственного управления.

5. Пояснительная записка содержит анализ исполнения бюджета и бюджетной отчетности, а также сведения о выполнении государственного (муниципального) задания и иных результатах использования бюджетных ассигнований главными распорядителями (распорядителями, получателями) бюджетных средств в отчетном финансовом году.

Годовой отчет об исполнении федерального бюджета до его рассмотрения в Государственной Думе подлежит внешней проверке Счетной палатой Российской Федерации.

Главные администраторы средств федерального бюджета не позднее 1 апреля текущего финансового года представляют годовую бюджетную отчетность в Счетную палату Российской Федерации для внешней проверки.

Результаты внешней проверки годовой бюджетной отчетности главных администраторов средств федерального бюджета оформляются заключениями по каждому главному администратору средств федерального бюджета в срок до 1 июня текущего финансового года

Правительство Российской Федерации направляет не позднее 1 июня текущего финансового года в Счетную палату Российской Федерации годовой отчет об исполнении федерального бюджета и иные документы, подлежащие представлению в Государственную Думу одновременно с годовым отчетом об исполнении федерального бюджета (годовой отчет об исполнении местного бюджета представляется в представительный орган муниципального образования не позднее 1 мая текущего года.)

Отдельными приложениями к закону (решению) об исполнении бюджета за отчетный финансовый год утверждаются показатели:

- доходов бюджета по кодам классификации доходов бюджетов;

- доходов бюджета по кодам видов доходов, подвидов доходов, классификации операций сектора государственного управления, относящихся к доходам бюджета;

- расходов бюджета по ведомственной структуре расходов соответствующего бюджета;

- расходов бюджета по разделам и подразделам классификации расходов бюджетов;

- источников финансирования дефицита бюджета по кодам классификации источников финансирования дефицитов бюджетов;

- источников финансирования дефицита бюджета по кодам групп, подгрупп, статей, видов источников финансирования дефицитов бюджетов классификации операций сектора государственного управления, относящихся к источникам финансирования дефицитов бюджетов.

При рассмотрении отчета об исполнении федерального бюджета Государственная Дума заслушивает:

доклад министра финансов об исполнении федерального бюджета;

доклад Председателя Счетной палаты Российской Федерации о заключении Счетной палаты Российской Федерации на годовой отчет об исполнении федерального бюджета.

По предложению Председателя Государственной Думы либо по собственной инициативе Генеральный прокурор Российской Федерации, Председатель Конституционного Суда Российской Федерации, Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Председатель Верховного Суда Российской Федерации могут выступить или представить доклады с анализом рассмотренных в течение отчетного финансового года дел, связанных с бюджетными спорами и нарушениями бюджетного законодательства Российской Федерации.

По результатам рассмотрения годового отчета об исполнении федерального бюджета Государственная Дума принимает либо отклоняет федеральный закон об исполнении федерального бюджета.

Государственная Дума принимает федеральный закон об исполнении федерального бюджета не позднее 1 октября текущего года.

 

Внебюджетный фонд – форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ (БК РФ, ст.6)

Внебюджетные фонды создаются по решению законодательных органов власти и местного самоуправления для аккумуляции в них средств, поступающих как в обязательном характере, так и на добровольной основе. Расходование этих средств осуществляется строго по целевому назначению.

Внебюджетные фонды функционируют на основе следующих принципов:

- Всеобщий характер

- Обеспечение за счет средств внебюджетных фондов социальных гарантий граждан

- Устойчивость финансовой системы фондов, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения средствам страхования

- Обязательность уплаты страховых взносов

- Государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц и исполнение обязательств независимо от финансового положения страховщика

- Автономность финансовой системы внебюджетных фондов

Источники формирования средств внебюджетных фондов:

- страховые взносы работодателей (администрации предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности);

- страховые взносы граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы в соответствии с законодательством;

- страховые взносы граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд;

- доходы от инвестирования части временно свободных средств Фондов в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады. Помещение этих средств Фондов в банковские вклады производится в пределах средств, предусмотренных в бюджете Фондов на соответствующий период;

- добровольные взносы граждан и юридических лиц; поступления иных финансовых средств, не запрещенных законодательством;

- ассигнования из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) отдельным категориям граждан, а также в других установленных законом случаях;

- прочие поступления (возмещаемые страхователем расходов, не принятых к зачету в счет страховых взносов; недоимки по обязательным платежам, сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством).

Основным источником средств государственных социальных внебюджетных фондов являются страховые взносы работодателей (табл. 6).

Таблица 6 - Ставки страховых взносов для разных категорий налогоплательщиков применяемых в 2012 году.

Категории плательщиков Пенсионный фонд ФСС ФФОМС Итого
1966 г. и старше 1967 г. и моложе
Страховая часть Страховая часть Накопительная часть
Основной тариф (применяются всеми организациями, если для них не установлен иной пониженный тариф) (ст.58.2) До предельной величины 512 тыс. руб. 22.0 из них: 6.0 -солидарная часть тарифа страховых взносов; 16.0 - индивидуальная часть тарифа страховых взносов 16.0 из них: 6.0 -солидарная часть тарифа страховых взносов; 10.0 - индивидуальная часть тарифа страховых взносов 6.0 - индивидуальная часть тарифа страховых взносов; 2.9 5.1 30.0
Свыше предельной величины 512 тыс. руб. 10.0 -солидарная часть тарифа страховых взносов 10.0 -солидарная часть тарифа страховых взносов       10.0
Сельхозпредприятия, плательщики ЕСХН, инвалиды (ст.58 ч.1 п.1-3) До предельной величины 512 тыс. руб. 16.0 -индивидуальная часть тарифа страховых взносов 10.0 -индивидуальная часть тарифа страховых взносов 6.0 - индивидуальная часть тарифа страховых взносов 1.9 2.3 20.2
Научные, технико-внедренческие, ИТ-предприятия (ст.58 ч.1 п.4-6) До предельной величины 512 тыс. руб. 8.0 -индивидуальная часть тарифа страховых взносов 2.0 -индивидуальная часть тарифа страховых взносов 6.0 - индивидуальная часть тарифа страховых взносов 2.0 4.0 14.0
Участники проекта Сколково (ст. 58.1) До предельной величины 512 тыс. руб. 14.0 -индивидуальная часть тарифа страховых взносов 8.0 -индивидуальная часть тарифа страховых взносов 6.0 - индивидуальная часть тарифа страховых взносов;     14.0
СМИ (телевидение, радиовещание, издательская, полиграфическая деятельность) (за искл. реклама и эротика) (ст.58 ч.1 п.7) До предельной величины 512 тыс. руб. 20.8 из них: 4.8 -солидарная часть тарифа страховых взносов; 16.0 - индивидуальная часть тарифа страховых взносов 14.8 из них: 4.8 -солидарная часть тарифа страховых взносов; 10.0 - индивидуальная часть тарифа страховых взносов; 6.0 - индивидуальная часть тарифа страховых взносов 2.9 3.3 27.0
Малый бизнес, организации на УСНО (производство и соц.сфера) (ст.58 ч.1 п.8, 10-12) До предельной величины 512 тыс. руб. 20.0 из них: 4.0 -солидарная часть тарифа страховых взносов; 16.0 - индивидуальная часть тарифа страховых взносов; 14.0 из них: 4.0 -солидарная часть тарифа страховых взносов; 10.0 - индивидуальная часть тарифа страховых взносов; 6.0 - индивидуальная часть тарифа страховых взносов     20.0
Экипаж судов (ст.58 ч.1 п.9) До предельной величины 512 тыс. руб.            
Инжиринговые компании (ст.58 ч.1 п.13) До предельной величины 512 тыс. руб. 22.0 из них: 6.0 -солидарная часть тарифа страховых взносов; 16.0 - индивидуальная часть тарифа страховых взносов 16.0 из них: 6.0 -солидарная часть тарифа страховых взносов; 10.0 - индивидуальная часть тарифа страховых взносов 6.0 - индивидуальная часть тарифа страховых взносов 2.9 5.1 30.0

Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» дополняется с 2012 года новыми понятиями: «солидарная часть» и «индивидуальная часть» тарифа страховых взносов.

Солидарная часть тарифа страховых взносов предназначена для выплат в фиксированном базовом размере денежных средств, не связанных с формированием накопительной части трудовой пенсии. В частности, за счет этой части будет выплачиваться фиксированный базовый размер страховой части пенсии, социальное пособие на погребение пенсионеров, а также средства для других целей, предусмотренных законом.

Индивидуальная часть предназначена для формирования денежных средств застрахованного лица и учитываемая на его индивидуальном лицевом счете, включая специальную часть индивидуального лицевого счета, в целях определения суммы расчетного пенсионного капитала, а также размера накопительной части трудовой пенсии и других выплат за счет средств пенсионных накоплений, установленных законодательством Российской Федерации.

Кроме того, в соответствии с Федеральным Законом от 27.07.98 г. № 125 ФЗ работодатели дополнительно уплачивают страховые взносы от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Государственный фонд Социального страхования. Ставка взноса устанавливается по дифференцированной в зависимости от класса профессионального риска, который напрямую связан с видом деятельности плательщика. Чем больше риск травматизма или профессионального заболевания – тем выше ставка (прил. 7).

Пенсионный фонд РФ является самым крупным из внебюджетных фондов, образован в 1990 г. с целью гарантирования материального обеспечения граждан при достижении пенсионного возраста и в случаях, определенных законодательством. Важнейший принцип любого пенсионного фонда – солидарная ответственность поколений, означающий перераспределение средств во времени (настоящие работники обеспечивают выплату пенсий вчерашним работникам, завтрашние – примут обеспечение сегодняшних и т.п.)

Средства бюджета ПФ РФ являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат. Бюджет ПФ РФ и отчет о его исполнении утверждаются ежегодно по представлению Правительства РФ федеральными законами в порядке, определяемом БК РФ.

Денежные средства обязательного пенсионного страхования хранятся на счетах ПФ РФ, открываемых в учреждениях ЦБ РФ, а при отсутствии учреждений ЦБ РФ на счетах, открываемых в кредитных организациях, перечень которых определяется Правительством РФ.

Пенсионный фонд осуществляет ряд социально значимых функций:

1. Администрирование страховых взносов, поступающих по обязательному пенсионному страхованию и обязательному медицинскому страхованию;

2. Персонифицированный учет участников системы обязательного пенсионного страхования.

3. Назначение и выплата пенсий. Среди них трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальные пенсии, пенсии госслужащих. За счет средств Фонда получают пенсии 36,5 млн. российских пенсионеров;

4. Назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и др.

5. Выдача сертификатов на получение материнского (семейного) капитала;

6. Управление средствами пенсионной системы, в т.ч. накопительной частью трудовой пенсии, которое осуществляется через государственную управляющую компанию (Внешэкономбанк) и частные управляющие компании;

7. Реализация Программы государственного софинансирования пенсии.

Большая часть средств фонда финансируется на выплату пенсий. Пенсии в Российской Федерации делят на два вида: трудовая пенсия и пенсия по государственному социальному обеспечению (государственная пенсия) (рис.11)

 

       
 
 
   

 


Рисунок 11 - Виды пенсий в Российской Федерации

 
 


1. Трудовая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц - заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц.

Виды трудовых пенсий:

- трудовая пенсия по старости;

- трудовая пенсия по инвалидности;

- трудовая пенсия по случаю потери кормильца.

Право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет при наличии не менее пяти лет страхового стажа.

Согласно действующему пенсионному законодательству размер трудовой пенсии по старости (ТПС) складывается из страховой и накопительной частей трудовой пенсии по старости.

ТПС = СЧ + НЧ, (9)

где СЧ - страховая часть трудовой пенсии по старости

НЧ - накопительная часть трудовой пенсии по старости

Деление трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца на составляющие части не предусмотрено.

Размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется по формуле:

 

СЧ = ПК / Т + Б, (10)

где СЧ - страховая часть трудовой пенсии по старости;

ПК - сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, учтенного по состоянию на день, с которого указанному лицу назначается страховая часть трудовой пенсии по старости;

Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета страховой части указанной пенсии. При назначении в 2012 году оно составляет 216 месяцев (18 лет);

Б - фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости

Расчет пенсионного капитала (ПК) производится по формуле:

 

ПК = ПК1 + СВ + ПК2, (11)

где ПК1 – расчетный пенсионный капитал, исчисленный при оценке пенсионных прав застрахованного лица по состоянию на 01.01.2002;

СВ – сумма валоризации;

ПК2 – сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо начиная с 01.01.2002;

Вместо базовой части трудовой пенсии с 2010 года введен фиксированный базовый размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), как составная часть страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца.

При этом размеры страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца определяются с учетом фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, фиксированного базового размера трудовой пенсии по инвалидности и фиксированного базового размера трудовой пенсии по случаю потери кормильца соответственно.

По состоянию на 01.02.2011 общий фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости составляет 2 963 рубля 7 копеек в месяц.

Накопительная часть трудовой пенсии – это составная часть трудовой пенсии по старости, которая формируется:

1. В обязательном порядке у работающих граждан 1967 года рождения и моложе за счет уплаты работодателем в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) страховых взносов (в 2012 году – 6% от заработной платы гражданина, но не более 512 тыс. руб. в год);

Накопительная часть трудовой пенсии также есть у мужчин 1953-1966 года рождения и женщин 1957- 1966 года рождения, в пользу которых в период с 2002 по 2004 год включительно уплачивались страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии. C 2005 года эти отчисления были прекращены в связи с изменениями в законодательстве. При этом указанная категория граждан также вправе осуществлять выбор управляющей компании или негосударственного пенсионного фонда (НПФ) для инвестирования средств пенсионных накоплений.

2. В добровольном порядке у участников Программы государственного софинансирования пенсии за счет собственных добровольных страховых взносов, средств государственного софинансирования и взносов работодателей, если они являются третьей стороной Программы.

Размер накопительной части трудовой пенсии по старости определяется по формуле:

 

НЧ = ПН / Т, (12)

где НЧ - размер накопительной части трудовой пенсии

ПН - сумма пенсионных накоплений застрахованного лица, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета по состоянию на день, с которого ему назначается накопительная часть трудовой пенсии по старости;

Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета страховой части указанной пенсии. При назначении пенсии в 2012 году - 216 месяцев.

Средства накопительной части будущей пенсии учитываются ПФР в специальной части индивидуального лицевого счета и инвестируются выбранной управляющей компанией или НПФ.

2. Пенсия по государственному пенсионному обеспечению - ежемесячная государственная денежная выплата которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации утраченного заработка гражданам из числа космонавтов или из числа работников летно-испытательного состава в связи с выходом на пенсию за выслугу лет; либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию

Виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению:

- за выслугу лет;

- по старости;

- по инвалидности;

- по случаю потери кормильца;

- социальная пенсия.

 

Фонд Социального страхования РФ призван способствовать материальному обеспечению граждан в силу различных обстоятельств не участвующих в трудовом процессе. Механизм формирования и использования преобладающей части средств фонда позволяет около 70 % средств оставлять в распоряжении плательщиков, т.е. сумма платежей, причитающихся к уплате работодателем уменьшается на сумму расходов, компенсируемых в текущем году Фондом.

Основные задачи ФСС:

- обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг, санаторно-курортное обслуживание работников и их детей; – участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;

- осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость Фонда;

- разработка совместно с Министерством труда и социального развития Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование;

- организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования;

- сотрудничество с аналогичными фондами (службами) других государств и международными организациями по вопросам социального страхования

Расходы по государственному социальному страхованию разделяются на две группы выплат: расходы по обязательному социальному страхованию и расходы по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Перечень пособий, выплачиваемых из ФСС в настоящее время с указанием их размера, особенностей начисления и правовой базы представлен в приложениях 8 и 9.

Кроме оплаты пособий средства Фонда направляются на:

- частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаториев-профилакториев, имеющих лицензии на право занятия этим видом деятельности (оплата расходов на питание, лечение и медикаменты, заработную плату работников, культурно-массовое обслуживание);

- частичную оплату путевок в детские загородные оздоровительные лагеря, находящиеся на территории Российской Федерации, для детей работающих граждан;

- частичное содержание детско-юношеских спортивных школ (оплата расходов на оплату труда тренерско-преподавательского состава и аренду помещений, необходимых для учебно-тренировочного процесса);

- создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости Фонда на всех уровнях. Порядок формирования резерва и предоставления из него средств (на возвратной основе или безвозмездно) определяется инструкцией о порядке начисления, уплаты, расходования и учета средств государственного социального страхования;

- обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления Фонда;

- финансирование деятельности подразделений органов исполнительной власти, обеспечивающих государственную защиту трудовых прав работников, охрану труда (включая подразделения надзора и контроля за охраной труда) в случаях, установленных законодательством;

- проведение научно-исследовательской работы по вопросам социального страхования и охраны труда;

- осуществление иных мероприятий в соответствии с задачами Фонда, включая разъяснительную работу среди населения, поощрение внештатных работников Фонда, активно участвующих в реализации мероприятий по социальному страхованию;

- участие в финансировании программ международного сотрудничества по вопросам социального страхования.

 

Фонд обязательного медицинского страхования создан в 1993 г. с целью гарантировать гражданам при наступлении страхового события получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия.

Медицинское страхование представляет собой совокупность видов страхования, предусматривающих обязанности страховщика по осуществлению страховых выплат в размере частичной или полной компенсации дополнительных расходов застрахованного, вызванных обращением застрахованного в медицинские учреждения за медицинскими услугами, включенными в программу медицинского страхования.

Цель медицинского страхования - гарантировать гражданам РФ при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия

Обязательное медицинское страхование - вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи при возникновении страхового случая посредством формирования средств обязательного медицинского страхования за счет обязательных страховых взносов и иных источников, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации

Страховой случай - совершившееся событие – заболевание, травма или иное состояние здоровья застрахованного лица, с наступлением которого застрахованному лицу предоставляется страховое обеспечение по обязательному медицинскому страхованию.

Помимо фондов в системе ОМС в России участвуют страхователи, страховые медицинские организации (СМО), лечебно-профилактические учреждения (ЛПУ), а также застрахованные граждане (рис.12).

 

 

 

Рисунок 12 - Структура системы ОМС

 

Функции Фонда обязательного медицинского страхования сводятся к реализации следующих основных направлений деятельности:

1. Страхование граждан по системе обязательного медицинского страхования;

2. Обеспечение населения бесплатной медицинской помощью;

3. Мероприятия по реализации приоритетного национального проекта «Здоровье»;

4. Защита прав граждан в системе ОМС;

5. Мониторинг деятельности Центров здоровья;

6. Лекарственное обеспечение в системе ОМС;

7. Контрольно-ревизионная деятельности;

8. Деятельность ФОМС по информатизации;

9. Профессиональная подготовка специалистов обязательного медицинского страхования;

10. Проведение пилотного проекта в субъектах РФ, направленного на повышение качества услуг в сфере здравоохранения.

Национальный проект «Здоровье» реализуется фондом по трем направлениям:

1. Проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан. Дополнительная диспансеризация работающих граждан проводится во всех субъектах Российской Федерации.

2. Диспансеризация пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

3. Предоставление средств на оплату родовых сертификатов - трансфертов на оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и наблюдения ребенка в течение первого года жизни.

Контрольные вопросы

1. Назовите основные функции бюджета.

2. Приведите пример реализации информационной функции бюджета.

3. Назовите самую большую статью расходов бюджета вашего региона.

4. Назовите основные источники финансирования дефицита бюджета в вашем городе (регионе).

5. Перечислите виды местных бюджетов.

6. Каковы отличия бюджетного процесса на федеральном, региональном и местном уровнях.

7. Почему внебюджетные фонды выделены в отдельные звенья бюджетной системы РФ?

8. Перечислите принципы внебюджетных фондов.

9. Назовите отличия страховых взносов от налогов.

10. Какой тип пенсионной системы используется в настоящее время в России?

11. В чем заключается функция пенсионного фонда по персонифицированному учету граждан?

12. От чего зависит размер трудовой пенсии?

13. Что характеризует коэффициент замещения пенсии?

14. Перечислите пособия, финансируемые фондом социального страхования.

15. Чем обусловлена стратегия перехода на одноканальное финансирование в здравоохранении?

 


 


[1] См. Положение о безналичных расчетах в Российской Федерации" (утв. Банком России 03.10.2002 N 2-П); Положение о порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации" (утв. Банком России 01.04.2003 N 222-П)

[2] Государственный банк Российской империи был основан «для оживления промышленности в торговли» и открыл свои действия 31 мая 1860 года в соответствии с указом Александра II на основе реорганизации Государственного коммерческого банка.

3 января 1862 года был утверждён Устав контор Государственного банка Российской империи. Была создана Московская контора Госбанка. Её первым управляющим был назначен А. Н. Дюклу.

После Октябрьской революции 1917 г. Государственный банк стал называться сначала Народным банком Российской Республики, затем — Народным банком РСФСР. 14 (27) декабря 1917 г. декретом ВЦИК «О национализации банков» в России была введена государственная монополия на банковское дело. Все частные и акционерные банки подлежали слиянию с Государственным банком.

ЦБ РФ был учрежден 13 июля 1990 г. (Госбанк СССР был упразднен в ноябре 1991г.), являлся подотчётным Верховному Совету РСФСР. Первоначальное название: Государственный банк РСФСР.

 

[3] См. Финансы: учебник./ Под общ. ред. В.М.Родионовой. –М.: Финансы и статистика С. 25-28

[4] См. подробнее: Ермакова Е.А. Государственные финансы в финансовой системе России // Финансы и кредит. № 3. – 2007. С.32-40

[5] Под средствами самообложения граждан понимаются разовые платежи граждан, осуществляемые для решения конкретных вопросов местного значения. Размер платежей в порядке самообложения граждан устанавливается в абсолютной величине равным для всех жителей городского округа, за исключением отдельных категорий граждан, численность которых не может превышать 30 процентов от общего числа жителей городского округа и для которых размер платежей может быть уменьшен. Вопросы введения и использования разовых платежей граждан решаются на местном референдуме




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1066; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.