КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятия «компетентность» личности и «профессиональная компетентность» педагога
ЛЕКЦИЯ 1. План лекции: 1.1. Понятие «компетентность» личности, смысловое разделение понятий «компетентность» / «компетенция». 1.2. Понятие профессиональной компетентности педагога. 1.1. Понятие «компетентность» личности, смысловое разделение понятий «компетентность» / «компетенция». В общенаучном плане, перевод латинских слов competentia (принадлежащий, принадлежащее по праву), competens, competentis (соответствующий, способный, обладающий знаниями). Позволяет сформулировать следующее определение: «компетентный – это знающий, сведущий в определённой области специалист, имеющий право по своим знаниям и полномочиям делать или решать что-либо, судить о чем-либо, имеющий право решать вопросы как подведомственные» [4, с.14]. Интерес к исследованиям компетентности возник в 60-х годах ХХ века в США как ответ на социально-экономический кризис. В те годы, не эффективная деятельность специалистов в различных областях экономики связывалась с некомпетентностью их преподавателей. Далее, развитие ориентированного на компетентность образования связано с появлением работ Р. Уайта, Н. Хомского, в исследованиях, которых компетентность наполняется личностными составляющими, включая мотивацию, мышление и речь. Введению в профессиональное образование новых конструктов – компетентностей и компетенций, а также значительному развитию компетентностного подхода в зарубежной науке, способствовали труды Б. Оскарсона, Дж. Равена, А. Шелтена, в отечественной науке работы В.А. Болотова, Л.В. Ведерниковой, А.А. Вербицкого, И.А. Зимней Н.В. Кузьминой Л.А. Куприяновой, О.Г. Ларионовой, А.К. Марковой, Е.А. Садовской, Е.И. Сахарчук, А.А. Вербицкий, И.А. Зимняя, О.Г. Ларионова отмечают, что после вхождения России в Болонский процесс, начавшийся с Лиссабонской конвенции 1997 года и разделения общеевропейских целей образования, предполагающих освоение обучающимися ключевых или основных компетентностей, необходимых для успешной профессиональной деятельности и благополучной жизни в социуме. А также после публикации текстов «Стратегии модернизации содержания общего образования», «Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года» и «Основные направления социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу». Начинается внедрение в отечественное образование компетентностного подхода, который должен сменить собой традиционный или знаниевый подход. Компетентностный подход, ориентируясь на запросы рынка труда, предполагает формирование практико-ориентированных знаний и умений, дающих возможность обучающимся эффективно решать профессиональные проблемы и проблемы социальных взаимоотношений, то есть формирование профессиональной и социальной компетентности. Также данный подход предусматривает определённую научную терминологию, к которой и относятся термины - «компетентность» и «компетенция». А.В. Хуторской предлагает различать понятия «компетенция» и «компетентность» как общее и индивидуальное. Под компетенцией подразумевается «некое отчужденное, наперед заданное требование к образовательной подготовке учащегося, по овладению совокупностью взаимосвязанных качеств личности, знаниями, умениями и навыками, способами деятельности. Термин «компетентность», по мнению учёного, может использоваться для фиксирования уже состоявшихся качеств личности, «владение, обладание человеком соответствующей компетентностью, включая его личностное отношение к ней и предмету деятельности» [4, с.18]. Ю.В. Фролов и Д.А. Махотин разделяют понятия «компетенция» и «компетентность» связывая первое с содержанием будущей профессиональной деятельности, а второе с качествами личности будущего специалиста. Ю.Г. Татур и А.А. Вербицкий предлагают следующее смысловое разделение понятий «компетенции» и «компетентности» специалиста. «Классификационным основанием для разделения данных понятий предлагаем считать субъективность и объективность условий, определяющих качество профессиональной деятельности. Объективные условия будем называть «компетенции» и понимать их как сферы деятельности специалиста, его права и обязанности, закрепляемые различными официальными документами: законами, указами, приказами, положениями, инструкциями. В качестве субъективных условий – «компетентностей» будем рассматривать развитые на момент исполнения профессиональных действий личностные качества, знания, умения, способности, желания, ответственность специалиста» [4, с.19]. Значительный вклад в исследование компетентности вносит британский психолог Дж. Равен. В 1984 г. в работе «Компетентность в современном обществе» даётся развёрнутое определение компетентности. Это такое явление, которое «состоит из большого числа компонентов, многие из которых относительно независимы друг от друга, …некоторые компоненты относятся скорее к когнитивной сфере, а другие – к эмоциональной, …эти компоненты могут заменять друг друга в качестве составляющих эффективного поведения» [4, с.25]. Под компетентностью Дж. Равен, понимает специфическую способность, необходимую для выполнения конкретного действия в конкретной предметной области и включающую узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, а также понимание ответственности за свои действия. По Дж. Равену, быть компетентным – значит иметь набор специфических компетентностей разного уровня. На фундаментальном уровне находятся все специфические умения и способности для выполнения определённого действия, а на высшем – компетентности для организации деятельности любого вида: инициатива, организаторские способности, коммуникативность, способность к рефлексии. Дж. Равен все компетентности, наличие которых обеспечивает возможность успешного завершения начатого дела, разбивает на три группы: когнитивные, аффективные и волевые [Там же]. Важнейшее в теории Дж. Равена – утверждение об учёте интересов, целей, приоритетов (личностных и социальных) каждого человека при оценке его компетентности в данной области. Дж. Равен, отмечает, что компоненты компетентности будут проявляться и развиваться только в условиях интересной для человека деятельности. И поэтому называет компетентности «мотивированными способностями» [4, с.26]. Отечественные учёные-исследователи профессиональной деятельности с разных позиций рассматривают как само понятие «компетентность», отдельные виды компетентности, так и её структуру. Согласно Е.А. Садовской компетентность определяется не только знаниями, имеющими непосредственное практическое значение, но и системой ценностных ориентаций и личностных смыслов человека, его общими убеждениями и представлениями о себе, людях, обществе и природе. Н.Ф. Ефремова и А.В. Хуторской определяют компетентность как обобщённые, развитые качества личности, совокупность смысловых ориентаций, необходимых для продуктивной деятельности человека. Определение компетентности специалиста с высшим образованием находим у Ю.Г. Татура «Компетентность специалиста с высшим образованием – это проявленные им на практике стремление и способность (готовность) реализовать свой потенциал (знания, умения, опыт, личностные качества и др.) для успешной творческой (продуктивной) деятельности в профессиональной и социальной сфере. Осознанная социальная значимость и личная ответственность за результаты этой деятельности, необходимость её постоянного совершенствования» [4, с. 19]. По мнению В. А. Болотова, В. В. Серикова, природа компетентности такова, что она, будучи продуктом обучения, не прямо вытекает из него, а является, скорее, следствием саморазвития индивида, его не столько технологического, сколько личностного роста, следствием самоорганизации и обобщения деятельностного и личностного опыта. Компетентность – это способ существования знаний, умений, образованности, способствующий личностной самореализации, нахождению обучающимся своего места в мире, вследствие чего образование предстает как высокомотивированное и в подлинном смысле личностно ориентированное, обеспечивающее востребованность личностного потенциала, признание личности окружающими и осознание ею самой собственной значимости [25]. Феномен компетентности личности на основе экзистенциально-гуманистического подхода, рассматривается как интегративное качество личности, включающее: глубинные личностные и профессиональные убеждения, знания и умения, способности, потребности и мотивы, ценности и смыслы, эмоционально-волевые установки человека. Компетентность, отражая полученный опыт личности, делает возможным или невозможным реализацию её потенциала, эффективное выполнение профессиональной деятельности, самоактуализацию человека в целом. Компетентность не предполагает какой-либо фиксированности и неподвижного состояния. В любой момент она может с одной стороны, рассматриваться как находящаяся в процессе развития, а с другой стороны и как результат этого процесса.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2109; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |