Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие «личностно-профессиональная компетентность педагога», интра и – интерперсональные компетентности, способствующие самоактуализации и саморазвитию




ЛЕКЦИЯ 3.

Экзистенциально-гуманистического подхода

Ключевые компетентности личности в рамках

Вид компетентности человека Источники развития вида компетентности Основные содержательные составляющие вида компетентности
Потенциальные компетентности личности. Генотипическая, унаследованная, бессознательная сфера (неосознаваемые психические процессы). Совокупность врождённых качеств личности, выходящих за пределы управления сознанием.
Личностные компетентности (ключевые). Сознание и самосознание личности (сознательные психические процессы), воля и интеллект, саморегуляция человека. Совокупность качеств входящих в пространство управления со стороны сознания и самосознания, составляющие систему волевой, интеллектуальной и духовно-нравственной саморегуляции человека.  
Социальные компетентности. Окружающая, внешняя социальная среда, социализация. Совокупность приобретённых качеств личности, сформированных в ней под воздействием внешней среды.  

 

Личностно-профессиональная компетентность будущего педагога рассматривается как профессионально значимые качества личности, способствующие процессам самоактуализации и саморазвития. К названным качествам относятся:

· интраперсональные компетентности педагога - личностные компетентности, способствующие самоактуализации и саморазвитию педагога на уровне внутреннего мира (являются психологическим основанием интерперсональных компетентностей):

-позитивная Я-концепция педагога (гармоничный и адекватный образ самого себя; принятие себя; позитивное отношение к себе, к собственному внутреннему миру (аутосимпатия); доверие к себе и уверенность в своих личностных силах; понимание себя – собственных эмоций, чувств, состояний и потребностей (аутоэмпатия), и стремление глубже узнать себя – самопознание);

- аутентичность (понимание и переживание педагогом подлинной индивидуальности, уникальности собственной личности);

- автономность (неконформность, независимость, личный суверенитет, проявляющийся во внутренней свободе, не подверженности авторитарным или манипулятивным воздействиям, в стремлении руководствоваться в личной и профессиональной жизни собственными целями, убеждениями и принципами);

- интенциональность (понимание педагогом процесса развития личности, как направленного, идущего «изнутри» организма и отношение к себе как к «главному фактору» становления собственной личности, опора в процессе саморазвития на свой внутренний мир);

- интернальность (внутренний, субъективный локус контроля) - принятие ответственности на себя за события собственной жизни, способность делать самостоятельные выборы, ведущие к развитию и нести ответственность за них;

- открытость личностному и профессиональному опыту (основа способности к установлению конструктивных взаимоотношений с окружающими, ведущих к получению нового опыта, как на личностном, так на профессиональном уровнях);

- умение жить настоящим (осознание всех временных локусов своей жизни, понимание актуальности и экзистенциальной ценности настоящего момента жизни «здесь и сейчас»);

· интерперсональные компетентности педагога – личностные компетентности, способствующие самоактуализации и саморазвитию педагога в непосредственной профессиональной деятельности:

- диалогическая коммуникативная направленность педагогаво взаимоотношениях с учащимися (ориентация на конструктивное, равноправное общение, основанное на взаимном уважении и доверии, ориентация на взаимопонимание, взаимную открытость и коммуникативное сотрудничество, стремление к взаимному самовыражению, развитию);

-естественность, непосредственность, искренность(конгруэнтность) - (от лат. congruens – соответствующий, совпадающий). Высокая степень конгруэнтности означает, что нечто сообщаемое или как-либо выражаемое педагогом в процессе общения с учащимися соответствует внутренне им переживаемому. «Быть конгруэнтным значит быть естественным, искренним, быть самим собой, тем, кто ты есть на самом деле» [10, c. 64];

- позитивное отношение педагога к учащимся, которое является «не розовым оптимизмом», а таким отношением «… которое основано на доверии и уважении к ним как к личностям. Признанием их прав и свобод, их своеобразия и неповторимости, их права идти своим путём и отвечать за свой выбор, верой в их силу и мудрость» [1];

-эмпатия педагога,как процесс сопереживания, эмоционально-интуитивного принятия и постижения внутреннего мира учащегося. Эмпатия является эмоциональной основой, связующей нитью диалога личностей в образовательном процессе. Эмпатия как особое «сочувственное понимание» дополняет в диалоге понимание рациональное;

- толерантность педагога, как терпимое отношение к проявлению индивидуальности учащихся и других участников образовательного процесса, которое основано на принятии и уважении их своеобразия, неповторимости, свободы самовыражения;

- высокая интеллектуальность педагога – направленность педагога на интеллектуальный рост, профессиональное самосовершенствование (теоретическая и практическая база знаний, выраженная познавательная потребность; стремление к развитию когнитивной сферы; профессионального мышления; направленность на совместную с будущими педагогами исследовательскую деятельность; стремление как обучать (фасилитировать) других, так и учиться самому);

- креативность (выраженное стремление педагога к творчеству и сотворчеству с учащимися, открытость и поддержка живого, творческого поиска ими собственных способов познания и развития).

Перечисленные компетентности являются личностными и в тоже время профессионально значимыми качества педагога, ключевыми личностно-профессиональными компетентностями. Проявление названных качеств педагогом в учебном процессе, способствует развитию аналогичных качеств у учащихся. Таким образом, создаются фасилитирующие педагогические взаимоотношения между педагогом и учащимся, создаётся гуманистическая образовательная «атмосфера» глубинного, истинного общения, в которой становится возможными самораскрытие, самоактуализация и саморазвитие учеников.

Отметить, что с точки зрения представителей экзистенциально-гуманистической педагогики и психологии саморазвитие и самоактуализация не являются синонимичными терминами.

Природа личности такова, что её развитие, прежде всего, осуществляется не путём присвоения чего-то извне, а через самораскрытие, развитие внутренней сущности. Конструктивный вариант личностного развития, определяется термином «самоактуализация» (self-actualization). Самоактуализация – это естественный процесс, обусловленный стремлением индивидуума к возможно более полному выявления и развитию своих возможностей, способностей и талантов; она проявляется, как унаследованная тенденция двигаться в сторону усиления себя, к психическому и физическому здоровью, к личностной автономии. Самоактуализации, согласно А. Маслоу и К. Роджерса является внутренним источником развития личности, ее самореализации. Тогда как процесс саморазвития – это не столько актуализация природного потенциала человека, сколько его «самодостраивание» - обретение ранее не заданных личностных свойств и качеств, требующее максимальной концентрации личностных ресурсов, воли, творчества, способностей, духовных сил, в условиях свободного и сознательного выбора возможностей, предоставляемых внешним миром [31].

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 672; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.