КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Психолого-педагогические условия развития личности учащихся на основе экзистенциально-гуманистического подхода
ЛЕКЦИЯ 4.
К экзистенциально-гуманистическому подходу относятся концепции, которые можно назвать эгодинамическими Психодинамические положения, провозглашающие фатальную зависимость человеческой судьбы от наследственных, бессознательных деструктивных мотивов и от вытесненных эпизодов раннего детства, в пространстве гуманистического подхода также не принимаются. «Наследственность – это не более чем материал, из которого человек строит себя сам. Это не более чем камни, которые могут быть использованы, а могут быть отвергнуты строителем. Но сам строитель – не из камней» [31, с.79]. Таким образом, с позиций гуманистического направления решающая роль и значение в развитии человека принадлежит ему самому, сознанию и воле индивидуума, его представлениям о самом себе, оценке своих отношений с внешним и внутренним миром. В целом, совокупности личностных свойств и качеств, составляющих систему волевой, интеллектуальной и духовно-нравственной саморегуляции человека, то есть личностным компетентностям человека. Как самостоятельное направление в психолого-педагогической науке гуманистический подход появился в 50-60-х годах ХХ столетия. Прежде всего, связан с именами таких выдающихся учёных, как Шарлота Бюлер, Сидней Джурард, Стивен Коэн, Гордон Олпорт, Абрахам Маслоу, Карл Роджерс, Джеймс Бюджентал и др. Отметим, что сильнейшее влияние на становление гуманистического направления оказали русские педагоги ХIХ века К.Н. Вентцель, П.Ф. Каптерев, П.Ф. Лесгафт, Н.И. Новиков, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и др. [31]. В настоящее время гуманистическое направление является одним из наиболее влиятельных в педагогической науке и представляет серьёзную альтернативу социодинамическому и психодинамическому направлению. Гуманистическое направление включает собственно гуманистическую концепцию и концепцию экзистенциальную. Гуманистическая концепция исходит из аксиоматических, фундаментальных представлений о природе человека, как изначально позитивной, в которой нет ничего негативного, разрушительного, асоциального. Так, по словам К. Роджерса «… самые глубокие слои личности человека, основа его природы, позитивны по своей сути – они социализированы, рациональны, реалистичны и движут его вперед» [32, с.95]. Таким образом, потенциальная личностная компетентность человека, его «…исходный личностный потенциал направлен исключительно на здоровое, полноценное и конструктивное развитие; самоактуализацию личности, если предоставить ей право самой выбрать свой индивидуальный путь саморазвития и условия, оказывающие этому содействие» [22, с.59]. Все деструктивные, ненормальные проявления вторичны и привнесены извне; они появляются в структуре и поведении личности как следствие конфликтов и противоречий между тем, чем была сущность индивидуума потенциально и тем, что «сформировали» из неё внешние социальные структуры, в том числе педагогические [Там же]. Экзистенциальная концепция (от лат. existentia – существование, согласно С. Кьеркегору глубинная сущность человеческого Я, фундамент личности, определяющий её уникальность и отличие от остальных людей) предполагает, что сущность человека содержит в себе потенциал самого различного содержания. Есть и позитивное, «доброе» начало, есть и деструктивное, агрессивное, «злое». У человека, таким образом, есть свобода выбора – он может реализовать как позитивные, так и негативные содержания собственной личности, и он несёт ответственность за свой жизненный выбор и за своё личностное состояние. В конечном итоге только от самого человека зависит, по какому пути личностного развития он пойдёт [18]. С точки зрения экзистенциализма, внешние обстоятельства, в том числе воспитание, образование, окружающие микро и - макросоциум, безусловно, важны, но не играют решающей роли в развитии личности. Главным фактором развития личности является сама личность. Таким образом, с позиций экзистенциализма потенциальная личностная компетентность амбивалентна, поскольку исходный личностный потенциал человека содержит в себе как позитивное, конструктивное начало, так и негативное, деструктивное. Человек является свободным и ответственным субъектом собственного самоосуществления, «человек выбирает и создаёт себя сам» [20, с.16]. Гуманистическую и экзистенциальную концепции рассматривают как единый экзистенциально-гуманистический подход (ЭГП), так как между ними нет фундаментального противоречия, и они обе базируются на признании возможности ответственно-позитивного личностного саморазвития человека. Смыслом, целью и основными задачами экзистенциально-гуманистически ориентированной педагогической системы является создание условий, способствующих актуализации экзистенциальных ценностей личности и её тенденций к позитивному саморазвитию. Основными целями педагогической системы (в экзистенциальном варианте) является свободное развитие и самосозидание учащегося, как ответственной, самостоятельной и интенциональной личности; оказание помощи в выборе собственного уникального и в то же время позитивного пути личностного развития; содействие в решении проблем отношений как с миром внешним, так и с миром внутренним [29]. Самоактуализация и саморазвитие учащегося в учебном процессе, является основной целью педагогической системы в гуманистическом варианте, и личностно-центрированного подхода, как наиболее последовательного направления ЭГП в педагогике. Совокупность психолого-педагогических условий в учебном процессе способствующих (помогающих и поддерживающих) самоактуализации и саморазвитию учащихся, основатель личностно-центрированного подхода (ЛЦП) в педагогике Карл Рэнсом Роджерс назвал – фасилитация. Педагог (преподаватель), родитель все кто профессионально или личностно связан с проблемами обучения и воспитания в контексте гуманистического, личностно-центрированного подхода (ЛЦП), предложенного Карлом Рэнсомом Роджерсом, обозначаются одним определением – «фасилитатор» (от англ. to facilitate - помогать, способствовать). Целью работы фасилитатора в теории К.Р. Роджерса, является содействие личностному становлению учащегося, помощь в поиске, а также создании благоприятных условий для самоактуализации и саморазвития. Педагог-фасилитатор своей профессиональной деятельностью создает помогающие индирективные (неуправляющие, непредписывающие) взаимоотношения, в центре которых находится учащийся со своими проблемами, стремлениями, интересами и способностями. Главным действующим лицом в учебном процессе становится личность учащегося как уникальная целостная гуманитарная система, способная обучаться сама, ориентируясь на собственные смыслы, чувства, интересы, потребности и возможности. Отсюда образование, - это не процесс усвоения знаний, умений и навыков, а изменение внутреннего эмоционально-когнитивного опыта учащегося, связанного со всей его неповторимой индивидуальностью. В условиях фасилитации учащийся не боится быть самим собой он способен раскрыть свой потенциал и направить его на усвоение личностно, и профессионально значимого опыта. Свободно, самостоятельно и ответственно инициировать собственное осмысленное учение. При такой организации педагогического процесса становление личности происходит как самоопределение в образовательном поле при сохранении различных степеней свободы, не образование формирует личность: образование как подсистема личности развивается вместе с личностью. Педагог-фасилитатор отличается стойкой гуманистической направленностью. Свою миссию такие педагоги видят не в исполнении свойственных традиционной системе обучения ролей ретранслятора стандартизированного учебного содержания, надзирателя и контролера, отслеживающего каждый этап его освоения учащимися, экзекутора, наказующего учащихся за несоответствие имеющихся у них знаний заданным нормам, а в выполнении функций «со-творческого» помощника, компетентно содействующего личностному росту учащихся. Специфической особенностью таких педагогов является позитивная Я-концепция и высокий уровень самоактуализации. Педагог-фасилитатор, в первую очередь своей личностью способствует свободному и в тоже время ответственному процессу становления уникальной, творческой, самоактуализирующейся личности учащихся.
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1391; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |