Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение или… Путеводитель по пособию




 

Настоящее учебное пособие предназначено, прежде всего, для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук, специализирующихся на экономико-управленческой тематике. Его основная цель – кратко изложить подходы к организации научного исследования и всего комплекса работ, связанных с подготовкой кандидатской диссертации.

Вместе с тем, автор надеется, что знакомство с пособием будет полезно и другим категориям исследователей, например, студентам, интересующимся вопросами научного творчества, готовящим себя к научному поприщу и участвующих, или собирающихся участвовать в научно-исследовательской работе. Возможно, что-то полезное найдут для себя в пособии и зрелые ученые. Словом, автор при написании пособия ориентировался не только на аспирантскую аудиторию, но на всех, кто не чужд научному поиску.

При подготовке пособия автор опирался как на научную и учебную литературу, посвященную вопросам организации научной деятельности, в частности, в процессе диссертационных исследований (список основной литературы читатель найдет в конце пособия), так и на собственный опыт научной работы и работы с молодыми исследователями. Значительное место в пособие отведено также анализу действующей нормативной базы, регламентирующей порядок присуждения ученых степеней, и вытекающих из нее требований к диссертационным исследованиям.

Структурно пособие состоит из шести глав. Первые три главы посвящены общим вопросам научного творчества и особенностям диссертационных исследований, при этом логика изложения состоит в постепенном переходе от более общих вопросов к более конкретным. В последующих главах раскрываются практические вопросы работы над диссертацией и изложение построено на последовательном отражении основных этапов работы над диссертационным исследованием от зарождения ее идеи до защиты диссертации.

Первая глава пособия «Научное исследование, его содержание, этапы и методы» посвящена изложению общих характеристик, отражающих процесс научного познания, важнейших этапов научного исследования, таких как постановка научной проблемы, эмпирический уровень познания, выдвижение гипотезы, формирование концепции и выход на теоретический уровень познания. В процессе изложения рассматриваются также научные методы, используемые в процессе научного исследования, как общенаучные, так и специальные. Особое внимание уделано теоретическому уровню познания, его особенностям, признакам и функциям теории, требованиям, предъявляемым к теоретическому знанию.

Во второй главе «Диссертация как жанр научного творчества» вначале дается исторический очерк становления и развития института ученых степеней и эволюции требований к диссертационным работам в дореволюционной России и в советский период. Затем, о втором параграфе раскрываются требования к диссертации как к особому жанру научного творчества. Главное, на чем сделан здесь акцент, это то, что диссертация является научно-квалификационной работой, а потому должна, во-первых, содержать в себе новое научное знание, а, во-вторых, показывать уровень научной квалификации автора, его умение применять научные методы познания, научную эрудицию.

В третьей главе пособия «Атрибуты диссертации» продолжается раскрытие характеристик, которым должна соответствовать диссертация как научно-квалификационная работа. Среди этих характеристик в качестве основных выделяются самостоятельность исследования, наличие в диссертации научной новизны, обоснованность и достоверность положений диссертации. Центральное место в главе занимает раскрытие понятия «научная новизна», признаков и формулировок научной новизны.

Следующие главы пособия носят, преимущественно, «технологический» характер. В четвертой главе «Технология работы над диссертацией» последовательно рассматриваются вопросы определения идеи и выбора темы диссертационного исследования, этапы работы над литературой и иными источниками информации, формирования концепции диссертации, организации авторского исследования, работы над текстом диссертации. Особое внимание уделяется понятию «концепция диссертации», показано значение ее разработки как практического инструмента работы над диссертацией.

Пятая глава «Оформление и представление результатов исследования» посвящена вопросам выбора последовательности изложения материала в диссертации, возможные варианты структуры диссертации, особенностям научного стиля и языка изложения, приводятся примеры удачных и неудачных оборотов и фраз. Отдельно рассмотрены вопросы подготовки публикаций, различия между статьями, тезисами и иными формами представления результатов научного исследования. Выделены виды статей и особенности их подготовки и написания. В последнем параграфе главы раскрываются требования в автореферату диссертации, его структуре и стилю.

Завершающая глава пособия «Ну… наконец… Защита», как видно из названия, содержит изложение вопросов подготовки к защите диссертации, значение таких этапов подготовки к защите, как «предзащита», представление диссертации в диссертационный совет, подготовка доклада и иных материалов к защите. Подробно рассматривается порядок проведения заседания диссертационного совета по защите диссертации, особенности процедуры защиты, на которые следует обратить внимание соискателю. В завершение главы приводятся рекомендации по подготовке диссертационного дела к отправке в ВАК.

При подготовке пособия автор старался сделать его максимально прагматичным и надеется, что оно будет полезным инструментом при работе над диссертационными и иными научными исследованиями.

 


Целью научных знаний должно быть направление ума таким образом, чтобы он выносил прочные и истинные суждения о всех встречающихся предметах.

Р.Декарт

Глава 1. Научное исследование, его содержание, этапы и методы.

 

Раскрытие природы научного познания – это одна из тех вечных проблем, над которыми работали и работают многие лучшие представители научного мира. Ей посвящено множество исследований и трудов как отечественных, так и зарубежных ученых и ее изучение продолжается и будет продолжаться, по видимому, столько, сколько будет существовать сама наука. Внести что-то кардинально новое в ее разработку в учебном пособии вряд ли возможно. Его задача гораздо скромнее: на основе имеющихся подходов к этой проблеме сформулировать некоторые общие рекомендации по проведению научных исследований, прежде всего, связанных с экономико-управленческой проблематикой.

Диссертация, монография, научная статья – все это формы представления процесса и результатов научного познания, которое часто называют творчеством. Как и всякое творчество, научное творчество - индивидуальный процесс создания нового оригинального, неповторимого материального и/или идеального продукта. Рационально реконструировать этот процесс во всех его аспектах и деталях, «поверить гармонию алгеброй» до конца, по-видимому, невозможно. В научном поиске всегда большое место занимает догадка, интуиция, с трудом поддающиеся логическому обоснованию. О роли последней ярко высказался А. Эйнштейн. Рассуждая о наиболее общих законах мироздания, отмечал: «Не существует логического пути, ведущего к таким… законам. Они могут быть получены только при помощи интуиции, основанном на феномене, схожем с интеллектуальной любовью к объектам опыта»[1]. Роль интуиции, озарения в процессе научного открытия, бесспорно, велика и полностью воспроизвести путь научного познания, это значит, вновь совершить открытие. Известно при этом, что ряд открытий был совершен разными учеными, при этом каждый из них пришел к ним своим путем. Однако это не означает принципиальной невозможности если не реконструировать весь путь познания, то выделить хотя бы общие этапы и определенные правила научного исследования.

Первое, на что в связи с этим следует обратить внимание, это то, что апеллирование к интуиции, как к определенному способу познания вовсе не означает, что можно опереться только на нее и ждать, пока на вас упадет яблоко. Очевидно, что И.Ньютон был не единственным, кто получил удар падающим с яблони яблоком. Но именно он открыл закон всемирного тяготения. Точно также, не только Архимед оказывался в ситуации, когда вода переливалась через край ванны, когда кто-то намеревался ее принять. Но именно Архимед открыл «закон Архимеда». Следовательно, дело не в яблоке, и не в воде, а в Архимеде и Ньютоне. Отметим здесь несколько важных обстоятельств. Во-первых, совершая эти открытия, оба уже были учеными, имели высокий для своего времени уровень образования, научной эрудиции. Во-вторых, они были всеми своими предыдущими поисками и размышлениями подготовлены к открытию, им недоставало лишь последнего, завершающего толчка. Падающее яблоко и вытекающая из ванны вода и стали теми внешними факторами, которые подтолкнули их к научным открытиям. Наконец, оба они не просто зафиксировали определенный факт, но сумели на основе его (конечно, не на основе единственного факта, а их определенной совокупности) сформулировать определенную закономерность, выразить ее научным языком. Именно в выявлении этих закономерностей и состоит их вклад в науку. Таким образом, мало зафиксировать определенный факт, нужно уметь оценить его значение, выявить внутреннюю связь между отражаемыми явлениями и сформулировать полученное новое знание языком науки.

Таким образом, интуиция, (позднелат. intuitio — «созерцание»), от глагола intueor — пристально смотрю), под которым понимается непосредственное постижение истины без логического обоснования, не есть нечто неестественное или сверхъестественное. Интуитивное познание, так же как и логическое мышление, форма мыслительного процесса. Отличие его состоит лишь в том, что в процессе логического мышления мы можем четко выделить его этапы, например, тезис - антитезис - синтез, а при интуитивном мышлении отдельные звенья процесса мышления проносятся в сознании более или менее бессознательно, и предельно ясно осознаётся именно итог мысли - новое знание. Но для того, чтобы получить это новое знание, нужно быть подготовленным к нему уровнем образования, имеющимися знаниями, достигнутой научной эрудицией. Стоит напомнить в связи с этим слова Р. Декарта: «Под интуицией я разумею не веру в шаткое свидетельство чувств и не обманчивое суждение беспорядочного воображения, но понятие ясного и внимательного ума».

Приведенный выше краткий экскурс в природу интуиции как определенного способа познания был сделан нами не столько для того, чтобы еще раз напомнить о значении этого термина, но и для того, что бы еще раз подчеркнуть: научное познание базируется на высоком уровне образования, общей культуры и эрудиции. Прежде, чем приступать к научным исследованиям, нужно овладеть уже накопленными обществом знаниями не только в специальной области, но и области философии и культуры, быть высокообразованным человеком.

Возвращаясь теперь к процессу научного познания, приведем яркое выражение, отражающее его основные вехи: «От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике - таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности». Эта фраза принадлежит не очень модному ныне автору, В.И.Ленину, и взята из весьма почитаемой некоторое время назад его работы под названием «Философские тетради». Но из песни слово не выкинешь, а фраза эта кратко, афористично, но весьма точно отражает процесс познания.

 


«Ученый выдвигает гипотезы... и проверяет их на опыте при помощи наблюдений и эксперимента» (К. Поппер)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 581; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.