Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обоснованность и достоверность положений диссертации




Как выше отмечалось, в «Положении о порядке присуждения….» аргументированность положений и выводов диссертации выделяется как необходимый признак диссертационного исследования. Кроме того, пункт об обоснованности этих положений, как правило, выделяется в автореферате диссертации, и является обязательной составной частью в заключении Диссертационного совета, которое направляется в ВАК РФ.

Напомним, что понимается под упомянутыми терминами, которые имеют много общего. Под о боснованием понимается - приведение убедительных аргументов, или доводов, в силу которых следует принять какое либо утверждение или концепцию. Требование обоснованности полученного знания обычно называют принципом достаточного основания, который был сформулирован впервые известным немецким ученым Г.Лейбницом: «Все существующее имеет достаточные основания для своего существования». Ни одно явление не может считаться действительным, ни одно утверждение истинным или справедливым без указания его основания. Достоверность означает подтверждение, обоснование выдвигаемого положения каким-либо достоверным способом: теоретическими методами, логическим доказательством, эмпири­ческим подтверждением, экспериментальными данными, обще­ственной практикой.

Применяя эти понятия к диссертационному исследованию можно указать на следующие доказательства обоснованности и достоверности ее положений и выводов:

- использованием в диссертации работ ведущих отечественных и зарубежных ученых по теме диссертации…..;

-широкой информационной базой, включающей в себя данные государственной статистики, нормативные документы, материалы, собранные и обработанные автором на основе первичных источников информации…….;

-корректным использованием научной методологии, в частности, таких методов как….;

-публикацией основных положений работы и их апробацией… (на научно-практических конференциях, в практической деятельности ….., в образовательной деятельности и т.д., что подтверждается документами о внедрении).

Каждый из этих пунктов является одним из аргументов при определении достоверности и обоснованности положений диссертации, однако, все они нуждаются в расшифровке и уточнении.

В качестве первого аргумента чаще всего указывается на использование в работе трудов ведущих специалистов по исследуемой проблеме, перечень которых приводится во введении к диссертации и в в автореферате. Это вполне оправдано, поскольку показывает, что автор основывает свою позицию не на пустом месте, а на солидном фундаменте предшествующих исследователей. Но это – в теории. На практике же, очень часто этот список оказывается состоящим в основном из членов диссертационного совета, научного руководителя, оппонентов, авторов недавно прочитанных или увиденных монографий и статей. …Вполне возможно, что все эти люди, действительно, являются ведущими специалистами в области темы диссертационного исследования, но, во-первых, очевидно, ими перечень специалистов не ограничивается, а, во-вторых, если уж какой-либо автор включается в этот список, то должно быть указано, в чем же состоит его вклад в разработку проблемы.

Обращение к анализу литературы в значительной части диссертаций последнего времени, к сожалению, является лишь «дежурным местом», сводится к ее поверхностному обзору, причем выбор анализируемых работ происходит случайным, а не систематическим образом.

Анализ литературы по теме диссертации должен рассматриваться диссертантом как один из основных сюжетов работы по целому ряду причин. Во-первых, он имеет самостоятельное значение, являясь одним из показателей научной квалификации автора. Побор литературы, качество ее анализа уже содержит информацию, которая показывает внимательному читателю (рецензенту, оппоненту), насколько глубоко автор диссертации понимает тему, насколько он способен выявить главное в позиции того или иного автора. Начинать изучение и анализ литературы следует с ретроспективного исследования фундаментальных классических работ, в которой сформулированы основные подходы к изучаемой проблеме, переходя постепенно к более новым и частным работам. Это даст возможность выявить основные направления развития теории и практики изучаемой отрасли знания, ее закономерности, решенные и нерешенные проблемы, квалифицированно подойти к анализу современных публикаций.

Важно отметить при этом, в каждой отрасли знания, в том числе, в каждой области экономических исследований, есть свои фундаментальные классические работы, знание которых показывает уровень научной эрудиции автора. Поэтому в диссертации должно быть показано знание таких работ, понимание вклада авторов в изучение проблемы, значение их для последующих исследований.

Во-вторых, изучение литературы является необходимым фундаментом для собственного исследования проблемы, показывая, какие направления исследования более развиты, какие проблемы не нашли должного отражения в литературе и нуждаются в дальнейшей разработке. Тем самым сокращается время на повторение исследователем уже пройденного наукой пути, оно освобождается для сосредоточения внимания на, действительно, нерешенных вопросах, ответы на которые обеспечивают научную новизну диссертации.

При анализе литературы нельзя ограничиваться «вылавливанием» подтверждающих позицию автора цитат. Необходимо внимательно ознакомиться с содержанием первоисточника, осмыслить позицию автора, зафиксировать ее и, выразив к ней свое отношение (согласие, несогласие) на этой основе сформулировать свою позицию, т.е. на основе анализа литературы путем размышлений получить новое знание. Анализируя литературу по теме диссертации, нельзя ограничиваться одним-двумя авторами, необходимо проанализировать, по возможности, все наиболее значимые работы, что позволяет выявить общее и различия в позициях авторов, уяснить их аргументы в пользу той или иной точки зрения. Все это сделает проведение собственных исследований более осмысленным и эффективным.

Важное значение для обоснования выдвигаемых автором положений имеет грамотное использование научной методологии.

Как известно, методология – это комплекс взаимосвязанных методов (т.е. приемов, способов, подходов) и принципов, при помощи которых осуществляется процесс изучения предмета данной науки.

Метод в науке, в научной деятельности — это средство (прием), с помощью которого добывается новое знание либо осуществляется систематизация, оценка, обобщение имеющейся информации. Таким образом, метод науки определяет, каким образом исследуется ее предмет, является способом познания окружающей действительности.

Напомним, в связи с этим, о некоторых методах, которые не были упомянуты выше. Во-первых, все научные методы принято разделять на общенаучные и специальные.

К общенаучным методам относятся те, которые используются во всех областях научного знания. К таковым относятся, например, системно-структурный метод, функциональный подход, общие логические приемы и т.

Системно-структурный метод предполагает исследование внутреннего устройства (структуры) изучаемого явления, а также исследование связей как между составными частями внутри самого явления, так и с родственными явлениями и институтами. Данный метод исходит из того, что: 1) система представляет собой целостный комплекс взаимосвязанных элементов; 2) она образует единство со средой; 3) как правило, любая исследуемая система представляет собой элемент системы более высокого порядка; 4) элементы любой исследуемой системы, в свою очередь, обычно выступают как системы более низкого порядка.

Функциональный метод используется для выделения в различных системах составляющих структурных частей с точки зрения их направленности, предназначения, роли, содержания деятельности. Функциональный подход часто используется для выделения направлений деятельности государства, его роли как регулятора экономических отношений, формирования организационных структур на предприятиях и т.д.

Метод аналогии исходит из предположения о том, что между различными однопорядковыми явлениями существуют определенные соответствия, так что, зная характеристику одного из них, можно с достаточной определенностью судить о другом.

Метод моделирования. Данный метод предполагает создание идеальных образов, отражающих наиболее существенные свойства изучаемых явлений и процессов, изучение созданных моделей, а затем распространение полученных сведений на явления, существующие в реальном мире.

Общие логические приемы (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, гипотеза) используются для определения научных понятий, последовательной аргументации теоретических положений, устранения неточностей и противоречий. По своей сути эти приемы являются своеобразными «инструментами» для плодотворной научной деятельности.

Все перечисленные приемы познания тесно связаны между собой и используются исследователями в комплексе. Так, анализ, т. е. расчленение целого на составные части, позволяет выявить строение, структуру изучаемого объекта, например, рынка, отрасли, предприятия. В свою очередь, синтез предполагает процесс объединения в единое целое частей, свойств, признаков, отношений, выделенных посредством анализа. Таким образом, анализ и синтез рассматриваются как первичное и производное знание и представляют собой неразрывно связанные этапы восприятия научной информации.

С анализом и синтезом также непосредственно связаны индукция и дедукция. По сути, индукция представляет собой процесс перехода аналитического знания в синтезированное, поскольку любые обобщения лишь тогда могут претендовать на истинность, когда в их основу положены первичные истинные данные. Соответственно дедукция может быть условно названа «обратным синтезом», поскольку предполагает вычленение из информации обобщенного характера конкретных сведений. В частности, знание общих закономерностей, отражающих экономические процессы в целом, позволяет высказывать предложения, касающиеся оптимизации отдельных его составляющих, например, рынка труда, рынка недвижимости и и т.д.

Специальные методы — это приемы и способы познания, которые разрабатываются в рамках обособленных научных групп (например, в сфере естественных или социальных наук). К специальным методам можно отнести исторический, логический, статистический и др.

Исторический метод исследования, основывается на изучении возникновения, формирования и развития объектов в хронологической последовательности. Благодаря использованию исторического метода достигается углубленное понимание сути проблемы и появляется возможность формулировать более обоснованные рекомендации по новому объекту.

Логический метод исследования представляет собой метод воспроизведения исторически развивающегося объекта как результата определенного процесса, в ходе которого сформировались необходимые условия его дальнейшего существования и развития в качестве устойчивого системного образования. Другими словами, этот метод теоретического воспроизведения исторического объекта во всех его существенных свойствах, закономерных связях и отношениях. При логическом исследовании объекта отвлекаются от всех исторических случайностей, отдельных фактов, зигзагов и даже попятных движений, вызванных теми или иными событиями, сохраняя только то, что существенно, необходимо и закономерно.

Под статистическим методом понимается это совокупность взаимосвязанных приемов исследования массовых объектов и явлений с целью получения количественных характеристик и выявления общих закономерностей путем устранения случайных особенностей отдельных единичных наблюдений. К основным методам статистического исследования относят наблюдения, группировки, расчет обобщающих показателей, выборочный метод, анализ рядов динамики, индексный метод, корреляционный и регрессионный анализ.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2848; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.