Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Работа над текстом диссертации




Изучение литературы, анализ хозяйственной практики, проведение собственных исследований – все эти элементы работы над диссертацией должны, в конечном счете, найти свое отражение в конечном продукте – в тексте диссертации.

Выше уже отмечалось, что работа над диссертацией, это не курьерский поезд, следующий точно по расписанию, в ней возможны и неожиданные повороты и возвращение к пройденному и даже тупики. Тоже можно сказать и о работе над текстом диссертации. Создать готовый продукт здесь на одном дыхании вряд ли возможно. Во-первых, средний объем кандидатской диссертации – около 150 страниц текста, докторской – около 300, при этом, заметим, оригинального научного текста. Даже механически набрать такой объем текста – это непростая задача. Кроме того, между выбором темы диссертации и завершением всех исследований по ней, проходит, подчас, несколько лет, так что, то, что изучалось вначале, может легко забыться к концу работы.

Но, впрочем, главное не в объемах текста и не в длительности работы над диссертацией. Все эти «технические» сложности преодолимы, тем более, при наличии современных информационных технологий.

Главное в другом. Для того, чтобы в итоге работы получился продукт, за который автору не придется краснеть, работу над текстом нужно начинать уже на самых ранних этапах работы над диссертацией.

Уже на этапе изучения литературы при «вхождении в тему» нужно заставить себя делать выписки из прочитанного, сопровождая их, там, где это «напрашивается», своими заметками, оценками, комментариями. Тем более, эта практика должна быть продолжена, когда дело пойдет о критическом анализе литературы, непосредственно связанной с проблематикой диссертации. Здесь подготовка таких «миниконспектов» уже необходима по ряду причин. Во-первых, впоследствии часть их войдет в обзор литературы, который необходимой частью диссертационной работы. Во-вторых, это позволит не забыть на последующих этапах работы точный смысл прочитанного, быть корректным при цитировании работ в окончательном тексте диссертации. Поэтому не следует пренебрегать указанием при составлении таких заметок на точные выходные данные изучаемых работ, их полное библиографическое описание, чтобы не тратить впоследствии время на поиск прочитанной монографии, статьи и т.д. В-третьих, подготовка собственных выводов, комментариев и заметок к прочитанному является своеобразным «тренингом» при подготовке к написанию целостного текста диссертации, заставляя ясно формулировать свои мысли, излагать их научным языком, отшлифовывать стиль изложения. Конечно, далеко не все из сделанных при изучении и анализе литературы заметок и суждений войдут впоследствии в текст диссертации, но работа над ними не пропадет даром: накопленный материал позволит сэкономить время при изложении результатов исследования, а чтение научной литературы дополненное собственными опытами работы над текстом сделают язык и стиль диссертации естественным, «своим».

Другой аспект работы над текстом состоит в том, что не следует пытаться сразу писать по нескольким рассматриваемым в диссертации проблемам. Любое масштабное литературное произведение, как художественное, так и научное, к которым относится и диссертация состоит из целого ряда относительно обособленных, но вместе с тем, связанных в единое целое смысловых фрагментов. Укрупнено в качестве таких фрагментов может выступать обзор литературы, обобщение и анализ фактических данных, изложение позитивной позиции авторапо одному из рассматриваемых в диссертации вопросов. При этом, каждый из них, в свою очередь, может быть также на более мелкие фрагменты. Например, возвращаясь к теме управления инвестиционными процессами на региональном рынке недвижимости при анализе литературы можно выделить работы, посвященные исследованиям: специфики недвижимости как объекта инвестирования, роли инвестиций в недвижимость для развития региональной экономики, организации управления инвестиционными процессами на региональном уровне и т.д. Анализ литературы по каждому из выделенных направлений и может рассматриваться в качестве того кирпичика, из которых в дальнейшем и сложится параграф, посвященный обзору литературы. Работая над такими фрагментами, необходимо стремиться к их смысловой завершенности, выделению завершающих положений и выводов, сверяя их с концепцией диссертации и, при необходимости, уточняя и конкретизируя ее.

После подготовки ряда таких фрагментов, в совокупности отражающих решение определенной задачи, поставленной при разработке плана и концепции диссертации, можно приступать к их обобщению в виде параграфа или главы диссертации. Важным этапом здесь является осмысление накопленного материала: его нужно несколько раз перечитать, сверить, насколько он отражает решение поставленной задачи, поискать недостающие элементы, если «пазл» не складывается, и когда отдельные фрагменты сложатся в целостную картину, зафиксировать ее в виде целостного текста. Двух крайностей при этом нужно избегать. С одной стороны, не следует садиться писать, если не сложились хотя бы общие контуры будущего текста: круг излагаемых вопросов, последовательность их изложения, предварительные выводы. Толку от сидения за письменным столом здесь будет немного, придется вновь и вновь обращаться то к литературе, то к собственным заметкам, так что времени будет потрачено много, а результат может быть «нулевым». С другой стороны, не следует затягивать. Если общая картина будущего текста сложилась, пока она «свежа» в голове, нужно садиться, писать и писать.

Работая над параграфами и главами диссертации, важно помнить, о том, что каждый из этих крупных фрагментов диссертации должен решать определенную задачу (а глава – даже две-три задачи), поставленную соискателем. Поэтому в каждом из них должна присутствовать завершающая часть, не обязательно формально выделенная в тексте (это во многом зависит от стиля диссертации), но ясно показывающая, каковы же итоги проведенной работы. Эти выводы должны быть сверены с поставленной ранее задачей и приведены в соответствие друг другу. Здесь возможны разные варианты. Не исключено, что и сама формулировка задачи может быть скорректирована, но тогда нужно ясно понять, насколько новая формулировка отвечает общей цели исследования и не потребуется ли изменение общей концепции работы (что также возможно, но всякое такое изменение должно быть осмыслено). Возможен и иной вариант: полученные и обоснованные проведенным исследованием выводы не «дотягивают» до решения задачи, а потому нужно поискать новые аргументы, вновь обратить к изучению литературы, фактологического материала и т.д. Таким образом, работа над такими составными частями диссертации как параграф или глава требует нескольких «итераций», в результате которых только и может сложиться их окончательный убедительный и завершенный вид.

Наконец, еще одно замечание, касающееся работы над текстом диссертации. Каждый из параграфов диссертационного исследования составляет примерно 15-20 страниц текста, что соответствует по объему достаточно приличной статьи. Поэтому после подготовки текста параграфа старайтесь подготовить на его основе публикацию. Это даст сразу несколько результатов: во-первых, еще раз придется перечитать текст и, возможно, удастся улучшить его, во-вторых, статью или тезисы, возможно, кто-то прочитает (по крайней мере, научный руководитель) и вы получите определенную обратную реакцию, в-третьих, это даст возможность планомерно и последовательно подготовить целый ряд публикаций по теме диссертации (два параграфа в главе при главах диссертации – это шесть статей), что также необходимо для успешной защиты.

К сказанному добавлю несколько интересных рекомендаций, которые давал по поводу работы над рукописью известный британский историк А.Дж. Тойнби:

· -Не спешите садиться за письменный стол в начале работы, сначала всесторонне обдумайте тему и проблему в целом, «покрутите» в голове несколько вариантов, критически оцените их.

· -Как только тема в голове «созрела», действуйте быстро, не затягивайте, иначе «запал» быстро пройдет и Вы начнете ходить по кругу. Садитесь и пишете, начните с чего-нибудь, пусть даже простого. Возможно, с первого раза ничего путнего не выйдет, но нужно пробовать и пробовать сдвинуть дело с «мертвой точки».

· -Пишите регулярно, день за днем. Не ждите, когда на Вас сойдет вдохновение, заставьте себя сесть за стол. Пусть не каждый день то, что Вы напишете, будет стоящим, но оно будет…Если же Вы будете ждать вдохновения, то, может статься, оно и никогда не придет.

· -Не теряйте времени. Появилась свободная минута, садитесь и работайте прямо сейчас, а не потом, когда..будет больше времени, лучше настроение и т.д. и т.п.

· -Всегда смотрите вперед, двигайтесь и действуйте, думайте о будущем, планируйте его.. и действуйте...

Анекдот в тему:

«Решили два аспиранта диссертацию написать. Выбрали себе темы и разбрелись по кафедрам. Зашел к одному из них в гости знакомый профессор. Увидел молодого человека за работой, заинтересовался:

- Какая же у тебя тема?

- Hу, тема простая. "Чем дальше в лес, тем больше дров".

- Да кто ж так тему-то формулирует! Надо же по научному, например, "О нарастании топливных ресурсов по мере продвижения вглубь лесного массива"...

- Ух ты!!! - обрадовался аспирант.

На следующий день встречает он своего друга и спрашивает:

- Ты как работу назвал?

- "Методика транспортировки жидкой окиси водорода в сосуде с перфорированной донной поверхность».

-А раньше как называлась?

-"Ношение воды в решете"

-Сам придумал?

-Да нет, профессор подсказал».

 


Содержание оформлено, форма – содержательна

Г.В.Ф.Гегель

Глава 5. Оформление и представление результатов исследования.

Переходя к вопросу об оформлении результатов диссертационного исследования, отметим три существенных обстоятельства, на которые необходимо обратить внимание.

Первое. Оформление (т.е., буквально – придание определенной формы) не является чем-то внешним по отношению к содержанию. С одной стороны, форма придает содержанию завершенность, с другой, она должна отражать содержание таким образом, чтобы его достоинства, которыми обладает диссертация, получили ясное и отчетливое выражение. Название диссертации, глав и параграфов, язык и стиль изложения должны быть четкими, убедительными, яркими, должны убеждать читателя в значимости и высоком качестве проведенного исследования, должны свидетельствовать о самостоятельности работы. Поэтому оформлению нужно уделять не меньше внимания, чем работы над содержанием диссертации. Иначе, вполне возможно, о научных достижениях автора так никто и не узнает.

Второе. Существует расхожее мнение, что оформление начинается тогда, когда приходит время завершать работу над диссертацией. На деле, это, однако, не так. Поскольку форма неразрывно связана с содержанием, то и работать над ней нужно, начиная с момента составления плана диссертации и до подготовки рукописи к представлению в диссертационный совет. По мере работы над диссертацией, соискатель должен вновь и вновь обращаться к структуре работы, заново осмысливать тему диссертации, название глав, формулировки выводов и т.д.

Постоянная работа над формой имеет несколько значений. Во-первых, по мере подготовки диссертации ее отдельные части будут неоднократно представляться: научному руководителю для проверки и подготовки рекомендаций, заведующему кафедрой при прохождении аттестации и т.д. Небрежное оформление их будет свидетельствовать о невнимательности и даже о неуважительном отношении соискателя к тем, кто помогает ему в работе над диссертацией. Кроме того, постоянное «шлифование» формы помогает точнее выразить содержание проделанной работы, подчас, заставляя вновь пересмотреть выдвинутые положения, усилить прежнюю аргументацию и т.д. Наконец, грамотное оформление частей работы освободит время на завершающих стадиях, когда его всегда не хватает.

Третье обстоятельство, которое следует помнить, состоит в том, что логика исследования проблемы и логика изложения результатов исследования далеко не всегда совпадают. Логика изложения состоит в том, чтобы полно, точно, доступно, правильно, взаимосвязано и последовательно изложить основные идеи, мысли, выводы, полученные в результате проведенного поиска. Она связана с логикой исследования, но не копирует и не воспроизводит ее. В известной мере можно сказать, что логика изложения в значительной степени подчинена законам построения литературного произведения. Поэтому структура научной работы можно уподобить сюжету, по которому строятся такие литературные формы как пьеса или роман.

В качестве примера можно привести следующую таблицу (см. табл. 5.1.), в которой традиционные элементы литературного сюжета сравниваются с последовательностью изложения результатов научного исследования, в том числе, и диссертационного.

Таблица 5.1.

Элементы сюжета Части научной работы
Экспозиция Описание проблемы и степени ее изученности
Завязка Выявление нерешенной проблемы (диссертационной ниши), формулирование цели и задач исследования
Развитие Изложение и анализ возможных подходов к решению проблемы
Кульминация Проверка выдвинутых гипотез, формулирование собственной позиции
Развязка Раскрытие и обоснование собственной позиции
Постпозиция Формулирование выводов и предложений

Таблица 5.1. Сравнение элементов литературного сюжета и научной работы.

Вместе с тем, каждое научное произведение имеет свои особенности. Есть они и у диссертации. Они продиктованы тем, что диссертация, как не раз ранее отмечалось, это научно-квалификационная работа, которая должна показать профессионализм автора как научного работника.

При изложении результатов диссертационного исследования автор должен не просто показать достигнутые результаты, но и раскрыть путь их получения, поэтому к логике изложения здесь предъявляются более строгие требования, чем, например, к монографии.


Структура - внутреннее устройство чего-либо

Википедия




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1356; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.