КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Структура диссертации
Нормативные документы не устанавливают специальных требований к структуре диссертации. В п.8 «Положения о порядке присуждения..» указывается: «Диссертация должна быть написана автором самостоятельно, обладать внутренним единством, содержать новые научные результаты и положения, выдвигаемые для публичной защиты, и свидетельствовать о личном вкладе автора в науку». Как видим, основные требования касаются содержательной части (научная новизна, личный вклад). Что же касается формы представления полученных результатов, то требование здесь, по сути, одно: диссертация как рукопись должна обладать внутренним единством, представлять собой целостное, завершенное произведение. На практике сложиласьструктура диссертации, · титульный лист, · оглавление (содержание), · введение, · главы основной части, · заключение, · список использованной литературы, · приложения. Обычный размер рукописи составляет, как правило, около 300 страниц текста (как правило, шрифтом 14 через полтора интервала) для докторских диссертаций и около 150 страниц для кандидатских диссертаций. Существенное значение при формировании структуры диссертации имеет сбалансированность отдельных частей диссертации. По общему правилу, основная часть (главы диссертации) должны составлять 75-80% его общего объема, введение – 10-15%, заключение – около 5%. При этом сбалансированными должны быть и главы. Так, если общий объем основной части диссертации составляет около 120 страниц, то, соответственно, при трех главах объемы глав должны оставлять 35-45 страниц. Конечно, отклонения здесь возможны, но если в первой главе 20 страниц, в третьей – 80, в третьей – снова 20, то здесь закономерно возникают вопросы о продуманности структуры работы. Титульный лист оформляется по строго определенной форме. На нем указывается: · название организации, где выполнена работа, · фамилия, имя и отчество соискателя ученой степени, · название диссертации, · шифр и наименование научной специальности, · указание, на соискание какой ученой степени и по какой отрасли наук, претендует соискатель, · фамилия, И.О., ученая степень и ученое звание научного руководителя или консультанта · город и год. Образец оформления титульного листа приведен в Приложении 2 к «Положению о совете по защите…» Из перечисленных элементов титула, помимо грамотного его оформления в целом, важное значение имеет наименование диссертации. В основе его лежит тема диссертации, сформулированная в начале исследования, но это вовсе не всегда буквальное совпадение. Нередко окончательная формулировка названия (темы) рождается уже на стадии обсуждения (предзащиты) диссертации. Это вполне нормальная ситуация, правда, при этом нужно помнить, что уточнение темы должно пройти процедуру ее уточнения на кафедре, факультете, а, возможно и а Ученом совете ВУЗа. Главное в том, чтобы окончательное название точно отражало предмет исследования, возможно, его наиболее значимый научный результат, было емким, кратким, и, по возможности, «незаезженным». Оглавление (содержание) – перечень разделов, глав, параграфов, составленной в той последовательности, в которой они даны в диссертации. Оглавление – это по сути, план работы, в том виде, в котором он складывается к завершению работы над диссертацией. Работа над оглавлением (содержанием) также имеет не только формальное значение. Необходимо продумать название глав и параграфов, чтобы они, во-первых, четко отражали содержание соответствующей части диссертации, во-вторых, не дублировали название диссертации в целом, в-третьих, ясно подчеркивали связь с общей темой работы и с другими частями работы. Иначе говоря, нужно добиться, чтобы взглянув на оглавление, специалист сразу мог оценить направленность работы, ее потенциальную научную новизну и значимость. Название глав нужно излагать в повествовательном стиле, не увлекаясь двоеточиями, скобками, и тем более, вопросительной или восклицательной интонаций. При формулировании названий частей диссертации необходимо избегать крайностей – излишнего наукообразия и опрощения, подмены научного языка бытовым, «журнализмами». Например, одинаково плохи названия типа «Бифуркации и флуктуации как факторы эмерджентности антропогенных систем» и «К новому качеству социально-экономических систем». Первое, возможно и имеет отношение к содержанию главы, но производит впечатление излишней «занаученности», чрезмерного снобизма соискателя. Второе является, скорее, декларацией и лозунгом, но никак не названием части научной работы. Введение - вступительный раздел диссертации и оно должно быть написано так, чтобы его читатели, в первую голову, оппоненты, представители ведущей организации и прочие «официальные лица» могли получить о работе полное и, по возможности, наиболее благоприятное впечатление (тем более, что именно эта часть диссертации, как правило, изучается наиболее пристально, а, кроме того, введение это значительный «задел» для автореферата. Введение включает в себя ряд обязательных элементов: · обоснование актуальности темы (1,5 – 2 страницы текста) со ссылками на ее важность для развития экономики страны и ее отдельных сфер, краткой оценкой современного положения на практике и в теории и акцентом на неизученных вопросах, которые побудили автора к выполнению данной работы; При обосновании актуальности темы по экономико-управленческой тематике целесообразно привести фактические данные, свидетельствующие о значимости изучения проблемы, связать тему диссертации с актуальными задачами, стоящими перед страной в целом, показать остроту проблемы. · оценка степени разработанности проблемы (1-3 страницы), где указываются наиболее значимые результаты ранее проведенных исследований, на которые опирается автор в своей работе, с указанием вклада отдельных ученых в разработку тех иных вопросов, рассматриваемых в диссертации и еще раз акцентируется внимание на неразрешенных научных задачах в контексте темы диссертации. В этой части введения принято указывать не только авторов, работы которых непосредственно используются (цитируются и т.д.) в тексте работы, но и ученых, труды которых в целом повлияли на позицию автора, способствовали написанию работы, в том числе, если это оправдано темой, труды членов диссертационного совета, где планируется защита диссертации. Однако, не следует при этом выдавать «желаемое за действительное», приписывать для создания благоприятного впечатления членам совета несуществующие достижения – это может вызвать и обратную реакцию. Члены диссертационного совета – это, бесспорно, уважаемые люди, но как всякие уважаемые люди, они хотят, чтобы по достоинству оценивали их действительный, а не мнимый вклад в науку. Еще одно важное замечание состоит в том, что при указании на значение трудов того или иного ученого необходимо точно указать, в чем состоит его вклад в исследование проблемы, а не отделываться общими фразами: «большой», «значимый», «существенный» и пр. И, наконец, приводя данные об ученых, внесших тот или иной вклад в фундамент диссертации, рекомендуется соизмерять значимость работ различных ученых. Например, если темой диссертации связана с государственным регулированием экономики, то не стоит ставить в один ряд Дж.М.Кейнса, М. Фридмана, П.Кругмана и Тяпкина-Ляпкина, написавшего по этой проблеме одну статью, пусть даже процитированную в работе. · Объект и предмет исследования: объект – определенная часть реальности, явление, процесс, сфера природы или общества; предмет - определенная сторона, свойство, срез объекта, который непосредственно исследуется в диссертации. Предмет исследования в диссертации – это та проблема, которая нуждается в разрешении для развития объекта или уровня его познания, поэтому один и тот же объект может рассматриваться сквозь призму ряда предметов исследования. Например, такой объект как имущественный комплекс региона может рассматриваться сквозь призму таких предметов, как его структура, факторы развития, организация управления, необходимой инфраструктуры, при этом изучение каждого из них делает знание объекта более полным и целостным, позволяет обеспечить его более эффективное функционирование. · Цель и задачи исследования: цель отражает главную направленность работы: для докторской диссертации это может быть указание на разработку теоретических и методологических вопросов, обеспечивающих разрешение важной для развитии науки и общества проблемы; для кандидатской диссертации - решение определенной задачи, имеющей существенное значение для развития определенной сферы теории и практики. Формулировка цели должна ясно отражать существо поставленной в диссертации проблемы и направление исследований автора, например: «Целью диссертационной работы является выявление закономерностей функционирования и развития региональных социально-экономических систем» или «Целью диссертационной работы является разработка методических основ и практических рекомендаций по повышению бюджетной эффективности функционирования имущественного комплекса города». Из формулировки цели диссертации вытекают ее задачи, решение которых в совокупности и должно обеспечить ее достижение. Для докторской диссертации обычно формулируется 7-9 задач, для кандидатской – 4-5 задач. Как правило, задачи формулируются фразами, начинающимися глаголами: «Показать..», «Раскрыть…», «Установить…», «Определить…», «Обосновать…», «Выявить…» и т.д. При формулировке цели и задач диссертации следует иметь в виду, что они должны корреспондироваться с научной новизной, выводами из диссертационного исследования, практическими рекомендациями, а также последовательностью и содержанием основных глав диссертации. · научная новизна исследования отражает новые теоретические данные, полученные в ходе исследования, наиболее весомые научные результаты. К формулировкам, отражающим научную новизну диссертации, нужно отнестись с особой тщательностью. Наличие в диссертации научной новизны является главным критерием научной квалификации ее автора, и к ней будет приковано основное внимание оппонентов, членов диссертационного совета, а впоследствии и ВАК, поскольку формулировки научной новизны в диссертации, как правило, становятся основой при подготовке соответствующего раздела в заключении диссертационного совета по диссертации. В качестве наиболее существенных научных результатов диссертационного исследования, как уже отмечалось выше, могут выступать новые закономерности, новые факторы, новые теоретические и методические обоснования, концепции, способы, методики, модели, алгоритмы, классификации. Признаки научной новизны должны быть сформулированы так, что бы специалист при чтении соответствующих пунктов специалист мог понять сущность изложенного положения без каких – либо уточнений и комментариев. К сожалению, зачастую научная новизна, особенно в кандидатских диссертациях, формулируется декларативно, без раскрытия существа нового научного результата. Приведем несколько примеров: -«предложена методика оценки и анализакапитализации производств за счет интеллектуального капитала»; «сформулированы организационно-управленческие и методические подходы к повышению экономической и управленческой состоятельности хозяйствующих субъектов в инвестиционно – строительной сфере что позволяет, в отличие от существующих методов, комплексно воздействовать на конкурентоспособность инвестиционно – строительного проекта» Первая из приведенных формулировок представляет собой типичный пример декларации – нет ни раскрытия сути предлагаемой методики, ни ее отличия от существующих, ни значения научного результата. Вторая по форме уже более близка к предъявляемым требованиям, но именно по форме, поскольку в ней нет главного – раскрытия существа предлагаемых подходов. Подчас в один пункт новизны стараются «впихнуть» сразу несколько позиций, что не добавляет по сути, ничего. Внешне формулировка выглядит весьма солидно, но за этой солидностью – пустота, поскольку не раскрывается ни один из элементов формулировки. Примером такого подхода является следующая формулировка: -«Осуществлен анализ управления конкурентоспособностью предпринимательских структур в инвестиционно – строительной сфере на основе стоимостных методов, определены особенности капитализации инвестиций, установлены базовые положения системы управления конкурентоспособностью в инвестиционно – строительной сфере, выделены аспекты, с позиций которых можно оценивать эффективность применения методов проектного ценообразования в строительных и управляющих компаниях корпоративного и акционерного типов». Внешне формулировка выглядит весьма солидно: «осуществлен», «определены», «установлены», «выделены», но за этой солидностью – пустота, поскольку ни один из представленных элементов не раскрыт. В литературе, посвященной требованиям к оформлению результатов диссертационного исследования часто отмечается, что при формулировке научной новизны необходимо отмечать, чем отличается полученный научный результат от ранее достигнутых, каков эффект от сформулированного научного результата, что дает его использование для теории и/или практики. Это верно, но кроме указанных характеристик формулировка научной новизны должна содержать главное: существо, содержание полученного результата. Если речь идет о концепции, то должно быть показано, в чем ее содержание и особенности, если о методики, то, что она в себя включает, если о модели, то, что и как она отражает, если о классификации, то на каких основах и критериях она основана, если о принципах, то каковы эти принципы. В противном случае раскрытие новизны не может быть признано полным. Учитывая последнее замечание, можно сформулировать основные составляющие пунктов научной новизны. Формулировка научного результата должна, во-первых, ясно отражать его содержание, во-вторых, показывать его отличия от результатов, полученных ранее другими учеными и в-третьих, отражать эффект от использования полученного автором результата. В качестве рекомендации можно предложить следующую словесную формулу: Предложен(а), обоснован, сформулирован, раскрыт…..(концепция, методика, алгоритм, способ, механизм, модель), состоящий, заключающийся… в (содержание новизны), отличающийся от…. (отличия от имеющихся в науке результатов), позволяющий, обеспечивающий….. (описание эффекта от использования полученного результата).
В качестве примеров того, как не следует и как можно формулировать результаты, отражающие научные результаты диссертации, приведем несколько примеров, взятых из реальных диссертационных исследований:
Отличия между первой и второй формулировками состоит в том, что, несмотря на то, что они отражают одного и того же носителя научной новизны (модель), в первом случае содержание предлагаемой модели не раскрывается, что не дает возможности понять, в чем же состоит ее содержание и оценить ее новизну. В отличие от этого, вторая формулировка отражает существо предлагаемой модели и косвенно указывает на сферу ее применения – принятие управленческих решений в процессе создания объектов коммерческой недвижимости. Вместе с тем и она не идеальна, так как из формулировки не ясно, чем отличается предлагаемая модель от уже разработанных ранее. Еще один пример:
В обоих случаях речь идет об алгоритме, но если в первом суть предлагаемого алгоритма остается не раскрытой, во втором указаны как смысл предлагаемых нововведений, так и его значение для системы управления девелоперскими компаниями и оценки его эффективности. В качестве в целом удачных формулировок научной новизны приведем еще два примера: - «На базе анализа факторов стоимости раскрыты возможности получения операционной синергии и финансовой синергии в международных M&A. Уточнено понятие синергического эффекта как «компонента инвестиционной стоимости бизнеса, возникающего в сделках по слияниям и поглощениям компаний, а также в случае дивестиций». - «Предложена усовершенствованная модель прогнозирования арендного дохода, основанная на коллокационном моделировании с учетом корректировочного коэффициента, рассчитанного в рамках оценочных технологий определения уровня арендного дохода, позволяющая снизить погрешности прогнозирования и получить корректные результаты при обосновании эффективных решений в сфере управления недвижимостью». Завершая сюжет о научной новизне, еще раз обратим внимание на то, что пункты научной новизны должны быть результатом решения поставленных в работе задач, поэтому между ними должно существовать содержательное соответствие. · практическая значимость работы отражается в выводах, предложениях и рекомендациях, сформулированных в диссертации и направленных на повышение эффективности функционирования экономики и его отдельных составляющих (предприятий, отраслей, регионов, народного хозяйства в целом). Подтверждением практической значимости диссертации являются: внедрение результатов исследований в практику, использование их при чтении учебных курсов, подготовленные на основе исследований учебники, учебные пособия и пр. · апробация работы содержит хронологическое перечисление конференций, форумов и иных мероприятий, на которых были представлены результаты работы, с указанием места и года проведения: «Результаты исследования были доложены на: ….» · внедрение результатов исследования: «Результаты работы внедрены в педагогический процесс на кафедре…; в практическую деятельность …....» и т.д. Внедрение должно быть подтверждено соответствующими актами, подписанными руководителями предприятий и организаций и заверенными в соответствующем порядке. · публикации по теме диссертации: «По теме диссертации опубликовано … работ, общим объемом в …… п.л., из них ….. работ в изданиях, рекомендованных ВАК. Требования к количеству публикаций могут отличаться в различных диссертационных советов, но, в целом, при защите кандидатской диссертации по экономическим наукам считается необходимым не менее 5-6 публикаций (в том числе в последнее время в большинстве диссертационных советов требуется не менее 3 публикаций в изданиях, рекомендованных ВАК), при защите докторской диссертации – не менее 35-40 публикаций (в том числе не менее 10-15 - в изданиях, рекомендованных ВАК. Подробнее о публикациях см. параграф 5.3 настоящей главы. · Краткая характеристика объема и структуры диссертации (количество глав, наличие приложений и т.д., общий объем работы) К произвольным (но желательным) элементам введения относятся: Методологическая и методическая основа исследования. В даннгом разделе, как правило, в общей форме указывается, на каких трудах базируется исследование (…труды отечественных и зарубежных ученых и специалистов в области……), какие применялись научные методы (… исследование проводилось с использованием системного подхода, методов логического и сравнительного анализа, …..), какие использовались информационные ресурсы (..информационной базой исследования послужили официальные статистические данные, материалы научных учреждений, периодической печати, законодательные и нормативные акты Российской Федерации, материалы ………). При указании на использование в работе тех или иных научных методов следует помнить, что на защите или у оппонентов может возникнуть вопрос: «Каким образом Вы использовали в работе методы, которые указаны в в диссертации и в автореферате? Поэтому желательно не брать на себя лишнего и указывать только те методы, которые реально использовались при работе над диссертацией (или, по крайней мере, есть видимость такого использования). Краткая характеристика работы · Во введении обосновывается актуальность темы, оценивается степень изученности проблемы, определяются цель, основные задачи исследования, его научная новизна, теоретическая и практическая значимость. · В первой главе «…………» проанализированы ……, показаны ………; рассмотрены ……… · Вторая глава «…………..» посвящена …………. · Предметом третьей главы «………….» являются ………………… · В заключении изложены основные выводы и предложения, обобщены результаты работы, показаны направления дальнейших исследований. Основная часть диссертации состоит, как правило, для докторской диссертации из 6-8 глав, кандидатской диссертации 3-4 глав, причем для диссертаций по экономико-управленческой тематике более распространенным является разделение диссертации на три главы. В связи с таким разделением вспоминается диалог между вновь поступившим аспирантом и потенциальным научным руководителем: -И сколько же глав Вы предполагаете в диссертации? -Наверное, две.. -Две? Ну нет, голубчик, так не годится.. должно быть три! -Почему? -Ну, как же.. Тезис – антитезис – синтез… Как не крути, а три». Первая глава, чаще всего,посвящается изложению общих вопросов (теории, как часто говорят), носит обзорно-постановочный характер. Такой подход позволяет показать научную эрудицию соискателя, знание им используемых в работе понятий, владение литературой по теме диссертации, оценить уровень изученности проблемы и сформулировать более полно и развернуто, чем во введении, задачи, решаемые в диссертации. Таким образом, осуществляется плавный переход от постановки задач во введении к их развернутому обоснованию и подходам к их решению. Необходимой частью первой (или второй, при ином подходе к структурированию диссертации) является обзор литературы. Здесь заметим, мы говорим уже о третьем этапе работы с литературой: при определении идеи, выборе темы, и формулировании гипотезы диссертации речь идет об изучении литературы, на этапе работы над диссертацией – об анализе литературы, а сейчас – об обзоре литературы. Все это схожие понятия, но разница все же есть. В процессе обзора изученная литература критически оценивается в аспекте поставленной цели и задач исследования, показывается, что сделано по теме диссертации, какие результаты достигнуты, какие вопросы остались нерешенными или решены, на взгляд соискателя, неудовлетворительно. Это дает возможность определить место исследования в общем контексте ее изучения, показать, что соискатель владеет темой, подвести к выводам, что направление его исследования обосновано существующим уровнем ее разработки, а поставленные задачи важны и актуальны. Выводы из первой главы содержат краткую «выжимку» из предыдущих исследований, формулировку нерешенных ранее задач и представ Вторая глава является и с точки зрения структуры, и по существу, «центровой» при трехглавном построении работы. Она содержит развернутый анализ исследуемой проблемы, методологическое и методическое обоснование авторского подхода к ее разрешению и его позитивное развернутое изложение. В процессе анализа проблемы рассматривается актуальное состояние изучаемой сферы экономики, ее качественные и количественные характеристики, проводится анализ нормативно-правовой базы, исследуются статистические данные, первичная информация, полученная в ходе авторского исследования. Задача этой части главы – показать, что проблема, изучаемая в работе, не является схоластической, надуманной, она имеет реальное содержание, отражаемое цифрами, фактами, пробелами в законодательстве и т.д. На основе развернутого анализа проблемы формулируются направления и способы ее разрешения на основе использования и развития подходов, изученных и сформулированных в первой главе. Здесь автор должен показать, что нужно сделать для решения проблемы, с помощью каких приемов и методов научного исследования она может быть разрешена и применить научные методы для получения нового научного результата. Тем самым он показывает умение практически применять (развивать) научную методологию и получать с помощью ее новые научные результаты. В качестве таких результатов формулируются и раскрываются принципы, классификации, факторы, концепции, обоснования моделей, методик, механизмов и т.д. В выводах по второй главе формулируется краткая характеристика проблемы, предлагаемые и примененные для ее разрешения походы и методы, полученные научные результаты и их обоснование. Третья глава посвящена раскрытию и конкретизации научного и практического потенциала полученных ранее научных результатов. Здесь раскрываются возможности и направления применения разработанных концепций и т.д. в теоретическом познании или на практике, показываются полученные с помощью их применения результаты, формулируются предложения и рекомендации, основанные на полученном новом знании. Таким образом, третья глава развивает, уточняет и конкретизирует положения и выводы, сформулированные во второй главе. В ней теоретическое знание должно трансформироваться в свое практическое воплощение, что предполагает ее насыщение расчетами, рекомендациями, предложениями. В выводах по третьей главе кратко излагаются результаты применения новых научных результатов: «На основе проведенного исследования разработан, сформулирован..» В заключении подводятся итоги диссертационной работы. В начале формулируются основные выводы по результатам исследований, полученные научные и практические результаты, оценка полученного результата как вклада в теорию и практику. Здесь же указываются возможности применения полученных результатов, направления дальнейших исследований разрабатываемой в работе проблемы. Приводятся сведения об апробации, о полноте опубликования в научной печати основного содержания диссертации, ее результатов. Необходимо обратить внимание, что выводы по диссертации –это не сумма выводов по отдельным главам. Из заключения должно быть ясно, что именно отличает эту диссертацию от других, выполненных по тому же направлению исследований. Пункты заключения должны теснейшим образом связаны как с названием диссертации, целью и задачами исследований, научными положениями, выносимыми на публичную защиту. Говоря о структуре диссертации, особенно, о ее основной части, нужно заметить, что предлагаемая выше последовательность глав – это не единственный вариант. Может быть и иной подход, при котором в первой главе излагается постановка и анализ проблемы, вторая содержит изложение теоретических основ ее решения, а в третьей излагаются практические применения полученных результатов. При прикладной направленности диссертации последний вариант представляется даже предпочтительнее, поскольку позволяет более осмысленно подойти к анализу теоретических взглядов, воспроизвести в работе процесс познания: от непосредственного созерцания – к абстракции (теории) – и затем, вновь к практике, но уже со знанием теории. (Как видите, снова три главы получается). Главное достоинство научного языка – ясность Д.Лихачев
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 5620; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |