Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анализ уровня изученности проблемы и разработка концепции диссертации




После того, как идея диссертации сформировалась, а тема сформулирована, снова наступает этап работы с литературой. Но если на предыдущем этапе это чтение было, скорее «стрельбой по площадям», т.е. изучением значительного массива литературы для поиска собственной ниши, то теперь наступает время прицельной стрельбы.

На новом этапе работы с литературой наступает, время изучения и, что особенно важно, анализа литературы, непосредственно связанной с тематикой диссертации. Цель этого анализа – получение, по возможности, максимально полной и достоверной информации об уровне разработанности проблемы, ее основных аспектов, которые находятся в поле зрения исследователей, применяемой системы аргументации, спорных или недоказанных положений.

При анализе литературы полезно обратить внимание на следующие аспекты:

Во-первых, анализ литературы не является самоцелью. Его задача состоит в том, чтобы подтвердить научную актуальность работы, оценить полученные в ходе предшествующих исследований результаты, создать систему аргументации разрабатываемой в диссертации концепции. В ходе анализа не следует скатываться на написание рецензии на ту или иную работу (это другой жанр). В диссертации (если она не пишется целенаправленно по истории экономических учений) литература анализируется под углом зрения целей диссертационного исследования. Например, если диссертация посвящена управлению инвестициями в объекты недвижимости, а одна из задач, в связи с этим сформулирована как «выявление особенностей недвижимости как объекта инвестиций», то без определения понятий «инвестиции» и «недвижимость» не обойтись, но это не означает, что нужно приводить все имеющиеся в литературе определения понятия «недвижимость», достаточно упомянуть авторов, которыми давалось такое понятие, показать отличия в имеющихся определениях и присоединиться к одному из них или сформулировать свое в аспекте расссмматриваемой проблематике. Аналогично, при анализе особенностей недвижимости как объекта инвестирования не нужно пересказывать все содержание посвященных этому работ, достаточно указать, в каких работах эта проблема рассматривалась, какие особенности недвижимости при этом выделялись, насколько аргументировано и полно выявлены эти особенности и, если нет, то показать, в чем недостатки имеющихся подходов и на этой основе сформулировать и обосновать свой подход. При этом, конечно, нужно иметь в виду, что при сформулированной выше темы диссертации вся рассматриваемая проблематика должна раскрываться в том смысле, что особенности недвижимости как объекта инвестирования – это факторы, которые должны быть учтены в процессе управления инвестициями в недвижимости. Иначе говоря, должна быть прослежена цепочка: недвижимость как объект инвестировения – особенности недвижимости как объекта инвестиций – управление инвестициями в недвижимость.

Второй аспект анализа литературы состоит в том, что в ходе его должны быть рассмотрены как работы близких соискателю по взглядам, подходам, аргументации авторов, так и оппонентов, авторов противоположных, несовпадающих позиций. Как первые, так и вторые необходимы для подготовки потенциальной научной работы. Первые подсказывают соискателю логику и направления поисков, возможные аргументы и обоснование его позиции, вторые – дают возможность проверить, подтвердить (а, возможно, в чем-то и откорректировать) позицию диссертанта, найти новые аргументы для ее утверждения.

Третий аспект состоит в том, что при изучении и анализе литературы необходимо обращать внимание на два типа работ, в которых рассматривается проблематика, интересующая диссертанта. Во-первых, это классические, прошедшие испытание временем работы, в которых содержатся истоки, основы подходов к изучению той или иной проблемы. Во-вторых, это актуальные публикации проблемного, постановочного характера в научных журналах и сборниках, материалы научных дискуссий, конференций и пр. Первые необходимы для того, чтобы понять, откуда и почему возникли те или иные подходы, концепции, определения и т.д., чтобы опираться на те труды, где тот или иной подход, теория разрабатывались и формулировались, а не только повторялась. Найти такие работы достаточно несложно, их, как правило, немного, и они часто упоминаются и цитируются в литературе (правда, подчас этими цитатами знакомство с такими трудами и ограничивается). Нужно лишь не полениться, проявить настойчивость и добраться до этих первоисточников. Принадлежа перу видных ученых, такие важны не только с точки зрения той информации, которая в них содержаться, но и потому, что они дают возможность познакомиться с образцами, действительно, большой науки, заставляя и диссертанта подтягиваться к их уровню.

Вторая группа публикаций позволяет познакомиться с современными взглядами на проблему, эмпирическими данными, еще раз сверить свое направление работы с возникающими среди исследователей, в том числе, в связи со свежими новыми фактами, с достижениями в исследовании смежных отраслей.

Анализ литературы в разрезе темы исследования непосредственно связан с формированием концепции диссертации. Под концепцией, как уже отмечалось выше, понимается общая руководящая идея, определяющая ракурс, в соответствии с которым формируется система знаний об изучаемом предмете. В данном случае, применительно к диссертации концепция представляет собой развернутый план диссертации, не обязательно жестко структурированный, но представляющий собой отражение центральной идеи работы, хода проводимого исследования, последовательности изложения материала и соотношения между отдельными фрагментами работы, потенциально возможных выводов, рекомендаций и предложений, которые могут быть полно сформулированы по итогам работы в целом. В концепции должны быть изложены цель работы и ее задачи, основные вопросы, которые должны быть рассмотрены для того, чтобы добиться их решения, указание на направление и содержание собственного исследования автора, описание привлекаемых материалов, последовательность изложение материала диссертации, связи между отдельными его фрагментами. От плана концепция отличается не только степенью формальности (план имеет более жесткую структуру) и объемом (концепция диссертации – это 3-5 страниц текста в отличие от плана, умещающегося на одной странице).

Главное – в том, что изложение материала в концепции должно носить ярко выраженный проблемный характер:

-формулирование научной проблемы или задачи (что должно быть сформулировано, показано и аргументировано в работе), возможные гипотезы их решения;

-определение путей достижения поставленной цели (для того, чтобы достичь сформулированных выше целей, необходимо рассмотреть…, выявить….., провести….);

-описание материала, который должен быть привлечен, изучен и обобщен в ходе работы над диссертацией (для доказательства выдвигаемых в работе положений будет изучена научная литература, посвященная таким вопросам как…, проанализированы нормативные документы, отражающие…., собраны, обобщены и проанализированы статистические данные, иллюстрирующие……..);

- последовательность отражения в тексте диссертации отдельных частей (фрагментов) исследования, связи и переходы от одного фрагмента к другому, возможные варианты агрегирования (обобщения, объединения) отдельных фрагментов в их более крупные образования, которые станут параграфами и главами диссертации.

Выделение разработки концепции в качестве одного из этапов работы над диссертацией может показаться чем-то излишним, дублирующим план. Однако, с этим вряд ли можно согласиться. Нужно заметить также, что определенная концепция работы всегда так или иначе, формулируется соискателем, но присутствует в большинстве случаев в «виртуальном» виде, в его голове. Формализация ее в качестве отдельного, хотя и внутреннего, документа, дисциплинирует исследователя, позволяет сосредоточиться на главном, необходимом для доказательства выдвигаемых в диссертации положений, «не растекаться мыслью по древу», освободить себя от изучения лишней информации, не «потонуть» в материале, сэкономить время для поиска ответов, действительно, важных с точки зрения реализации идеи диссертации, и, в конечном счете, представить диссертацию как единое целостное исследование.

Автор настоящего пособия считает, впрочем, что концепция диссертации должна рассматриваться, не только как документ, предназначенный для автора диссертации и его научного руководителя (консультанта). Подготовка концепции диссертации и ее обсуждение на кафедре, рабочей группе и т.д. может рассматриваться как одна из «контрольных точек» в работе соискателя над диссертацией. Публичное представление концепции, в определенном смысле, ее защита перед коллегами позволяет еще раз критически осмыслить направление и логику исследования, отточить аргументацию автора, побудить его к внесению корректировок в собственную позицию. К тому же такое представление диссертации позволяет и лучше понять уровень подготовки соискателя, его способность к подготовке полноценной научно-квалификационной работы соответствующей степени.


Мало знать, надо и применять. Мало хотеть, надо и делать.

Я. Райнис




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1248; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.