КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Задачи учебной дисциплины
И ее значение в формировании инженера Место учебной дисциплины в учебном процессе
Курс высшей математики для подготовки специалиста по специальности 080502 экономика и управление на предприятии агропромышленного комплекса является составной частью цикла общих математических и естественнонаучных дисциплин и фундаментальной подготовки студентов. Его основное назначение состоит в формировании базы научных знаний специалиста, а также в выполнении развивающей функции (реализация интеллектуального потенциала), в формировании познавательной активности, творческой деятельности.
Цель учебной дисциплины Цель преподавания математики состоит в подготовке студентов к профессиональной деятельности по ряду ее аспектов: 1. Обучение фундаментальным разделам математики, имеющих основополагающее значение для изучения других учебных дисциплин и для будущей профессиональной деятельности, на основе которых возможна последующая образовательная, самообразовательная деятельность. 2. Ознакомление с видами деятельности (производственно-техническая, исследовательская, организационно–управленческая) по применению знаний математики в решении прикладных задач. 3. Формирование профессиональной мотивации получения знаний. 4. Раскрытие (реализация) интеллектуального потенциала студентов. 5. Воспитание культуры мышления (точность знаний, аккуратность, строгость действий по алгоритму, творчество).
Задачи дисциплины – сформировать общие представления о моделях и методологии современного специалиста, применяемой в профессиональной деятельности, прогрессивных технологиях и технических средствах производства на основе изучения и освоения математических методов обработки информации, создать условия для интеллектуального развития студентов, в том числе: 1. Организовать изучение основ современной математики (теория множеств, понятия структуры, изоморфизма, теоретико-множественные понятия отношения и отображения (функции), аксиоматический метод (концепция современной математики А.Н.Колмогорова). 2. Организовать освоение языка современной математики (на базе теоретико-множественного и логического языков). 3. Познакомить студентов с основными видами математических моделей, математическими методами решения задач (преобразования моделей), их алгоритмами. 4. Воспитывать математическую культуру, привить навыки современного математического мышления. 5. Организовать изучение основных математических методов и их алгоритмов, необходимых для постановки и оптимального решения профессиональных задач с применением математики. 6. Привить навыки использования математических методов и основ математического моделирования в практической деятельности, 7. Иллюстрировать значение математики для успешного обучения в вузе, профессиональной деятельности, раскрывать межпредметные связи математики с другими дисциплинами. 8. Способствовать развитию интеллектуальных качеств будущего специалиста, творческого мышления. Фундаментальность математической подготовки включает в себя достаточную общность математических понятий и конструкций, обеспечивающую широкий спектр их применимости, разумную точность формулировок математических свойств изучаемых объектов, логическую строгость изложения математики, опирающуюся на адекватный современный математический язык. Воспитание у студентов математической культуры включает в себя ясное понимание необходимости математической составляющей в общей подготовке специалиста, выработку представления о роли и месте математики в современной цивилизации и мировой культуре, умение логически мыслить, оперировать с абстрактными объектами и быть корректным в употреблении математических понятий и символов для выражения количественных и качественных отношений. Программа определяет общий объем знаний. Для того чтобы будущий специалист воспринимал ценности математики как науки, данная реализация программы имеет следующую макроструктуру: 1. Основные этапы становления математики и ее структур. 2. Основные математические понятия. 3. Основные виды и черты математического мышления. 4. Множества, числа, фигуры и образы. Отношения и отображения. 5. Конечные и бесконечные множества. Основные структуры на множествах. 6. Метод координат. Его развитие и применения. 7. Математическая реализация идей непрерывности и дискретности. 8. Математические модели. Построение и преобразование математических моделей. 9. Математические методы, их математическое обоснование и алгоритмы. 10. Математика случайного. Статистические закономерности малых выборок. 11. Математический анализ связей и факторов. Математические методы проверки гипотез. Экспертные оценки. 12. Роль математики в естественнонаучных, инженерно-технических и гуманитарных исследованиях. Методы решения интеллектуальных задач в различных сферах человеческой деятельности. В курсе математики предусматривается выполнение вычислений с применением персональных компьютеров. Стержневые проблемы дисциплины: математическое моделирование, математические методы обработки информации, систематизация знаний студентов как внутри цикла общих математических и естественнонаучных дисциплин, так и в профессиональной подготовке в целом, интеллектуальное развитие студентов.
Требования к уровню подготовки студентов Освоивший программу специалист должен иметь представление о значительном числе математических понятий, что даст ему возможность корректного применения математики в практической деятельности и позволит успешно повышать свою квалификацию.
В результате изучения дисциплины студенты должен:
- знать курс высшей математики в объеме, предписываемом стандартами (аналитическая геометрия и линейная алгебра; последовательности и ряды; дифференциальное и интегральное исчисления; векторный анализ и элементы теории поля; гармонический анализ; дифференциальные уравнения; численные методы; функции комплексного переменного; элементы функционального анализа; вероятность и статистика: теория вероятностей, случайные процессы, статистическое оценивание и проверка гипотез, статистические методы обработки экспериментальных данных.). - иметь навыки математического моделирования прикладных и реальных проблем, оптимального выбора метода их решения, анализа и оценки полученных результатов; - уметь решать математические задачи до числового или другого требуемого результата (формулы, графики, качественные выводы и т.д.); - обосновывать эффективность решения профессиональных проблем, требующих знаний общих математических и естественнонаучных дисциплин; - уметь анализировать тенденции развития системы профессионального образования, социально значимые проблемы и процессы; - понимать возможности современных научных методов познания и владеть ими на уровне, необходимом для решения задач, имеющих естественнонаучное содержание и возникающих при выполнении профессиональных функций; - владеть культурой мышления, знать его общие законы; - обладать способностью к проектной деятельности в профессиональной сфере, уметь строить и использовать модели описания и прогнозирования различных явлений, осуществлять их качественный и количественный анализ; - уметь поставить цель и сформулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций, уметь использовать для их решения методы изучаемых наук; - иметь навыки самостоятельного изучения учебной и научной литературы по математике.
Содержание учебной дисциплины Раздел 1. Элементы алгебры и аналитической геометрии
1.1. Матрицы. Действия с матрицами. Понятие обратной матрицы. Ранг матрицы. 1.2. Определители. Определители 2 – го и 3 - его порядков и их свойства. Миноры и алгебраические дополнения. Разложение определителя по элементам какого–либо ряда. Определители n – го порядка. 1.3. Системы линейных уравнений, их решение. Матричная запись системы линейных уравнений. Метод Гаусса. Правило Крамера. 1.4. Векторы. Линейные операции над векторами. Теоремы о проекции вектора на ось. Понятие линейного пространства. Координаты вектора. Линейно - независимые векторы. Базис. Разложение вектора по базису. Направляющие косинусы и длина вектора. Скалярное произведение векторов, его свойства, выражение в координатной форме. Длина вектора и угол между двумя векторами. Условие ортогональности двух векторов. Применение скалярного произведения в решении прикладных задач. 1.5. Прямая на плоскости. Понятие об уравнении линии на плоскости. Формы уравнения прямой на плоскости. Угол между прямыми. Условия параллельности и перпендикулярности прямых. Уравнение пучка прямых. Задачи, решаемые методом координат (расстояние между двумя точками, деление отрезка в данном отношении, расстояние от точки до прямой). 1.6. Кривые второго порядка. Кривые второго порядка: окружность, эллипс, гипербола, парабола, их геометрические свойства и уравнения. Применение геометрических свойств кривых в решении прикладных задач. 1.7. Плоскость и прямая в пространстве. Уравнения плоскости и прямой в пространстве. Угол между плоскостями. Условия параллельности и перпендикулярности плоскостей. Угол между прямыми. Взаимное расположение прямых в пространстве. Угол между прямой и плоскостью.
Раздел 2. Введение в математический анализ
2.1. Функция. Множество вещественных чисел. Функция. Область ее определения. Способы задания. Классификация функций. 2.2. Предел числовой последовательности. Числовая последовательность. Предел числовой последовательности. Сходящиеся и расходящиеся числовые последовательности. Признаки сходимости числовых последовательностей. Число e. Вычисление пределов числовых последовательностей. 2.3. Предел функции. Предел функции в точке. Односторонние пределы функции. Предел функции в бесконечности. Бесконечно малые и бесконечно большие функции в точке. Свойства бесконечно малых функций. Сравнение асимптотического поведения функций. Основные теоремы о пределах. Неопределенности и методы их раскрытия. Вычисление односторонних пределов. 2.4. Непрерывность функций. Непрерывность функций в точке и на множестве. Точки разрыва функции и их классификация. Действия над непрерывными функциями. Непрерывность основных элементарных функций. Свойства функции, непрерывной на замкнутом интервале (ограниченность, существование наименьшего и наибольшего значений, существование промежуточных значений).
Раздел 3. Дифференциальное исчисление функции одной действительной переменной
3.1. Производная функции. Задачи, приводящие к понятию производной. Общий подход к решению задач механики. Определение производной. Производные алгебраической суммы, произведения, частного функций. Производные сложных функций, обратных функций. Производные функций, заданных неявно и параметрически. Производные основных элементарных функций. 3.2. Дифференциал функции. Понятие функции, дифференцируемой в точке. Дифференциал функции. Свойства первого дифференциала. Связь между непрерывностью и дифференцируемостью функции. Геометрический и механический смысл производной и дифференциала 1 – го порядка, их применение в решении прикладных задач. 3.3. Производные и дифференциалы высших порядков функций. Производные высших порядков функций, заданных явно, неявно, параметрически. Механический смысл производной 2 – го порядка. Дифференциалы 2 – го и высших порядков. Неинвариантность формы дифференциалов высших порядков. 3.4. Основные теоремы дифференциального исчисления. Основные теоремы дифференциального исчисления функции одной действительной переменной и их применение (теорема Ферма, точки экстремума функции; теоремы Ролля, Лагранжа, Коши, правило Лопиталя для раскрытия неопределенностей). 3.5. Исследование функций. Применение дифференциального исчисления для исследования функций и построения их графиков. Условия монотонности функций. Экстремумы функций, необходимое условие. Достаточные условия. Отыскание наименьшего и наибольшего значений функции, дифференцируемой на отрезке. Исследование выпуклости функции. Точки перегиба. Асимптоты функции. Общая схема исследования функции и построения ее графика. Примеры. 3.6. Формула Тейлора. Формула Тейлора с остаточным членом в форме Пеано и в форме Лагранжа. Представление функций ex, sin(x), cos(x), ln(1+x), (1+x)a по формуле Тейлора. Приложения формулы Тейлора.
Раздел 4. Неопределенный интеграл
4.1. Первообразная. Первообразная. Неопределенный интеграл и его свойства. Таблица интегралов. 4.2. Методы интегрирования. Непосредственное интегрирование, интегрирование по частям и заменой переменных. 4.3. Интегрирование рациональных функций. Многочлены. Теорема Безу. Основная теорема алгебры. Разложение многочлена с действительными коэффициентами на линейные и квадратичные множители. Разложение рациональных дробей на простейшие. Интегрирование рациональных функций. 4.4. Интегрирование иррациональных функций. Интегрирование иррациональных функций (степенные и тригонометрические подстановки), тригонометрических функций. Универсальная тригонометрическая подстановка. Выражения, не интегрируемые в квадратурах.
Раздел 5. Определенный интеграл
5.1. Определение определенного интеграла. Задачи, приводящие к понятию определенного интеграла. Интегральная сумма, определенный интеграл, его свойства, теоремы существования. Формула Ньютона – Лейбница. Определенный интеграл от нечетной и четной функции по симметричному промежутку. 5.2. Методы интегрирования. Интегрирование по частям, замена переменной в определенном интеграле. 5.3. Несобственные интегралы Несобственные интегралы с бесконечными пределами и от неограниченных функций. 5.4. Приложения определенного интеграла. Вычисление площадей плоских фигур, длины дуги, площади поверхности, объема тела вращения.
Раздел 6. Функции нескольких переменных.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 412; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |