Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Текст №5




Или

Изучаем стили речи и типы речи.

ИЗУЧАЕМ ТАКТИКУ.

 

Стили речи: 1) научный, 2) официально-деловой, 3) публицистический, 4) разговорный, 5) художественный разновидности литературного языка, которые различаются целью и задачами общения и соответственно языковыми средствами

Мы рассмотрим особенности двух стилей, с одним из которых тебе предстоит столкнуться на экзамене.

 

  публицистический стиль художественный стиль
функция 1) воздействие на сознание читателя; 2) призыв к действию; 3) сообщение информации 1) воздействие на эмоции и чувства читателя; 2) эстетическое[6] воздействие
жанры статья, очерк, ораторская речь, репортаж проза, поэзия, драма
черты призывность, логичность, эмоциональность, оценочность, образность смешение стилей, образность, эмоциональность. Изображаемая действительность – авторский вымысел, его видение мира.
лексика нейтральная, высокая лексика, отвлеченные понятия, эмоционально окрашенные слова. Задача – передать адресату впечатления от события слова широкой сферы употребления, часто обыгрываются многозначные слова
построение предложения короткие, рубленые фразы; безглагольные фразы, риторические вопросы, восклицания, повторы использование фигур речи, в поэзии – непрямой порядок слов.

 

Типы речи - текст (или фрагмент текста) с определенным обобщенным значением

 

Тип речи Цель Предмет типа речи Способ изложения Признаки
Описание (фото) представить предмет описания в сознании читателя лицо (человек, животное), место, действительность, состояние (человека, окружающей среды) одновременное проявление признаков признак 1 + признак 2 + признак 3… преобладают существительные, прилагательные
Повествование (фильм) передать последовательность различных действий событие, действие временная последова­тель­ность событий событие 1 + событие 2 + событие 3… чаще глаголы прошедшего времени совершенного вида
Рассуждение (поток мыслей) изложить, разъяснить или подтвердить какую-либо мысль мысли, суждения, предположения обоснование мысли суждение 1 + суждение 2 + суждение 3 вводные слова, союзы однако, но, хотя, несмотря на то что

Описание может быть представлено в обоих стилях, повествование обычно – в художественном, а рассуждение – в публицистическом.

 

ТРЕНИРУЕМСЯ

(1) Я снова в городе, в двухэтажном доме… (2) Он стоит боком на улицу, в каждом этаже по восемь окон, а там, где должно бы находиться лицо дома, - по четыре окна… (3) Перед домом распластался грязный овраг… (4) Налево овраг выходит к арестантским ротам; направо, в конце оврага, киснет илистый Звездин пруд, а центр оврага – как раз против дома. (5) Место донельзя скучное, нахально-грязное; осень жестоко изуродовала сорную глинистую землю, претворив ее в рыжую смолу, цепко хватающую за ноги. (6) Я никогда еще не видал так много грязи на пространстве столь небольшом, и после привычки к чистоте поля, леса, этот угол города возбуждал у меня тоску. (7) За оврагом тянутся серые, ветхие заборы, и далеко среди них я вижу бурый домишко, в котором жил зимою, будучи мальчиком в магазине. (8) Близость этого дома еще более угнетает меня. Почему мне снова пришлось жить на этой улице?

(По М. Горькому)

1. Как бы ты озаглавил текст?

__________________________________________________________________________

 

2. Кратко сформулируй позицию автора, его ощущение от увиденного.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3. Подчеркни в тексте все прилагательные. Попробуй заменить их синонимами. Какие прилагательные невозможно заменить синонимами? Почему?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

4. Выпиши ключевые слова (существительные), относящиеся к теме природы. Какие глаголы сочетаются с ними?

Существительные Глаголы
   

Как называется такой прием: метафора, сравнение, олицетворение, гипербола?

 

5. Заполни следующую таблицу и определите тип речи:

Цель текста?    
Какие части речи преобладают?    
Что вы видите перед собой, когда представляете то, что изобразил автор?  
Какова композиция текста?  
Какой тип речи преобладает в тексте?    

 

6. Пользуясь таблицей в разделе «Изучаем тактику», определи стиль речи.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 583; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.