КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Инициатива Microsoft Enterprise Services
Корпорация Microsoft в 2000 году предложила методологию управления ИТ инфраструктурой Microsoft Operations Framework (MOF), в основе своей также опирающуюся на ITIL. MOF, наряду с Microsoft Solutions Framework (MSF) и Microsoft Readiness Framework (MRF), является одной из составляющих инициативы Microsoft Enterprise Services [40]. Каждая из методологий ориентирована на управление информационной системой предприятия на определенной стадии ее жизненного цикла: MSF — в период создания системы, MRF — в период внедрения и обеспечения готовности к функционированию, MOF — на стадии эксплуатации системы. В настоящее время (с 2009 года) поддерживается модель MOF v4.0, хотя до сих пор нет достаточно полного и непротиворечивого перевода версии на русский язык. Поэтому рассмотрим сначала методологию на примере предыдущей версии, а в конце изложения дадим краткий комментарий к новой. MOF v3 включает в себя три основные модели: - модель процессов (MOF Process Model); - модель команды (MOF Team Model); - модель управления рисками (MOF Risk Model). Все процессы в MOF Process Model представлены в виде 20 функций управления услугами (Service Management Functions, SMF). Управление всеми изменениями, происходящими в ИТ инфраструктуре, реализуется путём группировки взаимосвязанных и синхронизированных между собой и с основной деятельностью организации изменений в рамках так называемых «выпусков», каждый из которых может планироваться и управляться отдельно. Модель процессов описывает жизненный цикл такого выпуска. SMF-функции распределены по четырем квадрантам (рис. 5.2). Если основная часть процессов строго следует идеологии ITIL и является, по сути, независимой от конкретной ИТ платформы, то процессы, представленные в квадранте «Обслуживание», адаптированы для продуктов и технологий фирмы Microsoft.
Рис. 5.2. Модель процессов MOF
Дадим краткую характеристику «оригинальных» процессов, не предусмотренных библиотекой ITIL. Управление выпусками (Release Management). Этот процесс обеспечивает контроль над выпусками изменений в системе и их интеграцией в рабочую среду системы и должен гарантировать, что все изменения в рамках выпуска согласованы, качественно спланированы и протестированы. Системное администрирование (System Administration) - текущее администрирование информационной системы. Процесс координирует деятельность всех остальных функций квадранта «Обслуживание». Администрирование системы безопасности (Security Administration) обеспечивает определение и текущий контроль параметров защиты ИТ инфраструктуры, корпоративной информации и ИТ услуг, контроль деятельности персонала с точки зрения информационной безопасности. Сетевое администрирование (Network Administration) — управление конфигурациями сетевых средств и обеспечение бесперебойной работы сетевой инфраструктуры системы. Мониторинг и управление системными сервисами (Service Monitoring and Control) - сбор актуальной информации о состоянии системных сервисов (состояние процессов, статусы запланированных заданий, параметры очередей, загрузка серверов, время отклика приложений и т. п.) и проактивное управление инцидентами. Администрирование служб каталога (Directory Services Administration) - поддержка корпоративной службы каталога, контроль приложений, взаимодействующих с каталогом, создание и изменение учетных записей и совершенствование структуры каталога. Управление хранением данных (Storage Management) - планирование архивации и восстановления данных, контроль над системами хранения (доступность, емкость, производительность), оценка потребностей в расширении спектра услуг по резервированию данных в будущем. Календарное планирование работ (Job Scheduling) - организация процесса выполнения работ для достижения наибольшей эффективности использования ресурсов ИТ службы и выполнения требований SLA. Управление исходящей информацией (Print and Output Management) - управление процессами печати и информацией, предоставляемой в отчетах. Управление людскими ресурсами (Workforce Management) - выработка и реализация рекомендаций по набору, мотивации и продвижению ИТ персонала. Четвёртая редакция модели (MOF 4.0) несколько перегруппировала процессы без особых изменений в их сути. *** Модель команды MOF Team Model отражает процесс создания распределенной команды специалистов, управляющей территориально распределенной ИТ инфраструктурой. Модель позволяет использовать опыт взаимодействующих с Майкрософт ИТ служб в деле построения команды, распределения ролей и их основных функциональных обязанностей, даёт рекомендации по масштабированию команды в зависимости от размера и типа организации и принципам совмещения ролей. В модели команды описаны шесть ролей, сгруппированных по функциональному признаку: - «Выпуск» - планирование и выполнение изменений; - «Инфраструктура» – управление распределённой ИТ средой; - «Поддержка» – поддержка пользователей; - «Обслуживание» – выполнение текущих операций по обслуживанию элементов системы; - «Безопасность» – управление корпоративной политикой безопасности ИТ; - «Партнёрство» – управление взаимоотношениями с партнёрами и внешними поставщиками сервисов. Участие представителей тех или иных ролей в процессах модели MOF представлено на рис. 5.3.
Рис. 5.3. Связь между процессами и ролями ИТ персонала в MOF
Конкретные организационные структуры ИТ служб и фактическое распределение функциональных обязанностей персонала могут сильно различаться в зависимости от масштаба организации и иных требований. При распределении ролей должны учитываться реальные зоны обслуживания и ответственности, а также такие во многом противоречивые требования, как отсутствие дублирования ответственности и обеспечение взаимозаменяемости ИТ персонала и проч. ***
Модель управления рисками MOF Risk Model имеет весьма общий характер и адаптирована для случаев, с которыми ИТ персонал сталкивается достаточно регулярно, последовательно повышая качество предоставления ИТ услуг. По сути, такая модель должна быть встроена в каждую роль и SMF-функцию, имея ввиду в первую очередь риски срыва выполнения условий SLA. Каждый риск проходит пять предусмотренных моделью этапов, и, как правило, не один раз: - идентификация (Identify) - определение причин риска, условий его возникновения и возможных последствий для сервиса/роли/системы; - анализ (Analyze) - определение вероятности возникновения риска и его влияния на различные элементы и связи системы; - планирование (Plan) - выбор мероприятий, позволяющих избежать риска полностью, перевести его в другую категорию или уменьшить его влияние на систему, разработка плана конкретных действий; - отслеживание риска (Track) - сбор информации об изменениях с течением времени различных параметров риска; - управление (Control) - выполнение плана действий при возникновении рискового события. В случае, если риск становится несущественным, его исключают из списка рисков, если нет – происходит возврат в цикл управления на этап анализа. В заключение отметим некоторые особенности 4-ой версии MOF. Модель в значительно большей степени приближена к третьей версии ITIL, взаимосвязь между процессами жизненного цикла и общим управлением выражена более рельефно [40]. Методика оперирует такими группами понятий, как: 1. процессы, люди и технологии (Process, People, and Technology, PPT); 2. стратегия, тактика и операционная деятельность (Strategy, Tactics and Operations, STO); 3. разделение обязанностей (Separation of Duties, SoD); 4. усовершенствованная модель стратегического согласования (ИТ и бизнеса) (the Strategic Alignment Model Enhanced, SAME); 5. Цикл Деминга (Deming’s Plan-Do-Check-Act Management Cycle). Ядро управления жизненным циклом услуги согласно MOF 4.0 состоит из трёх фаз: планирования (Plan), развертывания (Deliver) и операционной деятельности (Operate), базирующихся на процессах одного общего уровня – уровня управления (Manage). Основные SMF функции фазы планирования (Plan): · функция согласования бизнеса и ИТ (Business/IT Alignment SMF); · функция обеспечения надёжности (Reliability SMF); · функция управления политиками (Policy SMF); · функция управления финансами (Financial Management SMF). Основные SMF функции фазы развертывания (Deliver): · функция ознакомления (Envision SMF); · функция проектного планирования (Project Planning SMF); · функция создания (Build SMF); · функция стабилизации условий выполнения услуги (Stabilize SMF); · функция размещения (Deploy SMF). Основные SMF функции фазы операционной деятельности (Operate): · функция операционной деятельности (Operations SMF); · функция мониторинга и управления сервисом (Service Monitoring and Control SMF); · функция поддержки пользователей (Customer Service SMF); · функция управления проблемами (Problem Management SMF). Основные SMF функции уровня управления (Manage): · функции взаимодействия с государственными органами, управления рисками и обеспечения законопослушности Governance, Risk, and Compliance SMF; · функции управления изменениями и поддержки конфигурации (Change and Configuration SMF); · функция команды (Team SMF).
Таким образом, рассмотренная методика может быть полезна для построения моделей информационной системы в части: - декомпозиции процессов управления ИТ инфраструктурой; - распределения функционала ИТ службы по ролям; - использования общей модели процесса управления рисками.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 628; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |