КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Shape shape shape
Классификация системы процессов организации В самом общем виде система деловых процессов в организации может быть представлена как взаимосвязь трёх больших групп: процессы основной деятельности, процессы управления и процессы обеспечения (вспомогательные) (рис. 4.2).
Рис. 4.2. Взаимосвязь трёх групп процессов Основные бизнес-процессы образуют жизненный цикл продукции системы, создают ее потребительскую ценность для клиентов. Обычно они описываются по производственно-коммерческим цепочкам: определение потребностей клиента - реализация запроса - послепродажное сопровождение и мониторинг удовлетворения потребностей. Процесс «реализации запроса клиента» может быть декомпозирован на следующие процессы более низкого уровня: - разработка (проектирование) продукции, включая конструкторскую, технологическую и частично организационную подготовку производства; - закупка товаров, материалов, комплектующих изделий; - транспортировка закупленного от поставщика производителю; - разгрузка, складирование и хранение закупленного; - производство (со своим технологическим циклом и внутренней логистикой, начиная с организационной его подготовки); - складирование и хранение готовой продукции; - отгрузка готовой продукции (консервация и упаковка, погрузка, доставка); - пуско-наладка продукции у потребителя, если это необходимо для обеспечения применения; - оказание услуг в связи с эксплуатацией и последующей утилизацией продукции. В стандартах серии ISO-9000 приведены многие из этих процессов в качестве обязательных и подлежащих сертификации. В зависимости от конкретного вида деятельности приведённый перечень может быть сокращён. При потоковом описании процессов производится их дальнейшая декомпозиция на процедуры более низких уровней, вплоть до отдельных операций, или подпроцессы по детализации продуктовой номенклатуры. При моделировании основных процессов необходимо при любых базисах учитывать и отображать цепочки, влияющие на значимые характеристики результата,а классификатор результатов, содержащий перечень отчуждаемых продуктов и/или изменений состояния системы, должен быть связан с классификатором, определяющим по каждому результату возможные формы реакции среды (потребителей и проч.) в виде материального или морального вознаграждения (или наказания) за результат, а также оценка степени удовлетворения потребностей участников процесса. Значимые характеристики результата связаны между собой продуктом системы, к которому они относятся, субъектами и объектами системы, участвующими в их получении как измерители или объекты измерения, а также субъектами внешней среды, потребляющими или оценивающими результат деятельности системы. Процессы управления имеют целью выработку, принятие и контроль исполнения управленческого решения. В управлении компанией консультанты фирмы БИГ выделяют 7 функциональных областей менеджмента [33]: - стратегическое управление; - организационное проектирование (структуризация) системы; - маркетинг; - финансово-экономическое управление (в т.ч. учет); - логистика и организация основных и обеспечивающих процессов; - менеджмент качества продукции и управления; - управление персоналом. Другая возможная систематизация функций управления, связана с понятием управленческого цикла (анализ, прогноз, планирование, организация, распорядительство, координация, контроль). Процессы управления, в отличие от основных бизнес-процессов, при их декомпозиции по методике ф. БИГ чаще образуют не цепочку компонент типа вход — выход (если рассматривать их по стадиям управленческого цикла), а являются соподчиненными. На вершине иерархии находится уровень стратегического управления, решения которого определяют базовые параметры и принципы деятельности для остальных компонент. Предметом управления для остальных функциональных областей являются либо отдельные основные и обеспечивающие процессы, либо отдельные ресурсы системы, либо взаимодействие с внешней средой. Согласно некоторым подходам [33], в процессах управления выделяются два типа процессов: «менеджмент ресурсов»и «менеджмент организации», которые отличаются по типу объекта управления, базовым моделям и по характеру своего управленческого цикла. При этом модель управленческого процесса становится двухуровневой (рис. 4.3). Управление ресурсами строится обычно на расчете или имитационном моделировании и контроле результатов. Основные стадии цикла: - выбор целевого критерия оценки качества решения; - сбор информации о ресурсах системы или возможностях внешней среды; - расчет вариантов (с различными предположениями о возможных значениях параметров); - выбор оптимального варианта и принятие решения; - доведение решения до исполнителя; - учет результатов и отчетность; - сравнение с принятым критерием оценки, т.е. контроль результатов; - анализ причин отклонений и регулирование.
Рис. 4.3. Двухуровневая модель управленческого процесса
Организационный менеджмент строится на результатах структурного или процессного моделирования и процедурного контроля. Основные стадии цикла: - определение состава задач обособленных функций, операций; - выбор исполнителей, распределение зон и степени ответственности; - проектирование последовательности и порядка исполнения процедур; - согласование и утверждение регламента исполнения, процесса, плана мероприятий; - доведение решения до исполнителя; - отчетность об исполнении; - контроль исполнения (процедурный контроль); - анализ причин отклонений и регулирование. Для приведения моделей деятельности в соответствие с мотивами и целями участников процесса полезно бывает более детально представить среди управленческих процессов процессы целеполагания. Для этого вводятся функциональные блоки согласования целей участников процесса, входами которых будут мотивы деятельности персонала и менеджмента; управлениями – правила и обычаи производственных отношений, внешние цели организации (определяемые собственниками или учредителями), выходами – в той или иной степени согласованные, но различные цели управленцев и персонала в рамках системы; механизмами – участники процессов, государство и общество в лице их представителей. Следующий блок – разработка управленческих процессов, на входе которого – теоретические модели управления и опыт организации, а управляют этим согласованные цели, отраслевые правила и нормы управления. Результат (выход блока) – управленческий регламент и структура организации вплоть до её штатного расписания. При моделировании процессов управления человеческими ресурсами необходимо, среди прочих, отображать процессы обучения и накопления опыта (технологического, управленческого, опыта совместной работы в коллективе и со смежниками и т.п.). Так описывается обратная связь от результатов основной и управленческой деятельности к согласованию целей. Процессы обеспечения создают и поддерживают необходимые условия для выполнения основных функций и функций управления. Клиенты обеспечивающих процессов находятся, как правило, внутри системы. На верхнем уровне детализации обычно выделяют стандартные процессы обеспечения [33]: Обеспечение действующего производства: - конструкторское обеспечение (не путать с конструкторской подготовкой); - технологическое обеспечение; - метрологическое обеспечение; - охрана труда и поддержка техники безопасности; - экологический контроль и т.п. Обеспечение управления: - организационное и оперативно-диспетчерское обеспечение управления производством; - юридическое обеспечение; - обеспечение безопасности организации; - материально-техническое обеспечение управления и т.п.; Многие обеспечивающие процессы в равной мере относятся как к основной, так и к управленческой деятельности: - техобслуживание, реконфигурация и ремонт оборудования; - обеспечение организации теплоэнергоресурсами; - обслуживание и ремонт зданий и сооружений; - информационное обеспечение; - поддержка информационных технологий; - обеспечение общего и технологического документооборота; - коммуникационное обеспечение (связь); - хозяйственное обеспечение; - обеспечение коммунальными услугами; - транспортное обслуживание и т.п. Как правило, процессы обеспечения реже, чем основные, подвергается детальному потоковому описанию. Отчасти это объясняется их зависимостью, достаточно тесной «привязкой» к основным процессам и, как следствие, весьма ограниченной возможностью самостоятельной их оптимизации. Для реализации большинства таких процессов достаточно бывает должностных регламентов и специальных инструкций. Вопросы для самоконтроля 1. Какие процедуры управления качеством определены стандартом ИСО 9001:2000 обязательными для документирования? 2. По каким базисам возможна систематизация функций управления? 3. Чем различаются два типа процессов: «менеджмент ресурсов»и «менеджмент организации» и в какой взаимосвязи они находятся? 4. Перечислите основные виды обеспечивающих процессов.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 414; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |